12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евфимовская Алла Владиславовна1621
Окончила Самарский педагогический университет, работаю в МБОУ Школа №6 им. М.В. Ломоносова г.о. Самара, высшая квалификационная категория
Россия, Самарская обл., Самара
Материал размещён в группе «Начальная школа XXI века»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 им. М.В. Ломоносова

с углубленным изучением отдельных предметов

городского округа Самара

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

учителей начальных классов

Руководитель МО

_____/Евфимовская А.В./

Протокол №____

«___» _________ 2015 г.

«ПРОВЕРЕНО»

Зам. директора по УВР

МБОУ СОШ №6

____________ /__________/

«___» _________ 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ 6

___________ /С.А.Кручинина/

Приказ № ___

«___» _________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

начального общего образования

уровень программы базовый

для 3 Г, М, И классов

Составители:

Евфимовская А.В., высшая кат.

Григоровских Е.С.

Долгих Ю.В., первая кат.

 

Паспорт программы

Класс

2

Предмет

Литературное чтение

Уровень программы

базовый

Количество часов в неделю

4 ч.

Количество часов в год

136 ч.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы НОО, ООП НОО МБОУ СОШ №6, примерной программы по предмету в соответствии с ФГОС

Рабочая программа составлена на основе программы

Литературное чтение. Л.А. Ефросинина : Вентана-Граф, 2012

Учебник

Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012

Дидактические материалы.


 

Литературное чтение: программа 1-4 классы. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. М.: Вентана-Граф, 2013. Итоговая комплексная работа

Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2-х ч. Ч.1. Л.А.Ефросинина.- М.:Вентана-Граф, 2013. Оценка знаний.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

- ПООП НОО от 8.04.2015

- Закона об образовании РФ №273-ФЗ ОТ 29.12.2012

- ФГОС НОО от 29.12.2014

- ООП МБОУ СОШ №6

- Предметной программы «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно- нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При

изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной,

художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к

самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной

школе:

сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

работа с текс том как речеведческой единицей, а с литературным

произведением как искусством слова, с учетом специфики его с труктуры и жанровых особенностей;

одновременная работа над языком произведения и речью детей;

сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

различение художественных и научно-популярных произведений;

формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать

читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текс т произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного

произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

систематически отрабатывать умения читать вслух, молча,

выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в

процессе чтения, учить работать в парах и группах;

формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).


ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение литературного чтения с 1 по 4 класс отводится по 4 часа еженедельно.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение литературного чтения выделяется:

общее число часов в год – 136 ч.

число часов и занятий в неделю – 4 ч.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения основной образовательной

программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности,

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на

мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению,

истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и

свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи

учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового

характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления

информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств

информационных и коммуникационных технологий для решения

коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных

источниках и открытом учебном информационном пространстве сети

Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и

интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и

познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей

и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными

понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной

программы начального общего образования с учетом специфики

содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение» должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения

дополнительной информации».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.

Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а

жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально- чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются

определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.

Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

3 класс 4 ч в неделю, всего 136 ч

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.

- Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.

- Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев).

- Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики;

- Определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Чтение.

- Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами;

- Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом.

- Осознание последовательности и смысла событий.

- Вычленение главной мысли текста.

- Определение поступков героев и их мотивов;

- Сопоставление поступков персонажей и их оценка.

- Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

- Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей;

- Составление плана под руководством учителя.

- Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану.

- Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Основные разделы:

Устное народное творчество. Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни. Эзоп «Лисица и виноград»; И.А.Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».

Произведения А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане…», стихи («Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г.Паустовский «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов: Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…»; А.Н.Майков «Осень», А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…»; И.С.Никитин «Русь», «Утро»; И.З.Суриков «Детство»; С.Д.Дрожжин «Привет», «Зимний день».

Произведения Л.Н.Толстого. «Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А.Некрасова. «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный…»; К.И.Чуковский «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А.Некрасова».

Произведения А.П.Чехова. Рассказы «Степь», «Ванька». Н.С.Шер «О рассказах А.П.Чехова».

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка. «Умнее всех», «Приёмыш».

Произведения А.И.Куприна. «Синяя звезда», «Барбос и Жулька».

Стихи С.А.Есенина. «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».

Произведения К.Г.Паустовского. «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я.Маршака. «Урок родного языка», «Ландыш»; В.Субботин «С Маршаком».

Произведения Л.Пантелеева. «Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П.Гайдара. «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В.Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г.Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М.Пришвина. «Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В.Чалмаев «Воспоминания о М.М.Пришвине».

Произведения зарубежных писателей. Ш.Перро «Подарки феи»; Ц.Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»; Дж.Лондон «Волк»; Э.Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении).

Литературоведческая пропедевтика

- Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение.

- Перечислять литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

- Объяснять что такое присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно художественное, научно-популярное).

- Находить в тексте портрет портрет героя, пейзаж.

- Перечислять основные признаки стихотворения: рифма, строка, строфа.

- Называть средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

- Развитие интереса к художественному слову.

- Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений.

- «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

- Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д.

- Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Чтение: работа с текстом

- Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги.

- Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»).

- Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о

героях, произведениях и книгах.

- Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.

- Использование готовых таблиц с информацией для характеристики

героев, книг, произведений.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

Раздел программы

Программное содержание

Виды речевой и читательской деятельности

Воспринимать на слух произведения фольклора (сказки, былины, песни, загадки), понимать их содержание, определять жанр.

Слушать и слышать прозаические и стихотворные тексты художественных произведений, воспринимать и эмоционально реагировать на художественное слово, поэтические произведения.

Определять жанр и тему прослушанного произведения, понимать его содержание и аргументировать свою эмоциональную реакцию на произведение.

Выделять информацию в научно-популярных и учебных текстах.

Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.

Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя

и ответы одноклассников и дополнять их

Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения. Темп чтения не менее 60 слов в минуту.

Читать тексты произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей с соблюдением знаков препинания, расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях.

Находить в тексте слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением и уточнять их правильное произношение по словарю или у учителя.

Соблюдать орфоэпические правила произношения слов: что, чтобы, конечно, сегодня, белого и т. д.

Читать выразительно тексты произведений по образцу в соответствии с интонационным рисунком произведения.

Использовать алгоритм (памятку) работы над выразительностью чтения произведений, отрывков или эпизодов.

Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения.

Отрабатывать умение читать молча абзацы, отрывки.

Контролировать чтение молча (исключать речедвижение и фиксацию читаемой строки линейкой или пальцем).

Определять жанр и тему произведения до чтения, используя просмотровое чтение молча.

Пользоваться умением читать молча для первичного (ознакомительного) чтения нового произведения.

Использовать умение читать молча для поиска информации в произведении, для работы со структурой текстов разножанровых произведений, вошедших в круг чтения третьеклассников.

Пользоваться поисковым чтением и умением читать молча для работы с текстом произведений, составления плана, выделения смысловых частей и эпизодов.

Находить в произведении описания, повествования и рассуждения, пользуясь умением читать молча.

Выделять название произведения (фамилия автора и заглавие), смысловые части, озаглавливать каждую часть

Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности.

Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения.

Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план.

Сравнивать тексты художественных, научно-популярных произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности).

Учиться воспроизводить текст произведения, пользуясь алгоритмом учебных действий: читать наизусть, читать выразительно наизусть и по учебнику, пересказывать подробно и кратко.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответы словами из текста и подчёркивая особенности и специфику текста (жанр, тема, форма, язык автора).

Анализировать и сравнивать темы, жанры и авторскую принадлежность произведений стихотворных и прозаических.

Определять тему и жанр произведения.

Моделировать обложки. Сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; произведений одного и того же автора.

Сравниватьсамостоятельно созданные модели с готовыми образцами. Дополнять модели, исправлять неточности и ошибки.

Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения, подтверждающие главную мысль.

Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план.

Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий.

Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий.

Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты.

Сравнивать образы положительных и отрицательных героев произведения.

Анализировать и выделять образ главного героя.

Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения.

Работать с иллюстрацией, объяснять её значение для понимания произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с иллюстрацией, высказывать своё мнение о соответствии иллюстрации произведению.

Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению, выделять их особенности

Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию.

Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя.

Понимать и объяснять заглавие произведения, его соответствие содержанию произведения.

Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его.

Осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта.

Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства.

Определять авторское отношение к героям.

Определять героев положительных и отрицательных, анализировать их поступки.

Сравнивать образы положительных и отрицательных героев в табличной форме.

Характеризовать героев, используя данные из таблиц.

Пересказывать произведение подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (описание героя произведения, места события, обстановки); по иллюстрациям.

Формировать умение пересказывать произведения (подробно, кратко, выборочно), пользуясь алгоритмом учебных действий.

Сравнивать произведения со сходными сюжетами по жанру, авторской принадлежности, форме, средствам выразительности

Выделять особенности научно-популярных текстов: изложение фактов, достоверное описание предмета или явления, связь с окружающими предметами и явлениями, выводы (Что нового узнали? Какую информацию содержит текст? В какой форме она представлена?).

Определять жанр, тему и авторскую принадлежность научно-популярных произведений.

Составлять таблицу с указанием фактов, изложенных в тексте, указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему.

Пересказывать кратко, выделяя только фактическую информацию

Самостоятельно работать с учебными текстами в учебниках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира: читать текст, выделять задачи, правила, алгоритмы учебных действий.

Характеризовать понятия, давать определения.

Составлять алгоритмы учебных действий (чтения вслух и молча, краткого и подробного пересказов)

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание, аннотация, выходные данные), тип книги, название (фамилия автора и заголовок).

Моделировать обложки книг (автор, заглавие, жанр, тема), сравнивать и дополнять модели книг, подбирать книги к моделям.

Пользоваться библиотечным фондом.

Выбирать книги по каталогу, в открытом доступе по алфавитному указателю.

Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами.

Читать дополнительно произведения в хрестоматии по изучаемой теме (разделу) и работать с текстом произведения.

Самостоятельно читать детские газеты и журналы в читальном зале библиотеки.

Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: собирать информацию о книгах и авторах, обрабатывать собранную информацию, проводить презентации, участвовать в конкурсах и выставках

Пользоваться поисковым чтением: находить в тексте диалоги, монологи, полилоги героев, выделять реплики, обращения, слова, подчёркивающие особенности характера героев произведения.

Формулировать вопросы и ответы о произведении, героях, авторе.

Читать по ролям диалоги, полилоги, монологи героев произведений; инсценировать эпизоды.

Участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками о произведении, героях, книге. Вести беседу в паре, в группе на тему прочитанного произведения.

Участвовать в обсуждении произведений, книг, героев.

Использовать в речи понятия: диалог, монолог, реплика, вопрос и слова вежливого об-ращения.

Высказывать своё суждение о произведениях, книгах в виде монолога (3–5 предложений).

Готовить сообщение в форме монолога об авторе произведения или о книге в форме монолога в качестве проекта

Знакомиться с образцами письменной речи: произведениями классической литературы отечественных и зарубежных писателей; определять особенности языка писателя (2–3 существенных признака).

Сравнивать письменную речь прозаических и стихотворных произведений.

Анализировать текст произведения; находить в нём описания, повествования, рассуждения.

Конструировать разные типы текста: описание героя, повествование (рассказ о поступке героя), рассуждение о той или иной ситуации, описанной в произведении (мини-сочинение).

Использовать в письменной речи обращения, сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы и предложения из произведений.

Писать отзывы о произведениях, героях, книгах

Круг чтения

Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа.

Сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха.

Сравнивать русскую народную сказку с загадками, немецкую (братьев Гримм) и башкирскую (в пересказе А. Платонова).

Классифицировать скороговорки по особенностям построения текстов, используя материал учебника и учебной хрестоматии.

Определять тему пословиц, их прямой и скрытый смысл.

Участвовать в конкурсе «Знатоки пословиц» и проектной деятельности «Народная мудрость».

Различать виды загадок, народные и авторские.

Сочинять загадки о предметах, явлениях природы, животных.

Участвовать в проектной деятельности на тему «Мир загадок»: собирать загадки, классифицировать ,оформлять книги-самоделки, представлять результаты на конкурсах, праздниках, библиотечных уроках.

Анализировать тексты сказок с загадками, понимать особенности сюжета.

Моделировать обложки к произведениям: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок.

Сравнивать модели к произведениям одного автора, но разным по жанру и теме.

Составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений одного автора; произведений разных авторов на одну тему; произведений одного жанра разных авторов.

Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.).

Сравнивать прозаические произведения о детях, о животных, о природе отечественных и зарубежных писателей.

Объяснять особенности художественных, научно-популярных, исторических и фантастических рассказов.

Сравнивать рассказы Л. Пантелеева, М.М. Пришвина, А.И. Куприна и делать аргументированные выводы об их жанровых особенностях.

Пользоваться справочниками и справочной книгой (алфавитный указатель, словарные статьи, иллюстративные материалы справочника: таблицы, схемы, рисунки, примеры).

Читать дополнительно в хрестоматии произведения по изучаемой теме (разделу) и самостоятельно книги из библиотек.

Классифицировать изученные произведения по жанру, теме, авторской принадлежности, форме.

Читать и использовать информацию из детских журналов и газет (печатных и электронных)

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Различать фольклорные и авторские (литературные) произведения.

Сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности.

Различать пословицы по темам, скороговорки по построению и звучанию, сказки

по видам (о животных, бытовые, волшебные).

Определять жанровые особенности басен, былин.

Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения.

Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворения

Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи.

Работать с сюжетом произведения и его компонентами.

Находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении, аргументировать своё мнение

Творческая деятельность учащихся

(на основе литературных произведений)

Определять главную мысль произведения и задачу чтения; распределять роли, читать выразительно или инсценировать.

Выразительно читать кульминационные моменты художественных текстов, выражая своё отношение к героям.

Пересказывать произведения подробно и кратко, инсценировать отдельные эпизоды.

Моделировать «живые картины» к эпизодам и произведениям.

Выполнять творческие проекты в группах, парах или индивидуально. Самостоятельно распределять и планировать свою деятельность.

Высказывать суждения о героях и их поступках, о произведениях, книге, об авторах произведений.

Интерпретировать тексты произведений: выбор эпизода и его пересказ от имени автора или героя.

Создавать иллюстрации к тексту, воспроизводить словесные картины графически.

Создание по аналогии историй о героях произведений, рассказов, комиксов, стихотворений по образцу (рифма, строфа).

Создавать рукописные книги на основе творческих работ: собирать творческие работы, классифицировать по жанрам и темам, иллюстрировать и оформлять книги, представлять их

Чтение: работа с текстом

Пользоваться информацией о произведении (жанр, тема, авторская принадлежность).

Находить фактическую информацию в текстах научно-популярных произведений.

Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор, художник.

Заполнять таблицы и схемы, делать выводы на основе информации, представленной в форме таблицы.

Использовать информацию из таблиц для создания текстов-описаний предметов, явлений, животных.

Дополнять таблицы и схемы данными из научно-популярных текстов

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
 

Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012

Учебная хрестоматия «Литературное чтение» в 2-х ч. 3 класс. / Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2014

Рабочая тетрадь «Литературное чтение» в 2-х ч. 3 класс/ Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015 .

Словарь – справочник «Книгочей» / Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012 .

Методический материал для учителя.

- Литературное чтение. Программа 1 – 4 классы Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова – М.: Вентана-Граф, 2013 .

- Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие / Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013.

- Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2-х ч. Ч.1. Л.А.Ефросинина.- М.:Вентана-Граф, 2013. Оценка знаний.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны научиться:

- читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);

- читать наизусть шесть – семь стихотворений и два – три отрывка из прозы;

- определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;

- пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;

- самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;

- работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;

- отбирать книгу для самостоятельного чтения по темам, по авторской принадлежности;

- пользоваться справочной литературой.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;

понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;

отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о

произведении, героях и их поступках;

правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;

понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;

находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;

читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем

возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее

55–60 слов в минуту);

читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;

понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;

работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг-сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;

уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

различать стихотворный и прозаический тексты;

определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);

использовать в речи изученные литературоведческие понятия(сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).

Ученик может научиться:

подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;

употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;

находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;

инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

рассказывать сказки от лица героя;

рассказывать о героях произведения;

создавать истории с героями произведений.

Ученик получит возможность научиться:

иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;

создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с текстом»

Ученик научится:

находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;

работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;

сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.

Ученик может научиться:

самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;

находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.


 

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на 2015-2016 уч.год (136 часов)

Месяц/

неделя

Дата

Тема урока

Домашнее задание

Сентябрь 1

 

1.09

Произведения фольклора. Загадки. В. Даль «Старик-годовик»

Уч.стр.10 вопрос 3 или р.т. стр.5 №5

 

2.09

Произведения фольклора: пословицы.

Уч.стр. 13 вопрос 3 или р.т. стр.8 №4

 

3.09

Русские народные сказки «Самое дорогое».

Уч.стр. 18 вопрос 4 или р.т.стр. 11 №5

 

4.09

Русские народные сказки «Про Ленивую и Радивую».

Уч.стр.23 вопрос 4 или 6

Сентябрь 2

 

8.09

Входная комплексная диагностическая работа.

 

 

9.09

Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

Уч.стр.30 вопрос 6 или р.т. стр.16 №1

 

10.09

Волшебные сказки. Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр».

Уч.стр.41 вопрос № 5 или 6

 

11.09

О присказках.

Уч.стр.42 вопрос 2

Сентябрь 3

 

15.09

Литературное слушание. Русская народная сказка «Елена Премудрая», «Умная внучка»

Р.т. стр.22 № 4 или стр.18 №4

 

16.09

Малые формы фольклора: потешки, скороговорки.

Уч.стр.44 №3* или р.т. стр.24 №5

 

17.09

Устное народное творчество. Обобщение по разделу.

 

 

18.09

Былины. «Добрыня и змея»

Уч.стр.50 №7 или р.т.стр.29 №6

Сентябрь 4

 

22.09

Былины. «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

Уч.стр.57 №8 или р.т. стр.30 №5

 

23.09

Былины. «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»

Уч.стр.70 №6 или 8

 

24.09

Литературное слушание. Былины. Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович»

Р.т. стр. 35 №7 или 8

 

25.09

Былины. Обобщение.

Р.т. стр.38 №5 или уч.стр.73 №8

Октябрь 1

 

29.09

Басни Эзопа и И.А. Крылова. Эзоп «Лисица и виноград», И. Крылов «Лиса и виноград»

Уч.стр.76 №3 или р.т. стр.39 №5

 

30.09

Басни Эзопа и И.А. Крылова. И. Крылов «Ворона и лисица», Эзоп «Ворона и лисица»

Уч.стр.78 №4 или р.т. стр.40 №3

 

1.10

Литературное слушание И.Крылов «Петух и Жемчужное зерно», «Волк и Ягнёнок»

Р.т. стр.43 №3

 

2.10

Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая лиса»

Р.т. стр.45 №5

Октябрь 2

 

6.10

Басни. Обобщение по разделу.

Р.т.стр.47 №6 или 7

 

7.10

Произведения А. С. Пушкина. А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»

Уч.стр.82 №4 или 5

 

8.10

Слушание А.Пушкин «Бой Руслана с головой»

Р.т. стр. 50 №3 или 4

 

9.10

Сказки А. С. Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Уч. стр.113 №1 или 2

Октябрь 3

 

13.10

Сказки А. С. Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (продолжение)

Р.т.стр.54 №9

 

14.10

Сказки А. С. Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (окончание)

Уч.стр.114 №8 или р.т. стр. 55 №11

 

15.10

Литературное слушание и работа с детской книгой. К. Паустовский «Сказки Пушкина».

Р.т. стр. 58 №4 или 5

 

16.10

Литературное слушание и работа с детской книгой. Э Бабаев "Там лес и дол видений полны..."

Р.т. стр. 56 №3 или 5

Октябрь 4

 

20.10

Стихи о природе. А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...», "Зимний вечер"

Уч.стр.116 №4 или стр.118 №4

 

21.10

Стихи о няне. А.С.Пушкин "Няне"

Уч.стр.120 №4 или р.т. стр. 62 №2

 

22.10

Обобщение по разделу «Произведения А.С.Пушкина»

Уч.стр.121 №7 или р.т. стр.63 №5

 

23.10

Стихи о природе. Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…»

Уч.стр.123 №6 или стр. 125 №4

Октябрь 5

 

27.10

Стихи об осенней природе. А. Майков «Осень»

Уч.стр.127 или р.т. стр.69 №7

 

28.10

Стихи А.А. Фета. А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищурив»

Уч.стр.129 №4 или р.т. стр.70 №3

 

29.10

Литературное слушание. И.Бунин «Листопад»

Р.т. стр. 71 №2 или 3

 

30.10

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». Контрольная работа.

Уч.стр. 130 №2 или р.т. стр.74 №8

Ноябрь 1

 

10.11

Жанры произведений Л.Н. Толстого. Сказка Л.Н.Толстой «Два брата», «Белка и волк» - басня.

Уч.стр.132 №4 или стр.134 №5

 

11.11

Литературное слушание. Л.Н.Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

 

 

12.11

Литературное слушание. Л.Н.Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» (продолжение)

Р.т. стр.79 №3

 

13.11

Научно-популярные рассказы. Рассказы Л.Н.Толстой «Зайцы», «Лебеди».

Уч.стр.136 №6 или стр.138 №4

Ноябрь 2

 

17.11

Художественные рассказы. Дополнительное чтение Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Р.т. стр.83 №5 или 6

 

18.11

Художественные рассказы Л.Н. Толстого. Л.Н.Толстой «Прыжок»

 

 

19.11

Художественные рассказы Л.Н. Толстого. Л.Н.Толстой «Прыжок» (продолжение)

Уч.стр. 142 №6 или р.т. стр.85 №4

 

20.11

Былины Л.Н. Толстого. Былина «Как боролся русский богатырь»

Уч.стр.145 №6 или р.т. стр. 86 №5

Ноябрь 3

 

24.11

Литературное слушание Книги Л.Толстого. Доп чтен «Ореховая ветка».

Р.т. стр.77 №4

 

25.11

Литературное слушание А.Сергеенко «Как Л.Н.Толстой рассказывает сказку об огурцах»

Р.т. стр.88 №4 или 5

 

26.11

Обобщение по разделу.

Уч.стр.146 №2 или стр. 148 №6

 

27.11

Стихотворения о детях. Н.Некрасов «Мужичок с ноготок», К.И.Чуковский «Мужичок с ноготок»

Уч.стр. 151 №4 или стр.152 №5

Декабрь 1

 

1.12

Литературное слушание Некрасов «Крестьянские дети»

 

 

2.12

Стихи о природе. Н. Некрасов «Славная осень»

Уч. стр.155 №3 или 4

 

3.12

Стихи о природе. Н.Некрасов «Зелёный шум», К.И.Чуковский «Зелёный шум»

Р.т. стр. 96 №4 или 5

 

4.12

Стихи о природе. Н.Некрасов «Мороз-воевода»

Уч.стр. 158 №5 или 6

Декабрь 2

 

8.12

Слушание и работа с детской книгой. К.И.Чуковский «О стихах Н.А.Некрасова». Доп чтение «Саша», «Перед дождём»

Уч.стр.159 или р.т. стр.99 №4

 

9.12

Обобщение по разделу.

 

 

10.12

Повести и рассказы. А.П.Чехов "Степь"

Уч. стр.165 №3 или 4

 

11.12

Повести и рассказы. А.П.Чехов «Белолобый»

Р.т. стр.103 №2 или 3

Декабрь 3

 

15.12

Произведения о детях. А.П.Чехов «Ванька»

Уч. стр.173 №4 или 5

 

16.12

Очерки и воспоминания об А.П. Чехове. Н.Шер «О рассказах о А.П.Чехова»

Найти и прочитать рассказ А.П.Чехова «Каштанка»

 

17.12

Рассказы о животных А.Андреев «Кусака»

Р.т. стр.106 №3 или 4

 

18.12

Обобщение по разделу «Проверь себя»

 

Декабрь 4

 

22.12

Сказки Ш. Перро. Ш. Перро «Подарки феи»

Уч.стр.181 №6 или 7

 

23.12

Сказки И.Топелиуса. И.Топелиус «Солнечный луч в ноябре». Дополнительное чтение И. Топелиус «Зимняя сказка»

Уч.стр.188 №4 или 5

 

24.12

Сказки зарубежных писателей. Г.Х.Андерсен «Снеговик», бр.Гримм «Умная дочь крестьянская»

Р.т. стр.112 №3 или 4

 

25.12

Урок - утренник "В мире сказок"

 

Январь 1

 

29.12

Стихи о Родине. И.Никитин «Русь»

Уч.стр.6 №4 или р.т. стр.5 №6

 

12.01

Стихи о природе. И.Никитин «Утро»

Уч.стр.9 №6 или 7

 

13.01

Стихи о детях и для детей. И. Суриков «Детство».

Уч.стр. 14 №5 или 6

 

14.01

Стихи русских поэтов. И. Суриков «Помню я: бывало няня…»

Р.т. стр.10 №2 или 4

Январь 2

 

15.01

Стихи о Родине. С.Дрожжин «Привет», «Зимний день»

Уч.стр. 15 №5 или р.т. стр.13 №5

 

19.01

Стихи о Родине и родной природе. Ф.Н. Глинка "Москва"

Р.т. стр. 14 №3 или 4

 

20.01

Обобщение по разделу.

Р.т. стр. 16 №3 или №6

 

21.01

Рассказы о животных. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Уч. стр. 25 №2

Январь 3

 

22.01

Рассказы о животных. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Уч.стр.25 №7 или 8

 

26.01

Промежуточная комплексная диагностическая работа.

 

 

27.01

Сказки о животных. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Умнее всех"

Уч. стр.38 №8 или р.т.стр.25 №8

 

28.01

Произведения о животных. Литературное слушание Д.Н.Мамин-Сибиряк «Постойко»

 

Февраль 1

 

29.01

Произведения о животных . Литературное слушание Д.Н.Мамин-Сибиряк «Постойко» (окончание)

Р.т. стр. 26 №1 ли 2

 

2.02

Обобщение по разделу.

Р.т. стр.27 №5 или 5

 

3.02

Произведения о людях. А.Куприн «Синяя звезда»

Выразительное чтение 1 и 2 глав

 

4.02

Произведения о людях . А.Куприн «Синяя звезда» (продолжение)

Выразительное чтение 3 и 4 глав

Февраль 2

 

5.02

Произведения о людях . А.Куприн «Синяя звезда» (окончание)

Уч. стр.56 №8 или р.т. стр.30 №4

 

9.02

Рассказы о животных. А.Куприн "Барбос и Жулька»

Уч. стр.64 №5 или р.т. стр. 34 №5

 

10.02

Книги о животных. А. Куприн «Собачье счастье»

Р.т. стр.36 №5 или 6

 

11.02

Книги о животных. Дополнительное чтение А.Куприн «Ю-Ю»

Уч. стр.65 №1 или р.т. стр. 39 №6

Февраль 3

 

12.02

Обобщение по разделам.

 

 

16.02

Стихи С.А.Есенина о Родине.

Уч.стр.70 №5 или 6

 

17.02

Стихи о природе. С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

Уч. стр. 71 №4 или р.т. стр.42 №5

 

18.02

Стихи о природе. С.А.Есенин «Берёза»

Уч. стр. 72 №2 или 3

Февраль 4

 

19.02

Стихотворения для детей. С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Уч.стр.73 №3 или 4

 

24.02

Стихи русских поэтов. Доп чтение «Топи да болота», «Сыплет черёмуха снегом», И.С. Тургенев «Деревня»

Р.т. стр.46 №3 или стр.47 №1

 

25.02

Обобщение по разделу.

Р.т. стр.49 №4 или 5

 

26.02

Стихи русских поэтов.

 

Март 1

 

1.03

Произведения для детей. К.Г. Паустовский «Стальное колечко»

Выразительное чтение 1 и 2 глав

 

2.03

Произведения для детей. К.Г. Паустовский «Стальное колечко» (продолжение)

Выразительное чтение 3 и 4 глав

 

3.03

Произведения для детей. К.Г. Паустовский «Стальное колечко» (окончание)

Уч.стр.85 №6 или 7

 

4.03

Рассказы о животных. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»

Уч. стр.91 №3 или 4

Март 2

 

9.03

Рассказы К.Г. Паустовского. К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди»

Уч.стр.95 №4 или 5

 

10.03

Рассказы о животных. Дополнительное чтение. К.Г. Паустовский "Заячьи лапы"

Р.т.стр. 59 №4 или 5

 

11.03

Слушание и работа с книгами К.Г.Паустовского.

 

 

15.03

Рассказы о животных. Литературное слушание К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

Р.т.стр.53 №3 или 6

Март 3

 

16.03

Литературное слушание. А. Астафьев «Стрижонок Скрип»

 

 

17.03

Слушание и работа с детскими книгами о природе и животных. Дополнительное чтение. И.С. Тургенев "Воробей", "Перепёлка"

Р.т.стр.63 №4 или 5

 

18.03

Урок обобщение по разделу. Контрольная работа.

 

 

22.03

Стихи о Родине и родной природе. С.Я.Маршак «Урок родного языка»

Уч.стр. 98 №5 или выразительное чтение

Апрель 1

 

23.03

Стихи о Родине и родной природе. С.Я.Маршак «Ландыш»

Уч.стр.99 №4 или 5

 

24.03

Дополнительное чтение. Слушание и работа с книгами С.Я.Маршака. Пьеса-сказка "Кошкин дом"

Р.т.стр.69 №6 или 7

 

25.03

Обобщение по разделу. В.Субботин "С Маршаком"

Уч. стр.100 №3 или 4

 

5.04

Художественные рассказы. Л.Пантелеев «Честное слово»

 

Апрель 2

 

6.04

Художественные рассказы. Л.Пантелеев «Честное слово» (продолжение)

Уч.стр.110 №6 или 7

 

7.04

Исторические рассказы Л.Пантелеева. «Камилл и учитель»

Выразительное чтение 1-3 глав

 

8.04

Исторические рассказы Л.Пантелеева. «Камилл и учитель» (продолжение)

Уч. стр.119 №4 или 6

 

12.04

Итоговая комплексная диагностическая работа.

 

Апрель 3

 

13.04

Обобщение по разделу.

Р.т. стр.80 №6 или 7

 

14.05

Произведения для детей. А.П.Гайдар «Горячий камень»

Уч.стр.128 №5 или 6

 

15.05

Произведения А.П.Гайдара о детях. Повесть «Тимур и его команда» (главы)

Р.т.стр.83 №2 или р.т.стр.84 №5

 

19.04

Произведения А.П.Гайдара о детях. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы)

Уч. стр.136 №4или р.т.стр.84 №4

Апрель 4

 

20.04

Писатели о писателе. С.Михалкова «Аркадий Гайдар», К.Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре»

Уч.стр.137 №4 или стр.139 №4

 

21.04

Слушание книг о детях и работа с ними. Дополнительное чтение. В.Ю.Драгунский "Девочка на шаре"

Уч.стр.140№1 или 2

 

22.04

Урок обобщение по разделу.

 

 

26.04

Разножанровые произведения М.М.Пришвина. Очерк «Моя Родина»

Уч.стр.144 №6 или р.т.стр.90 №5

Май 1

 

27.04

Произведения М.М.Пришвина о животных. Дополнительное чтение. Рассказ «Двойной след»

Р.т.стр.91 №1 или 2

 

28.04

Произведения М.М.Пришвина о животных. Рассказ «Выскочка»

Уч.стр.148 №5 или р.т.стр.92 №5

 

29.04

Рассказы о природе. М. Пришвин «Жаркий час»

Уч.стр.150 №2 или 3

 

3.05

Работа со статьёй. В.Чалмаев «Воспоминания о М.М.Пришвине»

 

Май 2

 

4.05

Литературное слушание В.Бианки «По следам»

Уч.стр.152 №2 или 4

 

5.05

Обобщение по разделу.

 

 

6.05

Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк»

Выразительное чтение 1 -3 глав

 

10.05

Рассказы о животных . Дж. Лондон «Бурый волк» (продолжение)

Выразительное чтение 4-6 глав

Май 3

 

11.05

Рассказы о животных .Дж. Лондон «Бурый волк» (окончание)

Уч.стр.176 №7 или 6

 

12.05

Рассказы о животных . Э. Сеттон-Томпсон «Чинк»

Выразительное чтение 1 главы

 

13.05

Рассказы о животных . Э. Сеттон-Томпсон «Чинк» (продолжение)

Выразительное чтение 2-3 главы

 

17.05

Рассказы о животных . Э. Сеттон-Томпсон «Чинк» (окончание)

Уч.стр.187 №3 или 4

Май 4

 

18.05

Комплексная контрольная работа

 

 

19.05

Урок обобщение по разделу.

 

 

20.05

Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей. Дополнительное чтение.Дж.Чиарди "Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн"

Р.т. стр.98 №3 или стр.100 №6

 

24.05

Библиотечный урок "Летнее чтение".

 

 *В домашнем задании учащимся предложены на выбор два упражнения из учебника: базового и повышенного уровня или упражнения из рабочей тетради. Учащиеся самостоятельно производят выбор заданий. При их проверке учитель просит пояснить, почему выбран именно этот вариант задания. Это помогает скорректировать уровень самооценки учащихся, дает возможность понять причину выбора заданий более легкого или более трудного характера. Кроме того, если учащийся не может справиться с этим видом работы, он всегда может выбрать другое задание и оказаться в ситуации успеха

Опубликовано в группе «Начальная школа XXI века»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.