Картотека совместных дидактических игр для дошкольников 5–7 лет

3
0
Материал опубликован 11 February 2023 в группе

Картотека дидактических игр для дошкольников 5 – 7 лет


«Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передают или перебрасывают друг другу клубок ниток так, чтобы все могли взяться за распущенную нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что ребята чувствуют, хотят для себя, могут пожелать другим. Когда клубок вернётся к ведущему, дети натягивают нить, закрывают глаза, представляя, что они одно целое.

«Я превращаюсь»

Придумать окончание к предложению: «Я превращаюсь в ...». Например: «Я превращаюсь в облачко и лечу по небу», «Я превращаюсь в шоколадку и таю на солнышке» и т. п.

«Кто я?»

Цель игры состоит в том, чтобы не только придумать какой-либо образ для себя, но и постараться изобразить его мимикой, жестами, движениями.

Я чувствую, что я кусочек льда. Я таю от тепла.

Я стакан воды. Меня сейчас выпьют.

Я прекрасный цветок. На меня села пчела.

Я песенка.

Я словно буква «О». Я могу кататься по дорожке.

Я могу быть ветерком. Я улетаю в дальние края.

Я горячий чайник. Не трогайте меня, а то обожгу.

«Как...»

Игра способствует расширению поведенческого репертуара ребёнка, учит распознавать проявления разных настроений у себя и окружающих.

Такие задания могут придумывать сами дети.

Например:

Рассказать известное стихотворение по-разному: шёпотом, скороговоркой, очень медленно, голосом маленького ребёнка.

Улыбнуться, как кот на солнышке, как довольная обезьянка.

Нахмуриться, как осенняя туча (рассерженная мама, голодный волк и т. п.).

«Интервью»

Ведущий (ребёнок или взрослый) по очереди передает микрофон каждому из детей и просит назвать себя и ответить на вопросы.

Например:

Что ты успел сегодня сделать?

Что тебе больше всего понравилось? С кем тебе приятно играть вместе?

Что ты любишь делать в свободное время?

Есть ли у тебя старший брат? и т. д.

«Снежный ком»

Ведущий первым называет своё имя (или любое слово). Каждый последующий участник игры повторяет его и называет своё. Последний ребёнок повторяет все имена (слова) в порядке их представления и называет своё имя (слово).

«Телеграмма»

Дети сидят в кругу, один из них говорит: «Я посылаю телеграмму Антону» — и пожимает руку соседу, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «телеграмма» не дойдет до Антона. После чего Антон сообщает: «Телеграмму получил» (если рукопожатие дошло до него) или «Телеграмму не получил» (в ситуации, когда рукопожатие «потерялось» по пути к нему).

«Послушай тишину»

Предложить детям 1–2 минуты посидеть в полной тишине. За это время они должны попытаться услышать как можно больше звуков и затем рассказать о них. Например: «Я слышала, как чирикает воробей», «Я услышала, как шумят машины».

«Что я слышу»

Слушаем погоду: стук капель по стеклу, завывание ветра, хруст снега, раскаты грома, шорох сухих листьев и т. д.

Слушаем звуки улицы: гудок машины, детский смех, рокот пролетающего самолёта, лай собак, скрип тормозов, пение птиц, мяуканье.

Рассказываем: кто, что сумел услышать.

«Да нет»

Ведущий (воспитатель, родители, ребёнок) задаёт вопросы: «Вы хорошие дети? Это вы разбили окно?» Ребята должны ответить хором и правильно.

«Хорошо плохо»

Обсуждаем вместе: мороженое – это хорошо или плохо? Быстро ехать – хорошо или плохо? Сломался лифт... Заболел кто-то... Наступила зима.

Можно разбирать в качестве объектов: “Книга”, “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Ответы могут оказаться различными, и это даёт повод для дальнейшего обсуждения.

«Зачем»

Задаём «нелепые» вопросы: «Зачем дерево? Зачем стол? Зачем спим? Зачем карман? Зачем каблук? Зачем пуговицы?» — и получаем неожиданные ответы.

«Покажи своё настроение»

Эту игру можно проводить по-разному. Например, предложить одним детям показать мимикой и жестами, какое у них сейчас настроение, а другим – разгадать его.

В ином варианте: даём одному ребёнку картинку с нарисованным «настроением», он пытается воспроизвести его на своём лице, а остальные отгадывают, что же он изображает.

«Назови звук в слове»

Ведущий называет слово, а дети – первый звук этого слова.

«Ласковые слова»

Попробуем придумать ласковые слова друг для друга; для ёжика; для трубочиста; для медведицы; для камешка, для сосновой шишки, для забора.

«Живые слова»

До начала игры раздаём детям карточки с буквами. Каждому ребёнку - по одной. Предлагаем составлять из букв слова. Один ребёнок поднимает свою букву, а остальные стараются подстроиться так, чтобы получилось слово. Сначала это может получаться медленно, затем, всё быстрее и быстрее. Например: «О» — окно, оса, Оля.

«Замени звуки»

Детям нужно подобрать слово в рифму, изменив одну – две буквы.

Назовём мы книжку «том», Для жилья построим ... (дом).

По реке плывут плоты. Зреют на ветвях ... (плоды).

Соловей выводит трель. Слесарь в сеть включает ... (дрель).

Вот тележка. Это тачка. Дом в саду зовётся ... (дачка).

Я в тетрадке ставлю точку. Мама любит свою ... (дочку).

«Забавный зоопарк»

Воспитатель: «Мы будем заселять зоопарк, привезём разных зверей и птиц. В этой части зоопарка будут жить животные, название которых начинается на букву «К», (корова, козел, коза, крокодил, кенгуру). В другой части – животные, название которых начинается на букву «м», и т. д.

Вариант игры: от прикосновения волшебной палочки все превращаются в разных животных – изображают их мимикой и жестами. Ведущий старается догадаться, какие это животные.

«Волшебная палочка»

По прикосновению волшебной палочки качество или свойство превращается в противоположное. Например, Фея говорит: «Снег был белый, а стал...», «Яблоко было зелёным, а стало...», «Ты был маленьким, а станешь...».

«Волшебная коробочка»

Поставим в центр круга красивую коробку. Предлагаем детям догадаться, что же в ней лежит. Высказывать свои соображения и задавать вопросы.

Откроем коробку в самом конце игры.

«Угадай»

В прозрачную пластиковую банку положим несколько мелких предметов (кубиков, камешков, желудей, молоток). Детям предлагается угадать, сколько предметов в банке. Названные числа записываем в общую табличку с указанием имен. В самом конце игры открываем банку и пересчитываем количество предметов. Победит тот, кто точнее всех определил число предметов.

«Кактусы растут в пустыне»

Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят:

«Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне…» Ведущий стоит в центре круга, иногда поворачивается. Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!». Он обязательно должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепляют руки. Если ведущий увидит, как кто-то собирается выпрыгнуть, он дотрагивается до его плеча, и тот остается в общем круге.

Ведущий спрашивает: «Что с тобой?»

Играющий придумывает любой ответ, связанный с кактусом (например: «Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус»).

После этого играющий возвращается обратно в круг, и выпрыгивать могут другие. Самое главное условие – не повторяться, отвечая на вопрос ведущего.

Те дети, которые чаще всех оказываются вне круга, наиболее активны и обладают большими лидерскими способностями.

«Далеко-далеко, в густом лесу…»

Играющие садятся, закрывают глаза, и ведущий объясняет правила: произносится фраза «далеко-далеко, в густом лесу… кто?» Один из играющих отвечает, например: «лисята». Если произносятся несколько ответов одновременно, ведущий не принимает их и повторяет фразу еще раз. Иногда играющим бывает сложно решить, кто должен отвечать, но ведущий не должен вмешиваться и дать ребятам самим разобраться.

Когда единственный ответ получен, ведущий говорит следующую фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята… что делают?» Ответы принимаются по тем же правилам.

В эту игру можно играть довольно долго, пока не надоест. Или – когда первая фраза станет достаточно длинной, можно начать сначала. Единственное условие: все фразы должны начинаться одинаково: «Далеко-далеко, в густом лесу…».

«Кораблекрушение»

Ведущий объявляет: «Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но мотор сломался. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Что делать?»

Ситуация может быть и другой, главное – чтобы из нее существовало несколько выходов.

Ребятишки обсуждают создавшуюся ситуацию и рассматривают все возможные выходы из нее. Кто-то предлагает один выход, кто-то – другой. Важно обратить внимание на того, кто активнее всего принимает участие в обсуждении, отстаивает свое мнение.

В итоге обсуждения играющие сообщают ведущему свой выход из ситуации, а он рассказывает им, что из этого получилось. Естественно, результат должен быть удачным. Ведущему нельзя допустить «раскола» среди играющих, то есть того, что одна половина ребятишек выберет один вариант, а вторая – другой.

«Фотограф»

В начале игры выбирается ведущий – «фотограф». Ведущий должен сделать интересные «фотографии», значит, ему надо усадить остальных ребят по своему усмотрению. «Фотографу» предстоит действовать быстро и четко. Кому-то из участников игры он может предложить роль учителя – следовательно, тому надо принять соответствующую позу. Кто-то может стать «полицейским», кто-то «актрисой», кто-то «фокусником».

Каждый из игроков дает свою оценку действиям «фотографа» по пятибалльной шкале. Далее игроки меняются, «фотографом» становится другой. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не побывают в роли «фотографа». А чтобы игра была еще интереснее, можно взять «полароид» и делать моментальные снимки. У лучшего «фотографа», соответственно, снимки получатся качественнее, значит, он лучше других умеет добиваться, чтобы окружающие выполняли его требования, и является лидером.

«По главной улице с оркестром»

Игра помогает детям избавиться от негативных эмоций, а также представить себя важным дирижером оркестра.

Все ребятишки должны вспомнить дирижера и те движения, которые он выполняет в оркестровой яме. Всем вместе надо встать в общий круг, представить себя дирижерами и «дирижировать» воображаемым оркестром. При этом должны участвовать все части тела: руки, ноги, плечи, ладони…

«Садовник»

Выберите ведущего. Им нередко становится взрослый человек. Все дети берут себе названия цветов. Ведущий начинает игру, произнося следующий текст: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…», и называет один из цветков из числа избранных детьми. Например, «…кроме розы». «Роза» немедленно должна откликнуться: «Ой!». Ведущий или кто-то из игроков спрашивает: «Что с тобой?» «Роза» отвечает: «Влюблена». Ведущий спрашивает: «В кого?» «Роза» отвечает, например, «В фиалку». Немедленно должна отозваться «Фиалка»: «Ой!» и т. д. Если вы не откликнулись, когда назвали ваш цветок, или сами «влюбились» в того, кого здесь нет, то вы проиграли. Игра начинается сначала.

«Нос, рот…»

Игра учит умению быстро реагировать на ситуацию, развивает внимание и способность быстро переключать его с одного предмета на другой.

Обычно ведущим становится взрослый человек. Сядьте лицом к детям, рассадив их полукругом. Начните игру, произнося: «Нос, нос, нос, нос…». При этом вытянутым указательным пальцем притрагивайтесь к своему носу. Дети должны делать то же самое. Вдруг измените слово:

«Нос, нос, рот…», но прикоснуться вы должны не ко рту, а к другой части головы, например ко лбу или уху. Задача детей – дотронуться дотой же части головы, что и вы, а не до той, которую вы назвали. Тот, кто ошибается больше 3 раз, выходит из игры.

Победителем считается игрок, дольше всех оставшийся в игре.

«Маша-растеряша»

Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы.

Как играть: Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется

диалог Маши с другими участниками игры:

Ой!

Что с тобой?

Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на

детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)?

Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (монетку).

В конце игры подсчитываем монетки и определяем победителя.

«Курочка Ряба»

Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик. Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше?

«Необитаемый остров»

Золотая рыбка решила исполнить одно твоё желание. Ты загадал, что хочешь много денег, чтобы купить сладости, игрушки. Рыбка исполнит твоё желание, с тем условием, что ты попадёшь на необитаемый остров и будешь жить там один. Воспользуешься ли ты желанием? Как ты выберешься с необитаемого острова, если тебе надоест быть одному?

«Предложи выход из ситуации»

Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними сделать?

«Угадай, что я загадала»

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д.

«Наоборот» или «перевертыши» (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить – разрушать выход – вход ...)

«Бывает – не бывает»

Вариант игры “съедобное – не съедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки – нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.

«Отвечаем быстро»

Та же игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договорится что ребёнок будет называть только цвета предметов. Например: огурец – зеленый, солнце – желтое, потолок – белый… Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то существительные, то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ невпопад, и он не соответствует действительности - взрослый и ребенок меняются местами.

«Красная шапочка»

Одна из девочек назначается Красной шапочкой. Она спрашивает: Бабушка, бабушка, почему у тебя/ты такая (называет одно из свойств, например, у тебя так много тумбочек)? Остальные ребята отвечают от имени бабушки (например, чтобы складывать туда одежду). И так до тех пор, пока все «странности» бабушки не будут выявлены. Затем можно подумать, как бабушка защитится от волка. Например, спрячется в ящичек, завязав его сверху своим платком.

«Теремок»

Вам понадобятся разнообразные рисунки предметов, знакомых ребёнку. Сначала напоминаем, о чем сказка Теремок, а затем предлагаем сыграть в нее в изменённом виде.

Выбирается хозяин теремка, остальным же участникам раздаются изображения предметов, за которые они будут играть. Проводится диалог:

Тук, тук, кто в теремочке живёт?

Я, (называет себя, например, скрипка). А ты кто?

А я – (называет себя, например, магнитофон). Пустишь меня в теремок?

Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гостю теремка необходимо сравнить оба рисунка, чтобы найти общие признаки и назвать их. К примеру, скрипка и магнитофон издают музыкальные звуки. Назвав правильно признаки, гость входит в теремок, и становится, например, хозяином. Если гость не в силах дать правильный ответ, другие дети смогут ему помочь.

«Что слышно?»

Цель игры. Развивать умение быстро сосредотачиваться.

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит

за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

«Будь внимателен!»

Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реаги-

ровать на звуковые сигналы.

Включить музыку. Пусть дети свободно подвигаются. Затем на слово "зайчики", произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово "лошадки" – как бы ударять "копытом" об пол, "раки" – пятиться, "птицы" – бегать, раскинув руки в стороны, "аист" – стоять на одной ноге.

«Слушай звуки!»

Цель игры. Развивать активное внимание.

Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу "плакучей ивы", когда верхнего – в позу "тополя" (звуковые сигналы могут быть и другие).

Затем начинают игру – дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра – дети становятся в позу "плакучей ивы" (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу "тополя" (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки поднять вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

«Слушай хлопки!»

Цель - развивать активное внимание.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Канон для малышей»

Цель - развивать волевое внимание.

Играющие стоят по кругу. Под хороводную песню "Селезенушка" дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т.д.

«Зеваки»

Цель – развитие волевого (произвольного) внимания.

Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего (“Стоп!”) останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону.

Направление меняется после каждого сигнала.

Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка.

Они объявляются победителями и им все хлопают.

«Четыре стихии»

Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, если слово "вода" – вытянуть руки вперед, слово "воздух" – поднять руки вверх, слово "огонь" – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Нос-пол-потолок»

Ведущий предлагает детям поиграть, при этом не поддаваясь на провокацию. Он будет произносить слова: "нос", "пол", "потолок", а показывать либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Дети же должны тоже показывать пальцем, но только на тот объект, который проговаривается. Их задача - быть сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении.

«Верно-неверно»

Ведущий говорит фразу, если логически она верна, дети хлопают в ладоши, если противоречит действительностит – топают. Игра на внимание. Например, ведущий говорит: "Груши растут на березе" (эта фраза неверна, поэтому дети должны топать). А на фразу: "Зимой идет снег" – должны хлопать, потому что высказывание верное.

«Повтори движение»

Ведущий оговаривает условие игры: он будет показывать движения, которые дети должны за ним повторять, кроме одного, например, поднимать руку – нельзя. Дети должны внимательно следить за тем, какое сейчас будет движение, чтобы вовремя среагировать.

«Повторяем друг за другом»

В эту игру можно играть с одним ребёнком или с несколькими детьми. Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

«Найди спрятанный предмет»

В разных частях комнаты развешиваем изображения птиц, зверей и т.д. (в зависимости от темы дня). Задание также можно варьировать в зависимости от возраста и целей занятия. Например, найти всех спрятавшихся птичек (для детей от полутора лет), найти только домашних птиц (для детей от 2 лет), найти всех перелетных птиц (для детей от 5 лет) и т.д.

«Правда – неправда»

Педагог показывает картинку с изображением предмета или предмет и описывает его. Если описание правильное и совпадает с увиденным, дети сидят тихо, если описание неверное – топают ногами.

«Опиши словами»

Открывая карточку с картинкой, и не показывая ее другим игрокам нужно постараться описать словами, что изображено у тебя на картинке, при этом само название предмета называть нельзя.

«Нравится – не нравится»

Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится – мягкая, приятная на ощупь, игручая, ловит мышей…; не нравится – царапается, убегает и т.д.

«Назови одним словом»

Называем несколько предметов одним словом. Например, при названных словах тарелка, чашка, ложка – нужно озвучить слово “посуда”.

«Кто за кем?»

Цель – развивать активное внимание.

Дети делятся на 2 команды по 5-6 человек и становятся в 2 шеренги. Один из каждой команды – водящий – стоит спиной ко всем; остальные в это время перестраиваются. Ведущий подает сигнал, и водящий, быстро повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит. По новому сигналу через пять-десять секунд водящий, отвернувшись, долженсказать, в каком порядке стоят его товарищи. Затем водящий становится в шеренгу, а его место занимает другой ребенок, и так пока все из команды не побывают водящими.

«Все к своим флажкам!»

Цель – развивать активное внимание.

Дети образуют небольшие кружки (по 3-5 человек). В центре каждого кружка находится цветной флажок (желтый, красный, синий). По первому сигналу взрослого дети разбегаются по всему залу. По второму сигналу останавливаются, приседают и закрывают глаза, а взрослый меняет флажки местами. На слова “Все к своим флажкам!” дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета и вновь образуют круг.

Побеждает та группа, которая собралась в круг первой.

«Лови не лови»

Цель – развивать умение распределять внимание.

Ребята становятся в круг. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются, – светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: “Лови”, ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры. В середине круга находится ведущий, он бросает мячи, упавшие внутри.

Игра заканчивается тогда, когда останется 2-3 игрока, которым все хлопают и считают их победителями.

«Съедобное – несъедобное»

Цель – развивать активное внимание.

Дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его (“съесть”). Если слово обозначает несъедобные предметы, то мяч не ловится. Если ребенок справился с заданием, то он становится ведущим и называет свое задуманное слово другому ребенку, и бросает мяч.

«Карлики и великаны»

Цель – развивать активное внимание.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если что-то очень маленькое (например, иголка, мышка), то дети садятся на корточки. Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека.

«Следи за своей речью»

Цель - вырабатывать умение задавать психологически сложные, «градом сыплющиеся» вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного ответа от не использования запрещенных слов, развивать внимания у отвечающего на вопросы.

Ведущий говорит: «Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей, что хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, черное и белое не покупать». И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь «вырвать» у отвечающего запрещенные слова.

- Вы хотите купить черное платье?

- Я хочу купить зеленое платье.

- А разве зеленое вам к лицу?

- Мне просто нравится зеленый бархат.

- Это будет бальное платье?

- Бальное.

- Ваше зеленое платье должно быть длинным?

- Да (!).

Проигрыш. Надо было, например, сказать «Разумеется».

Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много.

Например, такие:

Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится?

Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?

Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?

«Запрещенная буква»

Цель - каждому следить за самим собой, чтобы не проговориться.

Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: «Сколько тебе лет?», «С кем ты сидишь за столом?», «Какое ты любишь варенье?» и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква «А».

Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы «А» было бы затруднительно. «Как тебя зовут?» А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. «Не могу вспомнить!» – ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается.

«Скрытая подсказка»

В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом.

Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например «стол», «доска», «парус» и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется.

Задача водящего – отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание.

Предположим, что загаданное слово «комар». Отгадчику оно неизвестно.

Прошу подсказать первую букву, – обращается он к играющим.

Это его право – требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему.

Первая буква загаданного слова «К». Как же подсказать ее, прямо не называя?

Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква «К». Допустим, один назовет слово «компас», другой – «сурок», третий – «капля».

Во всех трех словах повторяется буква «К».

Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее.

Давайте вторую букву! – требует он.

Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: «урок», «слон», «крот». Выделив трижды повторяемую в них букву «О», отгадчик постарается ее также запомнить.

Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.

«Что изменилось?»

Цель - тренировки наблюдательности.

Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

«Птица – не птица»

Цель - развивать внимание, закрепить знание названий птиц.

Взрослый читает стихотворения. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха – это кто?»

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Лебеди, куницы,

Галки и стрижи,

Чайки и моржи

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Сойки и ужи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,

Майки и орланы.

Голуби, синицы,

Цапли, соловьи,

Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Утки, гуси, совы,

Ласточки, коровы.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Палки и стрижи,

Бабочки, чижи,

Аисты, кукушки,

даже совы-сплюшки,

лебеди и утки – и спасибо шутке!

«Летела корова»

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, раз-

вернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову, хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – «т», следующий – вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

«Топ-хлоп»

Цель - развитие внимания, памяти.

Ведущий произносит фразы-понятия – правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное – топают.

Примеры: «Летом всегда идет снег». «Картошку едят сырую». «Ворона – перелетная птица». Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

«Сравни предметы»

Предложите детям рассмотреть шарики (воздушные), например, группу шариков одного цвета и спросите, что у них похожего, какими свойствами они обладают: на ощупь как воспринимаются, на цвет, на вес. Вместо шариков можете взять любые другие предметы: кубики, мячики. Можете вообще сделать подборку игрушек на одну тему, скажем, машины (танк, легковой автомобиль, вертолет) и одну игрушку не вписывающуюся в общий ряд, например, животное. Должен определить, какая игрушка лишняя, почему.

«Дразнилки»

«Дразнилки» – игра на подражание.

1. Предложите детям повторить вслед за вами действия человека Показывайте детям разные гримаски: вот нахмуренные брови, вот улыбка, вот оскаленные зубки, вот округленные глазки, вот надутые щечки. Пусть повторяет. Можно разнообразить задание движениями: рубим топором (двумя сложенными ладошками – движение вниз), плывем брассом, изображаем мельницу и прочее. Как правило, такая игра очень нравится детям.

2. Предложите детям повторить вслед за вами поведенческие особенности некоторых животных (например, зайчик прыгает, поджав передние лапки, медведь ходит вразвалку и пр.). Затем пусть ребенок показываете действие, а другие должны угадать, какое животное его делает.

«Музыкальные критики»

Дети сидят в кругу, слушают любое классическое произведение.

Прием: «Волшебная палочка». Дети передают ее по кругу друг другу, говоря какое-нибудь слово или фразу по отношению к прослушанной музыке.

Условие: нельзя повторяться. Выигрывает последний – ребенок, после которого никто больше ничего не может сказать.

«Короткие истории»

1. По небу плыла огромная лохматая туча. Вдруг она увидела играющих мальчиков. Во что играли мальчики? О чем они могли спорить?

2. Однажды утром девочка проснулась и говорит: «Я видела плохой сон». Какой сон она могла видеть?

3. Маленький мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

4. Жила-была праздничная свеча. Она с нетерпением ждала, когда же начнется праздник. И вот он наступил. Свечу зажгли и поставили на стол. Что было дальше?

5. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?

6. Все предметы разговаривают со мной, и я их понимаю. Когда я захожу на кухню, самовар говорит мне: «Привет! Хорошо, что ты зашел! Я уже приготовил тебе чай». Сажусь, а стул говорит мне: «Вот и ты, вдвоем нам будет веселее». А как с вами разговаривают предметы?

7. О чем может думать один карандаш, лежа в коробке карандашей?

8. Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Что ему делать?

9. Что могут думать книжка, швабра, чашка, ложка, вилка и т.д.?

«Придумай шутливые фразы»

Придумайте вместе с детьми шутливые фразы, типа:

«да-да-да – в огороде лебеда»,

«ду-ду-ду – растут яблоки в саду»,

«ша-ша-ша – принесли домой ерша»

«ту-ту-ту – мы поедем в Воркуту»

«жа-жа-жа – есть иголки у ежа»

«чи-чи-чи – прилетели к нам грачи»

«жу-жу-жу – я на солнышке лежу»…ну и так далее.

«Кто самый сообразительный?»

Вопросы на активизацию логического мышления:

Как зовут взрослого Олега, если его отца зовут Иван?

Андрей – сын Владимира. Кто Владимир Андрею?

Маша – дочка Ларисы. Кто Лариса Маше?

Катя – сестра Ромы. Кто Рома Кате?

Юра веселее Саши. Кто грустнее Юры?

«На кого покажет стрелка»

Дети становятся в круг, величина которого зависит от количества игроков. Кто-нибудь из играющих крутит в середине пластиковую бутылку (можно сверху приклеить нарисованную стрелу). На кого укажет острый конец стрелки, тот должен – по заданию ведущего – исполнить танец, песню или рассказать стих. После выполнения задания этому ребенку предоставляется возможность крутить бутылку.

«Колечко»

Все игроки садятся в ряд на скамеечку и складывают перед собою руки – ладошками в середину. Ведущий берет колечко (или другой небольшой предмет: монетку, пуговицу и т.д.) и поочередно вкладывает свои сложенные ладошки, держа в них колечко, каждому игроку. Делается несколько обходов, во время одного из них ведущий оставляет колечко в ладонях одного из игрока. Потом ведущий говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тогда игрок, у которого есть колечко, старается быстро вскочить с лавочки и убежать. Остальные дошкольники должны схватить его, не вставая с лавочки.

Если игрок с колечком убежал, он становится ведущим, а если нет, то прежний ведущий начинает игру сначала. ​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.