Технологическая карта урока окружающего мира «Наблюдения за погодой» (3 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира |
|||||||||||
Класс |
3 |
||||||||||
Тема |
Наблюдение за погодой |
||||||||||
Цель |
Создание условий для формирования представлений о признаках погоды и способах наблюдений за погодой |
||||||||||
Задачи |
Сформировать представления - о признаках погоды (облачность, температура, ветер, осадки); - о способах наблюдений за погодой (в том числе – условными значками для обозначения). Развивать умения работать с текстом, со схемой и рисунком Развивать умение ставить цель урока, проводить итоговую и промежуточную рефлексию. |
||||||||||
Планируемые результаты |
Предметные: - учащиеся перечисляют признаки погоды и устанавливают простейшие зависимости между ними; - учащиеся составляют календарь погоды, выбирая для этого условные обозначения; - учащиеся читают прогнозы погоды и календари погоды, делают на их основе выводы о поведении УУД Познавательные: - проводят схематизацию, проговаривают текст на основе схемы, дополняют схему - работают с информацией, понимают научный текст, отвечают на вопросы и строят свой текст на основе готового плана. Коммуникативные: -взаимодействуют в малой группе для работы с текстом, построении своего текста (схемы) и презентации его классу; - строят высказывания при ответе на вопрос, задают вопросы. Регулятивные: - определяют тему и цель урока с помощью учителя и опорных вопросов; - проводят деятельностную и эмоциональную рефлексию во время урока и в конце урока. |
||||||||||
Идея урока |
Идея урока заключается в том, что сначала учащиеся на основе изучения учебного текста составляют схему «Признаки погоды», потом выполняют практико – ориентированное задание - составляют календарь погоды и читают календарь погоды. |
||||||||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Содержание |
Деятельность учащихся |
||||||||
Целеполагание |
Организует обсуждение несоответствия |
Посмотрите на картинку учебника на с. 9. Предположите, чему удивляется мальчик? |
Изучают картинки и отвечают на вопрос Мальчик удивляется тому, что на компьютере прогноз погоды показывает ясную и теплую погоду, а за окном видит дождь, грозу. |
||||||||
Организует определение темы урока |
Сформулируйте тему урока Какие задачи можно поставить, изучая эту тему. В постановке задач Вам могут помочь вопросы Зачем? Для чего? Каким способом? Что такое? |
Формулируют тему урока «Прогноз погоды», «Наблюдение за погодой». Определяют задачи урока через вопросы: Зачем наблюдать за погодой? Как наблюдать за погодой? Что такое погода?... |
|||||||||
Работа со схемой «Признаки погоды» |
Организует работу в группах |
Предлагаю вам начать с задачи – узнать, что такое погода, ее признаки. Погоду можно охарактеризовать по нескольким признакам, их мы описываем, когда рассказываем о погоде друзьям. Чтобы составить схему «Признаки погоды» нужно изучить учебный текст. Предлагаю каждой группе поработать с отдельным признаком погоды, а потом объединить в схему Задание для групп см. Приложение 1. |
Принимают учебную задачу, выполняют задание в малой группе задание, оформляют свою часть схемы, объясняют ее классу |
||||||||
Организует «Сбор» схемы» |
Как называется наша схема? Сейчас первая группа расскажет нам о первом признаке погоды (облачность, осадки, температура, ветер) Схема см. Приложение 2. |
Группы презентуют свою часть схемы, проговаривают , отвечают на вопросы |
|||||||||
Организует обобщение по схеме |
Расскажите в паре, какие признаки есть у погоды |
В паре проговаривают признаки погоды |
|||||||||
Рефлексивная остановка |
Организует рефлексию по задачам урока |
Посмотрите на задачи нашего урока, есть такие, что мы уже выполнили? |
Учащиеся соотносят содержание части урока и выделяют задачу, которую уже решили (что называется погодным явлением). |
||||||||
Практическая работа |
Предлагает составить календарь погоды на сегодняшний день и на вчерашний. |
Давайте попробуем составить календарь погоды, используя условные знаки Для удобства у вас есть табличка
|
Учащиеся составляют календарь погоды, сравнивают их, исправляют при необходимости |
||||||||
Предлагает решить практическую задачу |
Ване нужно спланировать следующую неделю. Опираясь на прогноз погоды, ответьте на вопросы См. Приложение 3. |
Ребята работают в группах, у каждой группы свой вопрос, отвечают и доказывают свой ответ |
|||||||||
Итог урока |
Подводит итог урока |
Какая тема сегодняшнего урока? Предлагаю побывать вам ведущими программы о погоде и прочитать прогноз на следующий день в разных городах нашей страны см. Приложение 4. |
Дети восстанавливают тему урока Предполагают домашнее задание (выучить правило про признаки погоды, понаблюдать погоду и записать …) Читают прогнозы |
||||||||
Рефлексия |
Организует итоговую рефлексию |
Вернемся к задачам нашего урока, расскажите, какие задачи мы выполнили? Расскажите о своих впечатлениях от урока |
Учащиеся анализируют задачи урока, рассказывают о том, как они узнавали новый материал. Делятся впечатлениями об уроке. |
||||||||
Приложение 1. Задания для групповой работы. |
|||||||||||
Задание для групп Прочитай текст и определи, как называет признак погоды, запиши его название. Ниже напиши какая бывает погода по твоему признаку с помощью условных знаков Есть ли прибор, с помощью которого определяют погоду по вашему признаку |
|||||||||||
№ 1 Собираясь в школу, мы часто выглядываем в окно, чтобы посмотреть, какое сегодня небо. Светит ли солнышко ил небо затянуто облаками? Когда светит солнце и на небе нет облаков, мы говорим, что погода ясная. Если все небо затянуто облаками или тучами и нет просветов, то говорят, что погода пасмурная. А если сквозь облака ил тучи то и дело выглядывает солнышко, то говорят - переменная облачность. Слова ясно, пасмурно, переменная облачность говорят о перовом признаке погоды –облачности. Условные обозначения облачности найдите в учебнике на стр. 10. В какой мере небо затянуто облаками определяют визуально (на глаз) |
|||||||||||
№ 2 Выглядывая в окно, мы наблюдаем также, есть ли на улице осадки. Чаще всего осадки выпадают в виде дождя или снега, но бывает, что снег идет с дождем, град, гроза с молнией. Для обозначения осадков есть специальные условные обозначения. Количество осадков можно измерить. Для дождя выставляют специальный сосуд и смотрят за его наполнением, определяя по формуле сколько дождя выпало на квадратный метр, а высоту снежного покрова замеряют линейкой. |
|||||||||||
№ 3. Для человека важна такая характеристика погоды, как температура воздуха. ЕЕ измеряют с помощью Термометра, используя знаки + и - , чтобы показать тепла или холода, выше О или ниже.. Температуру записывают цифрами. Слово градус заменяют маленьким кружочком вверху. |
|||||||||||
№ 4. Чтобы правильно одеться и избежать разных заболеваний, важно знать, есть на улице ветер. Иногда ветра совсем не бывает, может быть сильным или слабым. Человеку важно знать, в каком направлении дует ветер, ведь с севера всегда дует холодный ветер, а с юга теплый. Чтобы узнать направление ветра, есть прибор, который называется флюгер. Он устанавливается на крыше. Чтобы указать направление ветра с помощью условных знаком, нужно вспомнить, где находится на бумаге север, юг, запад, восток. Рассмотри значки на стра.12 учебника |
|||||||||||
Приложение 2. Схема «Признаки погоды» |
|||||||||||
Приложение 3. Ване нужно спланировать следующую неделю. Помоги ему, ответив на вопросы. В какой день он может позагорать? Для какого дня недели ему нужно повторить правила поведения при грозе? В какой день он может сходить с отцом на ночную рыбалку, чтобы была сухая и теплая погода? В какой день можно назначать футбольный матч? |
|||||||||||
Приложение 4. Прогнозы погоды
|
Татьяна Бернгардт