Карточки по русскому языку по теме «Звуки и буквы»
Карточка № 1
В доме живёт кошка. Она любит рыбку. Бабушка Ольга чистит рыбу. Кошка Муська тихо сидит в углу и ждет обеда.
1. Подумай, есть ли разница в словах: рыба - рыбка - рыбёшка. Какая?
2. Выпиши подчеркнутые слова. Запиши цифрой сколько в них букв и звуков цифрой.
3. Выпиши предложение, в котором есть кличка кошки. Сколько в этом слове звуков и букв? Ответ запиши цифрой.
Карточка №2
Дочка, точка, кочка.
Лиса, леса.
Плот, плод.
1. Объясни значение слова КОЧКА. Где встречаются кочки?
2. Спиши. Какие звуки меняют смысл слова? Подчеркни буквы, которыми они обозначаются.
3. Составь и запиши предложения со словами ПЛОТ и ПЛОД.
4. Подчеркни в этих словах одинаковые буквы. Какие звуки они обозначают? Произнеси их.
Карточка № 3
Куст роз.
У дома рос куст роз. Ствол розы был покрыт колючками. А цветы розы были очень красивые.
1. Расскажи, какие розы ты видел(а) в саду, парке?
2. Выпиши предложение, в котором два слова различаются лишь одной буквой. Подчеркни эти буквы.
3. Запиши ответ на вопрос: Какими были цветы розы?
4. Подчеркни слово, в котором количество букв больше, чем звуков. Почему?
Карточка № 4
Жар - шар, лес - лез, сон - слон. угол - уголь, арка - марка, крем - крен.
1. Прочитай пары слов и отметь, чем они отличаются. Как от этого изменился смысл слов?
2. Запиши эти пары слов. В каждом втором слове подчеркни букву, которая внесла новое значение.
3. С любой парой слов составь и запиши два предложения.
Карточка № 5
Мой брат служит на флоте. У него красивая форма. Брат привёз большую раковину. Он поднёс её к моему уху. Я услышал шум моря.
1. Какой заголовок подходит к тексту: "Раковина", "Шум моря"?
2.Выпиши предложение, которое подходит к схеме: I____ _____ _____ _____ _____ .
3.Подчеркни в нем буквы, обозначающие только гласные звуки.
4. Выпиши предложения, которые можно поместить под заголовком "Раковина". Запиши цифрами, сколько звуков в этих словах.
Карточка № 6
Осень тихо в лесу яркими пламенем пылают клёны стоит золотая осень.
1. Прочитай, выделяя голосом каждое предложение. Сколько предложений в тексте?
2. Спиши слова, в которых гласная буква обозначает два звука. Подчеркни эти буквы.
3. Перечитай предложения. Запиши, как запомнил.
Карточка №7
Капуста, облако, редис, арфа, ягода, крыжовник, кукуруза, юрта, ёлка, ехидна, клюква, эскимо, крыльцо, утюг.
1. Вспомни и назови все буквы, обозначающие гласные звуки.
2. Запиши слова, которые начинаются с этих звуков.
3. Вспомни все гласные звуки. Запиши несколько слов, в которых встречаются эти звуки.
Карточка № 8
Испугал.
Козы зашли в сад. По двору важно ходил петух Гоша. Он громко закукарекал. Козы испугались и выбежали из сада. А петух и сам испугался. Так шумно бежали козы.
1. Кто кого напугал? Расскажи.
2. Выпиши из текста слова, в которых все буквы обозначают твердые согласные звуки. Подчеркни эти буквы.
3. Перепиши первую часть текста. Подчеркни согласные, которые обозначают всегда твердые согласные звуки. Какой согласной в этом ряду не хватает?
Карточка № 9
Тёмная туча закрыла небо серой ватой. Заморосил частый дождь. Галки спрятались под крышу сарая. Там сухо и тепло. Птицы ждут солнышка.
1. Можно ли эту запись назвать текстом? Докажи.
2. Выпиши слова, в которых есть всегда только мягкие согласные звуки. Какими буквами они обозначаются? Подчеркни эти буквы.
3. Напиши 3-4 слова. Используй данные буквы.
4. Запиши по памяти первые три предложения. Подчеркни слова, в которых слышатся звуки [ ч] и [й ].
Карточка № 10
Румяной зарёю Покрылся восток. В селе за рекою Потух огонёк. (А.С.Пушкин)
1. Спиши четверостишие.
2. Подчеркни слова, в которых все согласные обозначают твердые звуки.
3. Запиши все гласные, которые на письме обозначают твердость согласных звуков.