Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Какие бывают животные?»
Пояснительная записка к презентации
Тема: «Какие бывают животные?»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках.
Задачи:
1. Рассмотреть зависимость строения животных от их образа жизни;
2. Познакомить с интересными фактами из жизни животных.
3. Воспитывать бережное отношение к животным и природе.
Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Оборудование: учебник А.А. Плешаков « Окружающий мир», презентация к уроку, карточки, наглядный материал.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Слушать, думать, отвечать.
– Природа нас одарила умом для того, чтобы мы всю жизнь разгадывали её тайны. (Леонид Сухоруков)
2. Актуализация знаний уч-ся.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нём.
- О чём эта загадка? (лес)
- Из каких трёх ярусов состоит лес? (деревья, кустарники, травы)
- Приведите примеры деревьев, кустарников, трав? (6-8 ответов)
Чем они отличаются лиственные и хвойные деревья?
Лиственные деревья -встают девочки, хвойные деревья - мальчики.
Сосна, липа, клён, ель, орех, папоротник, шиповник, кедр, берёза.
Что такое хвоинки?
– Почему лес называют "лёгкими" планеты? (лес - фабрика по выделению кислорода, он нужен для жизни всего живого)
– Как нужно охранять лес? (не жечь костры, сажать новые деревья, не вырубать).
– Муравьишка Вопросик прислал вам письмо с загадками. Отгадайте загадки:
Отгадайте их и скажите, к какому ярусу относится каждое растение: к деревьям, кустарникам, травам?
1.В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня
В зелёном кафтане.
Богач невелик,
А орешками наделит. (орешник)
– К какому ярусу относится орешник?
2.Только тронь -
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь. (крапива)
– Крапива, к какому ярусу относится?
3.Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок,
Белые реснички. (ромашки)
Ромашки, к какому ярусу относятся?
4.Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей
А сушеная в запас
От простуды лечит нас. (малина)
– К какому ярусу относится малина?
5.Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
– К какому ярусу относится дуб?
6.Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (берёза)
– Ребята, что вы можете рассказать интересного об этих растениях?
Ответы детей.
Крапива – полезное растение. Из неё можно приготовить великолепные щи и много других блюд. Витаминов в молодой крапиве больше, чем в ягодах чёрной смородины.
Берёза – это дерево высотой до 30 метров, с белой гладкой корой. Продолжительность жизни до 120 лет. Из бересты плели красивые короба, сумки. В древности на бересте писали.
Дуб – лиственное дерево, высотой до 50 метров, с мощным ветвистым корнем, достигающее возраста в 1000 лет, а иногда и более. Дуб боится морозов. Молодые листья и стебли погибают при заморозках весной. Чтоб уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть поздно.
Орешник по-другому называют лещиной. Форма листьев дала основание русского названия - как туловище у рыбы леща. Этот кустарник живёт до 90 лет.
В Древнем Риме и Греции лещину считали священной и верили, что ветка кустарника может указать, где зарыты сокровища, потушить огонь, прекратить наводнение. Орех считался символом жизни и бессмертия.
– Молодцы, ребята!
3. Сообщение темы и целей урока.
Послушайте музыку, посмотрите на экран и сформулируйте тему урока….
Сегодня на уроке мы будем говорить о животных. А о чём именно, прочитайте на стр.60 (Узнаем, на какие группы можно разделить животных, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем учиться находить новую информацию в рассказах о животных)
– В лесу мы можем увидеть не только растения, а ещё и животных.
Хотели бы вы больше узнать о животных?
Ну что ж, совершив необычное путешествие по лесу, мы сможем ответить на главный вопрос урока:
«Какие бывают животные?»
4. Работа над новой темой. Работа в группах.
– А кто живет в нашем лесу?
Дети: – Медведь, лиса, заяц…
Учитель: – Сегодня нам нужно провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных.
Мы с вами разобьемся по группам согласно вашим карточкам и начнем наше исследование.
Учитель: – Возьмите большой конверт – в нем ваше первое задание.
– В больших конвертах подготовлены рисунки животных:
1-я группа – окунь, ёрш, кузнечик, карась;
2-я группа – тигр, лиса, муха, волк;
3-я группа – ласточка, дятел, мышь, синица.
4-я группа – стрекоза, бабочка, ворона, жук.
– Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.
На доску вывесить результат работы каждой группы.
– Как, одним словом назвать всех животных каждой группы? (Дети: – Жук, кузнечик, божья коровка – это насекомые и т.д.)
На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.
Что отличает животных каждой группы? Ответ на этот вопрос найдём в учебнике на странице 60-63. Для ответов используйте подсказку: сколько ног, чем покрыто тело.
Каждая группа работает только с одной статьёй учебника.
– Что узнали о животных данной группы?
– Отличительный признак данной группы?
На доске вывесить под названиями групп животных их отличительные признаки: 6 ног, чешуя, перья, шерсть.
(В ходе работы на доске появляется таблица)
Название группы |
Отличительные признаки |
Насекомые |
6 ног |
Рыбы |
Тело покрыто чешуёй |
Птицы |
2 ноги Тело покрыто перьями, есть клюв |
Звери |
4 ноги Тело покрыто шерстью, кормят детёнышей молоком |
НАСЕКОМЫЕ (6 ног)
– Первые живые существа, которые появились на земле более 400 миллионов лет назад - насекомые. Это самая многочисленная группа животных. Описано около1миллиона насекомых, но учёные считают, что всего их существует от 2 до 4 миллионов видов.
Тело насекомых разделено на голову, грудь и брюшко. У них 6 ножек (3 пары), у большинства есть крылья. Они обитают в почве, на земле и в воде, в воздухе-везде.
Божья коровка – отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь поедает 4000 тлей (подсчитали учёные). Нельзя отлавливать божьих коровок за их красоту, будет распространяться тля, и уменьшаться урожай.
ПТИЦЫ (2 ноги, 2 крыла, перья)
Птицы – животные, тело которых покрыто перьями. Известно более 9000 видов.
Одни птицы летают выше облаков, другие вовсе не умеют летать (пингвины, страусы, киви).
Самая маленькая птичка- колибри (5-7см), питаются нектаром, единственная птица в мире способная летать назад, обитает в Южной Америке..
Одна из самых красивых птиц - Амадина Гульда, обитает в Австралии. За яркое оперение её часто называют птица – радуга.
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (4 ноги, шерсть)
Ещё одна группа животных – это звери или млекопитающие. Что значит млекопитающие?
Тело зверей покрыто шерстью. Своих детёнышей они выкармливают молоком. Насчитывается более 4000 видов .
Самое крупное сухопутное млекопитающее – слон, до 4м в высоту, а весит, как 100 человек.
Как вы думаете, к какой группе животных относятся киты?
Самое крупное млекопитающее, когда - либо жившее на Земле – синий кит. Длиной он с 4 автобуса, весит, как 30 слонов. Среди млекопитающих обычно слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд- чуть более 60 лет. Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда они прожили более 50 лет.
РЫБЫ (плавники, чешуя)
Рыбы – это водные животные, тело которых покрыто чешуёй. Известно более 25000 видов рыб. Самая крупная рыба – китовая акула. Её длина часто превышает 10 метров. Она же и самая безобидная, питается планктоном. Плавает китовая акула медленно(5км в час), имеет вялый характер, не реагирует на ныряльщиков. Они могут дотрагиваться до её тела и даже кататься на спине. рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды. Очень занимательная летающая рыба, она стремительно плывет, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров. Еще более необычная рыба – лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 метров.
V. Знакомство с земноводными и пресмыкающимися.
1. Создание проблемной ситуации.
Учитель. – Сегодня мы познакомимся с двумя новыми группами животных.
Учитель показывает фотографии лягушки и крокодила.
Учитель. – У меня в руках ещё два представителя мира животных. Узнали их?
Дети. – Это лягушка и крокодил.
Учитель. – Скажите, к какой группе животных вы их отнесёте. (Дети высказывают свои предположения.)
Дети. – Они не подходят ни к одной из перечисленных групп.
Учитель. – Сегодня мы с вами выясним, к каким группам животных относятся лягушка и крокодил.
Учитель. – Одна из двух новых групп животных, с которыми мы сегодня познакомимся называется земноводные.
Учитель. – Почему же земноводные получили такое название? Вслушайтесь в это слово, оно указывает, что животное обитает и на земле, и в воде. (Живут на земле и в воде.)
– Это удивительные существа! В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами. Вырастая, животное переселяется на землю. Посмотрим, как это происходит.
– К земноводным относятся лягушки, жабы и тритоны.
Учитель. – Внимательно посмотрите на земноводных и назовите их отличительные признаки. (Четыре ноги и гладкая кожа.)
Учитель. – Чем покрыто тело земноводных? Кожа у них тонкая и влажная, периодически её надо увлажнять, поэтому эти животные любят сырость. Какой отличительный признак мы выявили? Запишем его в таблицу.
Земноводные |
4 ноги Тело покрыто кожей |
Учитель. – Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется «Пресмыкающиеся». Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили своё название. Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют.
Учитель. – Назовите отличительные признаки пресмыкающихся. (Четыре ноги или отсутствие ног и тело покрыто роговыми чешуйками).
Учитель. – Заполним до конца нашу таблицу.
Пресмыкающиеся |
4 ноги или отсутствие ног. Тело покрыто роговыми чешуйками |
2.Чтение текста на стр. 61.
3. Работа с таблицей.
-Итак, наша таблица готова помочь нам повторить все: выделенные нами группы животных и их отличительные признаки.
4.Чтение вывода на стр.63.
а) Сравнение с формулировками учебника стр.63.
5. Знакомство со всемирным фондом дикой природы.
- Кто изображён на картинке? (Панда)
- Что за буквы написаны внизу?
Учитель сообщает:
- ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ - крупнейшая международная организация, которая занимается разработкой и реализацией проектов по охране редких и исчезающих видов животных, природных экосистем, устойчивому развитию, природоохранному законодательству, а также природоохранному просвещению и образованию. Фонд основан в 1961 году. Эмблемой фонда является панда, нарисованная одним из организаторов фонда, биологом и художником Питером Скоттом. Задача фонда состоит в том, чтобы предотвратить нарастающую деградацию природной среды планеты.
- Как вы помогаете животным?
5.Физми-нутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
4 ученика показывают упражнения, а весь класс за ними выполняют. Физкультминутка длится 3 минуты
6.Закрепление нового материала.
Творческая работа.
Учитель: - Приступим к творческой работе. Составим рассказ о каждой группе животных. Для этого понадобятся маленькие конверты.
- Взяли их. ( В конвертах находятся заготовки для составления синквейна.)
(Синквейн- это пятистрочная стихотворная форма, используемая как эффективный метод развития образной речи, которая позволяет быстро получить результат ).
- 1 гр. – насекомые удивительные, многоглазые, жужжат, стрекочут, порхают,
Насекомых насчитывается больше миллиона.
- 2 гр. - рыбы длинные, круглые, плавают, мечут, молчат, Колечки чешуи показывают возраст рыбы.
- 3 гр. – птицы голосистые, разноцветные, чирикают, крякают, щебечут,
Птицы - покорители воздушного океана.
- 4 гр. – звери, изящные,крылатые, рычат, мяукают, пыхтят ,
Звери – разные внешне существа.
( Кроме конвертов у каждой группы есть поле, на котором будет составлен синквейн).
1.______________________
2.______________________
3.______________________
4.______________________
5.______________________
Учитель:
– Найти слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и приклеить его рядом с цифрой 1.
– Найти два слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и приклеить их рядом с цифрой 2.
– Найти три слова, которые отвечают на вопрос «что делают?» и приклеить их рядом с цифрой 3.
– Из оставшихся четырёх слов составить предложение и приклеить его рядом с цифрой 4. Начинать со слова, напечатанного с заглавной буквы.
– На пятой строке вам нужно одним словом передать свое отношение к тому,о ком составляем наш рассказ.
На доске вывешивается плакат с набором слов: интересно, понравилось, удивило и т. д.
Дети могут выбрать нужное слово.
Дети:
Представляют по группам полученный синквейн.
На доске вывесить синквейны под названиями групп животных.
1. насекомые
2. удивительные, многоглазые
3. жужжат, стрекочут, порхают
4. Насекомых насчитывается больше миллиона.
5. интересно
1. птицы
2. голосистые, разноцветные
3. чирикают, крякают, щебечут
4. Птицы – покорители воздушного океана.
5. увлекательно
1. рыбы
2. длинные, круглые
3. плавают, мечут, молчат
4. Колечки чешуи – возраст рыбы.
5. заинтересовало
1. звери
2. изящные, мохнатые
3. рычат, мяукают, пыхтят
4. Звери – разные внешне существа.
5. Интересно
Учитель: Ребята,а что произойдет с лесом,если исчезнут птицы? Останется ли лес жить?
Дети: Нет,насекомые съедят листья и лес погибнет.
Учитель:В природе все взаимосвязано между собой невидимыми нитями.
7.Рефлексия. Закрепление нового материала.
Отгадайте загадки и та группа, к которой относится отгаданное животное- встает.
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
Пчела.
Ходит на рыбалку
Не спеша, вразвалку:
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка.
Утка.
Сидит на ветке,
А не птица,
Есть рыжий хвост,
Да не лисица.
Белка.
Полосатая злодейка
Съест любого малыша-
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша.
Щука.
Многорукий царь Гордей
Наплел ловушек да сетей.
Как расставит он ловушки,
Прошипит: «Ловитесь, мушки!»
Паук.
Учитель: - Можно ли назвать его насекомым?
Дети: -нет, у него 8 ног. Он относится к отряду паукообразных.
Над водой-водицей-
Царевна круглолица.
Поет царевна,
Да так напевно,
Что все на суше
Затыкают уши.
Лягушка.
Лягушки относятся к земноводным животным.
- Ребята, я недавно была в гостях у одного мальчика и он мне показал вот эту фотографию. - Мальчик сказал, что видел это животное в лесу.
Скажите, существует ли такое животное? (нет)
- Правильно, мальчик сам его придумал, но давайте разберём части каких животных здесь перепутаны?
- Какому животному принадлежит голова? Спина? (белке)
- К какой группе относится белка? (звери)
- Туловище и нижняя часть хвоста? (рыбе)
- Вторая половина хвоста, верхняя? (петух)
- К какой группе относятся?
- Кому принадлежит крыло? (птице) (слайд)
- Ноги? (кузнечику)
- К какой группе относится кузнечик? (насекомые)
- Молодцы, вы замечательно справились с заданием!
8.Подведение итогов урока.
Какой вопрос обсуждали?
·Что выяснили?
·Что для этого делали на уроке?
·Какое задание на уроке было самым интересным?
Итак, наш урок подошел к концу. Вы молодцы, настоящие исследователи! Со своей работой справились хорошо! А сейчас познакомимся с интересными фактами из жизни некоторых животных
9.Самооценка
- У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их)
- Кто для себя сделал открытие? (Синий)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)
- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)
- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)
Х. Домашнее задание.
С. 60 – 63 чтение, пересказ (учебник)
- Спасибо за урок!
Молодцы! Урок закончен.
Смоленцева Галина Леонидовна