Карточки для обучения детей умению решать и составлять арифметические задачи
Пояснительная записка.
Карточки для обучения детей умению решать и составлять арифметические задачи.
Практическая работа с множествами и числами является обязательной для обучения детей умению решать и составлять арифметические задачи. Решение арифметических задач очень важно для умственного развития детей, а также для формирования навыков вычислительной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте детей учат составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Для их решения необходим наглядный материал. Например, карточки на которых в иллюстративной форме изображено условие задачи. Данную задачу можно решить на занятиях по ФЭМП, если при этом использовать предметную наглядность и обыграть сюжет задачи.
.
Задачи иллюстрации: условие изображается на картинках.
- Картинки обеспечивающие предметную наглядность (предметы и действия ярко выражены: в вазе лежат 4 яблока, мальчик кладет еще три яблока)
- Картинки обеспечивающие частичную наглядность (два шарика и один шарик лопнул)
- Картинки отражающие только жизненную ситуацию (на верхней полке 5 книг, а на нижней – 2 книги)
Предложенные карточки помогают познакомить детей:
- со структурой задачи;
- с арифметическим действием сложения. Например: «В гараже стояли две красные машины, затем приехали еще четыре синих машины. Сколько всего машин стало в гараже?».
- с арифметическим действием вычитания. Например: «На ветке сидели три воробья. Затем один воробей улетел. Сколько птиц осталось сидеть на ветке?».
Так как обучение следует начинать с ознакомления со структурой арифметической задачи, то наглядный алгоритм помогает детям в составлении и решении задач. Так же на первых занятиях по обучению составлению и решению задач детям можно предложить задачи-иллюстрации (карточки), в которых требуется найти сумму (на основе объединения множеств) или разность (остаток). При составлении таких задач следует идти от малых чисел к большим (до 10). Сначала одним из числовых данных служит единица. На этих занятиях основное внимание уделяется ознакомлению со структурой задачи, умению детей выделять числовые данные, устанавливать связи между ними, называть и выполнять арифметические действия сложения и вычитания. Поскольку решение в этот период опирается в основном на восприятие конкретных множеств, которые наглядно изображены на иллюстрациях (предметы, игрушки), то дети фактически используют счет вместо вычислений. Есть карточки, которые можно использовать для разных арифметических действий, а есть только для действия сложения. Есть карточки с большим начальным слагаемым, а есть с меньшим.
Ожидаемый результат:
- Ребенок научиться составлять и решать задачи.
- Понимать их отличие от рассказа и загадки.
- Понимать структуру задачи.
- Уметь анализировать задачи, устанавливая отношения между данными и искомым.
- Формулировать арифметические действия сложения и вычитания.