12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Тищенко Наталья Владимировна24 |
Моделирование
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шарыповская общеобразовательная школа»
Моделирование как средство формирования умения решать арифметические задачи.
Тищенко Наталья Владимировна
Учитель математики
2015 год
Знание математики велико в повседневной жизни каждого ребенка в том числе с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа невозможна успешная социализация обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в обществе. Проведя анализ результатов контрольных работ за 2013-2014 учебный год учащихся 5 класса, убедилась, что учащиеся неплохо решают примеры, но не умеют решать арифметические задачи. Только 7 % учащихся 5 класса справляются с решением арифметических задач.
Исходя из данной проблемы, я определила для своей профессиональной деятельности следующие цели и задачи:
Цель: Формирование умения у школьников с интеллектуальной недостаточностью решать арифметические задачи через использования метода моделирования.
Задачи:
- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме: «Моделирование как метод решения арифметических задач».
- Определить место и роль арифметических задач в математике.
- Разработать конспекты уроков по обучению решению задач с помощью моделирования.
- Провести уроки по обучению решению задач с помощью моделирования и проанализировать их результаты.
Кроме различных понятий, предложений, доказательств в любом математическом курсе есть задачи. В обучении математике школьников преобладают такие, которые называют арифметическими, текстовыми. Эти задачи сформулированы на естественном языке (поэтому их называют текстовыми); в них обычно описывается количественная сторона каких-то явлений, событий (поэтому их часто называют сюжетными); они представляют собой задачи на разыскание искомого и сводятся к вычислению неизвестного значения некоторой величины (поэтому их иногда называют вычислительными).
В окружающей нас жизни возникает множество таких жизненных ситуаций, которые связаны с числами и требуют выполнения арифметических действий над ними - это задачи.
Рассмотрим простую задачу на движение.
Легковая машина была в пути 4 ч и шла со скоростью 56 км в час. Какое расстояние прошла машина?
Каждая задача имеет условие и вопрос. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми; эти связи и определяют выбор соответствующих арифметических действий. Вопрос указывает, какое число является искомым. Условие данной задачи: «Легковая машина была в пути 4 ч и шла со скоростью 56 км в час», а вопрос: «Какое расстояние прошла машина?».
Решить задачу – значит раскрыть связи между данными и искомыми, заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем выполнить арифметические действия и дать ответ на вопрос задачи.
В общей системе обучения математике решение задач является одним из видов эффективных упражнений.
Решение задач имеет чрезвычайно важное значение, прежде всего, для формирования у детей знаний, определяемых программой.
Так, если мы хотим сформировать у школьников правильное понятие о сложении, необходимо, чтобы дети решили достаточное количество простых задач на нахождение суммы, практически выполняя каждый раз операцию объединения множеств без общих элементов. Например, предлагается задача: «У девочки было 4 цветных карандаша и 2 простых. Сколько всего карандашей было у девочки?» В соответствии с условием задачи дети раскладывают, например, 4 палочки, затем придвигают еще 2 палочки к 4 и считают, сколько всего палочек. Далее выясняется, что для решения задачи надо к 4 прибавить 2, получиться 6. выполняя многократно подобные упражнения, дети постепенно будут овладевать понятием о действии сложения. Выступая в роли конкретного материала для формирования знаний, задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Решение задач формирует у детей практические умения, необходимые каждому человеку в повседневной жизни. Например, подсчитать стоимость покупки, ремонта квартиры, вычислить, в какое время надо выйти, чтобы не опоздать на поезд, и т.п.
Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.
Научить детей решать задачи – значит, научить их устанавливать связи между данными и искомыми и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметические действия.
Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся, является усвоение связей между данными и искомыми. От того, насколько хорошо усвоены учащимися эти связи, зависит их умение решать задачи. Учитывая это, ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы таких задач называются задачами одного вида.
По мнению Бантовой М.А., работа над задачами не должна сводиться к натаскиванию учащихся на решение задач сначала одного вида, затем другого и т. д. Главная цель – научить детей осознанно устанавливать определенные связи между данными и искомыми в разных жизненных ситуациях, предусматривая постепенное их усложнение. Чтобы добиться этого, я предусматриваю в методике обучения решению задач каждого вида такие ступени:
подготовительную работу к решению задач;
ознакомление с решением задач;
закрепление умения решать задачи.
Одним из основных видов моделирования является графическое моделирование. Глубина и значимость открытий, которые делает школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик мог выделить и освоить способ решения широкого класса задач, а не ограничивался нахождением ответа в данной, конкретной задаче, он должен овладеть некоторыми теоретическими знаниями о задаче и, прежде всего, о ее структуре.
На первых уроках математики в 5 классе на закрепление ранее изученного материала предложила детям решить задачи с помощью моделирования:
Задача 1
Столяр изготовил 13 вещей: 3 стола, 5 стульев и несколько полок. Сколько полок сделал столяр?
Задача 2
На складе было 33 мешка гречневой крупы и 43 мешка пшена. На переработку отправили 50 мешков. Сколько мешков осталось на складе?
Задача 3
Тамара съела 6 клубничек. На тарелке осталось еще 7 клубничек. Сколько клубничек было на тарелке сначала?
Для того чтобы понять, как хорошо дети используют моделирование для решения арифметических задач, проанализировала их результаты и привела их в процентном соотношении в данной таблице.
На сравнительной диаграмме (см. рис. 1) видно, что дети научились хорошо решать арифметические задачи, используя моделирование, но практическую работу по решению задач с помощью моделирования я решила продолжить.
Я решила продолжить обучение ребят решению задач с помощью моделирования, усложнив их по содержанию. Подобранные задачи для решения на уроках с помощью моделирования включены были почти в каждый урок на разных этапах. В решении этих задач были задействованы все учащиеся класса.
Сформированный комплекс задач, в основном, включала в урок на этапах повторения и закрепления материала.
Предмет: математика
Класс: 5
Тема: Приемы умножения числа 2
Цели урока: Закреплять табличные приемы умножения числа 2.
Этап урока: закрепление изученного материала.
1) На доске записана задача: для 4 кабинетов купили вазы. Если в каждый кабинет поставить по 2 вазы, то останется 6 ваз. Сколько ваз купили? Дети читают данную задачу несколько раз. Затем рассказывают условие задачи и что необходимо найти. Далее ребятам предлагается решить эту задачу при помощи моделирования.
В период с 1.10.13 по 1.05. 14уч.год решали приведенные мною задачи на каждом уроке математики методом моделирования. Ребята увлеченно обсуждали и выполняли задания, используя подготовленные мною модели: игрушки, яблоки, вишни, конфеты и другое.
Были выведены показатели результатов контрольных работ в начале года и в конце. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Учащиеся | Начало учебного года | Конец учебного года |
Денис А | 51 | 63 |
Дмитрий С | 56 | 83 |
Михаил К | 53 | 85 |
Руслан К | 39 | 55 |
Валерия К | 65 | 74 |
Дарья К | 53 | 68 |
Анатолий М | 56 | 78 |
Валентина Б | 53 | 82 |
Виталий Д. | 50 | 69 |
Ксения З | 56 | 78 |
Елизавета И.. | 53 | 67 |
Николай С | 58 | 60 |
Елизавета Б. | 61 | 84 |
Для наглядности на основе таблицы создала диаграмму, которая позволила отследить успехи учащихся в решении арифметических задач методом моделирования.
Из таблицы видно, что за период обучения с 1.10.13 по 1.05. 14 учебный год были реализованы поставленные цель и задачи. Используя метод моделирования при решении арифметических задач на каждом уроке, повысила уровень умения решать арифметические задачи некоторыми учащимися.
В процессе работы над проблемой мною была изучена и проанализирована методическая литература по ознакомлению школьников с решением арифметических задач.
Я определила сущность понятия «арифметическая задача», ее место и роль задач в начальном курсе математики.
Выявила возможность моделирования в формировании умения у школьников с интеллектуальной недостаточностью решать арифметические задачи.
Провела уроки по обучению решению задач с помощью моделирования и проанализировала их результаты.
Можно сделать вывод: моделирование способствует формированию умения у школьников с интеллектуальной недостаточностью решать арифметические задачи.
Литература:
- Стойлова Л. П. Математика. – М.: Издательский центр «Академия», 1987
- Стойлова Л. П., Пышкало А. М. Основы начального курса математики– М.: Просвещение, 1988
- Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах – М.: Издательский центр «Академия», 2001
- Моро М. И., Пышкало А. М. Методика обучения математике в I – III классах – М.: Просвещение, 1975
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике – М.: Астрель, 2006
- Анисимова В.П. Из опыта работы по новому учебнику – М., 1999
- Концепция развития математического школьного образования – М.: Просвещение, 1990
- Новиков А.И. К вопросу о реформе математического образования – М.,
- Методика преподавания математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида- Перова М.Н. 2001
- Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Перова М.Н., Капустина Г.М. Просвещение 2002.