12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Бабец Елена Андреевна127 Россия, Краснодарский край, Кореновск |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для обучающихся 3 класса
№ п/п | Содержание ( разделы , темы) | К- во ча- сов | Дата | Универсальные учебные действия (УУД), проекты , ИКТ- компетенции, межпредметные понятия | Материально- техническое оснащение | ||||||||
план | факт | ||||||||||||
Устное народное творчество (16 часов) I четверть. 36 часов | |||||||||||||
1. | Загадки. В.Даль «Старик-годовик» | 1 | Воспринимать на слух произведения фольклора (сказки, былины, песни, загадки), понимать их содержание, определять жанр. | Таблица «Устное народное творчество » | |||||||||
2. | Пословицы. | 1 | Воспринимать на слух произведения фольклора (сказки, былины, песни, загадки), понимать их содержание, определять жанр. | Сборник пословиц | |||||||||
3. | Русская народная сказка «Самое дорогое». | 1 | Читать тексты произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей с соблюдением знаков препинания, расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях. | Мультимедийная презентация | |||||||||
4. | Русская народная сказка. «Про Ленивую и Радивую» | 1 | Находить в тексте слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением и уточнять их правильное произношение по словарю или у учителя. | Выставка книг по теме « Русские народные сказки» | |||||||||
5. | Слушание и работа с детской книгой... Русская народная сказка. «Лиса и Котофей Иваныч». | 1 | Осознание значимости чтения для личного развития. Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Таблица. Мультимедийная презентация | |||||||||
6. | Сказки с загадками. Русская народная сказка. «Дочь-семилетка». Башкирская народная сказка «Умная внучка» | 1 | Определять жанр и тему произведения до чтения, используя просмотровое чтение молча. Формирование представлений о мире, российской истории и культуре. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Иллюстрации к произведению | |||||||||
7. | Русская народная сказка. «Царевич Нехитер-Немудер». | 1 | Пользоваться умением читать молча для первичного (ознакомительного) чтения нового произведения. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Мультимедийная презентация | |||||||||
8. | Русская народная сказка. «Царевич Нехитер-Немудер». | 1 | Пользоваться умением читать молча для первичного (ознакомительного) чтения нового произведения. Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. | Выставка книг по теме | |||||||||
9. | Слушание и работа с детской книгой. Русская народная сказка. «Елена Премудрая». Чукотская народная сказка «Девушка и Месяц». | 1 | Сравнивать образы положительных и отрицательных героев произведения. Анализировать и выделять образ главного героя. | Иллюстрации к произведению. Сравнительная таблица «Сказки» | |||||||||
10. | Скороговорки, потешки. Малые жанры фольклора. | 1 | Классифицировать скороговорки по особенностям построения текстов, используя материал учебника и учебной хрестоматии. Определять тему пословиц, их прямой и скрытый смысл. | Таблица « Малые жанры фольклора» | |||||||||
11. | Рубрика «Проверь себя». | 1 | Участвовать в конкурсе «Знатоки пословиц» и проектной деятельности «Народная мудрость». Различать виды загадок, народные и авторские. Сочинять загадки о предметах, явлениях природы, животных. Участвовать в проектной деятельности на тему «Мир загадок»: собирать загадки, классифицировать, оформлять книги-самоделки, представлять результаты на конкурсах, праздниках, библиотечных уроках. Анализировать тексты сказок с загадками, понимать особенности сюжета | Выставка книг. Сборники загадок | |||||||||
12. | Былины. «Добрыня и Змея» | 1 | Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа. Сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха. | Картины с изображением былинных героев | |||||||||
13. | Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 1 | Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа. Сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха. | Мультфильм про Илью Муромца | |||||||||
14. | Былины. Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула». | 1 | Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа. Сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха. | Выставка книгп о теме «Былинные герои» | |||||||||
15. | Слушание и работа с детской книгой. Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович» | 1 | Различать фольклорные и авторские (литературные) произведения. Сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности. | Диафильм» Добрыня Никитич « | |||||||||
16. | Урок-обобщение по разделу. | 1 | Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание, аннотация, выходные данные), тип книги, название (фамилия автора и заголовок). Моделировать обложки книг (автор, заглавие, жанр, тема), сравнивать и дополнять модели книг, подбирать книги к моделям. Пользоваться библиотечным фондом. Выбирать книги по каталогу, в открытом доступе по алфавитному указателю. Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами. | Иллюстрации к произведению Выставка книг по теме. | |||||||||
Басни (5 часов) | Учебная хрестоматия Р.т.с 49-50 | ||||||||||||
17. | Эзоп «Лисица и виноград». И.А. Крылов «Лиса и виноград». | 1 | Определять жанровые особенности басен, былин. Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения. | Портрет И Крылова., презентация по творчеству И.Крылова | |||||||||
18. | Эзоп «Ворона и Лисица». И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | 1 | Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи. Использование разных видов чтения (выборочное).Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. Готовность слушать собеседника и вести диалог. | Мультимедийная презентация «Ворона и Лисица» | |||||||||
19. | И.А.Крылов «Крестьянин и Работник», «Волк и Ягненок», | 1 | Определять главную мысль произведения и задачу чтения; распределять роли, читать выразительно или инсценировать. | Мультфильм по басням Крылова | |||||||||
20. | Слушание и работа с детской книгой. Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица». А.Измайлов «Филин и Чиж» | 1 | Моделировать «живые картины» к эпизодам и произведениям.Выполнять творческие проекты в группах, парах или индивидуально. | Мультимедийная презентация. Таблица: Признаки басни. | |||||||||
21. | Рубрика «Проверь себя». | 1 | Создавать рукописные книги на основе творческих работ: собирать творческие работы, классифицировать по жанрам и темам, иллюстрировать и оформлять книги, представлять их | Выставка книг по теме. | |||||||||
Произведения А.С. Пушкина (10 часов) | С. 116, с.117 (наизусть по выбору) Р.т.с. 61 | ||||||||||||
22. | А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». | 1 | Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи. Использовать алгоритм (памятку) работы над выразительностью чтения произведений, отрывков или эпизодов. | Портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к поэме. | |||||||||
23. | А.С. Пушкин «Бой Руслана с головой» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». | 1 | Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи. Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения. | Мультимедийная презентация. | |||||||||
24. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | Находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении, аргументировать своё мнение. Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения. | Иллюстрации к произведению, мультфильм : Сказки Пушкина. | |||||||||
25. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | Сравнивать произведения со сходными сюжетами по жанру, авторской принадлежности, форме, средствам выразительности | Выставка книг по теме : Сказки Пушкина | |||||||||
26. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | Определять жанр и тему прослушанного произведения, понимать его содержание и аргументировать свою эмоциональную реакцию на произведение. | Мультимедийная презентация» Сказка о царе Салтане» | |||||||||
27. | Слушание и работа с детской книгой.. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Э.Бабаев «Там лес и дол видений полны…». | 1 | Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения. | Мультимедийная презентация : Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. | |||||||||
28. | К. Паустовский «Сказки Пушкина» | 1 | Выделять особенности научно-популярных текстов: изложение фактов, достоверное описание предмета или явления, связь с окружающими предметами и явлениями, выводы (Что нового узнали? Какую информацию содержит текст? В какой форме она представлена?). Определять жанр, тему и авторскую принадлежность научно-популярных произведений. | Выставка книг по теме : Сказки Пушкина. | |||||||||
29. | А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя…», | 1 | Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.). | Мультимедийная презентация | |||||||||
30. | А.С.Пушкин «Няне». | 1 | Знакомиться с образцами письменной речи: произведениями классической литературы отечественных и зарубежных писателей; определять особенности языка писателя (2–3 существенных признака). | Иллюстрации к произведению | |||||||||
31. | Рубрика «Проверь себя» | 1 | Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию. Наличие мотивации к работе на результат. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | Выставка книг | |||||||||
Стихи русских поэтов (5 часов) | Учебная хрестоматия С.76-77 | ||||||||||||
32. | Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою» | 1 | Находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении, аргументировать своё мнение. Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения. | Картины с изображеием зимы. | |||||||||
33. | А.Майков «Осень». | 1 | Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения. Формирование понятий о добре и зле, нравственности. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Готовность использовать подготовку, получаемую в учебной деятельности, при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Иллюстрации к произведению | |||||||||
34. | А. А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…». | 1 | Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. | Презентация по творчеству А.Фета. | |||||||||
35. | Слушание и работа с детской книгой.. И.Бунин «Листопад». | 1 | Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | Мультимедийная презентация | |||||||||
36. | Рубрика «Проверь себя». | 1 | Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников и дополнять их | Мультимедийная презентация | |||||||||
Произведения Л.Н. Толстого. (11 часов) II четверть. 28 часов | Р.т. 84-85 | ||||||||||||
37. | Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и Волк» | 1 | Моделировать обложки. Сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; произведений одного и того же автора. Сравнивать самостоятельно созданные модели с готовыми образцами. | Иллюстрации к произведению, картинки с изображением животных. | |||||||||
38. | Л.Н.Толстой «Ореховая ветка». | 1 | Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий. Наличие мотивации к работе на результат. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | Презентация : Творчество Л.Толстого для детей. | |||||||||
39. | Слушание и работа с детской книгой. Л.Н.Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» | 1 | Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения. Работать с иллюстрацией, объяснять её значение для понимания произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с иллюстрацией, высказывать своё мнение о соответствии иллюстрации произведению. | Мультимедийная презентация : Сказки л.Толстого. | |||||||||
40. | Слушание и работа с детской книгой.. Л.Н.Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» | 1 | Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения, подтверждающие главную мысль. | Таблица : Виды сказок. | |||||||||
41. | Л.Н.Толстой «Лебеди», «Зайцы». | 1 | Определять жанр, тему и авторскую принадлежность научно-популярных произведений. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. Умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. | Таблица : Особенности научно- художественных произведений. | |||||||||
42. | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | 1 | Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план. Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий. | Мультфильм « Лев и собачка» | |||||||||
43. | Л.Н.Толстой «Прыжок». | 1 | Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию. Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя. | Мультимедийная презентация по творчеству Л.Толстого. | |||||||||
44. | Л.Н.Толстой «Прыжок». | 1 | Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план. Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий. | Мультфильм « Прыжок» | |||||||||
45. | Л.Н.Толстой Былина «Как боролся русский богатырь». | 1 | Сравнивать произведения со сходными сюжетами по жанру, авторской принадлежности, форме, средствам выразительности .Формирование понятии о добре и зле, нравственности. Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно | Презентация : Былинные герои Толстого . | |||||||||
46. | Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н.Толстого. А.Сергеенко «Как Л.Н.Толстой рассказывал сказку об огурцах». | 1 | Пользоваться библиотечным фондом. Выбирать книги по каталогу, в открытом доступе по алфавитному указателю. Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами. | Выставка книг | |||||||||
47. | Рубрика «Проверь себя» | 1 | Самостоятельно читать детские газеты и журналы в читальном зале библиотеки. Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: собирать информацию о книгах и авторах, обрабатывать собранную информацию, проводить презентации, участвовать в конкурсах и выставках | Мультимедийная презентация | |||||||||
Произведения Н.А. Некрасова (7часов) | |||||||||||||
48. | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок». | 1 | Пользоваться поисковым чтением: находить в тексте диалоги, монологи, полилоги героев, выделять реплики, обращения, слова, подчёркивающие особенности характера героев произведения. | Иллюстрации к произведению | |||||||||
49. | К. Чуковский «Мужичок с ноготок» | 1 | Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем. Выразительно читать кульминационные моменты художественных текстов, выражая своё отношение к героям. | Презентация по теме : Творчество Н.Некрасова для детей. | |||||||||
50. | Н.А. Некрасов «Славная осень…» | 1 | Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи. Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения. | Картины с изображением осени. | |||||||||
51. | Н.А. Некрасов «Зеленый шум», К.Чуковский «Зеленый шум». | 1 | Пользоваться информацией о произведении (жанр, тема, авторская принадлежность). Находить фактическую информацию в текстах научно-популярных произведений. | Картины с изображением весны. | |||||||||
52. | Н.А. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы). | 1 | Писать отзывы о произведениях, героях, книгах. Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения. | Мультимедийная презентация | |||||||||
53. | Слушание и работа с детской книгой.... Н.А. Некрасов «Саша». К.Чуковский «О стихах Н.А.Некрасова». | 1 | Сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Картины с изображением зимних развлечений. | |||||||||
54. | Рубрика «Проверь себя». | 1 | Читать дополнительно в хрестоматии произведения по изучаемой теме (разделу) и самостоятельно книг из библиотек. | Выставка книг | |||||||||
Произведения А.П.Чехова (6 часов) | С.175-181 Р.т.с. 107-108 | ||||||||||||
55. | А.П.Чехов «Степь» | 1 | Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя. | Мультимедийная презентация : Творчество и биография А.Чехова. | |||||||||
56. | А.П.Чехов «Белолобый». | 1 | Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий. Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты. | Мультимедийная презентация | |||||||||
57. | А.П.Чехов «Ванька». | 1 | Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения, подтверждающие главную мысль. | Иллюстрация к произведению | |||||||||
58. | А.П.Чехов «Ванька». | 1 | Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе. | Мультфильм « Ванька» | |||||||||
59. | Слушание и работа с детской книгой. Л.А.Андреев. «Кусака». | 1 | Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий. Воспринимать художественное произведение, эмоционально реагировать на него. Бережно относиться к авторскому тексту, сохраняя при пересказе особенности авторской речи. | Мультимедийная презентация | |||||||||
60. | Н.Шер «О рассказах А.П. Чехова». | 1 | Использовать умение читать молча для поиска информации в произведении, для работы со структурой текстов разножанровых произведений, вошедших в круг чтения третьеклассников. | Таблица : Особенности литературного жанра очерк. | |||||||||
Сказки зарубежных писателей (4 часа) | с.9-14 РТ с.8-9 | ||||||||||||
61. | Ш.Перро «Подарки феи». | 1 | Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать свое отношение к поступкам героев и объяснять его. | Презентация о творчестве Ш.Перро. | |||||||||
62. | . Ц.Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка» | 1 | Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства. Определять авторское отношение к героям. | Мультимедийная презентация | |||||||||
63. | Слушание и работа с детской книгой. Х.К.Андерсен «Снеговик». Братья Гримм «Умная дочь крестьянская» | 1 | Сравнивать образы положительных и отрицательных героев в табличной форме. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Презентация : сказки Х.Андерсена. | |||||||||
64. | Урок-утренник | 1 | |||||||||||
Стихи русских поэтов (7 часов) III четверть. 40 часов | |||||||||||||
65. | И.Никитин «Русь» | 1 | Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т.д.) | Портрет И.Никитина | |||||||||
66. | И.Никитин «Утро» | 1 | Составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений одного автора; произведений разных авторов на одну тему; произведений одного жанра разных авторов. | Выставка книг | |||||||||
67. | И.Суриков «Детство» | 1 | Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения. | Портрет И. Сурикова Иллюстрации к произведению | |||||||||
68. | Слушание и работа с детской книгой. И.Никитин. «Помню я: бывало, няня…» | 1 | Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворения .Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить и сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации. | Презентация : Творчество И.Никитина. | |||||||||
69. | С.Дрожжин «Привет», «Зимний день» | 1 | Читать выразительно тексты произведений по образцу в соответствии с интонационным рисунком произведения. | Выставка книг по теме :Стихи о Родине. | |||||||||
70. | Слушание и работа с детской книгой. Ф.Глинка «Москва» | 1 | Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения. Темп чтения не менее 60 слов в минуту. | Иллюстрации с изображением Москвы | |||||||||
71. | Рубрика «Проверь себя» | 1 | Отрабатывать умение читать молча абзацы, отрывки. Контролировать чтение молча (исключать речедвижение и фиксацию читаемой строки линейкой или пальцем). | Выставка книг | |||||||||
Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка (6 часов) | С.39-42, Р.т.с. 28 | ||||||||||||
72. | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | 1 | Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения, подтверждающие главную мысль. | Портрет писателя Иллюстрации к произведению | |||||||||
73. | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | 1 | Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план. Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий. | Мультимедийная презентация : Сказки Д.Мамина –Сибиряка. | |||||||||
74. | В.Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | Пересказывать текст, кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты. Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания, оценивать ход и результат выполнения задания. | Картинки с изображением стрижей. | |||||||||
75. | Д.Мамин-Сибиряк Сказка «Умнее всех» | 1 | Сравнивать модели к произведениям одного автора, но разным по жанру и теме. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать | Мультимедийная презентация : Сказки Д.Мамина –Сибиряка | |||||||||
76. | Слушание и работа с детской книгой. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Постойко». | 1 | Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание, аннотация, выходные данные), тип книги, название (фамилия автора и заголовок). | Иллюстрации к произведению | |||||||||
77. | Слушание и работа с детской книгой. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Постойко». | 1 | Сравнивать прозаические произведения о детях, о животных, о природе отечественных и зарубежных писателей. | Выставка книг. | |||||||||
Произведения А.И. Куприна (8 часов) | Сравнение по темам и жанрам (работа с таблицей)р.т.с. 37-39 | ||||||||||||
78. | А.Куприн «Синяя звезда» | 1 | Пользоваться поисковым чтением: находить в тексте диалоги, монологи, полилоги героев, выделять реплики, обращения, слова, подчёркивающие особенности характера героев произведения. | Презентация о творчестве А.Куприна. | |||||||||
79. | А.Куприн «Синяя звезда» | 1 | Читать по ролям диалоги, полилоги, монологи героев произведений; инсценировать эпизоды. | Мультимедийная презентация | |||||||||
80. | А.Куприн «Синяя звезда» | 1 | Формулировать вопросы и ответы о произведении, героях, авторе. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития. | Выставка книг А.Куприна. | |||||||||
81. | А.Куприн «Синяя звезда» | 1 | Участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками о произведении, героях, книге. Вести беседу в паре, в группе на тему прочитанного произведения. | Мультимедийная презентация | |||||||||
82. | А.Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами. | Иллюстрации к произведению | |||||||||
83. | А.Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить и сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации | Мультфильм « Барбос и Жулька» | |||||||||
84. | Слушание и работа с детской книгой А.Куприн. «Собачье счастье». | 1 | Моделировать обложки к произведениям: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок. | Мультимедийная презентация | |||||||||
85. | Рубрика «Проверь себя». | 1 | Высказывать суждения о героях и их поступках, о произведениях, книге, об авторах произведений. Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). | Выставка книг. | |||||||||
Стихи С.А. Есенина (7 часов) | |||||||||||||
86. | С.Есенин «Я покинул родимый дом…» | 1 | Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворения .Понимать и объяснять значение средств выразительности, которые использует автор в произведении.Использовать в речи средства художественной выразительности при пересказе, в рассказах о героях произведения, при создании творческих работ. | Портрет поэта | |||||||||
87. | С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». | 1 | Самостоятельно распределять и планировать свою деятельность. | Презентация о творчестве поэта. | |||||||||
88. | С.Есенин «Береза». | 1 | Создавать иллюстрации к тексту, воспроизводить словесные картины графически. | Иллюстрации к произведению | |||||||||
89. | С.Есенин «Бабушкины сказки». | 1 | Находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении, аргументировать своё мнение | Выставка книг | |||||||||
90. | С.Есенин «Бабушкины сказки». | 1 | Заполнять таблицы и схемы, делать выводы на основе информации, представленной в форме таблицы. | Портрет поэта | |||||||||
91. | Слушание и работа с детской книгой. С.Есенин. «Сыплет черемуха снегом…». И Тургенев «Деревня». | 1 | Использовать информацию из таблиц для создания текстов-описаний предметов, явлений, животных. | Иллюстрации к произведению | |||||||||
92. | Рубрика «Проверь себя» | 1 | Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор, художник. | Выставка книг | |||||||||
Произведения К.Г.Паустовского (12 часов) | С. 92-95 (наизусть обзац о грибном дожде)с. 60-62 | ||||||||||||
93. | К.Г. Паустовский «Стальное колечко». | 1 | Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий. | Мультимедийная презентация | |||||||||
94. | К.Г. Паустовский «Стальное колечко». | 1 | Анализировать текст произведения; находить в нём описания, повествования, рассуждения. | Мультфильм « Стальное колечко» | |||||||||
95. | К.Г. Паустовский «Стальное колечко». | 1 | Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план. | Мультфильм « Стальное колечко» | |||||||||
96. | К.Г. Паустовский «Стальное колечко». | 1 | Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты. | Мультфильм « Стальное колечко» | |||||||||
97. | К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» | 1 | Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности. | Мультимедийная презентация | |||||||||
98. | К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» | 1 | Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план. | Иллюстрации к произведению | |||||||||
99. | К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» | 1 | Анализировать и выделять образ главного героя. Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения. | Выставка книг | |||||||||
100. | К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». | 1 | Выполнять творческие проекты в группах, парах или индивидуально. Самостоятельно распределять и планировать свою деятельность. | Мультимедийная презентация | |||||||||
101. | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». | 1 | Интерпретировать тексты произведений: выбор эпизода и его пересказ от имени автора или героя. | Мультфильм « Заячьи лапы» | |||||||||
102. | Слушание и работа с детской книгой. К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». | 1 | Высказывать суждения о героях и их поступках, о произведениях, книге, об авторах произведений. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять главную мысль произведения. | Картины с изображением лошадей и воробьев. | |||||||||
103. | Слушание и работа с детской книгой. И.Тургенев «Воробей». | 1 | Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять главную мысль произведения. | Мультимедийная презентация | |||||||||
104. | Урок-утренник. | 1 | |||||||||||
Произведения С.Я.Маршака (4 часа) IY четверть. 32 часа | С.111-114 Р.т.с. 74-75 | ||||||||||||
105. | С.Я. Маршак «Урок родного языка». | 1 | Моделировать обложки к произведениям: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок. | Иллюстрации к произведению | |||||||||
106. | С.Я. Маршак «Ландыш». | 1 | Находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении, аргументировать своё мнение | Презентация :Творчество С.Маршака | |||||||||
107. | Слушание и работа с детскими книгами. С.Я.Маршак «Кошкин дом». | 1 | Работать с сюжетом произведения и его компонентами. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. | Мультимедийная презентация | |||||||||
108. | В.Субботин «С Маршаком» | 1 | Находить фактическую информацию в текстах научно-популярных произведений. | Выставка книг | |||||||||
Произведения Л.Пантелеева (5 часов) | С.128-131 РТ с. 83-84 | ||||||||||||
109. | Л.Пантелеев «Честное слово» | 1 | Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его. | Мультимедийная презентация | |||||||||
110. | В.Осеева «Бабка» | 1 | Осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта. | Мультимедийная презентация | |||||||||
111. | Л.Пантелеев. «Камилл и учитель» | 1 | Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя. | Иллюстрации к произведению | |||||||||
112. | Л.Пантелеев. «Камилл и учитель» | 1 | Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства. Определять авторское отношение к героям. | Мультимедийная презентация | |||||||||
113. | Слушание и работа с детскими книгами. Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая» | 1 | Сравнивать рассказы Л. Пантелеева, М.М. Пришвина, А.И. Куприна и делать аргументированные выводы об их жанровых особенностях. | Выставка книг по теме : Рассказы Л.Пантелеева | |||||||||
Произведения А.П.Гайдара (6часов) | С.142-144 (наиз.отрывок) РТ.с. 89-90 | ||||||||||||
114. | А.П.Гайдар «Горячий камень» | 1 | Объяснять особенности художественных, научно-популярных, исторических и фантастических рассказов. | Мультимедийная презентация | |||||||||
115. | А.П.Гайдар «Тимур и его команда» | 1 | Определять жанр и тему произведения до чтения, используя просмотровое чтение молча. | Мультфльм : Тимур и его команда. | |||||||||
116. | А.П.Гайдар «Тимур и его команда» | 1 | Сравнивать образы положительных и отрицательных героев в табличной форме. Характеризовать героев, используя данные из таблиц. | Мультимедийная презентация | |||||||||
117. | С.Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г.Паустовский «Об А.П.Гайдаре». С.Михалков «Ошибка» | 1 | Высказывать своё суждение о произведениях, книгах в виде монолога (3–5 предложений). Овладение техникой чтения вслух и про себя. Наличие мотивации к работе на результат. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Иллюстрации к произведению | |||||||||
118. | Слушание и работа с детской книгой. В.Драгунский «Девочка на шаре» | 1 | Конструировать разные типы текста: описание героя, повествование (рассказ о поступке героя), рассуждение о той или иной ситуации, описанной в произведении (мини-сочинение). | Мультимедийная презентация | |||||||||
119. | Рубрика «Проверь себя». | 1 | Готовить сообщение в форме монолога об авторе произведения или о книге в форме монолога в качестве проекта | Выставка книг | |||||||||
Произведения М.М.Пришвина (6 часов) | С.153-158 (описание волка наизусть) РТ с. 94 | ||||||||||||
120. | М.М.Пришвин «Моя Родина» | 1 | Пользоваться поисковым чтением и умением читать молча для работы с текстом произведений, составления плана, выделения смысловых частей и эпизодов. | Иллюстрации к произведению | |||||||||
121. | М.М.Пришвин «Двойной след» | 1 | Пересказывать произведение подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (описание героя произведения, места события, обстановки); по иллюстрациям. | Мультимедийная презентация | |||||||||
122. | М.М.Пришвин «Выскочка» | 1 | Работать с сюжетом произведения и его компонентами. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Выставка книг | |||||||||
123. | М.М.Пришвин «Жаркий час» | 1 | Находить в произведении описания, повествования и рассуждения, пользуясь умением читать молча. Использование разных видов чтения (выборочное). Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. | Презентация по теме : Творчество М .Пришвина. | |||||||||
124. | В.Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине» | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответы словами из текста и подчёркивая особенности и специфику текста (жанр, тема, форма, язык автора). | Иллюстрации к произведению | |||||||||
125. | Рубрика « Проверь себя». | 1 | Сравнивать тексты художественных, научно-популярных произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности). | Выставка книг по теме. | |||||||||
Произведения зарубежных писателей (11 часов) | Уч.хр. с.181-190 РТ.с. 98 | ||||||||||||
126. | Дж.Лондон. «Бурый волк» (в сокращении) | 1 | Учиться воспроизводить текст произведения, пользуясь алгоритмом учебных действий: читать наизусть, читать выразительно наизусть и по учебнику, пересказывать подробно и кратко. | Выставка книг | |||||||||
127. | Дж.Лондон. «Бурый волк» (в сокращении) | 1 | Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства. Готовность слушать собеседника и вести диалог | Мультимедийная презентация | |||||||||
128. | Дж.Лондон. «Бурый волк» (в сокращении) | 1 | Определять авторское отношение к героям. Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. Рассказывать произведения (сказка, рассказ) с зачитыванием отдельных отрывков, эпизодов, диалогов или монологов героев. | Иллюстрации к произведению | |||||||||
129. | Э.Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении) | 1 | Работать с сюжетом произведения и его компонентами. Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов. Формирование понятий о добре и зле, нравственности. | Картинки с изображением собак. | |||||||||
130. | Э.Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении) | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответы словами из текста и подчёркивая особенности и специфику текста (жанр, тема, форма, язык автора). | Презентация : герои рассказов Э.Сетон -Томпсона | |||||||||
131. | Э.Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении) | 1 | Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности. | Выставка книг | |||||||||
132. | Слушание и работа с детской книгой. Книги о животных. | 1 | Сравнивать прозаические произведения о детях, о животных, о природе отечественных и зарубежных писателей | Сравнительная таблица. | |||||||||
133. | Слушание и работа с детской книгой. Дж.Чиарги. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» | 1 | Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор, художник. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Готовность использовать подготовку, получаемую в учебной деятельности, при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Мультимедийная презентация | |||||||||
134. | Слушание и работа с детской книгой. Дж.Чиарги. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» | 1 | Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор, художник. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Готовность использовать подготовку, получаемую в учебной деятельности, при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Иллюстрации к произведению | |||||||||
135 | Рубрика «Проверь себя» | Заполнять таблицы и схемы, делать выводы на основе информации, представленной в форме таблицы. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | Выставка книг | ||||||||||
136. | 1 | Наличие мотивации к работе на результат. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. |