Карта наблюдений за эмоционально-социальным развитием ребенка
Карта наблюдений за эмоционально-социальным развитием ребенка
Инструкция: заполните бланк карты наблюдений за эмоционально-социальным развитием ребенка
№
|
Параметры |
4 балла
|
3 балла
|
2 балла
|
1 балл
|
|||||
1 |
Адекватность поведения, самоконтроль |
Поведение ребенка адекватно ситуации |
Всегда |
Чаще всего |
Редко |
Поведение неадекватно ситуации |
||||
2 |
Умеет следовать указаниям взрослого |
Всегда следует указаниям |
Чаще всего |
Редко следует, трудно управляем |
Не принимает во внимание указания взрослого |
|||||
3 |
Может управлять своим поведением |
Да |
Чаще всего |
Редко |
Не может управлять своим поведением |
|||||
4 |
Реагирует на положительную оценку своей деятельности взрослыми |
Доволен, увеличивает продуктивную активность |
Доволен, последующая активность непродуктивна |
Довольствуется достигнутым |
Неадекватно реагирует (смущается, огорчается, не замечает) |
|||||
5 |
Реагирует на отрицательную оценку своей деятельности |
Адекватно, прислушивается, корректирует поведение |
Прислушивается, пытается что-то исправить |
Не замечает |
Неадекватно реагирует (радуется; проявляет агрессию; замыкается в себе) |
|||||
6 |
Особенности активности: |
Всегда активен, любознателен |
Активность чередуется с периодами отдыха |
Активен, но быстро утомляется; или активен до назойливости. |
Слишком активен, повышенно возбудим; Вял, пассивен |
|||||
7 |
Навыки самообслуживания |
В состоянии обслужить себя сам полностью |
В основном, обслуживает себя |
Обслуживает себя редко |
Пассивен, только принимает помощь |
|||||
8 |
Игровая деятельность |
Умеет понимать правила игры |
Всегда понимает одним из первых |
Понимает правила игры |
С трудом понимает правила игры |
Не понимает правила игры |
||||
9 |
Умеет принимать правила игры |
Принимает правила и может контролировать других детей |
Принимает правила, старается следовать, иногда нарушая их |
Часто нарушает правила |
Не принимает правила игры |
|||||
10 |
Может занять себя сам |
Легко находит себе занятия как в одиночку, так и в группе
|
Включается в занятия других детей |
Занимает себя, наблюдая за другими детьми |
Не может себя занять, пассивен или мешает другим детям |
|||||
11 |
Особенности коммуникаций со взрослыми: |
Социальные связи со взрослыми: |
легко идет на контакт со взрослыми |
Избирательно, чаще идет на контакт |
Избирательно, но чаще не идет на контакт |
Трудно идет на контакт |
||||
12 |
Стремится к совместной деятельности со взрослыми |
Да, всегда |
Часто стремится |
Недостаточно, редко |
Нет |
|||||
13 |
Принимает помощь взрослого и руководствуется ею в своей деятельности |
Да, всегда |
Часто принимает |
Недостаточно принимает, редко |
Не принимает помощь, не руководствуется |
|||||
14 |
Обладает "Чувством дистанции" |
Да, всегда |
Чаще всего |
Редко |
Нет |
|||||
15 |
Привязанность к кому-либо из взрослых |
Есть
(к кому?) |
"Липнет" ко всем. |
Боится взрослых, плачет |
Ни к кому не привязан, равнодушен. |
|||||
16 |
Особенности коммуникаций с детьми |
Социальные связи с детьми |
Легко идет на контакт с детьми |
Избирательно, чаще идет на контакт |
Избирательно, но чаще не идет на контакт |
Трудно идет на контакт |
||||
17 |
Умеет договариваться с детьми, ладит с ними |
Всегда |
Часто |
Редко |
Не умеет |
|||||
18 |
Предпочитает играть в одиночку |
Редко |
Иногда |
Часто |
Всегда |
|||||
19 |
Охотно принимает участие в играх, предложенных другими детьми |
Очень охотно |
Соглашается играть |
Редко играет в игры, придуманные другими детьми |
Никогда не играет в игры, придуманные другими детьми |
|||||
20 |
Пытается быть лидером в детском коллективе |
Всегда, и у него получается |
Часто пытается, но не всегда удачно |
Не претендует на роль лидера ни в чем |
Отказывается быть лидером, главным. |
|||||
21 |
Умеет переживать и сочувствовать (исключая конфликтные ситуации) |
Да, помогает другому, жалеет его |
Да, изредка |
Наблюдает за другим ребенком |
Смеется над ребенком, ведет себя неадекватно |
|||||
22 |
Конфликтность |
Неконфликтен |
Редко |
Часто |
Сознательно провоцирует конфликты |
|||||
23 |
Агрессивность
|
Мирно уживается с детьми |
Редко и по делу |
Часто |
Проявляет физическую агрессию по отношению к детям и взрослым |
|||||
24 |
Эмоциональные особенности |
Преобладающее настроение |
Бодрое, уравновешенное, в основном, хорошее; незлопамятен, трудно вывести из себя. |
В основном, ровное настроение. |
Раздражительное, возбужденное. Плохое и хорошее настроение задерживается надолго. |
Подавленное. Вялое. Неустойчивое, очень часто меняется по незначительным поводам. |
||||
25 |
Выраженность эмоций |
Выражены хорошо все оттенки эмоций |
|
|
Эмоции на лице не выражает, лицо - застывшая маска |
|||||
26 |
Тревожность, боязнь нового |
Низкая тревожность. Активность и любознательность |
Средняя мобилизующая тревожность |
Высокая тревожность, беспокойство |
Повышенная тревожность до нарушений деятельности или крайне низкая тревожность, снижен инстинкт самосохранения. |
|||||
27 |
Пугливость |
Нет |
Может испугаться, но быстро успокаивается |
Достаточно сильно боится чего-то одного |
Много страхов |
|||||
28 |
Плаксивость |
Нет |
Редко |
Часто |
Постоянно "Глаза на мокром месте", плачет по незначительным поводам |
|||||
29 |
Доброжелательность |
Да |
Часто |
Редко |
Нет |
|||||
30 |
Жизнерадостен и оптимистичен |
Да |
Часто |
Редко |
Нет |
Оценка результатов:
4 балла - Высокий уровень: (100 - 120 баллов по карте)
3 балла - Средний уровень:(78 - 99 баллов по карте)
2 балла - Ниже среднего: (53 - 77 баллов по карте)
1 балл - Низкий уровень: (30-52 баллов по карте)
Использованные материалы:
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/node42.html