Урок русского языка в 1 классе по теме «Звуки и буквы»
Технологическая карта урока русского языка
Разработчик: Иванова М.А.
Возраст: 1 класс (7-8 лет).
Тема занятия: Звуки и буквы.
Программа: «УМК Школа России».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: комбинированный.
Цели урока: - обеспечить условия для закрепления базовых понятий о буквах и звуках;
- уточнить представление о существенных признаках звуков и букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.
Задачи: - обучающие: учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов;
- формировать умение распознавать условные обозначения звуков речи;
- развивающие: развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы;
- воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать условные обозначения звуков речи; применять полученные знания при выполнении заданий.
Формируемые УУД:
- предметные: знать, чем отличаются звуки от букв; какие звуки могут обозначать гласные и согласные звуки. уметь выделять в словах гласные и согласные звуки и буквы
-регулятивные: совершенствовать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять
знания о главных признаках гласных и согласных звуков;
-познавательные: развивать умение практического исследования единиц языка;
-коммуникативные: формировать умение задавать вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: учебник "Русский язык" 1 класс авторы В.П. Канакина , В.Г.Горецкий, тетрадь, компьютер, презентация к уроку карточки для работы в парах, карточка-сеть для итогового повторения, золотые рыбки.
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||
I.Орг. момент (2-3 мин.) |
Настроить учащихся на учебную деятельность |
Сообщает: ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте вспомним правила поведения на уроке. |
Ученик рассказывает стихотворение. Прозвенел уже звонок. Как же мы начнём урок? На уроке мы сидим – не шумим и не кричим, руки тихо поднимаем, если спросят, отвечаем. Мы хороший дружный класс! Всё получится у нас. |
Коммуникативные : Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Личностные: умение слушать и понимать речь других . Предметные: сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры. |
||
II. Актуализация знаний (7мин) III.Самоопределение к деятельности. Формулирование темы и цели урока (5мин.) IV.Физкультминутка. (1-2 мин) V.Работа по теме урока
VI.Физкультминутка для глаз
VII Звуко-буквенный анализ слов |
Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач Развитие умения анализиро-вать, делать вывод; развитие мышления и грамотной речи учащихся. Снятие усталости Проверка понимания учащимися изучаемого материала Дать отдохнуть глазам. Снять напряжение Развитие умения делать вывод; развитие мышления и понимания правил звукобуквенного-анализа. |
1. Я тетрадочку открою 2.Записываем число. Классная работа. 3. Сегодня на минутке чистописания, мы будем писать строчную букву - ж. Эта буква широка и похожа на жука. Послушайте алгоритм написания строчной буквы «ж»: Ставим ручку чуть ниже рабочей строки, пишем закругление влево; Пишем прямую наклонную вверх, прямую наклонную вниз, прямую наклонную вверх; Пишем закругление вправо. 4. Словарная работа . На доске записано новое словарное слово. Угадайте загадку и узнаете, что это за слово. Весна. Мы выходим на улицу и звуки весны окружают нас повсюду: журчат ручьи, поют птицы, кричат ребятишки, пуская кораблики. Все рады солнцу и весне. И так хорошо становится. /Звучат в записи звуки весны/ - На какие две группы можно разделить окружающие нас звуки? - Мы не буквы, мы - звуки речи Изучает фонетика нас. Мы не буквы, мы - звуки речи Произносят и слышат нас. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласной - прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. - Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? - Да, сегодня мы поговорим о звуках и буквах. Откройте учебники на с.45. - Прочитайте тему урока.
- Чему мы будем учиться при изучении этой темы. Учитель читает сведения на с.47 в рубрике "Обрати внимание!" А теперь поиграем в игру: «Нет или да, а не знаешь, так беда» Встали, я буду задавать вопрос. Если ответ на вопрос да: вы говорите да и подпрыгиваете ,хлопаете в ладоши над головой. А если нет: вы мотете головой топаете ногами. 1.Звук мы видим? 2. Букву мы можем написать?
5. Согласные бывают парные и непарные? - А теперь сядьте свободно и послушайте сказку о звуках и буквах. - В одной стране жили невидимые жители, но зато их можно было услышать. Шесть жителей прозвали певцами, т.к. они обладали певучестью. Они назывались? Учитель выставляет карточку «ГЛАСНЫЕ». - Кто назовёт имена этих жителей? -В этой стране жили ещё жители, они были хорошими, но петь не умели. Они всегда и во всём соглашались с гласными, поэтому их назвали? Учитель выставляет карточку «СОГЛАСНЫЕ». -Верно, эти звуки и сейчас живут вместе. Однажды, в стране появился волшебник. Он очень хотел познакомится её жителями, но они были невидимыми, тогда волшебник решил подарить каждому жителю одежду. Стоило её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы. Учитель выставляет карточку «БУКВЫ». -А ещё волшебник подарил всем карнавальные костюмы. Гласным красные платья. Согласным синие и зеленые. Но в стране жили два брата, которые не любили карнавал и надели костюмов. Догадались что это за братья? - Ребята, а чем отличаются звуки от букв? Работа с учебником с.46 упр2 -Прочитайте задание. Давайте составим предложение о звуках с помощью готового начала и слов для справок, а затем запишем его в тетрадь. - На прошлом уроке мы изучали роль ударения в словах. С какими звуками дружит ударение? -Благодаря этой дружбе какими становятся гласные? Учитель выставляет на доску карточки со словами “УДАРНЫЕ” и "БЕЗУДАРНЫЕ" - Давайте всё выясним о согласных звуках. Какие бывают согласные? Учитель выставляет на доску карточки со словами “ЗВОНКИЕ”, "ГЛУХИЕ", "ТВЁРДЫЕ", "МЯГКИЕ". -Глазкам нужно отдохнуть -Нужно глубоко вздохнуть. -Глаза по кругу побегут. - Много-много раз моргнут. Глазкам стало хорошо. -Увидят мои глазки все! - Продолжим работу. А в каких случаях количество звуков и букв в словах может не совпадать? - Весенние лужи опасны тем, что под водой могут скрываться ямы. Давайте составим схему слова ЯМА. Мы постараемся не угодить ни в одну яму и в эту в том числе, ведь ничего хорошего это нам не принесёт. - Одинаковое ли в словах количество звуков и букв? Почему звуков больше? - Правильно буква Я даёт два звука. - В каких случаях Я даёт два звука? - А кто назовёт какие ещё хитрые буквы мы знаем? -В каком ещё случае звуков будет меньше, чем букв? - Продолжим работу по учебнику: с.47, упр.4
-Прочитайте задание . -Составьте схемы этих слов. |
1.Учащиеся выполняют действия, которые описаны в стихотворении 2. Записывают в тетради. 3. Слушают и запоминают действия учителя. Прописывают букву
4. Заранее подготовленный ученик загадывает загадку. Машет радостно хвостом, (Собака). Учащиеся слушают, анализируют речь учителя. Ответы детей (речевые неречевые). Ответы детей. Выполняют. Читают на с.45 (Звуки и буквы) Дети играют в игру. 1. Нет
2. Да 3. Да
4. Нет
5. Да
6.. Нет
Дети слушают.
гласными.
А О У И Ы Э
-согласные звуки.
Ответы детей.
-Буквы мы видим, а звуки слышим и произносим. Составляют предложение под руководством учителя. Записывают в тетрадь самостоятельно. -С гласными.
-Ударными и безударными
-Звонкие, глухие, твёрдые, мягкие
-Ребята закрывают глаза Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты Глаза открыты. Движение зрачком по кругу, по часовой и против часовой стрелки -Частое моргание глазами. Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз. Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.
Дети отвечают
Составляют слово на наборных полотнах.
Дети отвечают.
Если в слове есть Ъ или Ь знак.
Находят задание.
Читают. Составляют схемы на наборном полотне.
|
Личностные: Внутренняя мотивация к учебной деятельности . Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.
Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные: постановка и решение проблемы. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний Использование знаково-символических средств представления информации.
Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизируют собственные знания. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации. Регулятивные: планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Личностные: Понимание важности бережного отношения к собственному здоровью. Познавательные: поиск и выделения необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Коммуникативные: применять ранее полученные знания на практике Предметные: уметь различать гласные и согласные звуки. Определять количество звуков в слове. |
||
VIII. Рефлексия |
Определение того, что усвоено учащимися, что вызвало затруднения, что привлекло внимание детей. |
Итак, ребята, из чего же состоит наша речь. - Составим эту цепочку. - Звук, слог, слово, предложение, речь. Все это звенья одной цепочки. Они связаны между собой. Работая над звуками, мы учимся говорить правильно, красиво, грамотно излагать свои мысли, а в дальнейшем грамотно писать. - Чем мы занимались на сегодняшнем уроке? - А теперь у вас есть возможность оценить себя. У вас на столе смайлики. У кого всё получилось: красивое письмо в тетради, кто правильно отличал звуки от букв и давал им правильную характеристику. Поднимите желтый смайлик. У кого, возникали небольшие сложности, поднимите зелёный смайлик. - Вам понравился урок? - Что особенно понравилось на уроке? - Какие трудности возникли? |
Из предложений – слов -слогов - звуков. Дети выходят и по одному прикрепляют карточки Ответы детей.
Дети выполняют.
Ответы детей. |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Регулятивные: планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. |