Урок русского языка в 1 классе по теме «Звуки и буквы»

1
0
Материал опубликован 10 March 2019

Технологическая карта урока русского языка

Разработчик: Иванова М.А.

Возраст: 1 класс (7-8 лет).

Тема занятия: Звуки и буквы.

Программа: «УМК Школа России».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения: комбинированный.

Цели урока: - обеспечить условия для закрепления базовых понятий о буквах и звуках;

- уточнить представление о существенных признаках звуков и букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.

Задачи: - обучающие: учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов;

- формировать умение распознавать условные обозначения звуков речи;

- развивающие: развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы;

- воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать условные обозначения звуков речи; применять полученные знания при выполнении заданий.
 

Формируемые УУД:

- предметные: знать, чем отличаются звуки от букв; какие звуки могут обозначать гласные и согласные звуки. уметь выделять в словах гласные и согласные звуки и буквы


 

-регулятивные: совершенствовать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять

знания о главных признаках гласных и согласных звуков;

 

-познавательные: развивать умение практического исследования единиц языка;

-коммуникативные: формировать умение задавать вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: учебник "Русский язык" 1 класс авторы В.П. Канакина , В.Г.Горецкий, тетрадь, компьютер, презентация к уроку карточки для работы в парах,  карточка-сеть для итогового повторения, золотые рыбки.

Этапы

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Орг.

момент

(2-3 мин.)

Настроить учащихся на учебную деятельность

Сообщает: ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте вспомним правила поведения на уроке.

Ученик рассказывает стихотворение. Прозвенел уже звонок. Как же мы начнём урок? На уроке мы сидим – не шумим и не кричим, руки тихо поднимаем, если спросят, отвечаем. Мы хороший дружный класс! Всё получится у нас.

Коммуникативные :

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Личностные: умение слушать и понимать речь других .

Предметные: сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.

II. Актуализация знаний

(7мин)

III.Самоопределение к деятельности. Формулирование темы и цели урока

(5мин.)

IV.Физкультминутка.

(1-2 мин)

V.Работа по теме урока


 


 


 


 


 

VI.Физкультминутка для глаз


 


 


 


 


 


 


 

VII Звуко-буквенный анализ слов

Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся,

необходимых для творческого решения поставленных задач

Развитие умения анализиро-вать, делать вывод;

развитие мышления и грамотной речи учащихся.

Снятие усталости

Проверка понимания учащимися изучаемого материала

Дать отдохнуть глазам. Снять напряжение

   

Развитие умения делать вывод;

развитие мышления и понимания правил звукобуквенного-анализа.

1. Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.

2.Записываем число. Классная работа.

3. Сегодня на минутке чистописания, мы будем писать строчную букву - ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

Послушайте алгоритм написания строчной буквы «ж»:

Ставим ручку чуть ниже  рабочей строки, пишем закругление влево;

Пишем прямую наклонную вверх,  прямую наклонную вниз, прямую наклонную вверх;

 Пишем закругление вправо.  

4.  Словарная работа . На доске записано новое словарное слово. Угадайте загадку и узнаете, что это за слово.     

Весна. Мы выходим на улицу и звуки весны окружают нас повсюду: журчат ручьи, поют птицы, кричат ребятишки, пуская кораблики.  Все рады солнцу и весне. И так хорошо становится. /Звучат в записи звуки весны/

- На какие две группы можно разделить окружающие нас звуки?

- Мы не буквы, мы - звуки речи

Изучает фонетика нас.

Мы не буквы, мы - звуки речи

Произносят и слышат  нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласной - прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

- Да, сегодня мы поговорим о звуках и буквах. Откройте учебники на с.45.

- Прочитайте тему урока.

 

- Чему мы будем учиться при изучении этой темы. Учитель читает сведения на с.47 в рубрике "Обрати внимание!"

А теперь поиграем в игру:

«Нет или да, а не знаешь, так беда»

Встали, я буду задавать вопрос. Если ответ на вопрос да: вы говорите да и подпрыгиваете ,хлопаете в ладоши над головой. А если нет: вы мотете головой топаете ногами.

1.Звук мы видим?


 

2. Букву мы можем написать?


3. Гласный звук произносится легко, его можно спеть?

4. Сколько согласных, столько и слогов?


 


 

5. Согласные бывают парные и непарные?

6.  Гласные бывают звонкие и глухие?



 

- А теперь сядьте свободно и послушайте сказку о звуках и буквах.

- В одной стране жили невидимые жители, но зато их можно было услышать. Шесть жителей прозвали певцами, т.к. они обладали певучестью. Они назывались?

Учитель выставляет карточку «ГЛАСНЫЕ».

- Кто назовёт имена этих жителей?

-В этой стране жили ещё жители, они были хорошими, но петь не умели. Они всегда и во всём соглашались с гласными, поэтому их назвали?

Учитель выставляет карточку «СОГЛАСНЫЕ».

-Верно, эти звуки и сейчас живут вместе. Однажды, в стране появился волшебник. Он очень хотел познакомится её жителями, но они были невидимыми, тогда волшебник решил подарить каждому жителю одежду. Стоило её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы. Учитель выставляет карточку «БУКВЫ».

-А ещё волшебник подарил всем карнавальные костюмы. Гласным красные платья. Согласным синие и зеленые. Но в стране жили два брата, которые не любили карнавал и надели костюмов. Догадались что это за братья?

- Ребята, а чем отличаются звуки от букв?

Работа с учебником с.46 упр2

-Прочитайте задание. Давайте составим предложение о звуках с помощью готового начала и слов для справок, а затем запишем его в тетрадь.

- На прошлом уроке мы изучали роль ударения в словах. С какими звуками дружит ударение?

-Благодаря этой дружбе какими становятся гласные? 

Учитель выставляет на доску карточки со словами “УДАРНЫЕ” и "БЕЗУДАРНЫЕ"

- Давайте всё выясним о согласных звуках. Какие бывают согласные?

Учитель выставляет на доску карточки со словами “ЗВОНКИЕ”, "ГЛУХИЕ", "ТВЁРДЫЕ", "МЯГКИЕ".

-Глазкам нужно отдохнуть

-Нужно глубоко вздохнуть.

-Глаза по кругу побегут.  

- Много-много раз моргнут.   

Глазкам стало хорошо. 

-Увидят мои глазки все!

- Продолжим работу. А в каких случаях количество звуков и букв в словах может не совпадать?

- Весенние лужи опасны тем, что под водой могут скрываться ямы. Давайте составим схему слова ЯМА. Мы постараемся не угодить ни в одну яму и в эту в том числе, ведь ничего хорошего это нам не принесёт.

- Одинаковое ли в словах количество звуков и букв? Почему звуков больше?

- Правильно буква Я даёт два звука.

- В каких случаях Я даёт два звука?

- А кто назовёт какие ещё хитрые буквы мы знаем?

-В каком ещё случае звуков будет меньше, чем букв?

- Продолжим работу по учебнику: с.47, упр.4

 

-Прочитайте задание .

-Составьте схемы этих слов.

1.Учащиеся выполняют действия, которые описаны в стихотворении

2. Записывают в тетради.

3. Слушают и запоминают действия учителя. Прописывают букву

 

4. Заранее подготовленный ученик загадывает загадку.

Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков - 
Дом хранить от чужаков.

(Собака).
 

Учащиеся слушают, анализируют речь учителя.

Ответы детей (речевые неречевые).

Ответы детей.

Выполняют.

Читают на с.45

(Звуки и буквы)

Дети играют в игру.

1. Нет


 

2. Да

 

3. Да


 

4. Нет


 

5. Да

 

6.. Нет

 

Дети слушают.


 


 


 

гласными.


 

А О У И Ы Э


 


 

-согласные звуки.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ответы детей.


 

-Буквы мы видим, а звуки слышим и произносим.

Составляют предложение под руководством учителя. Записывают в тетрадь самостоятельно.

-С гласными.


 

-Ударными и безударными


 


 

-Звонкие, глухие, твёрдые, мягкие


 


 


 


 

-Ребята закрывают глаза

Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты

Глаза открыты. Движение зрачком по кругу, по часовой и против часовой стрелки

-Частое моргание глазами.

Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.

Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.


 

Дети отвечают


 

Составляют слово на наборных полотнах.


 


 

Дети отвечают.


 


 


 


 

Если в слове есть Ъ или Ь знак.


 

Находят задание.


 

Читают.

Составляют схемы на наборном полотне.

 

Личностные:

Внутренняя мотивация к учебной деятельности .

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность.


 


 


 

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.


 

Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные: постановка и решение проблемы.

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний 

Использование знаково-символических средств представления информации.

 

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации.

Регулятивные:

планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Личностные:

Понимание важности бережного отношения к собственному здоровью.

Познавательные:

поиск и выделения необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Коммуникативные: применять ранее полученные знания на практике

Предметные: уметь различать гласные и согласные звуки. Определять количество звуков в слове.

VIII. Рефлексия

Определение того, что усвоено учащимися, что вызвало затруднения, что привлекло внимание детей.

 Итак, ребята, из чего же состоит наша речь.

- Составим эту цепочку.

- Звук, слог, слово, предложение, речь. Все это звенья одной цепочки. Они связаны между собой. Работая над звуками, мы учимся говорить правильно, красиво, грамотно излагать свои мысли, а в дальнейшем грамотно писать.

- Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?

- А теперь у вас есть возможность оценить себя. У вас на столе смайлики. У кого всё получилось: красивое письмо в тетради, кто правильно отличал звуки от букв и давал им правильную характеристику. Поднимите желтый смайлик.

У кого, возникали небольшие сложности, поднимите зелёный смайлик.

- Вам понравился урок?

 - Что особенно понравилось на уроке?

 - Какие трудности возникли?

Из предложений – слов -слогов - звуков.

Дети выходят и по одному прикрепляют карточки

Ответы детей.


 

Дети выполняют.


 


 


 


 


 

Ответы детей.

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного.

Регулятивные:

оценивают собственную деятельность на уроке.

Регулятивные:

планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.