Картотека дидактических игр и игровых упражнений для формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста на этапе счётной деятельности и создание игрового материала для их проведения
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОЕЗД» Дидактическая задача: Закрепить представления о количественном счёте в пределах 10 и о графическом изображении чисел (цифры). Представление о сравнении рядом стоящих чисел в пределах 10 Игровая задача: Подобрать карточки с числами в нужные вагончики поезда. Учить узнавать и называть числа в пределах первого десятка. Правильно заполнять пропуски в числовом ряду в пределах первого десятка. Учить восстанавливать ряд чисел в прямом и обратном порядке Игровые действия: У каждого ребёнка по 10 карточек с цифрами ( от 1 до 10). Дети смотрят на карточку и находят порядковое место вагону. |
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РОМАШКИ» Дидактическая задача: Закрепить представления о количественном счёте в пределах десяти и о графическом изображении чисел. Игровая задача: Посчитай на ромашке лепестки и прикрепи нужное число. Игровые действия: У каждого ребёнка по 5 ромашек (с лепестками от 5 до 10 штук). На каждой ромашке дети считают количество лепестков, находят соответствующее число и прикрепляют. |
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СЕМЕЧКИ» Дидактическая задача: Закрепить представления о количественном счёте в пределах десяти и о графическом изображении чисел. Представление о количественном счёте в пределах 10. Игровая задача: Посчитай семечки на половинке яблока и прикрепи прищепку с нужным числом. Игровые действия: У каждого ребёнка по 10 половинок яблок (с семечками от 1 до 10 штук). На каждом яблоке дети считают количество семечек, находят соответствующую прищепку с числом и прикрепляют к яблоку. |
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РЫБАЛКА» Дидактическая задача: Закрепить представления о количественном счёте в пределах десяти и о графическом изображении чисел. Представление о количественном счёте в пределах 10 Представление о графическом изображении числа (цифры) Игровая задача: К ведерку с числом подобрать нужное количество рыбок.
Игровые действия: У каждого ребёнка по 10 ведерок с числом. К каждому ведерку нужно подобрать равное числу количество рыбок. |
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТОЧКИ» Дидактическая задача: Закрепить представления о количественном счёте в пределах десяти и о графическом изображении чисел. Представление о порядковом счёте в пределах 10 Представление о предыдущем и последующем числе (соседи числа) в пределах 10 (называние соседей числа). Игровая задача: С помощью прищепок указать “соседей” указанного числа.
Игровые действия: У каждого ребёнка по 6 цветочков (с числами ). На каждом цветочке дети смотрят какое число указано и подбирают “соседей” числу, указывая его прищепкой. |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МУХОМОРЫ» Дидактическая задача: Закрепить представления о количественном счёте в пределах десяти и о графическом изображении чисел. Представление о количественном счёте в пределах 10. Игровая задача: Сосчитать точки на мухоморах и подобрать нужное число.
Игровые действия: У каждого ребёнка по 10 ножек с числами и шляпок с точками. Нужно посчитать точки на шляпке мухомора и подобрать нужную ножку с числом. Правила игры: Кто быстрее подберет нужные ножки с числами Итог игры: Выигрывает тот, кто первый подберет все ножки мухоморов к шляпкам |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАКОРМИ ОБЕЗЬЯН» Дидактическая задача: Закрепить представления о количественном счёте в пределах девяти и о графическом изображении чисел (цифры). Представление о количественном счёте в пределах 10. Игровая задача: Положить нужное количество бананов в миску с числом. Игровые действия: У каждого ребёнка по картинке, на ней изображены обезьяны с мисками, на мисках числами (на карточках по 5 мисок с любыми числами от 1 до 10). У каждого ребенка рядом стаканчик с бананами. Правила игры: Дети отсчитывают бананы и раскладывают по мискам. Итог игры: Выигрывает тот, кто первый накормит обезьян. |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОРОКА -ПОЧТАЛЬОН» Дидактическая задача: Закрепить представления о количественном счёте в пределах девяти и о графическом изображении чисел (цифры). Игровая задача: Распределить каждое письмо в нужный домик! Игровые действия: Воспитатель читает детям стихотворение о сороке-почтальоне, которой нужно разнести письма по адресам. У каждого ребёнка по 9 карточек-домиков (на домиках цифры от 1 до 9). Ведущий показывает письмо, дети должны сосчитать марки на письме и сказать, если у них есть домик с цифрой, которая подходит для количества марок на письме (у ведущего количество писем с одинаковым количеством марок совпадает с количеством играющих детей) Правила игры: Кто первый нашёл у себя подходящий домик, тот и получает письмо. Итог игры: Выигрывает тот, кто первый распределил все свои письма по домикам. |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ КАКОЕ ЧИСЛО ПРОПУЩЕНО» Дидактическая задача: Закрепить представления о количественном счёте в пределах девяти и о графическом изображении чисел (цифры) Представление о порядковом счёте в пределах 10 Игровая задача: Определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. Игровые действия: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок. Правила игры: Кто первый узнал какое число пропущено, говорит и получает флажок. Итог игры: Выигрывает тот, кто больше соберет флажков. |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЁЛОЕ ЛОТО» Дидактическая задача: Закрепить представления о количественном счёте в пределах девяти и о графическом изображении чисел (цифры). Представление о количественном счёте в пределах 10. Игровая задача: Положи карточку с картинками на свое число. Игровые действия: Каждому ребенку раздают карточку, разделенную на 6 частей с разным цифрами. Детям показывают разрезанные карточки с предметами и предлагают посчитать и найти на своем листе такое же число. Уточняем, почему ребенок выбрал именно эту карточку. (у ведущего количество картинок с одинаковыми карточками совпадает с количеством играющих детей) Правила игры: Кто первый нашёл у себя подходящую цифру, тот и получает карточку с картинкой. Итог игры: Выигрывает тот, кто первый закроет все свои цифры |