Родительское собрание «Мой ребенок-будущий первоклассник»
Тренинг для родителей
«Мой ребенок – будущий первоклассник»
Подготовила:
педагог-психолог
МБДОО №2 «Ромашка»
Котлова А.А.
Целью данного тренинга является профилактика дисгармоничных отношений в семье и формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе подготовки детей к обучению в школе.
Структура занятий:
Цель занятия: знакомство родителей с понятием «готовность к школе».
Задачи:
Познакомить участников тренинга друг с другом;
Снять эмоциональное и психологическое напряжение;
Познакомить с понятием «готовность к обучению в школе».
Оборудование: мяч, ватман, цветные маркеры.
Время: 45-60 минут
Ход занятия:
Психолог: Здравствуйте, уважаемые участники! Сегодня мы начинаем серию занятий для родителей будущих первоклассников. Уже сейчас вы задумываетесь над многими вопросами – в какую школу отдать своего ребенка? Достаточно ли он развит, чтобы справляться со школьными нагрузками и усваивать обучающий материал? Сможет ли он легко и просто влиться в новый коллектив и найти себе друзей? Понравится ли ему учиться? Эти и многие вопросы волнуют родителей на пороге школы.
В течение наших занятий мы попытаемся найти ответы на волнующие нас вопросы.
Упражнение №1 «Мяч»
Цель: запомнить имена участников тренинга и снять напряжение в группе.
Материал: мячик.
Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мячик одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока участники не перестанут переспрашивать друг у друга имя и не начнут быстро передавать мяч.
Упражнение №2 «Здравствуй друг»
Здравствуй друг, - здороваться за руку
как ты тут – трогаем плечо
где ты был - за ушко
я скучал - за грудь
ты пришел - руки в стороны
хорошо – обнялись.
Упражнение №3 Принятие правил группы
Прежде чем мы перейдем к упражнению необходимо принять правила
«Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, необходимо правила, которые будут соблюдаться всеми:
активность
доброжелательность и уважение
правило «СТОП»
правило «Я-высказывания»
правило на запрет давать оценку
Анализ упражнения:
В какой степени предложенные правила ясны участникам?
Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительными?
Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?
Упражнение №4 «Ассоциации»
Цель: подготовка группы к предстоящей совместной работе и создать соответствующей обстановки и настроя.
Материалы: ватман, маркер, мяч.
Психолог предлагает участникам тренинга назвать первые ассоциации на слово «школа».
Участники быстро передают друг другу мяч и называют свои ассоциации. Ведущий в этот момент фиксирует их на доске.
Игра заканчивается, когда темп выполнения задания замедлился, или участники стали повторяться. Ведущий обращает внимание на доску и предлагает участникам проанализировать собранный материал.
Упражнение №5.
Цель: знакомство с понятием «готовность к школе».
Материалы: Ватман с нарисованным домом. У дома прорисован фундамент, стены и крыша. Карточки-блоки с заранее написанными качествами, входящих в определение «готовность к школе». Несколько пустых карточек блоков для самостоятельной работы родителей.
Психолог предлагает родителям определить понятие готовности к школе, рассказать, как они понимают это определение. Ответы родителей записываются на ранее приготовленных заготовках. Психолог читает мини-лекцию о трех составляющих готовности к обучению в школе (физической, интеллектуальной, социальной) и добавляет свои карточки к ответам родителей. Обратная связь родителей.
Психолог сравнивает готовность к школе с домом, у которого есть фундамент, стены и основания и предлагает распределить качества в соответствии с частями дома, с учетом того, что фундамент – это основное развитие и обучение, которое ребенок получил в дошкольном детстве. Стены – это мотивация к обучению в школе и умение учиться. Крыша – это умение родителей поддержать своего ребенка.
Родители выполняют задание. Обсуждение упражнения.
Рефлексия на выходе
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
- Ваши пожелания.
Ритуал прощания
Мы завершаем наше тренинговое занятие. А сейчас будем передавать мяч по кругу и говорить теплые слова. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься. До следующей встречи.