Методическая разработка окружающего мира по теме «Какие бывают животные»
Тема: Разнообразие животных.
Цель: познакомить с новыми группами (пресмыкающиеся, земноводные), выделить существенные признаки животных разных групп, учить объединять однородные объекты в группы по существенным признакам.
Развивать проектно-исследовательскую и коммуникативную компетентность обучающихся, любознательность, познавательный интерес, наглядно-образное мышление, систематизировать материал об известных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), способствовать развитию умений сравнивать и выделять главное.
Воспитывать бережное отношение к природе, животным ,интерес к чтению дополнительной литературы о животных, творческие способности.
Оборудование: презентация, карточки ,книги для выставки.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
- Долгожданный дан звонок -
Начинается урок. (слайд 2)
Девиз нашего урока « Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти» ( говорят дети)
II. Проверка домашнего задания
-Где в природе встречается вода?(слайд 3)
-Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?(слайд 4)
-Чем отличаются деревья друг от друга деревья, кустарники и травы? (слайд 5)
-Чем отличаются друг от друга лиственные и хвойные растения? (слайд 6)
III. Изучение нового материала.
Мы сегодня покидаем царство растений и переходим к изучению новой темы. А какой , вы узнаете, если отгадаете загадку.
Они мычат, они рычат,
Они кричат и лают.
Всех нюхают, кусают, жалят
И в общем все их знают.
И вообще они нужны
На нашем белом свете
И точно так как у людей
У них бывают дети.
- О ком идет речь?
- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( О животных)
-Правильно, тема нашего урока.
Разнообразие животных.
– Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде. (слайд 7)
Распределите животных по группам. (Щука, снегирь, волк, окунь, аист, муха, стрекоза, лиса, змея, лягушка. Дети объединяются в группы, работают на листочках, распределяя данных животных по группам:1-ая – щука и окунь, 2-ая – волк и лиса, 3-я – аист и снегирь, 4-я – муха и стрекоза.)(слайд 8)
– Назовите каждую группу животных одним словом Про каждую группу вы подготовили сообщения .Послушаем про какое животное вы нам расскажете.(слайд 9-12)
III. Физкультминутка. Игра “Рыба, птица, зверь” (слайд 13)
Учитель называет животных: щука, карась, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, окунь, лось, синица, кот.
Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – “крыльями”, имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.
IV. Работа по учебнику.(с.60-61)
По учебнику для незрячих с.67.
– Что вы выяснили про змею?(слайд 15)
(Тело змеи покрыто кожей с чешуйками, у неё нет ног, ползает по земле.)
– Кто ещё похож на змею и ведет такой же образ жизни?
(Ящерицы, черепахи, крокодилы и змеи – все они, без ног или с ногами, ползают по земле – “пресмыкаются”. Вот почему их назвали пресмыкающимися.
– Что вы выяснили про лягушку?(слайд 16)
(Лягушка хорошо плавает, прыгает по земле, кожа у неё гладкая, влажная.)
– Кто похож на лягушку?
(Лягушки, жабы, тритоны живут возле воды или во влажных местах. Но где бы они ни жили, все они рождаются в воде. Часть жизни эти животные проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому, их и назвали земноводными)(слайд17)
VI. Закрепление
-Отгадайте загадки.
– Назовите группу животных к которой он относится.(слайд 18)
1. Зверь огромен и силён.
Длинный нос имеет он.
Он работает порой
Этим носом, как рукой.(слон))19 слайд)
2. Он сильный
И красивый -
Не конь,
А с пышной гривой.(лев)(слайд 20)
3. Не зверь, и не птица,
Всего боится. Наловит мух –
И в воду – плюх!(лягушка)(слайд 21)
4. В бассейне плавает бревно.
Зубами скалится оно.(крокодил, слайд 22)
5. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.(сом,слайд 23)
6. Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт.(комар,24 слайд)
7. Что за зверь,
Скажите, братцы,
Может сам в себя забраться?(черепаха,слайд 25)
8. Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей,слайд 26)
VII.Охрана животных. (слайд 27)
Мы много говорили с вами о том, чем питаются животные, разделили их на группы по способу питания. И у меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему?
Стихотворение "Все на свете нужны"
Все-все,
На свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
На свете,
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны!
(Б. Заходер)
Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми
Все животные: и травоядные ,и хищники, нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей!
-Посмотрите небольшое видео, которое так и называется «НЕ УБИВАЙТЕ ЗВЕРЕЙ!»(слайд 28)
VIII. Подведение итога. Рефлексия (слайд 29)
– Назвать все группы животных.
– Какой этап работы вам показался трудным? Почему?
– Какой этап работы вам показался интересным? Почему?
– Полезным был для вас урок или нет?
IX. Домашнее задание. С.62-63 читать, отвечать на вопросы.