Карточки для закрепления навыков словоизменения и словообразования у детей 4–5 лет с моторной алалией
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор: Бойченко Н.В., учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад № 172» г. Новокузнецка
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная аудитория: дети 4-5 лет с моторной алалией
Описание комплекта
В комплект входят 48 карточек. Карточки распечатаны на фотобумаге, ламинированы плёнкой. Картинки крупные, яркие и понятны детям. Размер карточек: 23*17 см.
Цель: закрепление навыков словоизменения и словообразования у детей 4-5 лет с моторной алалией.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять навык употребления имён существительных во множественном числе с окончаниями -и, -ы;
- закреплять навык употребления имён существительных в винительном падеже;
- закреплять навык употребления имён существительных мужского и женского рода в родительном падеже;
- закреплять навык употребления имён существительных мужского и женского рода в дательном падеже;
- закреплять навык употребления имён существительных в творительном падеже;
- закреплять навык употребления имён существительных в родительном падеже с предлогом у;
- закреплять навык согласования притяжательных местоимений «мой», «моя» с именами существительными мужского и женского рода;
- закреплять навык согласования числительных «один», «одна», «два», «две» с именами существительными мужского и женского рода;
- закреплять умение согласовывать имена существительные с числительным «пять»;
- закреплять навык употребления предлога на;
- закреплять навык употребления предлога у;
- закреплять навык употребления предлога над;
- закреплять навык употребления предлога по;
- закреплять навык употребления предлога к;
- закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать зрительную память;
- развивать внимание;
- развивать мелкую моторику.
Ожидаемые результаты
Рассматривая картинки, изображённые на карточках, и отвечая на вопросы к ним, ребёнок в процессе игры постепенно осознаёт смысл каждой грамматической формы и учится правильно употреблять их в собственной речи.
Методические рекомендации по использованию
Карточки используются на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях по формированию грамматического строя речи у детей 4-5 лет с моторной алалией. Можно использовать в процессе проведения домашних логопедических занятий.
Карточки помогут разнообразить занятия, заинтересовать детей и привлечь их к совместной работе.
При работе с карточками могут понадобиться пуговицы, фишки, декоративные камешки, мелкие игрушки, кнопки, маркер, любые мотивационные игры («Собери косточки для Тобика», «Спаси Смешариков», «Поиск сокровищ» и др.).
Варианты заданий
Карточки | Задания | Задачи |
| Это … (кот), а это … (коты). И т. д. Посчитай предметы. Образец: один кот, два кота. | Закреплять навык употребления имён существительных в единственном и множественном числе с окончаниями -и, -ы. Закреплять навык согласования числительных «один», «одна», «два», «две» с именами существительными мужского и женского рода. |
Помоги инопланетянину вернуться на его планету. Следуй по красным стрелочкам. Переставляй фишку от одного кружка к другому, называя предметы, мимо которых пролетает инопланетян. | Закреплять навык употребления имён существительных во множественном числе с окончаниями -и, -ы. | |
Расскажи, что видит Ваня. Расскажи, что видит Катя. | Закреплять навык употребления имён существительных в винительном падеже с окончаниями -у, -ю. Закреплять навык употребления имён существительных в винительном падеже с окончаниями -а, -я. | |
Назови предметы, изображённые на картинке. (Картинка убирается или закрывается.) Посмотри на эту картинку. Каких предметов не стало? | Закреплять навык употребления имён существительных мужского и женского рода в родительном падеже. | |
Назови домашних птиц. Птицы спрятались за забором. Видны только их хвосты. Это хвост … (кого?) утки. И т. д. | Закреплять навык употребления имён существительных мужского и женского рода в родительном падеже. | |
Ответь на вопросы: Кто это? (Это муха.) А это кто? (Мухи.) Кого видит Таня? (Муху.) Кого не стало? (Мухи.) И т. д. | Закреплять навык употребления имён существительных во множественном числе с окончаниями -ы, -и. Закреплять навык употребления имён существительных в винительном и родительном падежах. | |
Перемещай фигурку от одного прямоугольника к другому. Если фигурка окажется в голубом прямоугольнике, то назови её. Например: конь. Если фигурка попадёт в синий прямоугольник, представь себе, что таких предметов много и назови их. Например: кони. Когда фигурка окажется в жёлтом п рямоугольнике называй предмет со словом «вижу». Например: вижу коня. Если предмет окажется в розовом прямоугольнике, называй его со словом «нет». Например: нет коня. | Закреплять навык употребления имён существительных во множественном числе с окончаниями -ы, -и. Закреплять навык употребления имён существительных в винительном и родительном падежах. | |
Помоги рыбке добраться до водорослей (используется фигурка рыбки). Перемещай рыбку от картинки к картинке в направлении, указанном красной стрелкой. Если картинка в оранжевом квадрате, представь себе, что таких предметов много и назови их. Например: мухи. Предметы в зелёных квадратах называй со словом «вижу». Например: вижу кабана. Предметы в синих квадратах называй со словом «нет». Например: нет петуха. | Закреплять навык употребления имён существительных во множественном числе с окончаниями -ы, -и. Закреплять навык употребления имён существительных в винительном и родительном падежах. | |
Расскажи, кому бабушка даст корм. К ого не стало? | Закреплять навык употребления имён существительных в дательном падеже. Закреплять навык употребления имён существительных мужского и женского рода в родительном падеже. | |
Раздай предметы, изображённые на картинке. Кому ты дашь фен? (Маме.) Проведи линию от фена к маме. И т. д. | Закреплять навык употребления имён существительных мужского и женского рода в дательном падеже с окончанием -е (маме, папе, Пете, Кате). | |
Расскажи, у кого какие предметы. У кого фен? (У мамы.) И т. д. Вспомни, у кого какие предметы были. Соедини предмет с его владельцем. | Закреплять навык употребления имён существительных в родительном падеже с предлогом у. | |
Назови картинки. У кого длинная шея? (У лебедя.) О кого рога на голове? (У оленя.) У кого полосатый хвост? (У енота.) И т. д. Какая картинка лишняя. Зачеркни её. | Закреплять навык употребления имён существительных в родительном падеже с предлогом у. | |
Ответь на вопросы: - Чем открывают замок? (Ключом.) - Чем режут хлеб? (Ножом.) - Чем едят салат? (Вилкой.) - Чем едят суп? (Ложкой.) | Закреплять навык употребления имён существительных в творительном падеже. | |
Таня ждёт гостей. Чем она будет их угощать? (Тыквой, батоном, компотом, дыней, бананом …) | Закреплять навык употребления имён существительных в творительном падеже. | |
Это Таня, а это её вещи. Как Таня говорит про свои вещи? (Это мой бантик. Это мой мяч. Это моя юбка …) Это Ваня, а это его вещи. Как Ваня говорит про свои вещи? (Это мой лимон. Это мой дом. Это моя майка …) | Закреплять навык согласования притяжательных местоимений «мой», «моя» с именами существительными мужского и женского рода. | |
Назови предметы, находящиеся в жёлтом круге. Маленький предмет называй ласково. И т. д. | Закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | |
Помоги бабочке долететь до ромашки (используется фигурка бабочки). Перемещай бабочку от картинки к картинке в направлении, указанном красной стрелкой. Если картинка в оранжевом квадрате, представь себе, что таких предметов много и назови их. Например: гуси. Предметы в зелёных квадратах называй ласково. Например: дубок. Предметы в синих квадратах называй со словом «вижу». Например: вижу тыкву. | Закреплять навык употребления имён существительных во множественном числе. Закреплять навык употребления имён существительных в винительном падеже. Закреплять навык образования имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | |
Посмотри на картинку и скажи, каких предметов много. Много … Называй все картинки и зачёркивай только дома. | Закреплять навык употребления имён существительных множественного числа в родительном падеже. | |
Сосчитай предметы. | Закреплять умение согласовывать имена существительные с числительным «пять». | |
Посмотри на картинки и расскажи, где сидит кот. | Закреплять навык употребления предлога на. | |
Посмотри на картинки и расскажи, где сидит кот. | Закреплять навык употребления предлога у. | |
Посмотри на картинки и расскажи, над чем летает фея. | Закреплять навык употребления предлога над. | |
Посмотри на картинки и расскажи, по чему идёт кот. | Закреплять навык употребления предлога по. | |
Посмотри на картинки и расскажи, к чему подходит кот. | Закреплять навык употребления предлога к. | |
Посмотри на картинки и расскажи, что делает кот (используется фигурка кота). | Закреплять навык употребления предложений с предлогами на, у, по, к. |
Кияйкина Наталья Федоровна
Татьяна