Рабочая программа по предмету "Государственный язык (татарский) Республики Татарстан
МИНИСТРЕСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Тататрстан
Исполком ... муниципального района
МБОУ ..
РАССМОТРЕНО ШМО учителей Родного (татарского) языка _____________ Протокол № от “ “ 2024г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Протокол № от “ “ 2024г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ “... СОШ” ______________ Приказ “ от 2024 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
“Государственный (татарский) язык Республики Татарстан”
для 2 класса начального общего образования
на 2024 – 2025 учебный год.
Составитель: Хадиуллина Р.Х..,
учитель татарского языка и литературы
первой квалификационной категории
2024 г.
Рабочая программа по учебному предмету
«Государственный (татарский) язык Республики Татарстан».
Рабочая программа по учебному предмету «Государственный (татарский) язык Республики Татарстан» (предметная область «Родной язык и родная литература») разработана для обучающихся, не владеющихтатарским языком.
Общее число часовво 2 классе - 102 часа (3 часа в неделю).
Содержание обучения во 2 классе.
1. Тематическое содержание речи.
1.1. Мир моего «Я»: Наша семья. Встреча гостей. Мы любим чистоту. Предметы личной гигиены.
1.2. Мир моих увлечений: Зимние и летние забавы. Спортивные игры.
1.3. Мир вокруг меня: Мы идем в школу. В магазине. В городе. В деревне. Транспорт. Времена года.
1.4. Моя Родина: Казань - столица Республики Татарстан. Татарские национальные блюда. Праздники.
2. Умения по видам речевой деятельности.
2.1. Аудирование: понимание на слух речи учителя и одноклассников
и вербальная или невербальная реакция на услышанное; восприятие на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова по изученным темам и понимание основного содержания
или запрашиваемой информации с опорой на иллюстрации; восприятие и понимание на слух несложных диалогических текстов по изученным темам.
Тексты для аудирования: диалоги в рамках тематического содержания речи; высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, аутентичные тексты.
2.2. Говорение.
2.2.1. Диалогическая речь: умение задавать вопросы по изученным темам
и отвечать на них; ведение разных видов диалога (выражение просьбы, поздравление); приглашение собеседника к совместной деятельности, вежливое согласие или несогласие на предложение собеседника.
2.2.2. Монологическая речь: составление небольшого высказывания
в соответствии с учебной ситуацией в пределах программного языкового материала; составление небольшого рассказа о себе, членах семьи, школе, временах года,
о своем городе (селе), праздниках, природе родного края; воспроизведениенаизустьстихов,рифмовок; описание картинок.
2.3. Смысловое чтение: чтение вслух учебных текстов с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией; чтение про себя и понимание учебных и несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания
или запрашиваемой информации; чтение текста с развитием навыков обобщения, сравнения, логического мышления: выделять смысловые вехи, озаглавить части текста; подбирать к плану из текста уточняющие предложения.
Тексты для чтения: ситуативные диалоги, короткие рассказы, стихи.
2.4. Письмо: правильное написание изученных слов; списывание
или выписывание слов на основе их группировки по фонетическим признакам; дописывание предложений в соответствии с решаемой учебной задачей; составление подписей к картинкам или их описание по данному образцу.
3. Языковые знания и навыки.
3.1. Фонетическая сторона речи: чередованиесогласныхзвуков(к или г,п или б); произношение слов со специфичными согласными звуками [къ], [гъ], [w], [җ], [ң], [һ], [ч]; интонацияперечисления; интонация приветствия, прощания, обращения, поздравления, извинения, просьбы, приказа; особенностисловесногоударенияввопросительныхместоимениях; произношение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей.
3.2. Графика, орфография и пунктуация: заглавная буква в началепредложения и в именах собственных; правильное написание изученных слов; правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного
и восклицательного знаков в конце предложения; запятой при перечислении.
3.3. Лексическая сторона речи: распознавание и употребление в устной
и письменной речи не менее 200 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 2 класса, включая 100 лексических единиц, усвоенных
в 1 классе; слов-названий предметов, их признаков, действий предметов; синонимов и антонимов изученных слов; заимствованных слов.
3.4. Грамматическая сторона речи: распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи изученных грамматических форм: имена существительные в притяжательном, винительном, исходном падежах; количественные и порядковые числительные (11-100); личные местоимения без, сез, алар; вопросительное местоимение кайчан?; глаголы настоящего времени
I, II, III лица единственного числа в утвердительной и отрицательной формах; модальные слова кирәк или кирәкми; союзы ә, һәм, ләкин; основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное
(с вопросительными местоимениями или вопросительными частицами -мы или -ме), побудительное.
4. Социокультурные знания и умения: знание и использование наиболее употребительных элементов татарского речевого этикета в ситуациях общения (выражение просьбы, согласия или несогласия); написание имен собственных
на татарском языке; знание небольших произведений татарского детского фольклора (рифмовки, стихи, песенки); персонажей детских книг; знание названий татарских национальных блюд, национальной одежды.
5. Компенсаторные умения: умение просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; использование при чтении и аудировании языковой догадки (умение понять значение незнакомого слова или новое значение знакомого слова
по контексту); использование в качестве опоры при порождении собственных высказываний иллюстраций.
Планируемые результаты освоения программы по государственному (татарскому) языку на уровне начального общего образования.
1. В результате изучения государственного (татарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение государственного (татарского) языка, являющегося частью истории и культуры страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса государственного (татарского) языка в Российской Федерации и в субъекте; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами; уважение к своему и другим народам России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств); неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного
с использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес
к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного
(для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования; бережное отношение
к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;
5) трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека
и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами; неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе государственного (татарского) языка); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению государственного (татарского) языка).
2. В результате изучения государственного (татарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления государственного (татарского) языка
с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (информации
о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова,
о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
и орфографических ошибок.
2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
3. Предметные результаты изучения государственного (татарского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
воспринимать на слух и понимать звучащие учебные тексты, построенные
на изученном языковом материале, с опорой на иллюстрации (время звучания текста для аудирования не более 0,3 минуты);
вести диалоги разного характера в рамках тематического содержания речи
с соблюдением норм речевого этикета в объёме не менее 3-4 реплик со стороны каждого собеседника;
создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 3-4 фраз
в рамках тематического содержания речи;
излагать основное содержание прослушанного или прочитанного текста
с вербальными и (или) зрительными опорами (объём - не менее 3-4 фраз);
читать вслух тексты объёмом до 35 слов, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию;
читать про себя и понимать несложные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова (объём текста для чтения до 50 слов);
списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения
в соответствии с решаемой учебной задачей;
вставлять пропущенные слова в предложение; писать поздравление с опорой на образец;
составлять подписи к картинкам или описывать их по образцу.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для 2 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Мы идем в школу ( “Мир вокруг меня») | 26 | 1 | 1 | ||
Осенний урожай (“Мир вокруг меня») | 10 | | 1 | ||
Я люблю чистоту (Мир моего «я») | 12 | 1 | | ||
Зима идет (“Мир вокруг меня») | 10 | | 1 | ||
Наша семья (Мир моего «я») | 13 | | 1 | ||
Моя Родина (“Моя Родина”) | 10 | | 1 | ||
В магазине (“Мир вокруг меня») | 11 | | 1 | ||
Наступает лето(“Мир моих увлечений») | 10 | 1 | | ||
| Всего: | 102 | 3 | 6 | |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Мы идем в школу ( “Мир вокруг меня») | 26 | | ||||
Слова приветствия | 1 | | | 03.09 | ||
Х.Гарданов. Стихотворение “Исәнмесез, иптәшләр!” | 1 | | | 05.09 | ||
Мои школьные принадлежности. Работа с лексикой. | 1 | | | 07.09 | ||
Мои школьные принадлежности. | 1 | | | 10.09 | ||
Гласные и согласные звуки | 1 | | | 12.09 | ||
День знаний | 1 | | | 14.09 | ||
Сегодня первое сентября | 1 | | | 17.09 | ||
Модальные слова кирәк (кирәктүгел). Направительный падеж личных местоимений (Миңа кирәк) | 1 | | | 19.09 | ||
Сколько книг нужно? Мне нужны книги. | 1 | | | 21.09 | ||
Выражение просьбы. | 1 | | | 24.09 | ||
Звуки и звукосочетания татарского языка. Транскрипция. Закон сингармонизма (гармония гласных звуков). | 1 | | | 26.09 | ||
В каком классе ты учишься? | 1 | | | 28.09 | ||
Мы – командиры. Повелительное наклонение глаголов | 1 | | | 01.10 | ||
Что мы делаем в школе? Форма множ. числа глаголов настоящего времени | 1 | | | 03.10 | ||
Что мы делаем в школе? | 1 | | | 05.10 | ||
Что мы делаем в школе? | 1 | | | 08.10 | ||
Множественное число существительных | 1 | | | 10.10 | ||
Спряжение глаголов настоящего времени по лицам. | 1 | | | 12.10 | ||
Спряжение глаголов настоящего времени в отрицательной форме. | 1 | | | 15.10 | ||
Вопрос кайда?/ (где?) | | | | 17.10 | ||
Вопрос кайда? (где?) Составление диалогов | | | | 19.10 | ||
Вопрос кая? (куда?). | | | | 22.10 | ||
Контрольная работа | 1 | | | 24.10 | ||
работа над ошибками. Вопрос кайдан? (Откуда?) | 1 | | 1 | 26.10 | ||
Русская народная сказка “Күмәч”/“Колобок” | 1 | | | 07.11 | ||
Повторение темы | 1 | 1 | | 09.11 | | |
| Осенний урожай (“Мир вокруг меня») | 10 | | | 12.11 | |
Овощи и фрукты. | 1 | | | 14.11 | ||
Овощи и фрукты. | 1 | | | 16.11 | ||
Фрукты какие? | 1 | | | 19.11 | ||
Союз чөнки/ потому что. Мин… яратам, чөнки… | 1 | | | 21.11 | ||
Лексико-грамматический материал текста “Базарда”/ “На рынке”. | 1 | | | 23.11 | ||
Текст “Базарда”/ “На рынке”. | 1 | | | 26.11 | ||
Работа с текстом “Базарда”/ “На рынке”. Закон сингармонизма (губная гармония). | 1 | | | 28.11 | ||
Признаки осени. | 1 | | | 30.11 | ||
Признаки осени. Осенняя погода | 1 | | | 03.12 | | |
Повторение. В продуктовом магазине. Диалог. | 1 | | 1 | 05.12 | ||
| Я люблю чистоту (Мир моего «я») | 12 | | | | |
Предметы личной гигиены. | 1 | | | 07.12 | ||
Текст «Алсу-опрятная девочка». | 1 | | | 10.12 | ||
Части тела. | 1 | | | 12.12 | ||
Части тела Изменение имен существительных единственного числа по принадлежности 1 лицо Чередование согласных звуков (к//г, п//б). | 1 | | | 14.12 | ||
Изменение имен существительных единственного числа по принадлежности II лицо. | 1 | | | 17.12 | ||
Изменение имен существительных единственного числа по принадлежности III лицо. | 1 | | | 19.12 | ||
Контрольная работа по теме «Я люблю чистоту» | 1 | 1 | | 21.12 | ||
Работа над ошибками. Диалог на тему “У врача”. | 1 | | | 24.12 | ||
Лексико-грамматический материал по тексту “Марат авырый”/”Марат болеет”. | | | | 26.12 | ||
Чтение текста “Марат авырый”/”Марат болеет”. | 1 | | | 28.12 | ||
Работа над текстом “Марат авырый”/”Марат болеет”. | 1 | | | 09.01 | ||
Повторение | 1 | | | 11.01 | ||
| Зима идет (“Мир вокруг меня») | 10 | | | | |
Зимние месяцы. Признаки зимы | 1 | | | 14.01 | ||
Чтение текста “Кыш килә” (“Зима идет”) | 1 | | | 16.01 | ||
Работа над текстом “Кыш килә” (“Зима идет”) | | | | 18.01 | ||
Лексико-грамматический материал по тексту «Праздник Новый год» | 1 | | | 21.01 | ||
Чтение текста «Праздник Новый год» | | | | 23.01 | ||
Работа над текстом «Праздник Новый год» | | | | 25.01 | ||
Зимние игры | 1 | | | 28.01 | ||
Текст “Тауда”/ “На горке”. | 1 | | | 30.01 | ||
Работа с текстом “Тауда”/ “На горке”. | 1 | | | 04.02 | ||
Выражение согласия (несогласия). Диалог «Зимой» | 1 | | 1 | 06.02 | ||
| Наша семья (Мир моего «я») | 13 | | | | |
Наша семья | 1 | | | 08.02 | ||
Текст “Безнеңгаилә”/ “Наша семья”. | | | | 11.02 | ||
Работа над текстом “Безнең гаилә”/“Наша семья”. | 1 | | | 13.02 | ||
Винительный падеж Татарские национальные блюда. | 1 | | | 15.02 | ||
Лексико-грамматический материал текста “Айдар бездә кунакта”/“Айдар у нас в гостях” | 1 | | | 18.02 | ||
Чтение текста “Айдар бездә кунакта”/“Айдар у нас в гостях” | 1 | | | 20.02 | ||
Работа над текстом “Айдар бездә кунакта”/“Айдар у нас в гостях” | 1 | | | 22.02 | ||
У стола. Угощение. | 1 | | 1 | 25.02 | ||
Отрицательная форма глагола прошедшего времени. | 1 | | | 27.02 | ||
Признаки весны | 1 | | | 04.03 | ||
Вопрос кайчан?/ когда?. | 1 | | | 06.03 | ||
8 Марта- праздник мам. Сложные числительные. | 1 | | | 08.03 | ||
Контрольная работа по темам «Наша семья», «Зима идет». | 1 | | | 11.03 | ||
| Моя Родина (“Моя Родина”) | 10 | | | | |
Лексико-грамматический материал текста «Моя Родина – Россия» | 1 | | | 13.03 | ||
Текст «Моя Родина – Россия» | | | | 15.03 | ||
Я живу в Татарстане. Природа республики Татарстан. | 1 | | | 18.03 | ||
Мы живём в городе | 1 | | | 20.03 | ||
Город Казань | | | | 01.04 | ||
Диалоги о поездке в Казань | | | | 03.04 | ||
В транспорте На дороге. Послелог аша/через | 1 | | | 05.04 | ||
Я живу в деревне | 1 | | 1 | 08.04 | ||
Муса Джалиль – поэт-герой | 1 | | | 10.04 | ||
Повторение темы | 1 | | | 12.04 | ||
| В магазине (“Мир вокруг меня») | 11 | | | | |
Лексический материал по теме «Одежда» | 1 | | | 15.04 | ||
В магазине одежды | 1 | | | 17.04 | ||
Лексико-грамматический материал текста «Матуркиемнәр»/«Красивая одежда» | 1 | | | 19.04 | ||
Текст «Матуркиемнәр»/«Красивая одежда» | 1 | | | 22.04 | ||
Работа над текстом «Матур киемнәр» | 1 | | | 24.04 | ||
Лексический материал по теме «Продукты» | 1 | | | 26.04 | ||
В продуктовом магазине | | | | 29.04 | ||
Покупка в продуктовом магазине | | | | 06.05 | ||
В магазине игрушек | 1 | | | 08.05 | ||
В магазине игрушек. Диалог. | 1 | | 1 | 10.05 | ||
Повторение темы «В магазине» | | | | 13.05 | ||
| Наступает лето. («Мир моих увлечений») | 10 | | | | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | | 15.05 | ||
Работа над ошибками. Признаки лета. | 1 | | | 17.05 | ||
Текст “Җәй җитте” / «Наступило лето» | 1 | | | 20.05 | ||
Летний отдых. Путешествия. | 1 | | | 20.05 | ||
Летние игры | 1 | | | 22.05 | ||
Сабантуй- весёлый праздник. | 1 | | | 22.05 | ||
Повторение пройденного за год | 1 | | | 24.05 | ||
Повторение пройденного за год | 1 | | | 24.05 | ||
Повторение пройденного за год | 1 | | | 24.05 | | |
Повторение пройденного за год | 1 | | | 24.05 | | |
| | 102 | 3 | 6 | | |
Учебно-методическое обеспечение
Учебники
Татарский язык. 2 класс: учебник для образовательных организаций основного общего образования (на русском и татарском языках) /Р.З. Хайдарова, Г.М. Ахметзянова – Казань: Татармультфильм. 2021. – 144 с.
Учебная литература
ГабдуллаТукайныңтормышһәмиҗатхроникасыөченматериаллар (1886–1907) = Материалы к хронике жизни и творчества Габдулла Тукая (1886–1907). – Казан: ТӘҺСИ, 2018. – 448 б.
Галиуллин К. Р. Татар фольклоры теле: мәкальләр, канатлыәйтелмәләр, җорсүзләрһәмәйтемнәр: сүзлек. – Казан: ТӘҺСИ, 2018. – 588 б.
Гарипова Ф. Г. Татар топономиясе: халкыбызныңгеографикатамаларында – терминнар. – Казан: ТӘҺСИ, 2017. – 456 б.
Даутов Р. Н., Рахмани Р. Ф. Әдипләребез: библиографикбелешмәлек: 2 томда: 1 том. – Казань: Татарское книжное издательство, 2009. – 751 б.
Татар грамматикасы: өчтомда. Тулыландырылган 2 нче басма. I том. – Казан: ТӘҺСИ, 2015. – 512 б.
Татар грамматикасы: өчтомда. Тулыландырылган 2 нче басма. III том. – Казан: ТӘҺСИ, 2017. – 536 б.
Татар лексикологиясе: өчтомда. I том. – Казан: ТӘҺСИ, 2015. – 352 б.
Татар лексикологиясе: өчтомда. II том. – Казан: ТӘҺСИ, 2016. – 392 б.
Татар лексикологиясе: өчтомда. III том. – Казан: ТӘҺСИ, 2017. – 536 б.
Татар теленеңаңлатмалысүзлеге: I том: А–В. – Казан: ТӘҺСИ, 2015. – 712 б.
Татар теленеңаңлатмалысүзлеге: II том: Г–Й. – Казан: ТӘҺСИ, 2016. – 748 б.
Татар теленеңаңлатмалысүзлеге: III том: К. – Казан: ТӘҺСИ, 2017. – 744 б.
Научная литература
Гиниятуллина Л. М., Шакурова М. М. Тугантелнеукытуметодикасыныңбүгенгекөнпроблемалары. – Казан: Вестфалика, 2018. –120 б.
Гиниятуллина Л. М., Шәкүрова М. М. «Туган тел» не укытуныңяңачаэчтәлеге // Фәнни Татарстан. – 2018. – № 2. – Б. 140–146.
Тимерханов А. А., Фатхуллова К. С. Использование татарских электронных лексикографических ресурсов в образовательном процессе //Тюркское языкознание 21 века: лексикология и лексикография: материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию создания Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АНТ. – Казань: ИЯЛИ, 2019. – С. 243–245.
Фатхуллова К. С., Денмухаметова Э. Н. Принцип текстоцентризма в обучении родному (татарскому) языку // Правовые основы функционирования государственных и региональных языков в условиях двуи многоязычия (мировой опыт реализации языковой политики в федеративных государствах): международная научно-практическая конференция 11 декабря 2019 года, г. Казань: сб. материалов. – Казань: ИЯЛИ, 2019. – C. 200–202.
Фәтхуллова К. С. Тугантелләрнезаманчаукыту // Совершенствование методики обучения языкам: площадка обмена прогрессивной практикой: материалы III Международного научнометодического онлайн-семинара (Казань – Астана – Измир, 20 февраля 2019 г.) – Казань: Изд. Каз. ун-та, 2019. – С. 442–445.
Шакурова М. М., Гиниятуллина Л. М. Дидактическое построение учебных заданий разного уровня сложности по родному (татарскому) языку // II Международная научно-практическая конференция «Татарское языкознание в контексте Евразийской гуманитарной науки». 21–24 ноября 2019 года. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. – С. 297–300.
Шакурова М. М., Юсупова З. Ф. Татарско-русское двуязычие и его использование в обучении татарскому языку // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та, 2017. – № 7. – С. 122–126.
Шәкүрова М. М. Татар теленукытуметодикасыныңфәннимирасы (XVIII гасырахыры – XX гасыр). – Казан: Ихлас, 2012. – 148 б.
Шәкүрова М. М., Гыйниятуллина Л. М. Әдәбиәсәргә лингвистик анализ ясау: татар әдәбиятыһәм фольклоры мисалында: Монография. – Казан: ТӘҺСИ, 2018. – 144 б.
Шәкүрова М. М., Гыйниятуллина Л. М. Мәктәпдәреслекләренеңзаманчаконцепцияләре // Фәнни Татарстан. – 2019. – № 3. – Б. 90–95.
Методическая литература
Максимов Н. В. Технология обучения татарскому языку на основе моделей речи. – Казань: Татарское книжное издательство, 2015. – 255 с.
Нигматуллина Р. Р. Изучающим татарский язык. Правила и упражнения. – Казань: Татарское книжное издательство, 2015. – 205 с.
Юсупова А. Ш., Кириллова З. Н., Фәтхуллова К. С. Татар теленәөйрәтү: үткәнеһәмбүгенгесе. – Казан: Вестфалика, 2011. – 212 б.
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Библиотека художественных произведений на татарском языке https://kitaphane.tatarstan.ru/tatkniga_audio.htm
Единое окно доступа к информационным ресурсам // URL: http://window.edu.ru
Институт развития образования РТ // URL: http://www.irort.ru
Министерство просвещения Российской Федерации // URL: http:// https://edu.gov.ru
Министерство образования и науки РТ // URL: http://mon.tatarstan.ru (дата обращения: 02.02.2020).
Образовательный портал Министерства образования и науки РТ // URL: http://www.edu. kzn.ru (дата обращения: 17.10.2019).
Школьная электронная энциклопедия «Татар иле» // URL: http://www.tatarmultfilm.ru
Языки народов России в Интернете // URL: http://www.peoples.org.ru
Образовательный ресурс TATARSCHOOL.ru http://tatarschool.ru/tatar-tele/tatar-tele-2
Портал татарского образования https://belem.ru/
Словари и самоучители татарскому языку // URL: http://Tatar.com.ru
Татарско-русский on-line словарь // URL: http://suzlek.ru
Татарский язык: большой электронный свод // URL: http://www.antat.ru/ru/tatzet
Тексты на татарском языке // URL: http:// Tatarca.boom.ru
Федеральный портал «Российское образование» // URL: http://www.edu.ru
Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации // URL: https://родныеязыки.рф