Какие факторы влияют на желание подростка попробовать психоактивные вещества?
Семья, друзья, школа, социальные тренды и сложности взросления – всё это неизбежно влияет на подростка и становление его привычек и интересов. И такое влияние нередко оказывается негативным. Эксперты общероссийской общественной организации «Общее дело» в рамках исследования «Изучение эффективности профилактической деятельности в области профилактики употребления ПАВ среди несовершеннолетних в условиях образовательных организаций» поговорили с подростками, их родителями и педагогами и выяснили, какие внешние факторы сегодня беспокоят молодежь, и как это может сказаться на формировании у них опасной зависимости.
Антирейтинг социальных явлений
Сегодня подростки обращают большое внимание на события, происходящие в их городе, стране и даже мире. И проявлять к ним равнодушие, как подмечает сама молодежь, невозможно.
Преступность, наркомания и бедность, а также безработица, экономическая нестабильность и межнациональная вражда оказались лидерами антирейтинга социальных явлений, беспокоящих современную молодежь. Малая часть школьников отметила, что распространение ВИЧ и СПИД, алкоголизм, игромания и курение тоже вселяют беспокойство и страх за будущее.
Защитить психику подростка от влияния таких факторов может помочь, как минимум, психолог. Притом, в самой привычной для молодежи среде – школе. Таким мнением с «Общим делом» поделились педагоги Московской области.
«Психологи должны быть представлены в каждой школе и всегда открыты к диалогу со школьниками. Начинать работать с молодежью важно не с того момента, когда подросток сам обратился к специалисту с проблемой, а задолго «до», выходя с тематическими беседами на классные часы и предлагая помощь по любым волнующим ребят вопросам. Такие беседы с классами, как минимум, помогут ребятам понять, что они не останутся один на один со своими переживаниями, а психологам – оценить, насколько школьники самоорганизованны и стрессоустойчивы, и как помочь подросткам сформировать стойкость к влиянию сложных социальных факторов», – говорят педагоги.
Но социальные явления – далеко не единственный фактор, беспокоящий молодежь. Большую долю переживаний подростки испытывают из-за вещей, требующих личного проявления ответственности.
Ребята поделились: их беспокойство связано с выбором будущей профессии – школьники обеспокоены, смогут ли они не ошибиться в выборе жизненного пути и не пожалеют ли об этом, вопросами личной жизни – некоторые ребята чувствуют себя одиноко и неполноценно на фоне сверстников, которые переживают влюбленность и вступают в первые отношения, а также конфликтами с педагогами и сложностями в общении с родителями.
А в этих случаях, по мнению педагогов, защитой подростка должна быть семья.
«Чтобы защитить ребенка, важно постараться сделать дом не местом конфликтов и ответов за свои обязательства, а местом защиты и поддержки. Родители ни в коем случае не должны пренебрегать эмоциями ребенка, их задача в том, чтобы уметь выслушать и поддержать подростка, – говорят педагоги. – Конфликтность ребенка, проблемы с адаптацией к жизненным ситуациям, чрезмерное стремление к независимости от семьи и закрытость, потеря смысла жизни на фоне сложностей взросления – это те проявления, которые семья не в праве игнорировать. Большой риск обращения подростка к психоактивным веществам создают именно невнимательность родителей к своим детям и недостаточное проявление к ним любви».
Влечение к ПАВ: рассмотрим детально
Внешние факторы и гнетущее эмоциональное состояние шаг за шагом прокладывают для подростка путь к пробам психоактивных веществ. Но сами подростки отмечают: разные факторы толкают на разные пробы. Например, если проблемы кажутся глобальными и неразрешимыми, то нарастает влечение к «тяжелым» веществам, а более «приземленные» сложности зарождают интерес к широкодоступным табаку и алкоголю.
Что же толкает молодежь на опасное, но такое разное знакомство?
По мнению ребят, заинтересованность наркотиками начинается с попыток скрыться от социальных проблем (о них подростки рассказывали ранее: это безработица, преступность, наркомания и бедность), особенностей семьи и сложных в ней отношениях, давления, которое оказывает общественное мнение, отсутствия интересов и одиночества.
А вот к употреблению алкоголя подростков толкает скрытая пропаганда алкогольных напитков в СМИ, фильмах, интернет-шоу и рекламе, лояльное отношение к алкоголю в семье. Особенно уверенно подростки акцентировали внимание на стрессах и негативном влиянии друзей – именно эти факторы подростки назвали самыми весомыми.
Специалисты «Общего дела» отмечают, причин, толкающих молодежь на употребление опасных веществ, множество. И самый простой, но рабочий метод защитить ребенка от губительных проб – это профилактика, которая должна брать начало в семье и уверенно подхватываться в школе.
Например, по данным российских социологов, образовательное учреждение стало местом первой пробы наркотиков для 17,5% подростков, дискотека, в том числе школьная – для 19,9% и «тусовка» в среде одноклассников – для 30,8%. То есть именно школа может подтолкнуть подростка к знакомству с алкоголем, табаком и наркотиками. Но ровно так же школа может защитить ребенка от опасных проб и уберечь его психологическое и физическое здоровье. Но и о роли семьи в вопросах профилактики забывать нельзя.
Сегодня большой успех заключается в том, что риски употребления ПАВ осознают и сами подростки: они могут критически мыслить, давать отпор и отвечать за свои влечения. Но, вместе с тем, случаи подросткового употребления и зависимости от ПАВ до сих пор есть.
Эксперты «Общего дела» подчеркивают: понимание молодежи опасности ПАВ не должно отменять профилактику употребления опасных веществ в школах и семьях. Подростковый возраст уязвим, и относиться к нему нужно ответственно. А чтобы помочь ребенку сформировать безобидные привычки и не увести сложности его взросления к зависимости от ПАВ, достаточно делать главное: не бояться говорить с подростками о вреде табака, алкоголя и наркотиков, оказывать психологическую поддержку и помощь, когда они становятся необходимы, и всегда быть готовым выслушать и поддержать своего ребенка.