Рабочая программа внеурочной деятельности «Мордовский (мокшанский) язык – государственный язык Республики Мордовия» в 6 классе

3
1
Материал опубликован 14 September 2021 в группе


Рассмотрена

на заседании ШМО учителей

гуманитарного цикла.

Протокол №1

«____» _________2021г

Руководитель ШМО

________/Г.А.Рябцева/



Согласована.

Заведующий филиала

____________ /О.Ю.Сечева/


«____» _____________2021г.

Утверждена.

Директор школы

Приказ №__________

от «____» _____________2021г.


______________/А.И.Тишкин/





Филиал

«Шингаринская средняя общеобразовательная школа»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Троицкая средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза А.Г.Котова»

Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия







Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мордовский (мокшанский) язык –

государственный язык Республики Мордовия»

в 6 классе
на 2021-2022 учебный год









Составитель: Иляскина Н.И.




п. Силикатный

l. Пояснительная записка.


1. Цель изучения учебного предмета.

Изучение мокшанского языка в 6-ом классе в школах с русскоязычным или смешанным по национальному составу обучающихся направлено на достижение следующих целей:

- продолжение работы по систематическому расширению речевых навыков детей, усвоению различных явлений грамматического строя мокшанской речи;

- соблюдение принципа межъязыковых связей в полиэтническом пространстве;

- владение разговорной речью в разных ситуациях общения;

- формирование познавательной , нравственной культуры учащихся;

- обеспечение активного участия в общественной жизни республики, успешной организации становления личности.

- воспитание детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре, гражданина и патриота; формирование представления о мокшанском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия мокшанского языка; овладение культурой межнационального общения;

2. Общая характеристика учебного предмета.


Главной задачей курса мокшанского языка в 6-ом классе является формирование у детей навыков коммуникативного общения с учетом программного речевого материала. В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации, словарь в картинках.

Программа построена с учетом принципов системности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса и предусматривает прочное усвоение материала.

Рабочая программа составлена на основе «Программы по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (пятый год обучения – 6 класс)». Рекомендовано к изданию Министерством образования Республики Мордовия. Авторы: В.Ф.Рогожина, В.П.Гришунина, Саранск, 2018 г. и учебника «Мокшанский язык» для 6 класса пятый год обучения. Учебник для русскоязычных учащихся, утверждено Министерством образования Республики Мордовия. Автор В.Ф.Рогожина, В.П.Гришунина, Саранск, 2018г.


Изменения в данную программу не внесены.


Программа рассчитана на 68 учебных часов в год (2 учебных часа в неделю).


Программа подготовлена для обучения мокшанскому языку русских детей и детей мордвы-мокши, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельного метода, обращается большое внимание на грамматику, а так же с разнообразными игровыми ситуациями, которые приближают детей к восприятию языка в повседневной жизни.


3. Описание место учебного предмета среди других учебных дисциплин.


Курс внеурочной деятельности «Мордовский (мокшанский) язык – государственный язык Республики Мордовия» в 7 классе на уровне основного общего образования на базовом уровне является курсом внеурочной деятельности.


4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


Особенностями программы являются:

Принципиальная ориентация на современный мокшанский литературный язык, использующийся в СМИ, произведениях художественной литературы и других источниках.

Ориентация на новую мокшанскую орфографию, принятую в 1993году.

Единство аспектов (фонетического, орфографического, лексического, грамматического) и их включение в единую фабулу урока.

Учет максимального количества разнообразных типов и видов упражнений, современных игровых и других обучающих, а также тестовых методик.

Разработка лексического минимума с учетом сочетаемости языковых, фразеологических единиц.

Системность всего курса, обязательность повторения фонетическго, лексического и грамматического материала, постепенное нарастание сложности изучаемого материала.

В процессе проведения занятий рекомендуется применять технические средства обучения и наглядность. На них должен использоваться не только практический языковой материал, но и решаться образовательно-воспитальные задачи: знакомить детей с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознавать собственную национальную принадлежность; воспитывать в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

В пятый год обучения должны закрепить и развить те знания и умения в области языка и речи, которые учащиеся приобрели в начальных классах, а также в 5 классе, и которые важны как база для дальнейшего успешного продвижения по предмету. Шестиклассники должны научиться определять части речи, опознавать их морфологические признаки, разбирать слова по составу на основе элементарного словообразовательного анализа, грамотно оформлять письменную речь в рамках изученного материала.


5. Результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные)


Личностные:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию.

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Метапредметные:

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

3) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Предметные:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание мокшанского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.




II.Содержание курса внеурочной деятельности «Мордовский (мокшанский) язык – государственный язык Республики Мордовия»


Наименование разделов

Знания и умения

1

Етафть лятфтамац.

(Повторение пройденного)

Уметь рассказывать о проведенных летних каникулах, вести диалог.

2

Существительнайсь.Мокшэрзянь фольклоронь шкайхнень-геройхнень мархта содафтомась. ( Имя существительное. Знакомство с божествами-героями мордовского фольклора).

Знать особенности интонаций основных типов предложений;

Знать имя существительное и его постоянные признаки

Уметь читать тексты разных жанров.

3

Нарицательнай существительнайхне. Магазинга якамась, сувениронь рамсемась.

(Нарицательные существительные. Посещение магазинов, покупка сувениров.)

Дательный падеж им сущ-го, собственные и нариц сущ-ые.

Уметь применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний

4

Одушевленнай и аф одушевленнай существительнайхне. Монь цебярь ялгазе. (Мой хороший друг)

Знать одушевленные и неодушевленные существительные. Уметь рассказать о друге, о своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики.

5

Фкя лувксонь существительнайхне. Эрятама фкя куроса.

(Существительные единственного числа. Живем в одном доме

Знать существительные единственного числа.

Уметь рассказывать о своей улице, употребляя в речи существительные единственного числа.

6

Лама лувксонь существительнайхне. (Существительные множественного числа основного склонения)

Знать существительные множественного числа.

Уметь образовывать сущ.множ. числа с помощью суффиксов –т,-ть, употреблять их в речи.

7

Указательнай склонениясь. Падешне. Мордовиянь ошне.

(Указательное склонение. Падежи. Города Мордовии)

Знать города Мордовии, столицу России. Представлять социокультурный портрет своей республики, страны. Делать сообщения.

Уметь списывать текст на мокшанском языке, выписывать из него или вставлять в него слова в соответствии с решаемой задачей.

Уметь изменять существительные в Им., Род., и Дат, падежах указательного склонения

8

Монь кельгома книгазе.

(Моя любимая книга)

Знать падежи указательного склонения.

Уметь рассказать кратко о прочитанной книге.

9

Существительнайхнень –ня, -кя суффикснень вельде тиевомасна. Кельгома жуватазе (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ня. –кя. Мое любимое животное).

Знать уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х.

Уметь описать своего питомца, рассказать о его повадках.

10

Прилагательнайсь. Сёксеть тюсонза.

(Имя прилагательное. Времена года.

Краски осени).

Знать имя прилагательное

Уметь описать время года, применяя прилагательные

11

Качественнай прилагательнайхне. Ломанць. Ломанень обуцятне.

(Качественные прилагательные.

Человек. Характер человека)

Знать качественные прилагательные. Уметь находить в тексте. Рассказать о чертах характера человека.

12

Относительнай прилагательнайхне. Кудъётконь тефне.

(Относительные прилагательные.

Домашние дела.)

Знать относительные прилагательные, уметь образовывать с помощью суффиксов, находить в тексте. Уметь понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание текста.

13

Прилагательнайхнень –ня, -кя суффикснень вельде тиевомасна. Ёмла (оцю) брадозе. Сазорозе.

(Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ня. –кя. Мое любимое животное.)

Знать уменьшительно-ласкательные суффиксы прилагательных.

Уметь рассказать о своих младших братьях, сестрах, употребляя прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

14

Праздникненди анокламась.

(Подготовка к праздникам)

Уметь применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний.

15

Сембода цебярь лятфнематне.

(Лучшие воспоминания)

Уметь применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний

16

Ошезень ульцянза.

(Улицы города)

Уметь составлять диалог на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по теме.

17

Ётафть лятфтамац. Тялонь каникулане (Повторение изученного. Зимние каникулы).

Уметь применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний.

18

Прилагательнайхнень существительнайхнень эзда тиевомасна. Школаса кельгома предметсь.

(Образование прилагательных от существительных. Любимый предмет)

Писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.

19

Валмельгаксне.

(Послелоги)

Знать послелоги, их отличие от предлогов.

Уметь рассказать о своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики

20

Мордовиянь ляйхне.

(Реки Мордовии)

Знать реки Мордовии.

Уметь рассказать о своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики

21

Ляйхнень, эрьхкнень ванфтомасна.

(Охрана рек, озер)

Уметь составлять диалог на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по теме

22

Экологиянь прябалатне.

(Экологические проблемы)

Уметь писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о чем-либо, делать выписки из текста.

23

Валмельгакснень значениясна. Калонь кундамась кизонда и тялонда.

(Значение послелогов. Рыбалка зимой и летом )

Писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.

24

Глаголсь. Тялонь налхксематне.

(Глагол. Зимние забавы)

Слова и выражения, касающиеся зимы и зимних игр, стихи о зиме.

Уметь составлять диалог на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по теме.

25

Инфинитивсь. Ётка пингсь ялга ёткса.

( Инфинитив. Проведение свободного времени с друзьями)

Знать суффиксы инфинитива. Уметь составлять режим дня.

26

Глаголть видонза тунда перьфпяльть сргоземац.

(Виды глагола. Пробуждение природы весной).

Уметь понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность

27

Изъявительнай наклонениясь. Титяма псьмар куднят.

(Изъявительное наклонение глагола. Мастерим скворечники).

Читать про себя, понимать основное содержание текстов, доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем.

28

Глаголть повелительнай наклоненияц. Шумбрашинь ванфтомась.

(Повелительное наклонение глагола.

Забота о здоровье)

Уметь понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание текстов с опорой на зрительную наглядность

29

Побудительнай наклонениясь. Мордовиянь содавикс спортсметтне.

(Побудительное наклонение глагола. Известные спортсмены Мордовии)

Знать имена олимпийских чемпионов, выдающихся спортсменов, тренеров Мордовии. Уметь ставить глаголы в побудительном наклонении.

30

Ётафть лятфтамц. Тундань праздникне. (Повторение изученного в 3-й четверти. Весенние праздники)

Знать весенние праздники.Уметь применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний

31

Глаголть пингонза. Шачема-касома масторсь.

(Времена глагола. Родина)

Знать времена глагола.

Уметь ставить глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени

32

Лексикась. Синонипне. Россиянь праздникне.

(Лексика. Синонимы. Праздники)

Знать Российские и мордовские праздники

Уметь употреблять синонимы в устной и письменной речи.

33

Антонипне. «Масторава» эпоссь. (Антонимы. Знакомство с мордовским эпосом «Масторава»)

Читать про себя, понимать основное содержание текстов, доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем.

34

Омонипне. Мокшень моротне.

(Омонимы. Мокшанские песни)

Знать мокшанские песни.

Уметь переводить омонимы, видеть их в тексте.

35

Эсь ошень геогрфическяй васттне. (Географические места родного города)

Уметь применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний

36

Простой валрисьмось.

(Простое предложение)

Писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.

37

Ётафть лятфтамац. Курок каникулатне

(Повторение изученного. Скоро каникулы)

Повествование и систематизация изученного.

III.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Мордовский (мокшанский) язык – государственный язык Республики Мордовия»


П/п

Наимование разделов и тем

Макс.нагрузка уч. ч

Теоретич

обучение

1

Етафть лятфтамац (Повторение пройденного)

1

1

2

Существительнайсь. Мокшэрзянь фольклоронь шкайхнень-геройхнень мархта содафтомась.

(Имя существительное. Знакомство с божествами-героями мордовского фольклора).

4

4

3

Нарицательнай существительнайхне. Магазинга якамась, сувениронь рамсемась.

(Нарицательные существительные. Посещение магазинов, покупка сувениров).

2

2

4

Одушевленнай и аф одушевленнай существительнайхне. Монь цебярь ялгазе.

(Мой хороший друг)

1

1

5

Фкя лувксонь существительнайхне. Эрятама фкя куроса. (Существительные единственного числа. Живем в одном доме

1

1

6

Лама лувксонь существительнайхне. (Существительные множественного числа основного склонения)

1

1

7

Указательнай склонениясь. Падешне. Мордовиянь ошне (Указательное склонение. Падежи. Города Мордовии)

8

8

8

Монь кельгома книгазе (Моя любимая книга)

1

1

9

Существительнайхнень –ня, -кя суффикснень вельде тиевомасна. Кельгома жуватазе (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ня. –кя. Мое любимое животное.)

1

1

10

Прилагательнайсь. Сёксеть тюсонза.

(Имя прилагательное. Времена года. Краски осени.)

2

2

11

Качественнай прилагательнайхне. Ломанць. Ломанень обуцятне. (Качественные прилагательные. Человек. Характер человека)

3

3

12

Относительнай прилагательнайхне. кудъётконь тефне. (Относительные прилагательные. Домашние дела.)

2

2

13

Прилагательнайхнень –ня, -кя суффикснень вельде тиевомасна. Ёмла (оцю) брадозе. Сазорозе.

(Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ня. –кя. Мое любимое животное.)

1

1

14

Праздникненди анокламась. (Подготовка к праздникам)

1

1

15

Сембода цебярь лятфнематне (Лучшие воспоминания)

1

1

16

Ошезень ульцянза. (Улицы города)

2

2

17

Ётафть лятфтамац. Тялонь каникулане.

(Повторение изученного. Зимние каникулы).

1

1

18

Прилагательнайхнень существительнайхнень эзда тиевомасна. Школаса кельгома предметсь.

(Образование прилагательных от существительных. Любимый предмет)

1

1

19

Валмельгаксне. (Послелоги)

1

1

20

Мордовиянь ляйхне (Реки Мордовии)

2

2

21

Ляйхнень, эрьхкнень ванфтомасна (Охрана рек, озер)

1

1

22

Экологиянь прябалатне (Экологические проблемы)

2

2

23

Валмельгакснень значениясна. Калонь кундамась кизонда и тялонда.

(Значение послелогов. Рыбалка зимой и летом )

2

2

24

Глаголсь. Тялонь налхксематне.

(Глагол. Зимние забавы)

3

3

25

Инфинитивсь. Ётка пингсь ялга ёткса.

(Инфинитив. Проведение свободного времени с друзьями)

2

2

26

Глаголть видонза тунда перьфпяльть сргоземац.

(Виды глагола. Пробуждение природы весной).

2

2

27

Изъявительнай наклонениясь. Титяма псьмар куднят. (Изъявительное наклонение глагола.

Мастерим скворечники).

1

1

28

Глаголть повелительнай наклоненияц. Шумбрашинь ванфтомась. (Повелительное наклонение глагола. Забота о здоровье)

2

2

29

Побудительнай наклонениясь. Мордовиянь содавикс спортсметтне. (Побудительное наклонение глагола. Известные спортсмены Мордовии)

2

2

30

Ётафть лятфтамац. Тундань праздникне. (Повторение изученного в 3-й четверти. Весенние праздники)

1

1

31

Глаголть пингонза. Шачема-касома масторсь.

(Времена глагола. Родина)

1

1

32

Лексикась.Синонипне. Россиянь праздникне.

(Лексика. Синонимы. Праздники)

3

3

33

Антонипне. «Масторава» эпоссь. (Антонимы. Знакомство с мордовским эпосом «Масторава»)

2

2

34

Омонипне. Мокшень моротне.

(Омонимы. Мокшанские песни)

2

2

35

Эсь ошень геогрфическяй васттне.

(Географические места родного города)

2

2

36

Простой валрисьмось (Простое предложение)

1

1

37

Ётафть лятфтамац.Курок каникулатне

(Повторение изученного.Скоро каникулы)

2

2

38

Сембоц

68 част


































IV. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Мордовский (мокшанский) язык – государственный язык Республики Мордовия» в 6 классе.


ДАТА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА.

ТЕМА УРОКА.

ТИП УРОКА

ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ (РАЗДЕЛА/УРОКА)

ПЛАНИРУНМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ)

ФОРМА КОНТ-

РОЛЯ

ПЛАН

ФАКТ



I.

21ч.

Имя существительное.


50 лексических единиц для продуктивного усвоения.



1.

1.1

1

Летние каникулы.

УПКЗУ



1. Повторение изученного материала.

2. Имя существительное: постоянные признаки:

-собственное и нарицательное;

-одушевлённое и неодушевлённое;

непостоянные признаки:

-число;

-склонение;

-падеж.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – ня/ -кя.

Уметь рассказывать о проведенных летних каникулах, вести диалог.

Контроль устной речи



2.

1.2

1

Мордовский

фольклор. Ведява. Презентация.

УОНМ

Знать особенности интонаций основных типов предложений;

Знать имя существительное и его постоянные признаки

Уметь читать тексты разных жанров.

Контроль устной речи



3.

1.3

1

Мордовский фольклор. Вирява. Презентация.

КУ

Контроль устной речи



4.

1.4

1

Мордовский фольклор. Толава. Паксява. Презентация.

КУ

Контроль устной речи



5.

1.5

1

Мордовский фольклор. Масторава.

КУ

Контроль устной речи



6.

1.6

1





Покупки.

КУ

Дательный падеж им сущ-го, собственные и нариц сущ-ые.

Уметь применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний

Контроль устной речи



7.

1.7

1

Посещение магазинов.

Урок – игра.

КУ


Контроль лексики и устной речи



8.

1.8

1

Мой хороший друг. Урок – игра.

КУ


Знать одушевленные и неодушевленные существительные. Уметь рассказать о друге, о своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики.

Контроль лексики и устной речи



9.

1.9

1

Живём в одном доме.

КУ


Знать существительные единственного числа.

Уметь рассказывать о своей улице, употребляя в речи существительные единственного числа.

Контроль лексики и устной речи



10.

1.10

1

Общение между людьми.

КУ


Контроль лексики и устной речи



11.

1.11

1

Указательное склонение существительных.

КУ


Уметь изменять существительные в Им., Род., и Дат, падежах указательного склонения

Контроль грамматических навыков



12.

1.12

1

Города Республики Мордовия.

КУ


Знать города Мордовии, столицу России. Представлять социокультурный портрет своей республики, страны. Делать сообщения.

Уметь списывать текст на мокшанском языке, выписывать из него или вставлять в него слова в соответствии с решаемой задачей.

Контроль навыков чтения



13.

1.13

1

РМ. Саранск. Презентация.

КУ


Контроль навыков чтения



14.

1.14

1

Города РМ. Ковылкино.

КУ


Контроль навыков чтения



15.

1.15

1

Города РМ. Рузаевка.

КУ


Контроль навыков чтения



16.

1.16

1

Города РМ. Темников.

КУ




Контроль грамматических навыков



17.

1.17

1

Города РМ. Инсар.

КУ



Контроль грамматических навыков




18.

1.18

1

Города РМ. Ардатов. Краснослободск.

КУ


Знать города Мордовии, столицу России. Представлять социокультурный портрет своей республики, страны. Делать сообщения.

Контроль навыков чтения



19.

1.19

1

Повторение материала пройденного в первой четверти.

УФЗ


Уметь применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний

Контроль лексических навыков



20.

1.20

1

Моя любимая книга. ПК

КУ


Знать падежи указательного склонения.

Уметь рассказать кратко о прочитанной книге.

Контроль устной речи



21.

1.21

1

Мое любимое животное. Презентация.

КУ


Знать уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х.

Уметь описать своего питомца, рассказать о его повадках.


Контроль устной речи




II.

15 ч.

Имя прилагательное.


60 лексических единиц для продуктивного усвоения.



22.

2.1

1

Времена года. Презентация.

КУ

1. Имя прилагательное:

-лексическое значение;

-разряды (качественные и относительные).

2. Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ня/-кя.

3. Заимствованные прилагательные.

3. Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов –у, -ю, -в (качественные) / -нь (относительные).


Знать имя прилагательное

Уметь описать время года, краски осени, применяя прилагательные

Контроль лексических навыков



23.

2.2

1

Краски осени.

КУ

Контроль лексических навыков



24.

2.3

1

Человек.

КУ

Знать качественные прилагательные. Уметь находить в тексте. Рассказать о чертах характера и увлечениях человека.

Контроль лексических навыков



25.

2.4

1

Характер человека.

КУ

Контроль лексических навыков



26.

2.5

1

Увлечения.

КУ

Контроль лексических навыков



27.

2.6

1

Домашние дела.

КУ

Знать относительные прилагательные, уметь образовывать с помощью суффиксов, находить в тексте. Уметь понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание текста.

Контроль лексических навыков



28.

2.7

1

Помощь родителям.

КУ

Знать уменьшительно-ласкательные суффиксы прилагательных.


Контроль лексических навыков



29.

2.8

1

Младшая (старшая) сестра, младший

(старший) брат.

КУ

Уметь рассказать о своих младших братьях, сестрах, употребляя прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Контроль лексических навыков



30.

2.9

1

Подготовка к праздникам.

КУ

Уметь применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний.

Контроль лексических навыков



31.

2.10

1

Повторение

КР


Контроль грамматических навыков

09/01


32.

2.11

1

Самые лучшие воспоминания.

КУ


Уметь применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний.

Контроль устной речи




33.

2.12

1

Улицы родного города. Презентация.

УОНМ


Уметь составлять диалог на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по теме.

Контроль навыков чтения



34.

2.13

1

Повторение материала пройденного во второй четверти. ПК


УФЗ


Уметь применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний

Контроль грамматических и лексических навыков



35.

2.14

1

Воспоминания о зимних каникулах. ПК

КУ


Уметь применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний.

Контроль устной речи



36.

2.15


1

Любимый предмет в школе. ПК

КУ


Писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.

Контроль устной речи



III.

7 ч

Послелог.

60 лексич. ед для продукт. усвоения.



37.

3.1

1

Природа вокруг нас.

УОНМ

Послелог:

- значение послелога;

- их использование в словосочетаниях и в предложениях.


Знать послелоги, их отличие от предлогов.

Уметь рассказать о своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики

Контроль устной речи



38.

3.2

1

Реки Республики Мордовия.

КУ

Знать реки Мордовии.

Уметь рассказать о своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики

Контроль навыков чтения



39.

3.3

1

Озёра Республики Мордовия.

КУ

Знать озёра Мордовии.

Уметь рассказать о своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики

Контроль навыков чтения



40.

3.4

1

Охрана рек, озёр, лесов.


КУ

Уметь составлять диалог на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по теме

Контроль навыков чтения



41.

3.5

1

Экологические проблемы


КУ


Уметь писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о чем-либо, делать выписки из текста.



Контроль навыков чтения



42.

3.6

1

Рыбалка летом.

КУ


Контроль навыков чтения



43.

3.7

1

Рыбалка зимой.

КУ


Контроль навыков чтения



IV.

13 ч.

Глагол.

30 лексических единиц для продуктивного усвоения



44.

4.1

1

Зимние забавы. ПК


УОНМ


Глагол:

- образование неопределённой формы глагола при помощи суффиксов

мс, -ма, - мда;

- вид (однократный, многократный);

-наклонение (изъявительное, повелительное, побудительное).

Слова и выражения, касающиеся зимы и зимних игр, стихи о зиме.

Уметь составлять диалог на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по теме.

Контроль лексики и устной речи



45.

4.2

1

Катание на льду на коньках.

КУ

Контроль лексики и устной речи



46.

4.3

1

Катание в лесу на лыжах и с горы на санках.

КУ

Контроль лексики и устной речи



47.

4.4

1

Проведение свободного времени дома.

КУ

Знать суффиксы инфинитива. Уметь составлять режим дня.

Контроль лексики и устной речи



48.

4.5

1

Проведение свободного времени среди друзей.

КУ

Контроль лексики и устной речи



49.

4.6

1

Пробуждение природы весной. ПК

КУ

Уметь понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность

Контроль лексики и устной речи



50.

4.7

1

Повторение

КУ



Контроль грамматических навыков



51.

4.8

1

Повторение материала, пройденного в третьей четверти.

КУ


Уметь применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний

Контроль грамматических навыков



52.

4.9

1

Мастерим скворечники. Презентация

КУ


Читать про себя, понимать основное содержание текстов, доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем.

Контроль лексики и устной речи



53.

4.10

1

Забота о здоровье.


КУ


Уметь понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание текстов с опорой на зрительную наглядность

Контроль лексики и устной речи



54.

4.11

1

Спорт в Республике Мордовия. ПК

КУ


Знать имена олимпийских чемпионов, выдающихся спортсменов, тренеров Мордовии. Уметь ставить глаголы в побудительном наклонении.

Контроль лексики и устной речи



55.

4.12

1

Весенние праздники. ПК

КУ


Знать весенние праздники.Уметь применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний

Контроль лексики и устной речи



56.

4.13

1

Родина. ПК

КУ


Знать времена глагола.

Уметь ставить глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени

Контроль лексики и устной речи



V


6 ч.

Синонимы и антонимы.





57.

5.1

1

Синонимы.

УОНМ

Повторение материала, пройденного в третьей четверти.

Времена глаголов. Лексика. Антонимы. Омонимы. Простое предложение. Повторение и систематизация материала, изученного в 1-4 четвертях.

Знать Российские и мордовские праздники

Уметь употреблять синонимы в устной и письменной речи.

Контроль грамматических навыков



58.

5.2

1

Праздники, которые отмечаются в нашей республике.

КУ

Контроль лексики и устной речи



59.

5.3

1

Праздники, которые отмечаются в России.

КУ

Контроль лексики и устной речи



60.

5.4

1

Антонимы.

УОНМ

Читать про себя, понимать основное содержание текстов, доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем.

Контроль грамматических навыков



61.

5.5

1

Знакомство с эпосом «Масторава».

КУ

Контроль лексики и устной речи



62.

5.6

1

Знакомство с эпосом «Масторава».

КР


Контроль грамматических навыков



VI

6 ч.

Омонимы.





63.

6.1

1

Омонимы

УОНМ

Повторение материала, пройденного в третьей четверти.

Времена глаголов. Лексика. Антонимы. Омонимы. Простое предложение. Повторение и систематизация материала, изученного в 1-4 четвертях.

Уметь переводить омонимы, видеть их в тексте.

Контроль грамматических навыков



64.

6.2

1

Знакомство с мокшанскими песнями.

КУ

Знать мокшанские песни.


Контроль лексики и устной речи



65.

6.3

1

Путешествие по карте.

КУ

Уметь применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний

Контроль лексики и устной речи



66.

6.4

1

Географические места родного села

КУ

Писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.

Контроль лексики и устной речи



67.

6.5

1

Экскурсия с классом.

КУ

Уметь применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний

Контроль устной речи



68.

6.6

1

Повторение и закрепление.

КУ

Повествование и систематизация изученного.

Контроль грамматических и лексических навыков

V. Материально-техническое обеспечение учебного предмета

ПК (ноутбук). Тематические таблицы. Карточки для индивидуальной работы учащихся. Тесты. Словарь в картинках. Электронный учебник.





VI. Учебно-методическое обеспечение предмета

1. Программа по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (четвёртый год обучения – 5 класс). Рогожина В.Ф., Гришунина В.П. Саранск 2018.


2. В.Ф. Рогожина, В.П.Гришунина, Мокшанский язык. 6 класс. Пятый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся. Саранск 2018 год.

3. В.Ф. Рогожина, В.П.Гришунина, В.А. Сидяева. Методические рекомендации по мокшанскому языку для 6 класса для школ с русскоязычным или смешанным контингентом обучающихся. МРИО, Саранск, 2018 год.


4. О.Е.Поляков. «Русско-мокшанский разговорник». Саранск. Мордовское книжное издательство, 1993 г.


5.О.Е.Поляков «Учимся говорить по-мокшански». Саранск. Мордовское книжное издательство, 1995 г.



VII. Интернет-ресурсы


www.ruschudo.ru;

www.gidrm.ru;

www.saransk-online.info;

info-rm.com;

saransk.tulp.ru;

foxrepablic.ru;

www.mrkm.ru;

www.adm-saransk.ru

IX. Список источников.


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).

Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год".

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-mokshanskomu-yaziku-v-klasse-2106460.html

15 September 2021

Похожие публикации