Конспект урока окружающего мира по теме «Какие бывают животные?» (2 класс)

1
0
Материал опубликован 17 November 2018

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» (МКОУ «Средняя школа № 3»)


 

Конспект урока окружающего мира по теме :

"Какие бывают животные?"

2-й класс


 

Выполнила :

учитель начальных классов

Шагаева Мария Николаевна


 

Людиново

2018 г.


 

Класс: 2 «А»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Учебник: Плешаков А.А.,«Окружающий мир» 2 класс.- М.: Просвещение, 2012.

Цели: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках.


 

Задачи:

1. Рассмотреть зависимость строения животных от их образа жизни;

2. Познакомить с интересными фактами из жизни животных.

3. Воспитывать бережное отношение к животным и природе.


 

Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.


 

Универсальные учебные действия (метапредметные):


 

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.


 

Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.


 

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


 

Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.


 

Оборудование: презентация «Какие бывают животные», компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, рабочая тетрадь, выставка книг о животных.



 

Ход урока

I. Организационный момент. (Класс разделён на 4 группы.)

Учитель.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

II. Актуализация знаний.

1Проверка домашнего задания.

Сдают тетради с рисунками воды и воздуха.

III. Самоопределение к деятельности.

1. Разгадывание кроссворда.

Учитель. - Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, нужно разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово. - Отгадайте загадки.


 

1.Словно ёлка весь в иголках. (Ёж.)


 

2.Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса.)


 

3.Он в берлоге спит зимою под большущею сосною,

А когда придёт весна, просыпается от сна. (Медведь.)


 

4.Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)


 

5.Сделал дыру, вырыл нору.

Солнце сияет, а он и не знает. (Крот.)


 

6.Это что за великан,

Держит в хоботе фонтан?

Умываться любит он,

И зовут чистюлю…(Слон)


 

7.Маленький рост, длинный хвост,

Серенькая шубка, остренькие зубки. (Мышь.)


 

8.По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица. (Белка.)


 

Учитель. - Какое слово получилось?

Дети. - Животные.

Учитель. – Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?

IV. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.

(Звучит музыка из передачи «В мире животных)

Учитель.- Сегодня на уроке мы будем говорить о животных. А о чём именно, прочитайте на стр.60 (Узнаем, на какие группы можно разделить животных, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем учиться находить новую информацию в рассказах о животных)

V. Работа по теме урока.

1.Работа в группах. 1, 2, 3, 4

Учитель. Возьмите большой конверт – в нём ваше первое задание.

В больших конвертах подготовлены рисунки животных:

1-я группа – окунь, ёрш, кузнечик, карась;

2-я группа – тигр, лиса, муха, волк;

3-я группа – ласточка, дятел, мышь, синица.

4-я группа – стрекоза, бабочка, ворона, жук.

– Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.

На доску вывесить результат работы каждой группы.

– Как одним словом назвать всех животных каждой группы? (Окунь, ёрш, крась – это рыбы и т. д.).

На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.

– Что отличает животных каждой группы? Ответ на этот вопрос найдём в учебнике на странице 60. Для ответов используйте подсказку: сколько ног, чем покрыто тело.

Ученики читают текст на с.60.

– Что узнали о животных данной группы?

– Отличительный признак данной группы?

На доске вывесить под названиями групп животных их отличительные признаки: 6 ног, чешуя, перья, шерсть.

(В ходе работы на доске появляется таблица)

2.Продолжение работы по теме урока.

Учитель. – Познакомьтесь по учебнику с животными разных групп. Сделайте сообщение классу.

Каждая группа работает с информацией на листочках в конверте.

1 группа

Птицы-животные, тело которых покрыто перьями. У птиц нет зубов. Тело птиц, кроме клюва и конечностей, покрыто перьями. Перья выполняют 2 главные функции- обеспечивают животному полёт и защищают от жары и холода. Птицы имеют 2 ноги и 2 крыла.

2 группа

Насекомые- животные, у которых 6 ног. Ноги помогают насекомым не только передвигаться, но и собирать им пыльцу, совершать прыжки и охотиться. В головной части находится рот. У них есть усики, а некоторые имеют хоботок.


 

3 группа

Рыбы - это водные животные, тело которых покрыто чешуёй. Тело состоит из головы, туловища, хвоста и плавников. Дышат рыбы при помощи жабр. Чешуя рыбы растёт всю жизнь. По колечкам чешуи можно сосчитать, сколько рыбе лет и зим.

4 группа

Звери (млекопитающие)- животные, тело которых покрыто шерстью и которые выкармливают своих детёнышей молоком. Звери расположены по всему миру. Они имеют 4 ноги. Белки и тигры, кошки и бобры - это всё звери.

а) чтение текстов по группам 1, 2, 3, 4.

б) заслушивание сообщений подготовленных учащихся;

Учитель. – Что нового о каждой группе животных вам удалось узнать из этих рассказов?


 

в) выводы и обобщения по теме урока сделанные уч-ся;

г) сравнение с формулировками учебника стр. 60, 62, 63.


 

V. Знакомство с земноводными и пресмыкающимися.

1.Создание проблемной ситуации.

Учитель. – Сегодня мы познакомимся с двумя новыми группами животных.

Учитель показывает фотографии лягушки и крокодила.

Учитель. - У меня в руках ещё два представителя мира животных. Узнали их?

Дети. - Это лягушка и крокодил.

Учитель. - Скажите, к какой группе животных вы их отнесёте. (Дети высказывают свои предположения.)

Дети. - Они не подходят ни к одной из перечисленных групп.

Учитель. - Сегодня мы с вами выясним, к каким группам животных относятся лягушка и крокодил.

Учитель. - Одна из двух новых групп животных, с которыми мы сегодня познакомимся называется земноводные.

Учитель. - Почему же земноводные получили такое название? Вслушайтесь в это слово, оно указывает, что животное обитает и на земле, и в воде. (Живут на земле и в воде.)

- Это удивительные существа! В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами. Вырастая, животное переселяется на землю. Земноводные( лягушки, жабы, тритоны)- умеют жить и воде, и на суше. У них гладкая и тонкая кожа. Они живут на суше, но обязательно рядом с водоёмом. Их кожа всегда должна быть влажной.

Учитель. - Внимательно посмотрите на земноводных и назовите их отличительные признаки. (Четыре ноги и гладкая кожа.)

Учитель. - Чем покрыто тело земноводных? Кожа у них тонкая и влажная, периодически её надо увлажнять, поэтому эти животные любят сырость. Какой отличительный признак мы выявили? Запишем его в таблицу.


 

Учитель. - Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется «Пресмыкающиеся». Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили своё название. Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют.

Учитель. - Назовите отличительные признаки пресмыкающихся. (Четыре ноги или отсутствие ног и тело покрыто роговыми чешуйками).

Учитель. - Заполним до конца нашу таблицу.

2.Чтение текста на стр. 61.

3. Работа с таблицей.

-Итак, наша таблица готова помочь нам повторить все: выделенные нами группы животных и их отличительные признаки.

4.Чтение вывода на стр.63.

а) Сравнение с формулировками учебника стр.63.

VI.Физминутка.

Лисенок

Лисенок проснулся (Потянулись.)

И вышел умыться. (Ходьба на месте.)

Вдруг видит, а в луже

Другая лисица. (Наклоны туловища вперед.)

Он вежливым был.

Извинился к тому же: (Повороты туловища.)

Пойду поищу-ка

Свободные лужи! (Ходьба на месте.)

VII. Закрепление.

1.Выполнение задания учебника на стр. 61.

- Папа показал Серёже и Наде такой рисунок. Он уверял, что встретил это существо в лесу… Может быть, папа захотел подшутить над детьми? Объясните, части тела каких животных папа объединил на этом рисунке?

2.Работа в рабочей тетради.

Учитель. - Откройте тетради на стр. 42, выполните задания 1, 2, причём каждая группа находит представителей той группы животных, о которой делала сообщение.

- Выполните задания № 3, стр.43, 3 6, 7 стр.44

Учитель. - С какими новыми группами животных мы познакомились? Назовите их.

- Какие отличительные особенности есть у животных этих групп?

- Выполните в тетради задание 7 на стр.44.

VIII. Подведение итогов урока и оценка знаний.

1. Продолжи высказывание

1. С какими новыми группами животных познакомились на уроке?

2. Какие отличительные особенности есть у этих групп?

3. Сколько групп животных занесено в таблицу? Назовите эти группы.

4. Назовите представителей этих групп.

2.Чтение учителем стихотворения

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету,

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

XI. Рефлексия.

- С каким настроением вы уходите с урока?


 

Х. Домашнее задание.

С. 60 – 63 чтение, пересказ (учебник)

С. 43 – 45, № 4, 5, 8 (тетрадь)

(При подготовке д/з можно использовать книги на нашей выставке (демонстрация книг и журналов о животных), атлас-определитель «От Земли до Неба», электронное приложение к учебнику.

 

- Спасибо за урок!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.