12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Анастасия Леонидовна245
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования,  утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. (в новой редакции), учебного плана МАОУ «СОШ №1»,  утверждённого приказом директора от 31.08.2017г. за № 351/О  «Об утверждении учебного плана МАОУ «Заводоуковская СОШ №1» на 2017-2018 учебный год»; Основной Образовательной программы начального общего образования МАОУ "СОШ №1"; Примерной  программы по учебным предметам (Начальная школа в двух частях. Москва «Просвещение», 2011г.); авторской программы «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой.

На изучение программы «Литературное чтение» в первом классе отводится 132 часа в год. В период «Обучение грамоте»: 3 часа в неделю + 1 час в неделю «Литературное слушание» - 64 часа; «Литературное чтение» 3 часа +1 час в неделю «Литературное слушание» - 68 часов.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Планируемые результаты освоения учебного предмета предмета «Литературное чтение»

Личностные результаты.

У ученика 1 класса будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;

- уважение к своей семье, своим родственникам;

- роль ученика; интерес (мотивация) к учению; ориентация на статус школьника;

- оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм;

- осознание себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества): объяснять его связь с друзьями, с земляками, народом, с Родиной, со всеми людьми, с природой;

- чувство гордости за своих близких и друзей;

- желание проявлять инициативность, любознательность, интерес к отдельным предметам;

- умение оценивать свои возможности, ориентируясь на мнение учителя;

- умение принимать решение с помощью учителя и взрослых;

- умение выражать свои эмоции в творческих работах;

Ученик 1 класса получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

-  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик 1 класса научится:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

- проговаривать выполняемые учебные действия;

- работать по предложенному плану, выполнять элементарные алгоритмы, инструкции под руководством учителя;

- выполнять задания по образцу;

- осуществлять итоговый контроль под руководством учителя, сравнивая результат с эталоном;

- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- обсуждать под руководством учителя успешность или неуспешность своих действий;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик 1 класса научится:

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

- делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- подробно пересказывать прочитанные или прослушанные небольшие тексты, определять тему;

- использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов с помощью учителя;

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач;

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов школьной библиотеки и Интернета с помощью учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик 1 класса научится:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

- слушать и понимать речь других;

- работать в паре под руководством учителя.

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать собеседнику необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Ученик 1 класса научится:

-находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

- понимать информацию, представленную словесно;

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр;

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

-  сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Ученик 1 класса научится:

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Работа с текстом: оценка информации

Ученик 1 класса научится:

-  высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

-  участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

- сопоставлять различные точки зрения;

- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Предметные результаты освоения литературного чтения в 1 классе

Ученики 1 класса осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. У учащихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Первоклассники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно- историческим наследием России и общечеловеческими ценностями.

Ученики 1 класса будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.

К концу обучения в 1 классе дети будут готовы к дальнейшему обучению, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Ученики овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Первоклассники научатся вести диалог, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану.

Ученики овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик получит возможность научиться:

понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

высказывать суждения о произведении и поступках героев;

узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

оформлять информацию о произведении или книге в виде модели.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (только для художественных текстов)

Ученик научится:

определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность научиться:

сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

находить в тексте произведения сравнения, обращения;

находить в тексте и читать диалоги героев;

определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Круг детского чтения» (для всех видов текстов)

Ученик научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

Раздел «Творческая деятельность» (только для художественных текстов)

Ученик научится:

читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

придумывать истории с героями изученных произведений;

пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений;

находить в тексте информацию о героях, произведении или книге, заданную в явном виде;

определять тему текста;

работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

находить в тексте информацию о героях произведений.

Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце I и II полугодий.

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы учащимися

Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе оценки классного и домашнего чтения и разбора текстов учебной книги. Навыки чтения оцениваются в пределах программных требований для каждого класса.

В течение первого года обучения проводится текущая проверка становления элементарного навыка чтения без выставления отметки. Основными объектами проверки в 1-м классе являются умения учащихся анализировать слого-звуковой состав слов, читать плавно, по слогам слова, предложения, короткие тексты с изученными буквами. В конце первого года обучения проверяется первоначальный навык в соответствии с требованиями программы, а именно: учащиеся должны овладеть правильным и плавным слоговым чтением текстов при темпе 20-25 слов в минуту.

Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных суждений учителя.

При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умения работать с текстом.

При оценке самостоятельного внеклассного чтения детских книг младшими школьниками контролируются следующие знания, умения и навыки, которые определе­ны программой для каждого года обучения:

-знание детских книг и умение выбрать книгу для чтения;

-умение прочитать книгу (произведение), понять содержание и воспроизвести прочитанное, опираясь на текст и иллюстрации, привлекая весь читательский опыт, знания и умения.

Самостоятельная читательская деятельность первоклассника дифференцированной оценке не подлежит. В это время оценка выражается учителем в форме устного одобрения или поощрения. От отрицательных оценок, как правило, надо воздерживаться, но необходимо побуждать детей к чтению, общению с книгой.

Высокому уровню развития навыка чтения соответствует плавный слоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее25- 30 слов в минуту, понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения , подтверждающие эту мысль.

Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-25 слов в минуту. Обучающийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минутубезсмословых пауз и четкости произношения, непонимание общего смысла прчитанного текста, неправильные ответы на вопро\сы по содержанию.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов учтены и общие педагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания – слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение). Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого класса проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли; деление текста на смысловые части. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, плана в виде назывных предложений из текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев).

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта

Освоение региональной литературы происходит посредством чтения произведений региональных авторов:

1. Мальцев Станислав Владимирович «Зайка Петя и его друзья», «Мишка - медвежушка, мёд и Зайкино волшебное слово».

2. Селиванов Фёдор Андреевич сказка «Важная персона»

Межпредметные связи: с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге; с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

Все содержательные линии, предусмотренные примерной основной образовательной программой начального общего образования сохранены, структурированы в соответствии с авторской программой с учётом УМК «Начальная школа ХХI века». Расчёт часов определяется учителем в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся класса.

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тема раздела

Тема урока

Количество часов

1

Литературное чтение.

Обучение грамоте Добуквенный период

Введение понятия о предложении. « Введение в школьную жизнь»

13 часов

Составление рассказа по сюжетной картинке. Повторение понятия «предложение»

 

Развитие восприятия художественного произведения. Е. Серов «Мой дом».

 

 

Введение понятия «слово».

 

Интонационное выделение первого звука в словах.

 

Интонационное выделение первого звука в словах. Сравнение звуков.

 

Развитие восприятия художественного произведения. В. Белов «Родничок»

 

 

Звуковой анализ слова мак.

 

Звуковой анализ слов сыр, нос.

 

Звуковой анализ слов кит кот. Сравнение этих слов по звуко­вой структуре.

 

Развитие восприятия художественного произведения. В. Белов «Лесные хоромы».

 

Введение поня­тия «гласный звук».

Обозначение гласных звуков на схеме фиш­ками красного цвета.

 

Введение поня­тий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий соглас­ный звук».

 

2

Основной период

Знакомство с буквой А (а).

51 час

Развитие восприятия художественного произведения.

Муса Гали «Земные краски».

 

Буква я в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]).

 

Знакомство с буквой О (о).

 

Знакомство с буквой Ё (ё).

 

Развитие восприятия художественного произведения.

А. Барто «В школу».

 

Знакомство с буквой У (у).

 

Знакомство с буквой Ю (ю).

 

Буква ю в нача­ле слова (обо­значение зву­ков [й'] и [у]).

 

Знакомство с буквой Э (э).

 

Развитие восприятия художественного произведения.

В.Железников История с азбукой».

 

Знакомство с буквой Е (е).

 

Буква е в начале слова (обо­значение зву­ков [й'] и [э]).

 

Знакомство с буквой ы.

 

Развитие восприятия художественного произведения. Л. Пантелеев «Буква "ты"».Знакомство с буквой И (и).

 

Закрепление правил обозна­чения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков.

 

Сопоставление согласных звуков по твёрдости и мягкости.

 

Знакомство с буквой М (м).

 

Развитие восприятия художественного произведения.

Я. Аким «Мой верный чиж».

 

Знакомство с буквой Н (н).

 

Знакомство с буквой Р (р).

 

Знакомство с буквой Л (л).

 

Развитие восприятия художественного произведения. Е. Ильина «Шум и Шумок».

 

Знакомство с буквой Й (й).

 

Знакомство с буквой Г (г).

 

Знакомство с буквой К (к).

 

Развитие восприятия художественного произведения. Е.Благинина «Тюлюлюй».

 

Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отра­жение этой ха­рактеристики звуков в моде­ли слова.

 

Знакомство с буквой 3 (з).

 

Знакомство с буквой С (с).

 

Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».

 

Сопоставление з-с.

 

Знакомство с буквой Д (д).

 

Знакомство с буквой Т (т).

Потешки, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки.

 

Развитие восприятия художественного произведения.

В. Сутеев «Дядя Миша».Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости.

 

Знакомство с буквой Б (б).

 

Знакомство с буквой П (п).

 

Развитие вос­приятия худо­жественного произведения. Русская народная сказка «Привередница».Знакомство с буквой В (в).

 

Знакомство с буквой Ф (ф).

 

Знакомство с буквой Ж (ж).

 

Знакомство с буквой Ш (ш).

 

Развитие восприятия художественного произведения.

С. Маршак «Тихая сказка».Знакомство с буквой Ч (ч).

 

Знакомство с буквой Щ (щ).

 

Знакомство с буквой X (х).

 

Знакомство с буквой Ц (ц).

 

Развитие вос­приятия худо­жественного произведения. Шарль Перро Красная шапочка».Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь.

 

Знакомство с разделитель­ной функцией мягкого знака.

 

Знакомство с особенностя­ми буквы ъ.

 

Развитие восприятия художественного произведения. М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

 

Промежуточная диагностическая работа.

 

Урок-игра.

 

3

Послебукварный период

Алфавит. С. Маршак «Ты эти буквы заучи…»; В. Голявкин «Спрятался».

36 часов

 

Развитие восприятия художествен-ного произведения. А. Блок «Зайчик».

Читаем произведения тюменского писателя Мальцева Станислава Владимировича «Зайка Петя и его друзья»

 
 

В. Сутеев «Три котёнка»; А. Шибаев «Беспокойные соседки».

РК:Читаем произведения тюменского писателя Мальцева Станислава Владимировича «Мишка- медвежушка, мёд и зайкино волшебное слово»

 
 

Е.Пермяк «Про нос и язык»; Г.Остер «Меня нет дома».

РК:Читаем произведения тюменского писателя Селиванова Фёдора Андреевича «Важная персона» сказка; «Без ума» рассказ.

 
 

А.Шибаев «На зарядку – становись!»; «Познакомились».

 
 

Развитие восприятия художествен-ного произведения.

Г. Скребицкий «Пушок».

 
 

Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора».

 
 

А.Шибаев «Всегда вместе».

 
 

Г.Цыферов «Маленький тигр». С.Чёрный «Кто?».

 
 

Развитие восприятия художественного произведения. Е.Трутнева «Когда это бывает?».

 
 

Г.Остер «Середина сосиски». Я.Аким «Жадина»

 
 

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…». Украинская народная сказка «Рукавичка»

 
 

Г.Остер «Спускаться легче».

 
 

Развитие восприятия художественного произведения.

К.Чуковский «Муха-цокотуха».

 
 

В.Сутеев «Под грибом».

 
 

А.Шибаев «Что за шутки?»

Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета».

 
 

Б. Житков «Как меня называли».А. Кушнер «Большая новость».

 
 

Развитие восприятия художественного произведения.В. Сутеев

«Ёлка».

 
 

Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился».

 
 

Е. Чарушин «Яшка».А. Кушнер «Что я узнал!» Ю. Дмитриев «Медвежата».

 
 

Г.Снегирёв «Медвежата».

 
 

Развитие восприятия художественного произведения.В. Сутеев «Палочка-выручалочка».

 
 

М. Карем «Растеряшка».В. Драгунский «Заколдованная буква».

 
 

Н.Носов «Ступеньки».

 
 

О. Дриз «Горячий привет».Г.Остер «Привет мартышке».

 
 

Развитие восприятия художественного произведения. Е.Пермяк «Пичугин мост».

 
 

Е. Чарушин «Зайчата».Н.Сладков «Сорока и Заяц».«Лиса и Заяц».

 
 

Н.Носов «Затейники».

 
 

Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот».

 
 

Развитие восприятия художественного произведения.В. Чаплина «Мушка».

 
 

Развитие восприятия художественного произведения. Н. Саконская «Мы с мамой». Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек».

 
 

А.Толстой «Ёж».В.Лунин «Волк ужасно разъярён…».Г.Цыферов «Зелёный

заяц».

 
 

В.Драгунский «Он живой и светится».

 
 

Развитие восприятия художественного произведения. С. Баруздин «Весёлые рассказы».

 
 

«Лиса и журавль» (русская народная сказка).

Н.Сладков «Лиса и мышь».

 
 

Г.Сапгир «Лошарик».

В.Берестов «Картинки в лужах».

 

4

 

Литературное чтение.

Читаем сказки, загадки, скороговорки.

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

32 часа

В. Сутеев «Кораблик».

4 часа

Кир Булычёв «Скороговорка».В.Бианки «Лис и Мышонок».Загадка.

Проверь себя.

 

Развитие восприятия художествен--ного произведения. Е. Ильина «Чик-чик ножницами».

 

5

Учимся уму-разуму

К. Ушинский «Играющие собаки».Л. Толстой «Косточка».В. Осеева «Кто наказал его?»Пословица.

5 часов

И. Северянин «Её питомцы», Е. Пермяк «Торопливый ножик», В.Осеева «Потерянный день».Пословицы.

 

В. Осеева «Печенье», «Три товарища».Пословицы.

 

Развитие восприятия художественного произведения.

Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

 

А. Барто «Я –лишний».Я. Аким «Мама».Э. Успенский «Всё в порядке».

Проверь себя.

 

6

Читаем о родной природе

Л. Толстой «Солнце и ветер».В. Бианки «Синичкин календарь».Э. Мошковская «Лед тронулся».

4 часа

 

И.Соколов-Микитов «Русский лес».Загадки.

Читаем произведения тюменского писателя Селиванова Фёдора Андреевича «У речки Каменка: новые рассказы и стихи»

 
 

Стихи о природе. Песенка. Русская народная песня «Берёзонька».

 
 

С.Маршак «Апрель».М.Пришвин «Лесная капель».

 

7

О наших друзьях животных

И. Мазнин «Давайте дружить».Ю. Коваль «Бабочка».С. Михалков «Аисты и

лягушки».Е. Чарушин «Томкины сны».

4 часа

 

И. Жуков «Нападение на зоопарк».М. Пришвин «Ёжик».Ю. Могутин «Убежал».

 
 

Развитие восприятия художествен-ного произведения.

В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок».

 
 

Б. Заходер «Ёжик».М. Пришвин «Норка и Жулька».Русская народная песня «Котик». Проверь себя.

 

8

Учимся уму-разуму

М. Пляцков­ский «Добрая лошадь».В. Осеева «Кто хозяин?».

5 часов

   

В. Осеева «На катке».В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится».

 
   

Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Терёшечка»

 
   

Е. Пермяк «Самое страшное».С. Востоков «Кто кого».И. Бутман «Клоун».

 
   

Е. Пермяк «Бумажный змей».В. Берестов «Серёжа и гвозди».Проверь себя.

 

9

Читаем сказки, пословицы, считалки

М. Пляцков­ский «Урок дружбы».В. Орлов «Как Малышу нашли маму».

3 часа

   

Развитие восприятия художественного произведения Г. Скребицкий «Мать»

 
   

А. Усачёв «Грамотная мышка».М. Яснов «В лесной библиотеке».В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок».С.Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить».

 

10

О наших друзьях животных

А. Барто «Жук».Н.Сладков «На одном бревне».

2 часа

   

Е. Чарушин «Томка и корова».В. Берестов «Выводок».Проверь себя.

 

11

Читаем о родной природе

А. Барто «Весенняя гроза»

5 часов

   

И. Соколов-Микитов «Радуга»Е.Трутнева «Эхо»И.Шевчук «Ленивое эхо».

 
   

М. Есеновский «Моя небольшая родина».Ю. Коринец «Волшебное письмо».

 
   

Р. Валеева «Здравствуй, лето!» В. Лунин «Я увидела чудо».Проверь себя.

 
   

Закрепление пройденного материала

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.