12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Калашникова Анюта Николаевна45
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Тема: Необычное растение – алоэ.

Цель: Расширение знаний детей о комнатных растениях.

Задачи:

Обучающие: углубить знания детей об алоэ, познакомиться с условиями роста растений, с понятиями «светолюбивый», «теневыносливый», «тенелюбивый», «размножение».

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, умения делать выводы и обобщения.

Воспитательные: прививать интерес к изучению живой природы, к исследовательской деятельности, к труду.

Оборудование: телевизор; ложки, восковые мелки, кисточки, ступки, листы белой бумаги, стаканы по количеству воспитанников; по два лоскутка ткани на каждого ребёнка; горшки с кустами алоэ и герани; вода в стакане; немного спирта в стакане; крахмал в тарелке; бумажное солнце с приклеенными лучами, с обратной стороны которых нарисованы алоэ, кактус, бальзамин, герань, фиалка, бегония, хризантема; опавшие лепестки герани; горшок с землёй.

Ход работы.

(Ребята сидят группами по 3-4 человека.)

Воспитатель: Ребята, я получила видеописьмо от цветка алоэ. Алоэ направило нам письмо в грустном настроении. Как вы думаете, чем может быть опечалено растение?

(Ребята высказывают своё мнение.)

Воспитатель: Давайте посмотрим видеописьмо и подумаем, как можно алоэ поднять настроение.

(Воспитатель включает телевизор с изображением алоэ, озвученное заранее. Алоэ «рассказывает» о своём беспокойстве.(

Алоэ: Здравствуйте, ребята! У меня накопилось много вопросов, на которые я не могу ответить. Например, почему другие растения часто поливают, а меня – редко? Почему некоторые растения стоят в тени, а меня ставят на свет? Другие растения цветут, а я – нет! Даже корни мои не делят, чтобы новое растение вырастить. Почему я не такой, как другие комнатные растения?

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам попробовать найти ответы на вопросы алоэ. Вспомните, какие условия необходимы для роста растений?

Дети: Свет, вода, тепло.

Воспитатель: Правильно. Пойдёмте сначала к солнцу, ведь оно всех своим теплом согревает.

(Ребята идут к нарисованному солнцу, отклеивают лучик. С обратной стороны каждого лучика изображено какое-то комнатное растение, рядом с которым нарисован кружочек определённого цвета.)

Воспитатель: Ребята, это солнце необычное, оно нам подарит свои лучики. С обратной стороны каждого лучика изображено какое-то комнатное растение, рядом с которым нарисован кружочек определённого цвета, обозначающем требования растения к свету. Если нарисованное растение любит свет, его называют светолюбивым, рядом с ним кружочек жёлтого цвета. Если растение выносит тень, его называют теневыносливым, рядом нарисован кружочек белого цвета. А если растение любит тень, его называют тенелюбивым, рядом нарисован серый кружочек.

(Воспитатель показывает названные цвета и поясняет, что они означают.)

Воспитатель: Возьмите по одному лучику, назовите растение и скажите, какое растение по требованию к свету: светолюбивое, теневыносливое или тенелюбивое. Например, это кактус, он любит свет, он светолюбивый.

(Воспитатель отклеивает один лучик и показывает пример, как нужно говорить, затем ребята характеризуют растения по требованию к свету.)

Воспитатель: Что вы узнали о разновидностях растений по требованию к свету?

Ребёнок: Они бывают, светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, к какому виду растений относится по требованию к свету алоэ?

(Ребята высказывают свои мнения.)

Воспитатель: Алоэ относится к светолюбивым растениям. Оно не сможет расти в тени, без света растение погибает. Каждое растение по-своему требовательно к свету. Если мы не будем учитывать эти требования растений, они могут погибнуть за короткое время. Вот мы и ответили на один из вопросов алоэ.

Теперь предлагаю отправиться к воде, попросим её ответить на некоторые наши вопросы.

(На столах стоят стаканы с водой, рядом - герань и алоэ в горшках.)

Воспитатель: Ребята, рассмотрите листья алоэ. Какие они?

Дети: Они с иголочками по краям, острые, гладкие, толстые, зелёные…

Воспитатель: Правильно, листья алоэ зелёные, с иголочками по краям, гладкие, толстые, густо расположенные вокруг стебля. Почему же они такие толстые?

(Ребята высказывают свои мнения.)

Воспитатель: Сейчас я срежу по одному листу алоэ и герани. Посмотрите, что происходит?

Дети: Со стебля алоэ начали капать капли воды.

Воспитатель: А с листьев герани какают капли воды?

Дети: Нет.

Воспитатель: Следовательно, что накапливается в листьях алоэ?

Дети: Вода.

Воспитатель: Правильно. В листьях алоэ много воды, поэтому они такие толстые, а в листьях герани вода не накапливается. Следовательно, алоэ можно поливать редко, а герань нужно поливать часто, иначе растение завянет. Если герань не поливать по требованию, она может погибнуть. Мы ответили на второй вопрос алоэ.

(Воспитатель просит одного ребёнка полить листья алоэ водой.)

Воспитатель: Полей, пожалуйста, листья алоэ водой. Что вы видите?

Дети: вода стекла по листьям, они не намокли.

(Воспитатель ставит перед каждой группой детей стакан с водой, срезает ещё 4-5 листов и даёт каждой группе.)

Воспитатель: Погрузите листья в стаканы и понаблюдайте, что с ними происходит.

Дети: Листья поменяли цвет.

Воспитатель: Правильно, листья словно посеребрили. Достаньте листья из воды и потрите их пальчиками? Что вы видите?

Дети: Листья стали ярко-зелёными.

Воспитатель: Правильно, таким образом, вы стёрли воск с листьев, которым покрыты листья алоэ. Воск не даёт воде испариться, поэтому она остаётся в листьях. Люди с давних времён хотели, чтобы ткань была непромокаемой, что с неё стекала вода. Как, по-вашему, это можно сделать?

Дети: Нужно ткань покрыть воском.

(Воспитатель на стол каждой группы ставит подносы, на которых лежат восковые мелки по количеству детей, и по два лоскутка ткани на каждого ребёнка.)

Воспитатель: Возьмите по одному лоскутку ткани и натрите его с обеих сторон воском.

( По примеру воспитателя, ребята покрывают ткань воском.)

Воспитатель: Возьмите второй лоскуток ткани, который не покрыли воском и опустите в стакан с водой. Что произошло?

Дети: Лоскутки утонули.

Воспитатель: Почему они утонули?

Дети: Потому что они намокли.

Воспитатель: Правильно. Лоскутки намокли, впитали в себя воду, стали тяжёлыми и утонули. Опустите теперь в воду натёртые воском лоскутки. Что произошло?

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель: Почему лоскутки не утонули?

Дети: Потому что они не намокли, не впитали в себя воду.

Воспитатель: Правильно. Так же и с листьев алоэ стекает вода. Что можно сделать с этими срезанными листьями?

Дети: Их можно посадить.

Воспитатель: Правильно, сейчас мы срезанные листья алоэ посадим в землю. Алое в медицине используют для лечения многих болезней, его называют «столетником», по одной версии считая, что оно излечивает от ста болезней. Алоэ – лекарственное растение.

(Воспитатель ставит на стол каждой группы горшок с землёй, дети садят листья в землю.)

Воспитатель: Как вы думаете, а из листа герани сможет вырасти новое растение?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно. Из листа герани новое растение не взойдёт, нужно срезать веточку.

(Воспитатель срезает веточку герани.)

Воспитатель: Что с ней нужно сделать, чтобы выросло новое растение, как вы думайте?

Дети: Посадить в землю, поставить в воду.

Воспитатель: Прежде, чем посадить в землю, нужно ветку поставить в воду, чтобы появились корни, только после этого можно посадить в землю. Из этого следует, что растения по-разному дают новые всходы, ростки, что называется размножением. Вспомните, как размножается алоэ?

Дети: Посадив срезанный лист в землю, можно получить новое растение.

Воспитатель: Правильно. Растения особенно красивы в период своего цветения. Видели ли вы цветки алоэ?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, алоэ цветёт очень редко, по другой версии, «столетником» растение назвали оттого, что цветёт оно раз в сто лет. А герань за год несколько раз цветёт. Цветёт, затем лепестки опадают. Я собрала эти лепестки, так как из них, оказывается, можно сделать краску.

(Для каждой группы приготовлены подносы с лепестками герани, крахмалом в тарелках, спиртом в стакане, ступки, ложки, кисточки по количеству детей. Воспитанники, под руководством воспитателя, изготавливают краски, налив в стаканы с лепестками герани спирт, насыпав крахмал. Все вещества смешивают и толчат.)

Воспитатель: Ребята, возьмите по ступке, насыпьте туда лепестки герани, добавьте к ним немного крахмала и спирта, смешайте всё и растолките. Краски готовы. Вы сказали, что не видали цветов алоэ. Предлагаю вам полученными красками на листе бумаги нарисовать цветы алоэ, какими вы их представляете. Возьмите кисточки.

(Воспитатель каждому ребёнку раздаёт листы белой бумаги. Дети рисуют цветы по представлению.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, алоэ так обрадовалось, что мы на все его вопросы ответил, что зацвело. Вот какой цветок у алоэ. Он похож на цветы на ваших рисунках?

(Воспитатель показывает по телевизору цветущее алоэ. Ребята отвечают, чей нарисованный цветок похож на цветок алоэ, а чей – нет.)

Воспитатель: Расскажите алоэ, а что нового вы узнали сегодня.

Дети: Алоэ - светолюбивое растение, в листьях алоэ много воды, поэтому его нельзя поливать часто. Чтобы вырастить новое растение, достаточно срезанный лист посадить в землю. Цветёт алоэ очень редко и является лекарственным растением.

Воспитатель: Молодцы! Выполняя разные задания, вы сегодня узнали много нового об алоэ. Желаю вам в дальнейшем работать так же активно. Отдыхайте.​​​​​​​

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.