12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45085
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Карточки для контроля ЗУН по теме «Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК-». 5 класс


Пояснительная записка

Цель - совершенствовать правописные умений учащихся, развивать умения опознавать орфограмму, формировать навык правильного написания суффиксов –ЧИК- и –ЩИК-, гласных в окончаниях существительных и прилагательных (попутное повторение), пунктуацию при однородных членах и в СП, развивать умение различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся омонимичные корни.

Карточки могут быть использованы на различных этапах урока, в качестве индивидуальной, самостоятельной и фронтальной работы.

10. Тема «Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК-. Лексикология»

1.

Вставь пропущенные буквы, запиши существительные поморфемно.

По толкованию (с помощью словаря) узнай и запиши слово. Подчеркни слова с проверяемой гласной.


Иску(с,сс)н..го стеколь..ика

Человек, заинтересованный в выполнении исполнителем работ, оказании услуг или в приобретении у продавца какого-либо товара.

Об отважном лет..ике

Участник гражданского процесса, привлекаемый в качестве предполагаемого нарушителя.

Отличный камен..ик

Тот, кто начинает что-нибудь неблаговидное, например, драку или ссору.

К а(к,кк)уратн..му перепис..ику

Рабочий, производящий проходку горных выработок, туннелей и т. п.

Т..лантлив..м рассказ..ик..м

Рабочий, занимающийся изготовлением текстиля, а также специалист, занятый в текстильной промышленности

О храбр..м развед..ике

Тот, кто переносит что-нибудь, занимается переноской чего-нибудь.

До активн..го болель..ика

Артиллерист, стреляющий из зенитного орудия, военный, обслуживающий зенитную военную технику.



2.

Вставь пропущенные буквы, запиши существительные поморфемно.

Допишите пословицы, употребив слова с суффиксами –ЧИК- или –ЩИК-

Эн..ргичным облицов..ик..м

Гнев- плохой…

Вспомнить о свар..ик..

Гость хозяину не…

Рассказыва..шь о бетон..к..

Хороший рассказчик –плохой…

Пригл..сить убор..ика

Смелый трусу не …

Ищ..шь водопровод..ика

Один … – один вор; два … – два вора.

Опытный кранов..ик

И перекати-поле на виноватого ….

Уб..дить переплет..ика

Черт монаху не …

3.

Составь с существительными словосочетания с прилагательными или глаголами.

Составь предложения из слов. Подчеркни слова, употребленные в переносном значении.

Точиль..ик

Кровель..ики, битум, и, заменя..т, металл, рем..нтируют, черепицу, и, например, мат..риалы, устанавлива..т, зданий, использу..т, крыши, различные.

Навод..ик

Арматуру, арматур..иком, изгот..вляющий, уст..навливающий, рабочий, обслуживающий, называ..тся, или.

Спор..ик

Пулемет..ик, приемами, полем, из, должен, вверенного, боя, за, наблюдение, в, непрерывное, сов..ршенстве, вести, и, оружия, вл..деть, стр..льбы, ему.

Раздат..ик

Быть, заядлых, мог, и, компании, разг..воров, в, себя, подобных, своим, не, активным, чу(?)ствовал, не, б..лельщиков, он, уча(?)стником.

Буриль..щик

В, запр..щена, пост..янным, на, прежнее, б..бров, время, охота, добыт..иков, б..бры, преследованиям, а, подв..ргались, теперь.

Доклад..ик

Хан, из, они, в, рукой, погрузился, выгнали, балалай..ика, глубокие, стр..ительстве, махнул, о, города, стражникам, чтобы, юрты, глубокие.

Зимов..ик

К, сейчас, др..весиной, немало, с, тому, работают, натуральной, же, именно, работают, на, мебель..иков, заказ, причём!



Использованная литература

1. Балуш, Т.В. Русский язык на «отлично». 5 кл. Пособие для учащихся / Т.В. Балуш. - Мн.: Попурри, 2018. - 320 c.

2. Никулина М.Ю. Тренажер по русскому языку: Орфография: 5 класс ФГОС.-М.: Издательство «Экзамен». 2020.-96 с.

3. Русский язык. 5 класс. Учебник в двух частях для учащихся общеобразовательных организаций (Л.М.Рыбченкова, О.Л.Александрова и др.).- М.: «Просвещение», 2014.— 127 с.

4. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999



Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (3)

Голдина Лилия Вильевна, 27.07.22 в 10:09 1Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, отличные карточки с заданиями. Не только проверяется написание суффиксов, но попутно повторяется лексическое значение слов, умение работать с предложением (составлять его), а также работа по развитию речи. Здорово! Большое спасибо за Ваш труд.
Легоцкая Вера Сергеевна, 27.07.22 в 10:17 1Ответить Пожаловаться
Спасибо и Вам, Лилия Васильевна! Сейчас эти карточки апробирую, занимаясь репетиторством. В них действительно есть смысл. Думаю усилить речеведческий компонент, пока не знаю, каким образом, думаю!
Голдина Лилия Вильевна, 27.07.22 в 13:48 0Ответить Пожаловаться
Здорово! Ваши карточки сохранила в избранном (тоже для занятий репетиторством). Уверена, что придумаете. Желаю удачи!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.