Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для обучающихся 3 класса (УМК «Начальная школа 21 века»)
№ п/п |
Содержание ( разделы , темы) |
К- во ча- сов |
Дата |
Универсальные учебные действия (УУД), проекты , ИКТ- компетенции, межпредметные понятия |
Материально- техническое оснащение |
||||||||
план |
факт |
||||||||||||
Устное народное творчество (16 часов) I четверть. 36 часов |
|||||||||||||
1. |
Загадки. В.Даль «Старик-годовик» |
1 |
Воспринимать на слух произведения фольклора (сказки, былины, песни, загадки), понимать их содержание, определять жанр. |
Таблица «Устное народное творчество » |
|||||||||
2. |
Пословицы. |
1 |
Воспринимать на слух произведения фольклора (сказки, былины, песни, загадки), понимать их содержание, определять жанр. |
Сборник пословиц |
|||||||||
3. |
Русская народная сказка «Самое дорогое». |
1 |
Читать тексты произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей с соблюдением знаков препинания, расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
4. |
Русская народная сказка. «Про Ленивую и Радивую» |
1 |
Находить в тексте слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением и уточнять их правильное произношение по словарю или у учителя. |
Выставка книг по теме « Русские народные сказки» |
|||||||||
5. |
Слушание и работа с детской книгой... Русская народная сказка. «Лиса и Котофей Иваныч». |
1 |
Осознание значимости чтения для личного развития. Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
Таблица. Мультимедийная презентация |
|||||||||
6. |
Сказки с загадками. Русская народная сказка. «Дочь-семилетка». Башкирская народная сказка «Умная внучка» |
1 |
Определять жанр и тему произведения до чтения, используя просмотровое чтение молча. Формирование представлений о мире, российской истории и культуре. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
Иллюстрации к произведению |
|||||||||
7. |
Русская народная сказка. «Царевич Нехитер-Немудер». |
1 |
Пользоваться умением читать молча для первичного (ознакомительного) чтения нового произведения. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
8. |
Русская народная сказка. «Царевич Нехитер-Немудер». |
1 |
Пользоваться умением читать молча для первичного (ознакомительного) чтения нового произведения. Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. |
Выставка книг по теме |
|||||||||
9. |
Слушание и работа с детской книгой. Русская народная сказка. «Елена Премудрая». Чукотская народная сказка «Девушка и Месяц». |
1 |
Сравнивать образы положительных и отрицательных героев произведения. Анализировать и выделять образ главного героя. |
Иллюстрации к произведению. Сравнительная таблица «Сказки» |
|||||||||
10. |
Скороговорки, потешки. Малые жанры фольклора. |
1 |
Классифицировать скороговорки по особенностям построения текстов, используя материал учебника и учебной хрестоматии. Определять тему пословиц, их прямой и скрытый смысл. |
Таблица « Малые жанры фольклора» |
|||||||||
11. |
Рубрика «Проверь себя». |
1 |
Участвовать в конкурсе «Знатоки пословиц» и проектной деятельности «Народная мудрость». Различать виды загадок, народные и авторские. Сочинять загадки о предметах, явлениях природы, животных. Участвовать в проектной деятельности на тему «Мир загадок»: собирать загадки, классифицировать, оформлять книги-самоделки, представлять результаты на конкурсах, праздниках, библиотечных уроках. Анализировать тексты сказок с загадками, понимать особенности сюжета |
Выставка книг. Сборники загадок |
|||||||||
12. |
Былины. «Добрыня и Змея» |
1 |
Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа. Сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха. |
Картины с изображением былинных героев |
|||||||||
13. |
Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». |
1 |
Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа. Сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха. |
Мультфильм про Илью Муромца |
|||||||||
14. |
Былины. Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула». |
1 |
Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа. Сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха. |
Выставка книгп о теме «Былинные герои» |
|||||||||
15. |
Слушание и работа с детской книгой. Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович» |
1 |
Различать фольклорные и авторские (литературные) произведения. Сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности. |
Диафильм» Добрыня Никитич « |
|||||||||
16. |
Урок-обобщение по разделу. |
1 |
Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание, аннотация, выходные данные), тип книги, название (фамилия автора и заголовок). Моделировать обложки книг (автор, заглавие, жанр, тема), сравнивать и дополнять модели книг, подбирать книги к моделям. Пользоваться библиотечным фондом. Выбирать книги по каталогу, в открытом доступе по алфавитному указателю. Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами. |
Иллюстрации к произведению Выставка книг по теме. |
|||||||||
Басни (5 часов) |
Учебная хрестоматия Р.т.с 49-50 |
||||||||||||
17. |
Эзоп «Лисица и виноград». И.А. Крылов «Лиса и виноград». |
1 |
Определять жанровые особенности басен, былин. Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения. |
Портрет И Крылова., презентация по творчеству И.Крылова |
|||||||||
18. |
Эзоп «Ворона и Лисица». И.А. Крылов «Ворона и Лисица». |
1 |
Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи. Использование разных видов чтения (выборочное).Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. Готовность слушать собеседника и вести диалог. |
Мультимедийная презентация «Ворона и Лисица» |
|||||||||
19. |
И.А.Крылов «Крестьянин и Работник», «Волк и Ягненок», |
1 |
Определять главную мысль произведения и задачу чтения; распределять роли, читать выразительно или инсценировать. |
Мультфильм по басням Крылова |
|||||||||
20. |
Слушание и работа с детской книгой. Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица». А.Измайлов «Филин и Чиж» |
1 |
Моделировать «живые картины» к эпизодам и произведениям.Выполнять творческие проекты в группах, парах или индивидуально. |
Мультимедийная презентация. Таблица: Признаки басни. |
|||||||||
21. |
Рубрика «Проверь себя». |
1 |
Создавать рукописные книги на основе творческих работ: собирать творческие работы, классифицировать по жанрам и темам, иллюстрировать и оформлять книги, представлять их |
Выставка книг по теме. |
|||||||||
Произведения А.С. Пушкина (10 часов) |
С. 116, с.117 (наизусть по выбору) Р.т.с. 61 |
||||||||||||
22. |
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». |
1 |
Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи. Использовать алгоритм (памятку) работы над выразительностью чтения произведений, отрывков или эпизодов. |
Портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к поэме. |
|||||||||
23. |
А.С. Пушкин «Бой Руслана с головой» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». |
1 |
Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи. Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения. |
Мультимедийная презентация. |
|||||||||
24. |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» |
1 |
Находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении, аргументировать своё мнение. Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения. |
Иллюстрации к произведению, мультфильм : Сказки Пушкина. |
|||||||||
25. |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» |
1 |
Сравнивать произведения со сходными сюжетами по жанру, авторской принадлежности, форме, средствам выразительности |
Выставка книг по теме : Сказки Пушкина |
|||||||||
26. |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» |
1 |
Определять жанр и тему прослушанного произведения, понимать его содержание и аргументировать свою эмоциональную реакцию на произведение. |
Мультимедийная презентация» Сказка о царе Салтане» |
|||||||||
27. |
Слушание и работа с детской книгой.. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Э.Бабаев «Там лес и дол видений полны…». |
1 |
Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения. |
Мультимедийная презентация : Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. |
|||||||||
28. |
К. Паустовский «Сказки Пушкина» |
1 |
Выделять особенности научно-популярных текстов: изложение фактов, достоверное описание предмета или явления, связь с окружающими предметами и явлениями, выводы (Что нового узнали? Какую информацию содержит текст? В какой форме она представлена?). Определять жанр, тему и авторскую принадлежность научно-популярных произведений. |
Выставка книг по теме : Сказки Пушкина. |
|||||||||
29. |
А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя…», |
1 |
Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.). |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
30. |
А.С.Пушкин «Няне». |
1 |
Знакомиться с образцами письменной речи: произведениями классической литературы отечественных и зарубежных писателей; определять особенности языка писателя (2–3 существенных признака). |
Иллюстрации к произведению |
|||||||||
31. |
Рубрика «Проверь себя» |
1 |
Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию. Наличие мотивации к работе на результат. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
Выставка книг |
|||||||||
Стихи русских поэтов (5 часов) |
Учебная хрестоматия С.76-77 |
||||||||||||
32. |
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою» |
1 |
Находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении, аргументировать своё мнение. Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения. |
Картины с изображеием зимы. |
|||||||||
33. |
А.Майков «Осень». |
1 |
Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения. Формирование понятий о добре и зле, нравственности. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Готовность использовать подготовку, получаемую в учебной деятельности, при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. |
Иллюстрации к произведению |
|||||||||
34. |
А. А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…». |
1 |
Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. |
Презентация по творчеству А.Фета. |
|||||||||
35. |
Слушание и работа с детской книгой.. И.Бунин «Листопад». |
1 |
Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
36. |
Рубрика «Проверь себя». |
1 |
Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников и дополнять их |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
Произведения Л.Н. Толстого. (11 часов) II четверть. 28 часов |
Р.т. 84-85 |
||||||||||||
37. |
Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и Волк» |
1 |
Моделировать обложки. Сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; произведений одного и того же автора. Сравнивать самостоятельно созданные модели с готовыми образцами. |
Иллюстрации к произведению, картинки с изображением животных. |
|||||||||
38. |
Л.Н.Толстой «Ореховая ветка». |
1 |
Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий. Наличие мотивации к работе на результат. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
Презентация : Творчество Л.Толстого для детей. |
|||||||||
39. |
Слушание и работа с детской книгой. Л.Н.Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» |
1 |
Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения. Работать с иллюстрацией, объяснять её значение для понимания произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с иллюстрацией, высказывать своё мнение о соответствии иллюстрации произведению. |
Мультимедийная презентация : Сказки л.Толстого. |
|||||||||
40. |
Слушание и работа с детской книгой.. Л.Н.Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» |
1 |
Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения, подтверждающие главную мысль. |
Таблица : Виды сказок. |
|||||||||
41. |
Л.Н.Толстой «Лебеди», «Зайцы». |
1 |
Определять жанр, тему и авторскую принадлежность научно-популярных произведений. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. Умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. |
Таблица : Особенности научно- художественных произведений. |
|||||||||
42. |
Л.Н.Толстой «Лев и собачка» |
1 |
Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план. Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий. |
Мультфильм « Лев и собачка» |
|||||||||
43. |
Л.Н.Толстой «Прыжок». |
1 |
Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию. Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя. |
Мультимедийная презентация по творчеству Л.Толстого. |
|||||||||
44. |
Л.Н.Толстой «Прыжок». |
1 |
Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план. Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий. |
Мультфильм « Прыжок» |
|||||||||
45. |
Л.Н.Толстой Былина «Как боролся русский богатырь». |
1 |
Сравнивать произведения со сходными сюжетами по жанру, авторской принадлежности, форме, средствам выразительности .Формирование понятии о добре и зле, нравственности. Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно |
Презентация : Былинные герои Толстого . |
|||||||||
46. |
Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н.Толстого. А.Сергеенко «Как Л.Н.Толстой рассказывал сказку об огурцах». |
1 |
Пользоваться библиотечным фондом. Выбирать книги по каталогу, в открытом доступе по алфавитному указателю. Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами. |
Выставка книг |
|||||||||
47. |
Рубрика «Проверь себя» |
1 |
Самостоятельно читать детские газеты и журналы в читальном зале библиотеки. Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: собирать информацию о книгах и авторах, обрабатывать собранную информацию, проводить презентации, участвовать в конкурсах и выставках |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
Произведения Н.А. Некрасова (7часов) |
|||||||||||||
48. |
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок». |
1 |
Пользоваться поисковым чтением: находить в тексте диалоги, монологи, полилоги героев, выделять реплики, обращения, слова, подчёркивающие особенности характера героев произведения. |
Иллюстрации к произведению |
|||||||||
49. |
К. Чуковский «Мужичок с ноготок» |
1 |
Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем. Выразительно читать кульминационные моменты художественных текстов, выражая своё отношение к героям. |
Презентация по теме : Творчество Н.Некрасова для детей. |
|||||||||
50. |
Н.А. Некрасов «Славная осень…» |
1 |
Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи. Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения. |
Картины с изображением осени. |
|||||||||
51. |
Н.А. Некрасов «Зеленый шум», К.Чуковский «Зеленый шум». |
1 |
Пользоваться информацией о произведении (жанр, тема, авторская принадлежность). Находить фактическую информацию в текстах научно-популярных произведений. |
Картины с изображением весны. |
|||||||||
52. |
Н.А. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы). |
1 |
Писать отзывы о произведениях, героях, книгах. Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
53. |
Слушание и работа с детской книгой.... Н.А. Некрасов «Саша». К.Чуковский «О стихах Н.А.Некрасова». |
1 |
Сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. |
Картины с изображением зимних развлечений. |
|||||||||
54. |
Рубрика «Проверь себя». |
1 |
Читать дополнительно в хрестоматии произведения по изучаемой теме (разделу) и самостоятельно книг из библиотек. |
Выставка книг |
|||||||||
Произведения А.П.Чехова (6 часов) |
С.175-181 Р.т.с. 107-108 |
||||||||||||
55. |
А.П.Чехов «Степь» |
1 |
Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя. |
Мультимедийная презентация : Творчество и биография А.Чехова. |
|||||||||
56. |
А.П.Чехов «Белолобый». |
1 |
Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий. Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
57. |
А.П.Чехов «Ванька». |
1 |
Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения, подтверждающие главную мысль. |
Иллюстрация к произведению |
|||||||||
58. |
А.П.Чехов «Ванька». |
1 |
Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе. |
Мультфильм « Ванька» |
|||||||||
59. |
Слушание и работа с детской книгой. Л.А.Андреев. «Кусака». |
1 |
Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий. Воспринимать художественное произведение, эмоционально реагировать на него. Бережно относиться к авторскому тексту, сохраняя при пересказе особенности авторской речи. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
60. |
Н.Шер «О рассказах А.П. Чехова». |
1 |
Использовать умение читать молча для поиска информации в произведении, для работы со структурой текстов разножанровых произведений, вошедших в круг чтения третьеклассников. |
Таблица : Особенности литературного жанра очерк. |
|||||||||
Сказки зарубежных писателей (4 часа) |
с.9-14 РТ с.8-9 |
||||||||||||
61. |
Ш.Перро «Подарки феи». |
1 |
Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать свое отношение к поступкам героев и объяснять его. |
Презентация о творчестве Ш.Перро. |
|||||||||
62. |
. Ц.Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка» |
1 |
Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства. Определять авторское отношение к героям. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
63. |
Слушание и работа с детской книгой. Х.К.Андерсен «Снеговик». Братья Гримм «Умная дочь крестьянская» |
1 |
Сравнивать образы положительных и отрицательных героев в табличной форме. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. |
Презентация : сказки Х.Андерсена. |
|||||||||
64. |
Урок-утренник |
1 |
|||||||||||
Стихи русских поэтов (7 часов) III четверть. 40 часов |
|||||||||||||
65. |
И.Никитин «Русь» |
1 |
Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т.д.) |
Портрет И.Никитина |
|||||||||
66. |
И.Никитин «Утро» |
1 |
Составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений одного автора; произведений разных авторов на одну тему; произведений одного жанра разных авторов. |
Выставка книг |
|||||||||
67. |
И.Суриков «Детство» |
1 |
Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения. |
Портрет И. Сурикова Иллюстрации к произведению |
|||||||||
68. |
Слушание и работа с детской книгой. И.Никитин. «Помню я: бывало, няня…» |
1 |
Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворения .Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить и сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации. |
Презентация : Творчество И.Никитина. |
|||||||||
69. |
С.Дрожжин «Привет», «Зимний день» |
1 |
Читать выразительно тексты произведений по образцу в соответствии с интонационным рисунком произведения. |
Выставка книг по теме :Стихи о Родине. |
|||||||||
70. |
Слушание и работа с детской книгой. Ф.Глинка «Москва» |
1 |
Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения. Темп чтения не менее 60 слов в минуту. |
Иллюстрации с изображением Москвы |
|||||||||
71. |
Рубрика «Проверь себя» |
1 |
Отрабатывать умение читать молча абзацы, отрывки. Контролировать чтение молча (исключать речедвижение и фиксацию читаемой строки линейкой или пальцем). |
Выставка книг |
|||||||||
Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка (6 часов) |
С.39-42, Р.т.с. 28 |
||||||||||||
72. |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» |
1 |
Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения, подтверждающие главную мысль. |
Портрет писателя Иллюстрации к произведению |
|||||||||
73. |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» |
1 |
Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план. Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий. |
Мультимедийная презентация : Сказки Д.Мамина –Сибиряка. |
|||||||||
74. |
В.Астафьев «Стрижонок Скрип» |
1 |
Пересказывать текст, кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты. Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания, оценивать ход и результат выполнения задания. |
Картинки с изображением стрижей. |
|||||||||
75. |
Д.Мамин-Сибиряк Сказка «Умнее всех» |
1 |
Сравнивать модели к произведениям одного автора, но разным по жанру и теме. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать |
Мультимедийная презентация : Сказки Д.Мамина –Сибиряка |
|||||||||
76. |
Слушание и работа с детской книгой. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Постойко». |
1 |
Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание, аннотация, выходные данные), тип книги, название (фамилия автора и заголовок). |
Иллюстрации к произведению |
|||||||||
77. |
Слушание и работа с детской книгой. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Постойко». |
1 |
Сравнивать прозаические произведения о детях, о животных, о природе отечественных и зарубежных писателей. |
Выставка книг. |
|||||||||
Произведения А.И. Куприна (8 часов) |
Сравнение по темам и жанрам (работа с таблицей)р.т.с. 37-39 |
||||||||||||
78. |
А.Куприн «Синяя звезда» |
1 |
Пользоваться поисковым чтением: находить в тексте диалоги, монологи, полилоги героев, выделять реплики, обращения, слова, подчёркивающие особенности характера героев произведения. |
Презентация о творчестве А.Куприна. |
|||||||||
79. |
А.Куприн «Синяя звезда» |
1 |
Читать по ролям диалоги, полилоги, монологи героев произведений; инсценировать эпизоды. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
80. |
А.Куприн «Синяя звезда» |
1 |
Формулировать вопросы и ответы о произведении, героях, авторе. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития. |
Выставка книг А.Куприна. |
|||||||||
81. |
А.Куприн «Синяя звезда» |
1 |
Участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками о произведении, героях, книге. Вести беседу в паре, в группе на тему прочитанного произведения. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
82. |
А.Куприн «Барбос и Жулька» |
1 |
Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами. |
Иллюстрации к произведению |
|||||||||
83. |
А.Куприн «Барбос и Жулька» |
1 |
Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить и сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации |
Мультфильм « Барбос и Жулька» |
|||||||||
84. |
Слушание и работа с детской книгой А.Куприн. «Собачье счастье». |
1 |
Моделировать обложки к произведениям: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
85. |
Рубрика «Проверь себя». |
1 |
Высказывать суждения о героях и их поступках, о произведениях, книге, об авторах произведений. Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). |
Выставка книг. |
|||||||||
Стихи С.А. Есенина (7 часов) |
|||||||||||||
86. |
С.Есенин «Я покинул родимый дом…» |
1 |
Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворения .Понимать и объяснять значение средств выразительности, которые использует автор в произведении.Использовать в речи средства художественной выразительности при пересказе, в рассказах о героях произведения, при создании творческих работ. |
Портрет поэта |
|||||||||
87. |
С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». |
1 |
Самостоятельно распределять и планировать свою деятельность. |
Презентация о творчестве поэта. |
|||||||||
88. |
С.Есенин «Береза». |
1 |
Создавать иллюстрации к тексту, воспроизводить словесные картины графически. |
Иллюстрации к произведению |
|||||||||
89. |
С.Есенин «Бабушкины сказки». |
1 |
Находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении, аргументировать своё мнение |
Выставка книг |
|||||||||
90. |
С.Есенин «Бабушкины сказки». |
1 |
Заполнять таблицы и схемы, делать выводы на основе информации, представленной в форме таблицы. |
Портрет поэта |
|||||||||
91. |
Слушание и работа с детской книгой. С.Есенин. «Сыплет черемуха снегом…». И Тургенев «Деревня». |
1 |
Использовать информацию из таблиц для создания текстов-описаний предметов, явлений, животных. |
Иллюстрации к произведению |
|||||||||
92. |
Рубрика «Проверь себя» |
1 |
Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор, художник. |
Выставка книг |
|||||||||
Произведения К.Г.Паустовского (12 часов) |
С. 92-95 (наизусть обзац о грибном дожде)с. 60-62 |
||||||||||||
93. |
К.Г. Паустовский «Стальное колечко». |
1 |
Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
94. |
К.Г. Паустовский «Стальное колечко». |
1 |
Анализировать текст произведения; находить в нём описания, повествования, рассуждения. |
Мультфильм « Стальное колечко» |
|||||||||
95. |
К.Г. Паустовский «Стальное колечко». |
1 |
Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план. |
Мультфильм « Стальное колечко» |
|||||||||
96. |
К.Г. Паустовский «Стальное колечко». |
1 |
Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты. |
Мультфильм « Стальное колечко» |
|||||||||
97. |
К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» |
1 |
Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
98. |
К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» |
1 |
Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план. |
Иллюстрации к произведению |
|||||||||
99. |
К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» |
1 |
Анализировать и выделять образ главного героя. Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения. |
Выставка книг |
|||||||||
100. |
К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». |
1 |
Выполнять творческие проекты в группах, парах или индивидуально. Самостоятельно распределять и планировать свою деятельность. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
101. |
К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». |
1 |
Интерпретировать тексты произведений: выбор эпизода и его пересказ от имени автора или героя. |
Мультфильм « Заячьи лапы» |
|||||||||
102. |
Слушание и работа с детской книгой. К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». |
1 |
Высказывать суждения о героях и их поступках, о произведениях, книге, об авторах произведений. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять главную мысль произведения. |
Картины с изображением лошадей и воробьев. |
|||||||||
103. |
Слушание и работа с детской книгой. И.Тургенев «Воробей». |
1 |
Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять главную мысль произведения. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
104. |
Урок-утренник. |
1 |
|||||||||||
Произведения С.Я.Маршака (4 часа) IY четверть. 32 часа |
С.111-114 Р.т.с. 74-75 |
||||||||||||
105. |
С.Я. Маршак «Урок родного языка». |
1 |
Моделировать обложки к произведениям: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок. |
Иллюстрации к произведению |
|||||||||
106. |
С.Я. Маршак «Ландыш». |
1 |
Находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении, аргументировать своё мнение |
Презентация :Творчество С.Маршака |
|||||||||
107. |
Слушание и работа с детскими книгами. С.Я.Маршак «Кошкин дом». |
1 |
Работать с сюжетом произведения и его компонентами. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
108. |
В.Субботин «С Маршаком» |
1 |
Находить фактическую информацию в текстах научно-популярных произведений. |
Выставка книг |
|||||||||
Произведения Л.Пантелеева (5 часов) |
С.128-131 РТ с. 83-84 |
||||||||||||
109. |
Л.Пантелеев «Честное слово» |
1 |
Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
110. |
В.Осеева «Бабка» |
1 |
Осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
111. |
Л.Пантелеев. «Камилл и учитель» |
1 |
Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя. |
Иллюстрации к произведению |
|||||||||
112. |
Л.Пантелеев. «Камилл и учитель» |
1 |
Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства. Определять авторское отношение к героям. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
113. |
Слушание и работа с детскими книгами. Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая» |
1 |
Сравнивать рассказы Л. Пантелеева, М.М. Пришвина, А.И. Куприна и делать аргументированные выводы об их жанровых особенностях. |
Выставка книг по теме : Рассказы Л.Пантелеева |
|||||||||
Произведения А.П.Гайдара (6часов) |
С.142-144 (наиз.отрывок) РТ.с. 89-90 |
||||||||||||
114. |
А.П.Гайдар «Горячий камень» |
1 |
Объяснять особенности художественных, научно-популярных, исторических и фантастических рассказов. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
115. |
А.П.Гайдар «Тимур и его команда» |
1 |
Определять жанр и тему произведения до чтения, используя просмотровое чтение молча. |
Мультфльм : Тимур и его команда. |
|||||||||
116. |
А.П.Гайдар «Тимур и его команда» |
1 |
Сравнивать образы положительных и отрицательных героев в табличной форме. Характеризовать героев, используя данные из таблиц. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
117. |
С.Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г.Паустовский «Об А.П.Гайдаре». С.Михалков «Ошибка» |
1 |
Высказывать своё суждение о произведениях, книгах в виде монолога (3–5 предложений). Овладение техникой чтения вслух и про себя. Наличие мотивации к работе на результат. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. |
Иллюстрации к произведению |
|||||||||
118. |
Слушание и работа с детской книгой. В.Драгунский «Девочка на шаре» |
1 |
Конструировать разные типы текста: описание героя, повествование (рассказ о поступке героя), рассуждение о той или иной ситуации, описанной в произведении (мини-сочинение). |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
119. |
Рубрика «Проверь себя». |
1 |
Готовить сообщение в форме монолога об авторе произведения или о книге в форме монолога в качестве проекта |
Выставка книг |
|||||||||
Произведения М.М.Пришвина (6 часов) |
С.153-158 (описание волка наизусть) РТ с. 94 |
||||||||||||
120. |
М.М.Пришвин «Моя Родина» |
1 |
Пользоваться поисковым чтением и умением читать молча для работы с текстом произведений, составления плана, выделения смысловых частей и эпизодов. |
Иллюстрации к произведению |
|||||||||
121. |
М.М.Пришвин «Двойной след» |
1 |
Пересказывать произведение подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (описание героя произведения, места события, обстановки); по иллюстрациям. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
122. |
М.М.Пришвин «Выскочка» |
1 |
Работать с сюжетом произведения и его компонентами. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. |
Выставка книг |
|||||||||
123. |
М.М.Пришвин «Жаркий час» |
1 |
Находить в произведении описания, повествования и рассуждения, пользуясь умением читать молча. Использование разных видов чтения (выборочное). Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. |
Презентация по теме : Творчество М .Пришвина. |
|||||||||
124. |
В.Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине» |
1 |
Отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответы словами из текста и подчёркивая особенности и специфику текста (жанр, тема, форма, язык автора). |
Иллюстрации к произведению |
|||||||||
125. |
Рубрика « Проверь себя». |
1 |
Сравнивать тексты художественных, научно-популярных произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности). |
Выставка книг по теме. |
|||||||||
Произведения зарубежных писателей (11 часов) |
Уч.хр. с.181-190 РТ.с. 98 |
||||||||||||
126. |
Дж.Лондон. «Бурый волк» (в сокращении) |
1 |
Учиться воспроизводить текст произведения, пользуясь алгоритмом учебных действий: читать наизусть, читать выразительно наизусть и по учебнику, пересказывать подробно и кратко. |
Выставка книг |
|||||||||
127. |
Дж.Лондон. «Бурый волк» (в сокращении) |
1 |
Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства. Готовность слушать собеседника и вести диалог |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
128. |
Дж.Лондон. «Бурый волк» (в сокращении) |
1 |
Определять авторское отношение к героям. Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. Рассказывать произведения (сказка, рассказ) с зачитыванием отдельных отрывков, эпизодов, диалогов или монологов героев. |
Иллюстрации к произведению |
|||||||||
129. |
Э.Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении) |
1 |
Работать с сюжетом произведения и его компонентами. Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов. Формирование понятий о добре и зле, нравственности. |
Картинки с изображением собак. |
|||||||||
130. |
Э.Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении) |
1 |
Отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответы словами из текста и подчёркивая особенности и специфику текста (жанр, тема, форма, язык автора). |
Презентация : герои рассказов Э.Сетон -Томпсона |
|||||||||
131. |
Э.Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении) |
1 |
Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности. |
Выставка книг |
|||||||||
132. |
Слушание и работа с детской книгой. Книги о животных. |
1 |
Сравнивать прозаические произведения о детях, о животных, о природе отечественных и зарубежных писателей |
Сравнительная таблица. |
|||||||||
133. |
Слушание и работа с детской книгой. Дж.Чиарги. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» |
1 |
Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор, художник. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Готовность использовать подготовку, получаемую в учебной деятельности, при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. |
Мультимедийная презентация |
|||||||||
134. |
Слушание и работа с детской книгой. Дж.Чиарги. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» |
1 |
Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор, художник. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Готовность использовать подготовку, получаемую в учебной деятельности, при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. |
Иллюстрации к произведению |
|||||||||
135 |
Рубрика «Проверь себя» |
Заполнять таблицы и схемы, делать выводы на основе информации, представленной в форме таблицы. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Выставка книг |
||||||||||
136. |
1 |
Наличие мотивации к работе на результат. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. |