12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Верещагина Наталья Викторовна1820 учитель начальных классов Россия, Красноярский край, Ачинск Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Технологическая карта урока окружающего мира «Наблюдения за погодой»
Технологическая карта урока окружающего мира | |||||||||||
Класс | 3 | ||||||||||
Тема | Наблюдение за погодой | ||||||||||
Цель | Создание условий для формирования представлений о признаках погоды и способах наблюдений за погодой | ||||||||||
Задачи | Сформировать представления - о признаках погоды (облачность, температура, ветер, осадки); - о способах наблюдений за погодой (в том числе – условными значками для обозначения). Развивать умения работать с текстом, со схемой и рисунком Развивать умение ставить цель урока, проводить итоговую и промежуточную рефлексию. | ||||||||||
Планируемые результаты | Предметные: - учащиеся перечисляют признаки погоды и устанавливают простейшие зависимости между ними; - учащиеся составляют календарь погоды, выбирая для этого условные обозначения; - учащиеся читают прогнозы погоды и календари погоды, делают на их основе выводы о поведении УУД Познавательные: - проводят схематизацию, проговаривают текст на основе схемы, дополняют схему - работают с информацией, понимают научный текст, отвечают на вопросы и строят свой текст на основе готового плана. Коммуникативные: -взаимодействуют в малой группе для работы с текстом, построении своего текста (схемы) и презентации его классу; - строят высказывания при ответе на вопрос, задают вопросы. Регулятивные: - определяют тему и цель урока с помощью учителя и опорных вопросов; - проводят деятельностную и эмоциональную рефлексию во время урока и в конце урока. | ||||||||||
Идея урока | Идея урока заключается в том, что сначала учащиеся на основе изучения учебного текста составляют схему «Признаки погоды», потом выполняют практико – ориентированное задание - составляют календарь погоды и читают календарь погоды. | ||||||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Содержание | Деятельность учащихся | ||||||||
Целеполагание | Организует обсуждение несоответствия | Посмотрите на картинку учебника на с. 9. Предположите, чему удивляется мальчик? | Изучают картинки и отвечают на вопрос Мальчик удивляется тому, что на компьютере прогноз погоды показывает ясную и теплую погоду, а за окном видит дождь, грозу. | ||||||||
Организует определение темы урока | Сформулируйте тему урока Какие задачи можно поставить, изучая эту тему. В постановке задач Вам могут помочь вопросы Зачем? Для чего? Каким способом? Что такое? | Формулируют тему урока «Прогноз погоды», «Наблюдение за погодой». Определяют задачи урока через вопросы: Зачем наблюдать за погодой? Как наблюдать за погодой? Что такое погода?... | |||||||||
Работа со схемой «Признаки погоды» | Организует работу в группах | Предлагаю вам начать с задачи – узнать, что такое погода, ее признаки. Погоду можно охарактеризовать по нескольким признакам, их мы описываем, когда рассказываем о погоде друзьям. Чтобы составить схему «Признаки погоды» нужно изучить учебный текст. Предлагаю каждой группе поработать с отдельным признаком погоды, а потом объединить в схему Задание для групп см. Приложение 1. |
Принимают учебную задачу, выполняют задание в малой группе задание, оформляют свою часть схемы, объясняют ее классу | ||||||||
Организует «Сбор» схемы» | Как называется наша схема? Сейчас первая группа расскажет нам о первом признаке погоды (облачность, осадки, температура, ветер) Схема см. Приложение 2. | Группы презентуют свою часть схемы, проговаривают , отвечают на вопросы | |||||||||
Организует обобщение по схеме | Расскажите в паре, какие признаки есть у погоды | В паре проговаривают признаки погоды | |||||||||
Рефлексивная остановка | Организует рефлексию по задачам урока | Посмотрите на задачи нашего урока, есть такие, что мы уже выполнили? | Учащиеся соотносят содержание части урока и выделяют задачу, которую уже решили (что называется погодным явлением). | ||||||||
Практическая работа | Предлагает составить календарь погоды на сегодняшний день и на вчерашний. | Давайте попробуем составить календарь погоды, используя условные знаки Для удобства у вас есть табличка
| Учащиеся составляют календарь погоды, сравнивают их, исправляют при необходимости | ||||||||
Предлагает решить практическую задачу | Ване нужно спланировать следующую неделю. Опираясь на прогноз погоды, ответьте на вопросы См. Приложение 3. | Ребята работают в группах, у каждой группы свой вопрос, отвечают и доказывают свой ответ | |||||||||
Итог урока | Подводит итог урока | Какая тема сегодняшнего урока? Предлагаю побывать вам ведущими программы о погоде и прочитать прогноз на следующий день в разных городах нашей страны см. Приложение 4. | Дети восстанавливают тему урока Предполагают домашнее задание (выучить правило про признаки погоды, понаблюдать погоду и записать …) Читают прогнозы | ||||||||
Рефлексия | Организует итоговую рефлексию | Вернемся к задачам нашего урока, расскажите, какие задачи мы выполнили? Расскажите о своих впечатлениях от урока | Учащиеся анализируют задачи урока, рассказывают о том, как они узнавали новый материал. Делятся впечатлениями об уроке. | ||||||||
Приложение 1. Задания для групповой работы. | |||||||||||
Задание для групп Прочитай текст и определи, как называет признак погоды, запиши его название. Ниже напиши какая бывает погода по твоему признаку с помощью условных знаков Есть ли прибор, с помощью которого определяют погоду по вашему признаку | |||||||||||
№ 1 Собираясь в школу, мы часто выглядываем в окно, чтобы посмотреть, какое сегодня небо. Светит ли солнышко ил небо затянуто облаками? Когда светит солнце и на небе нет облаков, мы говорим, что погода ясная. Если все небо затянуто облаками или тучами и нет просветов, то говорят, что погода пасмурная. А если сквозь облака ил тучи то и дело выглядывает солнышко, то говорят - переменная облачность. Слова ясно, пасмурно, переменная облачность говорят о перовом признаке погоды –облачности. Условные обозначения облачности найдите в учебнике на стр. 10. В какой мере небо затянуто облаками определяют визуально (на глаз) | |||||||||||
№ 2 Выглядывая в окно, мы наблюдаем также, есть ли на улице осадки. Чаще всего осадки выпадают в виде дождя или снега, но бывает, что снег идет с дождем, град, гроза с молнией. Для обозначения осадков есть специальные условные обозначения. Количество осадков можно измерить. Для дождя выставляют специальный сосуд и смотрят за его наполнением, определяя по формуле сколько дождя выпало на квадратный метр, а высоту снежного покрова замеряют линейкой. | |||||||||||
№ 3. Для человека важна такая характеристика погоды, как температура воздуха. ЕЕ измеряют с помощью Термометра, используя знаки + и - , чтобы показать тепла или холода, выше О или ниже.. Температуру записывают цифрами. Слово градус заменяют маленьким кружочком вверху. | |||||||||||
№ 4. Чтобы правильно одеться и избежать разных заболеваний, важно знать, есть на улице ветер. Иногда ветра совсем не бывает, может быть сильным или слабым. Человеку важно знать, в каком направлении дует ветер, ведь с севера всегда дует холодный ветер, а с юга теплый. Чтобы узнать направление ветра, есть прибор, который называется флюгер. Он устанавливается на крыше. Чтобы указать направление ветра с помощью условных знаком, нужно вспомнить, где находится на бумаге север, юг, запад, восток. Рассмотри значки на стра.12 учебника | |||||||||||
Приложение 2. Схема «Признаки погоды» | |||||||||||
Приложение 3. Ване нужно спланировать следующую неделю. Помоги ему, ответив на вопросы. В какой день он может позагорать? Для какого дня недели ему нужно повторить правила поведения при грозе? В какой день он может сходить с отцом на ночную рыбалку, чтобы была сухая и теплая погода? В какой день можно назначать футбольный матч? | |||||||||||
Приложение 4. Прогнозы погоды
|
Комментарии (1)
