Картотека дидактических игр для детей-дошкольников (5–7 лет)
Пояснительная записка
Познавательная и интеллектуальная игра является одной из эффективных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу дошкольников на творческо-поисковом уровне, но по изучению или закреплению пройденного материала, которые осуществляются в рамках программы.
Цель познавательных игр: повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр.
Задачи:
формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование;
создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий;
укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
Игра – это естественная для дошкольника форма обучения. Это – часть его жизненного накопительного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог должен учитывать не только будущие интересы ребенка, но и удовлетворять сегодняшние, т.к в наше компьютерное время, дети разучились играть в коллективные игры. Я считаю, что используя различную интеллектуальную игру в работе с детьми, лучше усваивается и организуется учебно - воспитательная деятельность. В процессе игры у детей появляется привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, память, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, они не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют свой багаж представлений, понятий, развивают навыки, творчество, фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным интересом, желанием, прилагают свои усилия, чтобы не подвести своих друзей по игре.
Игровая деятельность выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, игротерапевтическую. Развиваются способности к лучшему восприятию, сопереживанию и самореализации. Одним из характерных признаков для каждой интеллектуальной игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. Педагогу следует подавать пример детям творческого подхода, поощрять оригинальные, нестандартные замыслы и таким образом стремиться к созданию атмосферы «мозгового штурма». Воспитатель помогает ребенку, задает наводящие вопросы и направляет ход мыслей дошкольников, контролирует их активность, способствует творческому решению возникающих проблем. Тем самым реализуется творческое партнерство педагога и воспитанников.Ожидаемый результат:
1. Дети научатся осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять, обдумывать и планировать результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. У дошкольников будут сформированы мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
3. Воспитанники научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
Инструкцию по использованию карточек.
Инструкция для использования картотек используется как накопительный материал, который можно корректировать, моделировать многократно (используя несколько вариантов), что помогает экономить время педагогам для работы с детьми. В работе с картотекой используются следующие материалы: иллюстрации, фланелеграфы, картинки с кармашками, шаблоны, игрушки, сюжетные картинки, условно – символические символы. Время, затрачиваемое на дидактические игры, соответствует возрастным особенностям дошкольника.