Буклет «Какую музыку слушать детям?»
Какую музыку слушать детям?
Музыка-это важный фактор развития ребёнка. Но родителям важно знать, какую музыку надо слушать малышу. Ребёнка с самого рождения окружает огромное количество музыкальных произведений, которые звучать из телевизора, магнитофона, компьютера. И далеко не все родители задумываются о том, что воспитывает звучащее музыкальное произведение в их ребёнке, какие струны детской души будут «звучать» под его воздействием. Многие знают, какое благотворное влияние на детскую душу оказывает классическая музыка. Очень многие композиторы писали свои произведения именно для малышей.
Петр Ильич Чайковский создал целый музыкальный цикл. Это «Детский альбом», «Времена года».
Модест Петрович Мусоргский написал для детей фортепианную сюиту «Картинки с выставки».
Дети с интересом слушают музыку, которая им понятна и доступна. В детских душах музыка открывает целый мир.
Так же для детей написано огромное количество музыкальных произведений советскими и российскими композиторами. Например:
Ботяров Евгений Михайлович - русский композитор подарил детям такие произведения, как: «Пони бегает по кругу» - «Веселой карусели» (№3) «Рыжий, рыжий, конопатый», «Веселая карусель» № 4 «Хомяк-молчун», «Мы идем искать» и др.
Исааком Осиповичем Дунаевским были написаны для детей следующие произведения: Балет: «Мурзилка», Музыка к мультфильму «Теремок», музыка к фильму «Дети капитана Гранта».
Песни: Эх, хорошо, До чего же хорошо кругом, Марш юннатов, Скворцы прилетели, Широка страна моя родная, Внимание, на старт, Жил отважный капитан, Марш веселых ребят и др.
Сергей Яковлевич Никитин придумал и написал тание произведения: Баллада о щепке, Песенка о сказке, Песня трех волков, Сказка про песенку, Абракадабра, Большой кошачий секрет, Большой лошадиный секрет, Большой секрет для маленькой компании, Большой собачий секрет, Собака бывает кусачей, Это очень интересно (ст. Ю.Мориц), Песня Карабаса-Барабаса и его кукол, Песня Дуремара (ст.Б.Окуджава), Джонни и пони, Хвосты (ст. А.Милн), Бычок (ст. А.Барто), Баллада о коровах (ст. Т. Собакина), Верблюд (ст. В. Рецептера), Непослушная мама (ст. А. Милна, перевод С. Маршака), Сто весёлых лягушат, Турецкий мышонок (ст. О. Дриза, перевод Г. Сапгира), Хор Бобров к спектаклю "Кошкин дом", Хор Поросят к спектаклю "Кошкин дом", Песня старого петуха (ст. С. Маршака) и мн. др.
Евгений Николаевич Птичкин сочинил музыку к мультфильмам: «Ох и Ах», «Сказка про лень», «Ох и Ах идут в поход», «Пятачок», «Алиса в стране чудес», «Так сойдет», «Остров сокровищ» (телесериал), «Трое на острове» (мультфильм) и др.
Владимир Яковлевич Шаинский написал более 300 песен: «Чебурашка», «Шапокляк», «Катерок», «Крошка Енот», «Трям! Здравствуйте!». В песнях «Чунга-Чанга», «Антошка», « Вместе весело шагать», «Улыбка», «Голубой вагон», «Кузнечик», «, «Крокодил Гена» и др.
Евгений Павлович Крылатов написал музыку к мультфильмам: "Умка", "Колыбельной медведицы" и «Дед Мороз и лето», «Простоквашино», песни: "Лесной олень", "Ольховая сережка", «Крылатые качели», «Три белых коня», «Прекрасное далеко», «Колыбельная медведицы» и др. Музыкальная культура является частью художественной культуры. Ребёнок с удовольствием «рисует» понравившееся музыкальное произведение.
Музыкальных произведений существует огромное количество. Есть музыка для танцев, есть музыка для пения, есть музыка для отдыха и есть музыка для праздников. Музыкальное произведение может звучать громко и возбуждать, может звучать спокойно, тихо и расслаблять, успокаивать. Очень важно правильно её использовать в быту.
На праздниках хорошо использовать весёлую, задорную, радостную музыку, которая будет настраивать на праздничный лад. Детям дошкольного возраста очень нравится такая музыка.
Для отдыха мы всегда выбираем спокойные, напевные, неторопливые произведения, колыбельные песни. С незапамятных времён колыбельные песни пелись взрослыми для детей.
Накопление музыкальных впечатлений-важнейший этап для развития музыкального восприятия ребёнка. Полюбившиеся произведения детям важно слушать в разном возрасте, возвращаться к ним неоднократно. При таком подходе дети глубже постигают язык музыки, открывают для себя в произведении новый смысл.
Слушая музыку, ребёнок имеет возможность передавать её особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику и т.д.)
Если ребёнок растёт в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.
В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей.
Но очень важно не забывать о правилах слушания музыки. Так очень громкое звучание может навредить здоровью ребёнка.
Поэтому, задача родителей, следить за тем, какую музыку и с какой громкостью слушает ребёнок.
Ещё очень важно знать, что низкие частоты тоже пагубно влияют на детский организм. И, если родители или старшие братья и сёстры любят слушать такие произведения, то лучше это делать в наушниках или в другой комнате.
Используемые материалы и Интернет-ресурсы:
1. О. П. Радынова «Музыкальное воспитание детей». «ВЛАДОС» 1997 год.
2. https://infourok.ru
3. Яндекс-картинки.
Буклет подготовила музыкальный руководитель
Елена Викторовна Дернакова.
2019 год.