Статья на тему «Слушаем музыку с детьми»

3
0
Материал опубликован 14 March 2018

Слушаем музыку с детьми

Цель:

Просвещение родителей в методике домашнего прослушивания музыкальных произведений.

Давно известно благотворное влияние музыки на настроение и состояние здоровья человека. Даже новорожденного ребёнка может успокоить негромкое звучание мелодии музыкальной игрушки и колыбельная песня матери.

Чтобы научить ребёнка дошкольного возраста слушать и понимать музыку, надо учитывать:

Художественную ценность произведений;

Возраст и особенности детей;

 

Доступность произведений для понимания детьми и их продолжительность мелодий;

Место и время прослушивания;

Подходящую для слушания обстановку;

Готовность детей к восприятию.

Чем младше ребёнок, тем привлекательнее должно быть произведение для слушания. Для детей ясельного возраста произведение должно быть красивым, ярким, коротким, не очень громким, без страшных диссонансов. Желательно, чтобы в начале слушания это была песня с понятным и привлекательным сюжетом. Детям нравятся песни о домашних животных. Нравится подражать звукам, которые животные издают.

Перед слушанием настройте ребёнка для восприятия произведения, посадите его удобно рядом с собой. Он должен находиться в спокойной уютной обстановке, быть выспавшимся, сытым, в хорошем настроении, не занят игрой или другими отвлекающими его делами, звуками и людьми. Можно показать игрушку, картинку с сюжетом или животным, про которое Вы выбрали пьесу или песню. Спросить, хочет ли он её послушать. Если не согласится, предложите посадить рядом любимые игрушки и послушать вместе с ними. Если Вы сами хорошо споёте песню, ребёнок это оценит и попросит повторить. Если не сможете петь, включите запись песни. Перед повторением прослушивания уточните, понял ли ребёнок её содержание. Это Вы увидите по эмоциональной реакции ребёнка, объясните ему незнакомые слова. Песенку лучше обыграть с игрушками или с движениями. Позднее песенку (1-2 куплета) повторяйте чаще, проигрывайте на плеере, пойте в непринуждённой обстановке, даже когда ребёнок играет в свои игры. Пусть песня или музыкальное произведение будет фоном для его игр. Непроизвольно малыш будет запоминать услышанную песенку или произведение. Впоследствии научится узнавать знакомое произведение.

Детям младшего возраста рекомендуется давать для слушания более длинные произведения. И не только песни, а программные произведения, т. е. такие, в которых автор названием подсказывает, о чём эти произведения. Но содержание их всё равно должно быть понятным, близким детям: «Котик заболел», «Котик выздоровел» А. Гречанинова, «Колыбельная кукле» Т. В. Бокач, «Лошадка» Ф. Лещинской, «Машина» Н. Найдёновой. Детей 3-4 лет можно спросить, не давая названия, о ком была музыка: о котике, птичке или медведе. Если ответят правильно, обязательно поощрите их словами или каким-то знаком, картинкой. Предложите изобразить движениями животных под музыку или просто подвигаться в ритме музыки. Нельзя давать сразу много незнакомой музыки. Она должна быть дозированной и не навязчивой.

Дети старшего возраста имеют репертуар любимых произведений разного характера. Их привлекают как сказочные сюжеты, так и музыкальные картины природы. С удовольствием они готовы слушать снова и снова «Три чуда» Римского-Корсакова, пьесы «В пещере горного короля», «Утро» Э. Грига, «Карнавал животных» Сен-Санса. Самые востребованные – произведения П. И. Чайковского из детского альбома: «Деревянные солдатики», «Баба Яга», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Если Вы расскажете о происхождении произведений, о композиторе, этим лишь активизируете восприятие детей. Предложите детям послушать пьесу, не объявляя названия, а при повторном слушании предложите нарисовать, что услышали. Вы увидите очень интересные рисунки. Дети 6-7 лет хорошо запоминают тексты песен, особенно, если сопровождают слушание соответствующими движениями. Если спросить детей о характере песни, они сначала растеряются и молчат, потом разговорятся, и Вы услышите много подходящих данному произведению определений. Нравятся детям народные песни, они привлекают тем, что мелодии их простые, красивые, с чётким ритмическим рисунком и легко запоминаются. Предложите детям подыграть во время проигрыша на шумовых инструментах или бытовых предметах. Дайте им платочки или ленточки. Это ещё один стимул для лучшего запоминания музыки. Хорошо использовать ИКТ во всех видах музыкальной деятельности. В настоящее время созданы различные игры и презентации для успешного развития ребёнка. Дети прослушивают произведение, пытаются его отгадать. Потом даётся правильный ответ. Детям можно предложить отгадывать на скорость, кто быстрее отгадает. Есть мультфильмы, знакомящие детей с музыкой различных композиторов-классиков. Фантазируйте сами, придумывайте способы активизации Вашего ребёнка, и Вы обогатите его жизнь прекрасными впечатлениями.

© Н. Н. Киселёва, 2018 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.