Методическая разработка окружающего мира по теме «Какие бывают животные»

1
0
Материал опубликован 15 November 2015

Тема: Разнообразие животных.

Цель: познакомить с новыми группами (пресмыкающиеся, земноводные), выделить существенные признаки животных разных групп, учить объединять однородные объекты в группы по существенным признакам.

Развивать  проектно-исследовательскую  и коммуникативную  компетентность обучающихся, любознательность, познавательный  интерес, наглядно-образное  мышление, систематизировать материал об известных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), способствовать развитию умений сравнивать и выделять главное.

Воспитывать бережное отношение к природе, животным ,интерес к чтению дополнительной литературы о животных, творческие  способности.

Оборудование: презентация, карточки ,книги для выставки.


Ход урока:

I. Организация  начала урока.

- Долгожданный дан звонок -

Начинается урок. (слайд 2)

Девиз нашего урока « Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти» ( говорят дети)

II. Проверка домашнего задания

-Где в природе встречается вода?(слайд 3)

-Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?(слайд 4)

-Чем отличаются деревья друг от друга деревья, кустарники и травы? (слайд 5)

-Чем отличаются   друг от друга лиственные  и хвойные растения? (слайд 6)

III. Изучение нового материала.

Мы сегодня покидаем царство растений и переходим к изучению новой темы. А какой , вы узнаете, если отгадаете загадку.

 Они мычат, они рычат,

 Они кричат и лают.

 Всех нюхают, кусают, жалят

 И в общем все их знают.

 И вообще они нужны

 На нашем белом свете

 И точно так как у людей

 У них бывают дети.

- О ком  идет речь?

- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( О животных)

-Правильно, тема нашего урока.

Разнообразие животных.

– Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде. (слайд 7)

Распределите животных по группам. (Щука,  снегирь, волк, окунь, аист, муха, стрекоза, лиса, змея, лягушка. Дети объединяются в группы, работают на листочках, распределяя данных животных по группам:1-ая – щука и окунь, 2-ая – волк и лиса, 3-я – аист и снегирь, 4-я – муха и стрекоза.)(слайд 8)

– Назовите каждую группу животных одним словом Про каждую группу вы подготовили сообщения .Послушаем про какое животное вы нам расскажете.(слайд 9-12)

III. Физкультминутка. Игра “Рыба, птица, зверь” (слайд 13)

Учитель  называет  животных: щука, карась, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, окунь, лось, синица, кот.

Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – “крыльями”, имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.

IV. Работа по учебнику.(с.60-61)

По учебнику для незрячих с.67.

– Что вы выяснили про змею?(слайд 15)

(Тело змеи покрыто кожей с чешуйками, у неё нет ног, ползает по земле.)

– Кто ещё похож на змею и ведет такой же образ жизни?

(Ящерицы,  черепахи, крокодилы и змеи – все они, без ног или с ногами, ползают по земле – “пресмыкаются”. Вот почему их назвали пресмыкающимися.

– Что вы выяснили про лягушку?(слайд 16)

(Лягушка хорошо плавает, прыгает по земле, кожа у неё гладкая, влажная.)

– Кто похож на лягушку?

(Лягушки,  жабы, тритоны живут возле воды или во влажных местах. Но где бы они ни жили, все они рождаются в воде. Часть жизни эти животные проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому,  их и назвали земноводными)(слайд17)

VI. Закрепление

-Отгадайте загадки.

– Назовите группу животных к которой он относится.(слайд 18)

1. Зверь огромен и силён.

Длинный нос имеет он.

Он работает порой

Этим носом, как рукой.(слон))19 слайд)

 

2. Он сильный

И красивый -

Не конь,

А с пышной гривой.(лев)(слайд 20)

 

3. Не зверь, и не птица,

Всего боится. Наловит мух –

 И в воду – плюх!(лягушка)(слайд 21)

 

4. В бассейне плавает бревно.

Зубами скалится оно.(крокодил, слайд 22)

 

5. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.(сом,слайд 23)

6. Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт.(комар,24 слайд)

7. Что за зверь,
Скажите, братцы,
Может сам в себя забраться?(черепаха,слайд 25)

8. Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей,слайд 26)

VII.Охрана животных. (слайд 27)

Мы много говорили с вами о том, чем питаются животные, разделили их на группы по способу питания. И у меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему?

Стихотворение "Все на свете нужны"

Все-все,
На свете,
На свете нужны,
И мошки 
Не меньше нужны,
Чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И    даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд!

Плохие дела  
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то  
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
На свете,
На свете нужны.
И это все дети  
Запомнить должны!
(Б. Заходер)

Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми

Все животные: и травоядные ,и хищники, нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей!

-Посмотрите небольшое видео, которое так и называется  «НЕ УБИВАЙТЕ ЗВЕРЕЙ!»(слайд 28)

VIII. Подведение итога. Рефлексия (слайд 29)

– Назвать все группы животных.

– Какой этап работы вам показался трудным? Почему?
– Какой этап работы вам показался интересным? Почему?
– Полезным был для вас урок или нет?

IX. Домашнее задание. С.62-63 читать, отвечать на вопросы.

Комментарии
Комментариев пока нет.