12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Svetlanasvet37
Россия, Курганская обл.
0

Запуск речи методом фонетических жестов у детей с эфферентной моторной алалией

Запуск речи методом фонетических жестов у детей с эфферентной моторной алалией


В статье представлен авторский метод фонетических жестов, целью которого является – запуск речи неречевых детей.


Ключевые слова: метод фонетических жестов, эфферентная моторная алалия, запуск речи, моторная зона правой руки, речевые центры Брока и Вернике.


Системное недоразвитие речи тяжелой степени, обусловленное умственной отсталостью и нарушениями по типу моторной алалии, приводит к нарушению коммуникации и социализации ребенка. У умственно отсталых обучающихся не часто встречаются нарушения по типу моторной алалии, но именно эти дети представляют наиболее сложную группу для логопеда. Это связано с тем, что отсутствие речи носит стойкий характер и сочетается с когнитивными нарушениями, возрастом, отсутствием мотивации речевой деятельности.

В последние десятилетия совершены важные открытия в области мозговой организации речи, которые позволяют по-новому взглянуть на значение руки в речевом развитии ребенка. Моторная зона руки, связанная с основными речевыми областями мозга (премоторной и височной корой), может играть важную роль в запуске речи при эфферентной моторной алалии.

Существенным, по-видимому, можно считать научное предположение итальянского нейробиолога Джакомо Риццолатти о том, что «поступательное развитие системы зеркальных нейронов сыграло ключевую роль в появлении и эволюции способности человека к коммуникации, сначала с использованием жестов, а потом и устной речи»,1 а зона мозга, которая отвечала у наших предков за движения правой руки в левом полушарии мозга эволюционировала и превратилась в моторную речевую зону. Таким образом, велика вероятность того, что моторная речевая зона сформировалась из моторной зоны руки.

Группа ученых под руководством невролога из Пармского университета Маурицио Гентилуччи провели научный эксперимент, участники которого брали в руку то большой, то маленький объект и одновременно произносили какой-то слог, например БА. В итоге испытуемые шире раскрывали рот, когда брали в руку больший из двух объектов. Ряд других исследований показали, что моторные области речи и руки в какой-то своей части перекрываются и частично имеют общие нейроны. Это объясняет тот факт, что когда возбуждается центр Брока, параллельно активизируется и моторная зона руки, и, наоборот.

Недавние исследования показали, что сенсорная область Вернике реагирует не только на слышимую речь, но и при общении глухих невербальных людей, которые общаются с помощью языка жестов. Это значит, что зона Вернике обрабатывает не только слышимую, но и жестовую речевую информацию.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что зона руки имеет нейронные связи с двумя важнейшими речевыми областями мозга: моторной и сенсорной. Поэтому есть основания считать зону правой руки в левом полушарии дополнительным речевым центром.

Корковая связь руки и речевых зон может быть положена в основу коррекционной работы при эфферентной моторной алалии. Мозговые механизмы кинетической моторной алалии объясняет нейропсихологический подход: проводящие пути между речеслуховой и речедвигательной областями мозга неполноценны. При этом слышимая речь не перешифровывается в двигательную артикуляционную программу. В результате ребенок не может воспроизводить серии артикулем и произносить серии слогов и слова. В тяжелых случаях ребенок молчит или произносит отдельные звуки и звукокомплексы.

Помня о пластичности детского мозга, взамен неполноценным проводящим путям, нужно найти новые обходные пути для перестройки мозговой организации речи. Такой обходной путь возможен при использовании метода фонетических жестов, главная цель которого - запуск речи и формирование первоначальных речевых навыков у детей с эфферентной моторной алалией. Фонетические жесты - это определенные движения рук в сочетании с конкретными звуками, которые используются для произнесения серии слогов, слов, коротких фраз.

Формирование обходного пути по методу фонетических жестов происходит следующим образом. Моторная зона руки активизирует сенсорную и моторную речевую области коры. При этом возникает ассоциация жест – звук – артикуляция. При этом происходит перешифровка в артикуляционные движения не услышанных слов, как это бывает при нормальном речевом развитии, а фонетических жестов.

В результате многократного повторения серий слогов, слов и фраз у ребенка формируется тесная связка между жестом, звуком и артикулемой.

Исходя из того, что язык и речь формируются только в общении, основным приемом логопедической работы является построение диалога в соответствующей коммуникативной ситуации. При этом тренировка первичных произносительных навыков реализуется методом фонетических жестов.

Целью метода фонетических жестов является устранение речевого дефекта (запуск речи у детей с моторной алалией, умственно отсталых детей с нарушениями по типу моторной алалии), развитие навыков коммуникации.

Задачи:

1. Развитие мотивационного компонента.

2. Вызывание речевых реакций на основе подражания жестам, речи, артикуляции.

3. Обучение воспроизведению слов различной ритмико-слоговой структуры.

4. Развитие функции фонематического слуха.

5. Формирование навыки звукобуквенного анализа.

6. Расширение активного и пассивного словаря.

7. Формирование навыка создания и использования в экспрессивной речи различных речевых конструкций, ведения диалога.

Работа по формированию первичных произносительных умений и навыков осуществляется поэтапно.

На подготовительном этапе происходит формирование произношения гласных звуков, цепочек гласных звуков. Ведется работа по соотнесению звуков и жестов, вызыванию гласных звуков, произнесению цепочек гласных звуков, а также развитию чувства ритма, артикуляционной моторики, дифференциации неречевых звуков, дифференциации гласных звуков. Гласный звук произносится с утрированной артикуляцией и сопровождается движением рук. Важно добиться понимания ребенком того, что движения рук имитируют движения губ и, таким образом, помогают произнесению звука. Многочисленное повторение приводит к запоминанию и соотнесению жестов и звуков.

На первом этапе работы происходит формирование произношения слога, ведется работа по соотнесению звуков и жестов, вызыванию (постановке) согласных звуков, произнесению прямых открытых слогов без стечения согласных, а также развитию чувства ритма, артикуляционной моторики, дифференциации изолированных звуков, дифференциации звуков в слоговом ряду, чтению слогов. Мягкие согласные звуки обозначаются такими же движениями, как и твердые. Для простоты запоминания звук должен ассоциироваться в сознании ребенка с определенным действием (стучим в барабан, гусь машет крыльями, жуки полетели и др.). При произнесении слога, каждый звук сопровождается соответствующим движением рук. Все звуки произносятся длительно, кроме смычно-взрывных, которые несколько раз повторяются с соответствующим жестом. При отработке слогов со звуками б, д, т, г, к, они повторяются несколько раз изолированно с соответствующим движением, а затем произносится слог целиком с одновременным движением на гласный звук. Когда ребенок запомнил движения, согласный звук показывается движением беззвучно, а далее произносится слог с одновременным движением на гласный звук.

На втором этапе формируется и закрепляется использование в самостоятельной экспрессивной речи односоставного однословного предложения, проводится работа по произнесению слов из прямых открытых слогов без стечения согласных, а также развитию просодии, артикуляционной моторики, дифференциации звуков в словах. В первую очередь необходимо начать работу по развитию предикативной функции и овладению элементами грамматического строя. Логопедическая работа проводится в процессе общения и формирования диалога логопеда с ребенком. На втором этапе идет пополнение номинативного словаря, работа над пониманием и произнесением существительных единственного и множественного числа, слов-паронимов. Для произнесения слов используются фонетические жесты. Каждый звук произносится длительно, или несколько раз повторяется (смычный звук) с тем, чтобы ребенок успел осознать, в какое положение необходимо привести органы артикуляции. Например, слово "несу":

Н – указательные пальцы возле носа и двигаются в стороны (мягко ноем)

Е – пальцы рук находятся на уровне рта. Небольшим движением рук раскрыть ладони ото рта вперед в стороны

С – пальцы рук у уголков губ, движение рук низ в стороны

У – руки вытянуть вперед

Можно использовать следующие задания: "Закончи слово по первому слогу с опорой на картинку", "Покажи слово только жестами", "Покажи жестом звук С, если услышишь его в слове", "Покажи жестом звук следующий за звуком...". Каждое слово предварительно соотносится с соответствующим изображением. Это необходимо для формирования осознанности речи.

На третьем этапе ведется работа по формированию предложений из двух слов с помощью фонетических жестов. Например, слово "Я сижу":

Я – взмахом правой руки указать на себя

С – имитирование мытья рук (моем руки)

И – руки вытянуть в стороны

Ж – руки вперед, выполняют волнообразные движения (жуки полетели)

У – руки вытянуть вперед

Фразы могут быть представлены в зоне видимости ребенка в виде предметных картинок, картинок-символов, отдельных букв (предлоги, первая и последняя буква в слове), последних слогов слов.

Метод фонетических жестов апробирован в работе и показал высокую эффективность в сложных случаях у полностью неречевых умственно отсталых школьников с нарушениями по типу моторной алалии.


Литература

Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛА-ДОС», 1996.

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. - М. : ТЦ Сфера, 2007.

Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006.

Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. - 2-е изд. - М. :Айрис-Пресс, 2005.

Риццолатти Джакомо, Синигалья Коррадо Зеркала в мозге: О механизмах совместного действия и сопереживания / Пер. с англ. О. А. Кураковой, М. В. Фаликман. — М.: Языки славянских культур, 2012.





1 Риццолатти Д., Синигалья К. Зеркала в мозге: О механизмах совместного действия и сопереживания / Пер. с англ. О. А. Кураковой, М. В. Фаликман. — М.: Языки славянских культур, 2012 — 208 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.