Технологическая карта урока окружающего мира «Наблюдения за погодой» (3 класс)

4
1
Материал опубликован 19 July 2017 в группе

Технологическая карта урока окружающего мира

Класс

3

Тема

Наблюдение за погодой

Цель

Создание условий для формирования представлений о признаках погоды и способах наблюдений за погодой

Задачи

Сформировать представления

- о признаках погоды (облачность, температура, ветер, осадки);

- о способах наблюдений за погодой (в том числе – условными значками для обозначения).

Развивать умения работать с текстом, со схемой и рисунком

Развивать умение ставить цель урока, проводить итоговую и промежуточную рефлексию.

Планируемые результаты

Предметные:

- учащиеся перечисляют признаки погоды и устанавливают простейшие зависимости между ними;

- учащиеся составляют календарь погоды, выбирая для этого условные обозначения;

- учащиеся читают прогнозы погоды и календари погоды, делают на их основе выводы о поведении

УУД

Познавательные:

- проводят схематизацию, проговаривают текст на основе схемы, дополняют схему

- работают с информацией, понимают научный текст, отвечают на вопросы и строят свой текст на основе готового плана.

Коммуникативные:

-взаимодействуют в малой группе для работы с текстом, построении своего текста (схемы) и презентации его классу;

- строят высказывания при ответе на вопрос, задают вопросы.

Регулятивные:

- определяют тему и цель урока с помощью учителя и опорных вопросов;

- проводят деятельностную и эмоциональную рефлексию во время урока и в конце урока.

Идея урока

Идея урока заключается в том, что сначала учащиеся на основе изучения учебного текста составляют схему «Признаки погоды», потом выполняют практико – ориентированное задание - составляют календарь погоды и читают календарь погоды.

Этап урока

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность учащихся

Целеполагание

Организует обсуждение несоответствия

Посмотрите на картинку учебника на с. 9. Предположите, чему удивляется мальчик?

Изучают картинки и отвечают на вопрос

Мальчик удивляется тому, что на компьютере прогноз погоды показывает ясную и теплую погоду, а за окном видит дождь, грозу.

Организует определение темы урока

Сформулируйте тему урока

Какие задачи можно поставить, изучая эту тему. В постановке задач Вам могут помочь вопросы

Зачем? Для чего? Каким способом? Что такое?

Формулируют тему урока «Прогноз погоды», «Наблюдение за погодой».

Определяют задачи урока через вопросы: Зачем наблюдать за погодой? Как наблюдать за погодой? Что такое погода?...

Работа со схемой «Признаки погоды»

Организует работу в группах

Предлагаю вам начать с задачи – узнать, что такое погода, ее признаки.

Погоду можно охарактеризовать по нескольким признакам, их мы описываем, когда рассказываем о погоде друзьям.

Чтобы составить схему «Признаки погоды» нужно изучить учебный текст. Предлагаю каждой группе поработать с отдельным признаком погоды, а потом объединить в схему

Задание для групп см. Приложение 1.

 

Принимают учебную задачу, выполняют задание в малой группе задание, оформляют свою часть схемы, объясняют ее классу

Организует «Сбор» схемы»

Как называется наша схема?

Сейчас первая группа расскажет нам о первом признаке погоды

(облачность, осадки, температура, ветер)

Схема см. Приложение 2.

Группы презентуют свою часть схемы, проговаривают , отвечают на вопросы

 

Организует обобщение по схеме

Расскажите в паре, какие признаки есть у погоды

В паре проговаривают признаки погоды

Рефлексивная остановка

Организует рефлексию по задачам урока

Посмотрите на задачи нашего урока, есть такие, что мы уже выполнили?

Учащиеся соотносят содержание части урока и выделяют задачу, которую уже решили (что называется погодным явлением).

Практическая работа

Предлагает составить календарь погоды на сегодняшний день и на вчерашний.

Давайте попробуем составить календарь погоды, используя условные знаки

Для удобства у вас есть табличка

облачность

температура

осадки

ветер

       

Учащиеся составляют календарь погоды, сравнивают их, исправляют при необходимости

Предлагает решить практическую задачу

Ване нужно спланировать следующую неделю. Опираясь на прогноз погоды, ответьте на вопросы

См. Приложение 3.

Ребята работают в группах, у каждой группы свой вопрос, отвечают и доказывают свой ответ

Итог урока

Подводит итог урока

Какая тема сегодняшнего урока?

Предлагаю побывать вам ведущими программы о погоде и прочитать прогноз на следующий день в разных городах нашей страны см. Приложение 4.

Дети восстанавливают тему урока

Предполагают домашнее задание (выучить правило про признаки погоды, понаблюдать погоду и записать …)

Читают прогнозы

Рефлексия

Организует итоговую рефлексию

Вернемся к задачам нашего урока, расскажите, какие задачи мы выполнили?

Расскажите о своих впечатлениях от урока

Учащиеся анализируют задачи урока, рассказывают о том, как они узнавали новый материал.

Делятся впечатлениями об уроке.

Приложение 1. Задания для групповой работы.

Задание для групп

Прочитай текст и определи, как называет признак погоды, запиши его название.

Ниже напиши какая бывает погода по твоему признаку с помощью условных знаков

Есть ли прибор, с помощью которого определяют погоду по вашему признаку

1 Собираясь в школу, мы часто выглядываем в окно, чтобы посмотреть, какое сегодня небо. Светит ли солнышко ил небо затянуто облаками? Когда светит солнце и на небе нет облаков, мы говорим, что погода ясная. Если все небо затянуто облаками или тучами и нет просветов, то говорят, что погода пасмурная. А если сквозь облака ил тучи то и дело выглядывает солнышко, то говорят - переменная облачность. Слова ясно, пасмурно, переменная облачность говорят о перовом признаке погоды –облачности. Условные обозначения облачности найдите в учебнике на стр. 10. В какой мере небо затянуто облаками определяют визуально (на глаз)

2 Выглядывая в окно, мы наблюдаем также, есть ли на улице осадки. Чаще всего осадки выпадают в виде дождя или снега, но бывает, что снег идет с дождем, град, гроза с молнией. Для обозначения осадков есть специальные условные обозначения. Количество осадков можно измерить. Для дождя выставляют специальный сосуд и смотрят за его наполнением, определяя по формуле сколько дождя выпало на квадратный метр, а высоту снежного покрова замеряют линейкой.

3. Для человека важна такая характеристика погоды, как температура воздуха. ЕЕ измеряют с помощью

Термометра, используя знаки + и - , чтобы показать тепла или холода, выше О или ниже.. Температуру записывают цифрами. Слово градус заменяют маленьким кружочком вверху.

4. Чтобы правильно одеться и избежать разных заболеваний, важно знать, есть на улице ветер. Иногда ветра совсем не бывает, может быть сильным или слабым. Человеку важно знать, в каком направлении дует ветер, ведь с севера всегда дует холодный ветер, а с юга теплый. Чтобы узнать направление ветра, есть прибор, который называется флюгер. Он устанавливается на крыше. Чтобы указать направление ветра с помощью условных знаком, нужно вспомнить, где находится на бумаге север, юг, запад, восток. Рассмотри значки на стра.12 учебника

Приложение 2. Схема «Признаки погоды»

Приложение 3.

Ване нужно спланировать следующую неделю. Помоги ему, ответив на вопросы.

В какой день он может позагорать?

Для какого дня недели ему нужно повторить правила поведения при грозе?

В какой день он может сходить с отцом на ночную рыбалку, чтобы была сухая и теплая погода?

В какой день можно назначать футбольный матч?

Приложение 4. Прогнозы погоды

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Наталья Викторовна!! Это не только уточняет представление о Вашей системе работы, но и (что более важно для меня) демонстрирует как "работает" на планируемые результаты деятельностный подход в обучении.

3 August 2017