Будущий первоклассник
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Будущий первоклассник»
(социально-гуманитарная направленность)
Стартовый уровень
Возраст обучающихся 4 – 6 лет
Срок реализации программы 1 год
Педагог дополнительного образования
Шаходанова Анна Андрияновна
г. Красноярск 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Нормативно-правовая база при написании программы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения Российской федерации от 09.11.2018 г. № 196»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р).
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Данная программа направлена на социальную адаптацию дошкольников, расширению их кругозора, накоплению сведений об окружающем современном мире, познанию себя. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Новизна и актуальность.
Содержание программы состоит из двух модулей,в рамках которых проводятся интегрированные занятия:
«От слова к букве» / «Математические ступеньки»
«От слова к букве» / «Мир вокруг нас»
Модуль «От слова к букве» направлен на общее развитие ребенка, помогает практически подготовить детей к чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
Модуль«Мир вокруг нас» способствует расширению знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формирует этические нормы и правила поведения в обществе.
Модуль«Математические ступеньки» направленна формирование у детей способностей распознавать свойства предметов и геометрические фигуры; правильно называть и обозначать числа, понимать смысл арифметических действий и отношений.
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества обучающихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. При реализации программы «Будущий первоклассник» происходит не только знакомство педагога и ребёнка, но и решается главная задача программы:сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Отличительные особенности программы
Программа не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Применяемые формы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям обучающихся. Программа разработана на интегрированной основе с включением вышеуказанных модулей. В процессе развивающей деятельности обучающихся используются разнообразные формы занятий: познавательные занятия, занятия-беседы, занятия-игры, викторины, соревнования.
Адресат программы.
Программа предназначена для дошкольников 4 – 6 лет, у которых в дошкольный период времени развиваются волевые качества, меняется характер развития эмоциональной сферы, формируется крайне важный механизм соподчинения мотивов, становление самосознания. Данная программа направлена на формирование психологической готовности к школьному обучению, включающую интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую сферы. Наполняемость: 4 группы по 5 человек разных возрастов. Специальной подготовки ребёнка не требуется.
Срок реализации программы:
1 год обучения: 72 часа, 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Форма обучения.
Очная.
Режим занятий.
Продолжительность занятия – 45 минут 2 раза в неделю.
Цель:создание условий дляосвоения навыков социального взаимодействия и успешной адаптации детей дошкольного возраста через обучение чтению, обучение грамоте, математике и знакомство с окружающим миром.
Задачи:
Предметные
способствовать формированию навыков социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
сформировать способность решать мирным путем конфликтные ситуации;
сформировать навыки успешного освоения грамоты, чтения математики, основы окружающего мира;
Метапредметные
способствовать развитию дружеских взаимоотношений, умению сопереживать, строить коммуникации;
способствовать воспитанию ответственности за свои поступки, самостоятельности, аккуратности, при выполнении заданий;
формировать умения планировать свою деятельность, предвидеть результат.
Личностные
формировать представление о социальных нормах поведения;
воспитывать эмоционально-положительное и гражданско-патриотическое отношение к родной стране, ее культуре, истории, традициям;
научить представлять собственную позицию;
Модуль«От слова к букве»
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель: познакомить детей со звуками и буквами, формировать навыки звукового анализа, обучение чтению, грамоте и письму.
Задачи:
Предметные
познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
сформировать навык беглого чтения;
развить фонематический слух и умение печатать буквы
Метапредметные
способствовать развитию дружеских взаимоотношений, умению сопереживать, строить коммуникации;
способствовать воспитанию ответственности за свои поступки, самостоятельности, аккуратности, при выполнении заданий;
формировать умения планировать свою деятельность, предвидеть результат.
Личностные
формировать представление о социальных нормах поведения;
воспитывать эмоционально-положительное и гражданско-патриотическое отношение к родной стране, ее культуре, истории, традициям;
научить представлять собственную позицию.
Учебный план модуля
№ п/п | Наименование раздела, темы
| Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие «Давай знакомиться!» Гласные буквы | 10 | 5 | 5 | Активная беседа, Занятие исследование |
2. | Согласные буквы | 22 | 11 | 11 | Штриховка Занятие исследование |
3. | Чтение слогов. | 4 | 2 | 2 | Штриховка Занятие исследование |
4. | Звукобуквенный анализ | 16 | 8 | 8 | Активная беседа, Занятие практикум |
5. | Зашифрованные слова | 4 | 2 | 2 | Беседа и пересказ |
6. | Знакомство с текстом | 16 | 8 | 8 | Занятие практикум |
| Всего | 72 | 36 | 36 | |
Содержание программы.
Вводное занятие «Давай знакомиться!»Гласные буквы(10 часов)
Теория (5ч.)«Звуки вокруг нас» Развитие речевой деятельности знакомить с гласными звуками, анализировать звуковой ряд.
Практика (5ч.)Письмо элементов букв. Штриховка.
Согласные буквы,звуки(22 часа)
Теория (11ч.).
«Звуки вокруг нас» Развитие речевой деятельности знакомить согласными звуками, анализировать звуковой ряд.
Практика (11 ч.)Письмо элементов букв. Штриховка.
Чтение слогов (4 часа)
Теория (2ч.)Чтение слогов.
Практика (2 ч.)Штриховка. Письмо слов.
4.Звукобуквенный анализ (16 часов)
Теория (8 ч.)
Представление о гласных и согласных звуках
Практика (8ч.)Написание слов и выделение гласных и согласных звуков.Схема слова.Письмо слов. Штриховка.
5.Зашифрованные слова (4 часа)
Теория (2 ч.)Знакомство с зашифрованными словами.Развитие у детей навыков работы с ними
Практика (2 ч.)Игра с зашифрованными словами. Письмо слов. Штриховка.
Знакомство с текстом (16 часов)
Теория (8ч.)Чистоговорки.Антонимы.Предлоги.Чтение рассказа. Пересказ.Деление слов в тексте на слоги.Составление сюжетного рассказа по картинке
Практика (8ч.)Письмо слов. Штриховка.Учимся читать рассказы.
Планируемые результаты
Предметные
сформированы представления о терминах (звук, буква, слог, предложение, ударение);
сформирован навык беглого чтения;
развит фонематический слух и умение печатать буквы
Метапредметные
сформированы навыки развития дружеских взаимоотношений, умению сопереживать, строить коммуникации;
развиты ответственность за свои поступки, самостоятельность, аккуратность при выполнении заданий;
сформированы умения планировать свою деятельность, предвидеть результат.
Личностные
сформировано представление о социальных нормах поведения;
развито эмоционально-положительное и гражданско-патриотическое отношение к родной стране, ее культуре, истории, традициям;
дети умеют представлять собственную позицию.
Модуль «Мир вокруг нас»
Цель: формирование у дошкольников представления об окружающем мире, особенностях взаимоотношений человека с окружающей средой
Задачи:
Предметные
сформировать общие представления об окружающем мире;
развить знания о жизненно необходимых условиях человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
сформировать представление о многообразии растительного и животного мира разных климатических зон.
Метапредметные
способствовать развитию дружеских взаимоотношений, умению сопереживать, строить коммуникации;
способствовать воспитанию ответственности за свои поступки, самостоятельности, аккуратности, при выполнении заданий;
формировать умения планировать свою деятельность, предвидеть результат.
Личностные
формировать представление о социальных нормах поведения в окружающем мире;
формировать потребности заботится об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни);
научить представлять собственную позицию.
Учебный план модуля
№ п/п | Наименование раздела, темы
| Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Общество ,живая и не живая природа. | 16 | 8 | 8 | занятие-путешествие, исследовательская |
2. | Ориентация в пространстве и во времени. | 20 | 10 | 10 | Занятие-беседа, исследовательская занятие практикум, занятие-путешествие |
| Всего | 36 | 18 | 18 | |
Содержание учебного плана программы:
1.Общество. Окружающий мир: природа живая и неживая (16 часов)
Теория (8ч.)
Школьные принадлежности. Красноярск. Осень. Овощи-фрукты. Дикие животные. Домашние птицы.Посуда. Зима. К нам приходит новый год. Зимующие птицы. Бытовая техника. Части тела. В мире насекомых. Мир комнатных растений. Водные ресурсы Земли. Обитатели воды- рыбы»
Практика (8ч.) Закрепление изученных знаний. Знать: некоторых животных и растения изученных стран, уметь рассказать про них, угадать по описанию.
2.Ориентация в пространстве и во времени.(20часов)
Теория (10 ч.)Россия – огромная страна. День Космонавтики. Путешествие в прошлое телефона. В гостях у художника. Наши защитники на земле, в небесах на море. Мамин праздник. Профессии. Библиотека. Моя любимая книга. Продукты питания. Времена года, части суток, дни недели. Про часы и о часах. Наши любимцы Дорожная азбука. Правила безопасности
Планируемые результаты
Предметные
сформированы общие представления об окружающем мире;
развиты знания о жизненно необходимых условиях человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
сформировано представление о многообразии растительного и животного мира разных климатических зон.
Метапредметные
развиты навыки развития дружеских взаимоотношений, умение сопереживать, строить коммуникации;
сформирована ответственность за свои поступки, самостоятельность, аккуратность при выполнении заданий;
сформированы умения планировать свою деятельность, предвидеть результат.
Личностные
сформировано представление о социальных нормах поведения в окружающем мире;
сформированы потребности заботится об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни);
дети научены представлять собственную позицию.
Модуль«Математические ступеньки»
Цель: обучение математике -как средство адаптация дошкольного возраста к новым образовательным условиям.
Задачи:
Предметные
научить детей считать до 100 в прямом и обратном порядке,
знакомство с математическими знаками: +, -, >, <, =;
обучение решать и составлять арифметические задачи в пределах 10;
знакомство и закрепление представлений о геометрических фигурах;
развивать умение ориентироваться в пространстве.
Метапредметные
способствовать воспитанию ответственности за свои поступки, самостоятельности, аккуратности, при выполнении заданий;
формировать умения планировать свою деятельность, предвидеть результат;
способствовать развитию дружеских взаимоотношений, умению сопереживать, строить коммуникации.
Личностные
формировать представление о социальных нормах поведения;
научить представлять собственную позицию;
Учебный план модуля
№ п/п | Наименование раздела, темы
| Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. | 10 | 5 | 5 | Информационное занятие, занятие-практикум, исследовательская работа |
2. | Числа и операции над ними | 26 | 13 | 13 | информационное занятие, занятие-практикум, исследовательская работа |
| Всего | 36 | 18 | 18 | |
Содержание учебного плана программы:
1.Знакомство с цифрами и геометрическими фигурами.(10часов.)
Теория (5 ч.)
Знакомство с цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.Состав чисел. Знакомство с геометрическими фигурами. Счет до 40 и обратно.
Практика (5ч.) Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах.
2.Числа и операции(26часов)
Теория (13 ч.)
Знакомство со знаком. Счет до 50 и обратно .Знакомство со знаком - . Знакомство со знаками со знаками больше, меньше, равно. Счет до 60 и обратно. Счет до 70 и обратно. Счет до 90. Сложение и вычитание до 30. Накопительный счет (2 ,3действиях.)Счет до 100. Составление задач. Счет до 100.
Практика (13ч.) Счетные операции на сложение в пределах 10 .Счетные операции на вычитание в пределах 10. Решение примеров со знаками
Планируемые результаты
Предметные
дети умеют считать до 100 в прямом и обратном порядке;
сформированы навыки пользования математическими знаками: +, -, >, <, =;
развито умение решать и составлять арифметические задачи в пределах 10;
сформировано и закреплено представление о геометрических фигурах и формах;
развито умение ориентироваться в пространстве;
Метапредметные
развиты ответственность за свои поступки, самостоятельность, аккуратность при выполнении заданий;
сформированы умения планировать свою деятельность, предвидеть результат;
развита способность развивать дружеские взаимоотношения, умение сопереживать, строить коммуникации.
Личностные
сформировано представление о социальных нормах поведения;
развита способность представлять собственную позицию.
Комплекс организационно –педагогических условий
Календарный учебный график
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Сроки проведения промежуточной, итоговой аттестации |
1. | 2022-2023 | 01.09.2022 | 31.05.2023 | 36 | 72 | 72 | 2 раза в неделю по 1 часу | Декабрь 2022 Май 2023 |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Наличие кабинета, оборудованного в соответствии c требованиями СанПиНа, компьютер, проектор, экран, принтер, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска. Учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, счетные палочки).
Информационное обеспечение
cайт МБОУ ДО ДДиЮ № 2: http://ddiu.wmsite.ru
Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
http: //its-journalist.ru/
http: //youngjournal.v-teme.com/
http: //ru wikipedia.org.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования с средне-профессиональное педагогическое образование, имеющим опыт работы 9 лет.
Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, диагностика с оформлением протоколов аттестации обучающихся, создание и защита текстов, проектов.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Оценочные материалы:
Диагностические листы личностного развития обучающегося.
Протоколы результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с уровнями освоения содержания программы (высоким, средним и низким).
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся в очном режиме.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, объяснительно-разъяснительный, частично-поисковый, игровой, проектный, дистанционный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация, организация деятельности обучающихся.
Формы организации образовательного процесса: практические занятия, беседы-диалоги,
Педагогические технологии:личностно-ориентированные, информационно– коммуникативные, здоровье сберегающие, педагогика сотрудничества, индивидуализация и групповое обучение, технология проектной и игровой деятельности,
Алгоритм учебного занятия: активная беседа, знакомство с новым материалом, закрепление в практической работе, рефлексия.
Дидактические материалы:
-рабочие тетради;
-прописи;
-наглядные пособия;
-счетный материал
-раздаточный материал (карточки, образцы работ, памятки и др.)
Методические папки по разделам программы: разработки бесед, практических работ, творческих заданий, презентаций, тематический материал периодической печати.
Список литературы
Для педагогов и обучающихся:
1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Кислова.Т. Р. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет- М. Баласс; 2013.
2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. Здравствуй, мир: Пособие по окружающему миру для дошкольников - М. Баласс; 2013.
3. Петерсон Л.Г., Холима Н.П. Раз-ступенька, два-ступенька... Математика для детей 6-7 лет. В 2-х частях. Изд. 3-е, перераб. -М.: Издательство «Ювента», 2013.
4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа./Под науч. Ред. Д. И. Фельдштейна. Изд.2-е, доп. – М.: Баласс, 2010.
5. Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации к ч. 3-4.
6. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А. Здравствуй, мир!: Методические рекомендации.
7. Петерсон Л.Г., Холиной Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька...Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3- е, доп. и перераб. -М., : Издательство «Ювента,, 2008.
8. БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992. 9. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005. 16
10. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
11. Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001. 12. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы. - М.: Академкнига,2010.
13. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010