Какими качествами должен обладать хороший учитель-словесник?

0
0
Материал опубликован 27 October

Какими качествами должен обладать хороший учитель-словесник?

Жизнь не стоит на месте, современный мир постоянно изменяется. Каждый день появляется что-то новое, совершаются открытия в различных областях. Развиваются и сами люди: меняются их взгляды на жизнь, вкусы, ценности, желания, потребности и т.п. Естественно, требования, предъявляемые представителям различных профессий, со временем претерпевают изменения. Как будущий учитель русского языка и литературы, я не могу не задумываться о том, какими качествами должен обладать педагог в наше время. По моему мнению, на сегодняшний день это довольно актуальная проблема, так как достаточно часто можно услышать споры о назначении учителя в современной нам действительности. Итак, каким же должен быть хороший учитель-словесник?

В первую очередь хочется сказать о том, чем должен обладать любой педагог вне зависимости от его специализации – любовью к людям. И школьные учителя, работающие с детьми, и преподаватели в университете, обучающие взрослых людей, должны уважать своих учеников, видеть в них личностей и помнить о том, что каждый из них обладает собственной индивидуальностью. Необходимо верить в силы и возможности учащихся; педагогу нужно искренне желать помочь другому человеку в усвоении знаний. Более того, учитель должен так преподнести свой материал, чтобы ученик хотел познавать изучаемый предмет не просто для «галочки» и оценки в журнале, а для удовлетворения собственного интереса. Если педагог не сможет по-настоящему заинтересовать ребенка, то его уроки не принесут никаких результатов. Все мы помним изречение Плутарха: «Ум — это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь». Эта мысль древнегреческого философа актуальна и на сегодняшний день.

Однако одной любви к людям и верности своему профессиональному долгу недостаточно для того, чтобы быть настоящим учителем. Нужно помнить о том, что никак нельзя обойтись без крепкой теоретической базы. Если учитель не будет обладать необходимыми знаниями о преподаваемом им предмете, что же он сможет дать своему ученику? Безусловно, человек может не знать всё досконально, но нужно стремиться к углублению уже имеющихся знаний и устранению пробелов. Педагог должен сам разбираться в своем предмете, чтобы суметь обучить другого человека. Трудно представить себе хорошего учителя русского языка и литературы, который постоянно делает грамматические ошибки и не знает, кто написал «Анну Каренину». Компетентному учителю-словеснику необходимо знать русский язык в совершенстве, а также быть начитанным человеком, разбирающимся в литературном процессе разных эпох и стран.

Но нам снова нужно вернуться в область наших чувств и привязанностей. Человек может выучить чуть ли не наизусть различные учебники и пособия, научные труды и стать, скажем, ходячей энциклопедией, однако это не станет гарантией того, что он сможет стать хорошим учителем. На мой взгляд, педагог должен действительно любить свой предмет, чтобы зажечь искру в своем ученике. Если учитель относится к своей профессии только лишь как к способу заработка, но при этом совершенно не заинтересован в той области знаний, которую преподает, то данная деятельность не будет иметь фактически никакого смысла. Учитель-словесник должен горячо любить язык (в нашем случае русский) и литературу, гореть ими. Иначе равнодушие учителя к своему предмету неизбежно повлечет за собой безразличие и неприязнь ученика.

Итак, учитель хочет давать знания детям, отлично знает и любит свой предмет. Это прекрасные характеристики для педагога. Однако не хватает еще одного важнейшего качества, о котором уже упоминалось ранее. Учитель должен заинтересовать ребенка, но как же это сделать? Необходимо еще и правильно организовать свою деятельность. Для того чтобы учителя можно было назвать компетентным, он должен понимать, какие методы и средства нужно использовать в образовательном процессе, как правильно построить урок, что именно в него включить, как распределить огромное количество материала по предмету так, чтобы ученики наиболее эффективно смогли его освоить и так далее. Какие методы использовать при изучении склонения имен существительных? Как организовать урок по «Мертвым душам» так, чтобы дети и не заскучали, и сумели осознать тематику и проблематику произведения? Чтобы ответить на эти и подобные вопросы, педагогу необходимо уметь составлять определенную систему обучения, по которой он мог бы работать. Неправильная организация работы перечёркивает остальные достоинства учителя, ведь если он построил свою деятельность неверно, без какой-либо эффективной системы, то ученик не только не будет увлечен предметом, но и рискует не получить и минимальных необходимых знаний по изучаемой дисциплине. Таким образом, педагог должен систематизировать свои знания и по своему предмету, и из области педагогики (и дидактики в частности), чтобы суметь правильно, доступно и эффективно объяснить тот или иной материал по предмету.

Каждый учитель должен обладать чувством ответственности. Человеку, выбравшему эту профессию, необходимо осознавать, что теперь именно от него во многом зависит, какими вырастут его ученики, ведь учитель способен повлиять на развитие личности своего подопечного. Так, если ученик поистине полюбил какой-либо предмет в школе, в будущем он может выбрать профессию, которая непосредственно связана с этой дисциплиной. От студентов педагогических вузов часто можно услышать, что они решили стать частью сферы образования из искренней признательности любимому учителю и интересу к преподаваемому им предмету. Учитель-словесник может сильно повлиять на любовь ученика к чтению и языку. Если учитель русского языка и литературы сможет заинтересовать учеников в своих предметах, сумеет привить им желание читать и изучать русский язык, позже эти дети вырастут в грамотных начитанных людей с хорошо поставленной речью, уважающих и ценящих культуру нашей страны и других народов. Некоторые даже вдохновятся примером своего любимого учителя и, возможно, пойдут по его стопам, решив связать свою жизнь с педагогической деятельностью. На мой взгляд, человек, который вдумчиво читает книги, развивает свою личность, начинает мыслить глубже и по-другому смотреть на мир. Язык же – основное средство общения. Мы используем его каждый день в разговорах с другими людьми, при чтении книг, газет, журналов и т.п., при просмотре телепередач и статей в Интернете. Язык имеет важнейшее значение при формировании мышления и речи ребенка. По тому, насколько грамотно человек пишет и излагает свои мысли вслух, можно судить о его уровне культурного развития. Поэтому хорошо знать язык крайне важно любому человеку. Бесспорно, огромную значимость русского языка и литературы в нашей жизни мы не можем отрицать. А ведь всё начинается с учителя в школе! В связи с этим учитель всегда должен помнить, что от него зависит, каким будет ребенок в будущем, и осознавать, какая большая ответственность лежит на его плечах.

Также учитель всегда должен идти в ногу со временем. Конечно, учитель должен стараться понимать своих учеников, пытаться смотреть на жизнь и их глазами, чтобы наладить контакты и лучше взаимодействовать с ними. Помимо этого, современному педагогу необходимо уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям жизни, которые затрагивают образовательный процесс и вынуждают каким-либо образом видоизменять привычные условия обучения (вспомним дистанционный формат обучения, к примеру). Могут вноситься изменения и в образовательные стандарты, к чему учитель также должен быть всегда готов. Однако есть еще один фактор, чрезвычайно важный именно для учителя-словесника. Дело в том, что мир претерпевает изменения, и язык, и литература развиваются вместе с ним. Поэтому учитель русского языка и литературы всегда должен следить за тем, какие тенденции появляются в языке, какая литература набирает популярность в современном мире, какие проблемы, затронутые в классических произведениях, наиболее актуальны для нашего времени и т.д. Так учитель сможет и расширять свой кругозор, и давать своим ученикам актуальную информацию.

​​​​​​​Терпеливость, усердие в работе, коммуникабельность, тактичность, доброта, готовность к постоянному самосовершенствованию, эмпатия, справедливость, твердость и требовательность к себе и к ученикам – эти и вышеперечисленные качества просто необходимы каждому учителю и учителю-словеснику в том числе. Как видим, учитель должен быть многогранной высокоразвитой личностью, которая способна освещать путь другим людям на тропе познания.

Думаю, все мы очень много раз слышали фразу: «Учитель – это призвание». И это высказывание действительно справедливо, потому что не всем дано стать истинным педагогом, который сможет воспламенить в душе ученика жажду познания. Нужно обладать целым комплексом качеств, а также освоить различные знания, умения, навыки, без которых невозможно стать Учителем с большой буквы. Через пару лет мне предстоит работать с детьми и преподавать им русский язык и литературу, и я понимаю, какую огромную работу мне предстоит проделать, чтобы стать настоящим учителем, способным вырастить из учеников полноценных ярких личностей. Учителю нужно всегда работать над собой, развиваясь и как личность, и как профессионал своего дела. Ведь именно от него зависит будущее каждого отдельного ученика и общества в целом.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.