Картотека дидактических игр
для развития экологических
представлений детей
дошкольного возраста
1. Экологический стадион
2. Экологическое лукошко «Аптека Айболита»
3. Зелёные карты
4. Пирамида «Птицы»
5. Экологическая башня «Лес»
6. Лесник
7. Найди такой же цветок
8. Перелёт птиц
9. Угадай, кто я
10.Угадай,что где растёт
1.«Экологический стадион»
Цель:
Закрепить знания детей о различных видах животных,
их питании и месте обитания в природе.
Материал:
Планшет(изображение 2-ух беговых дорожек,старта,фи-
ниша,9 ходов);в центре стадиона-6 секторов с иллюстра-
циями животных:1-скворец,2 – ласточка,3-пчела,4-муравей,
5-медведь,6-белка.На отдельных карточках-иллюстрации
корма для животных и их убежищ(скворечник,муравейник,
и др.).В наборе-кубик для определения хода.
Ход игры:
В игре участвуют 2 ребёнка.С помощью кубика они пооче-
рёдно определяют сектор с заданием и делают по 3 хода:
-назвать животное,
-определить корм для данного животного,
-назвать его убежище в природе.
Выигрывает тот,кто 1-ым придёт к финишу.
2.Экологическое лукошко «Аптека Айболита»
Цель:
Сформировать представления детей о лекарственных
растениях и их использовании человеком. Упражнять в
их распознавании на иллюстрациях.
Материал:
Плоскостное лукошко с красно-зелёным крестиком на
одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных –
растений(подорожник,зверобой,ромашка,шиповник,
крапива, др.).
Ход игры:
Воспитатель загадывает детям загадки о лекарственых
растениях.Ребёнок находит в лукошке иллюстрацию,
называет растение и объясняет,почему его называют
«зелёным доктором».(Аналогично можно провести игры
с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые»,
«Первоцветы», «Ягоды», «Грибы»)
3. «Зелёные карты»
Цель:
Упражнять детей в соответствии простейших цепей питания
животных в природе.
Материал:
Набор игральных карточек из 36 штук,каждая окрашена с об-
ратной стороны зелёным цветом,а на лицевой-иллюстрации
различных животных и растений,которые составлюяют таким
образом,чтобы в итоге сложилось 18 пар (животное- корм для
него).
Ход игры:
В игре принимают участие от 2-ух до 6-ти детей. Каждому ре-
бёнку раздаётся по 6 карточек.Заранее проверяется,есть ли
среди них такие,которые можно составить в пары.При правиль-
ном ходе ребёнка карточки откладываются.Количество карт
постоянно пополняется до 6-ти,пока они не закончатся.Выигры-
вает тот,кто первым выйдет из игры или у кого останется мень-шее количество карточек.
4. Пирамида «Птицы»
Цель:
Сформировать знания о простейших цепях питания птиц в
природе.Закрепить знания об условиях,необходимых для
роста и жизни растений.
Материал:
Плоскостной варитант:набор карточек разного цвета(жёл-
тых,синих,красных,чёрных),моделирующих условия,необхо-
димые для роста растений и жизни животных;наборы из 3-х
карточек с различными иллюстрациями растений и птиц(на-
пример,сосна-сосновая шишка-дятел).
Ход игры:
По аналогии с «Экологической башней «Лес».Однако при состав-
лении приамиды необходимо обратить внимание на следующие
правила:разноцветные кубики расставляются горизонтально,а
3 кубика с иллюстрациями растений и животных выставляются
на эту горизонталь вертикально,один на один,с целью показа
пищевых цепей в природе.
5. Экологическая башня «Лес»
Цель:
Познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать пред-
ставление о цепях питания в лесу.
Материал:
Плоскостной вариант:набор карточек с иллюстрациями по 4
в каждом(например,лес-растение-травоядное животное-
хищник);
Объёмный вариант:4 разных по величине кубика,на каждой
грани которых-иллюстрации леса(лес-гриб-белка-куница;
лес-ягоды-ёж-лиса;лес-цветок-пчела-медведь,и т.д.)
Ход игры:
На 1-ом этапе дети играют совместно с воспитателем,
начинают игру с любого кубика. Воспитатель: «Этот гриб,
где он растёт?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу
грибами?» (Белка.) «Есть ли у неё враги?» (Куница.)
Далее ребёнку предлагается составить пищевую цепь из
названных объектов и объяснить свой выбор.Показать,
что если убрать 1 из компонентов пищевой цепи,то вся
цепочка распадётся. На 2-ом - дети играют самостоя-
тельно.Им предлагают составить свою экологическую
башню.На 3-ем-организуются игры-соревнования:кто быстрее
оставит башню,в которой есть,например,ёж или волк.
6 .«Лесник»
Цель:
Закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу.
Упражнять в распознавании предупреждающих экологических
знаков.
Материал:
Набор предупреждающих экологических знаков треугольной фор-
мы с изображением лесных объектов(ландыш,муравейник,гриб
съедобный и несъедобный,ягоды,бабочка,паутина,птичье гнездо,
ёж,костёр,скворечник и др.)
Ход игры:
Дети поочерёдно выполняют роль лесника,который выбирает
один из экологических знаков,лежажих в перевёрнутом состоя-
нии на столе,и знакомит участников игры с лесными объектами,
которые этот знак представляют;рассказывает,как следует вести,
себя в лесу,находясь рядом с данными объектами.
7. «Найди такой же цветок»
Цель:
Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность,
сосредоточенность. Формировать речь детей.
Материал:
Настоящие комнатные цветы; к ним-соответствующие кар-
точки.
Ход игры:
Детям раздают карточки с изображением комнатных цве-
тов. Ребята должны найти такой же цветок в групповой комнате. А также показать и ,по возможности, назвать
этот цветок.
8. «Перелёт птиц»
Цель:
Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.Закреплять понятия «зимующие» , «перелётные»
Материал:
Предметные картинки с изображением зимующих и перелётных птиц,условные знаки с изображением весеннего и зимнего пей-
зажей.
Ход игры:
На столе разложены предметные картинки птиц.Каждый участник
берёт картинку и «превращается» в определённую птицу.Ребёнок
говорит: «Я-ворона!», «Я-воробей!», «Я-журавль!», и т.д. По сигналу
ведущего: «Раз,2,3-на своё место лети!»,дети,у которых картинки
с изображением зимующих птиц, бегут к условному изображе-
нию(зимний пейзаж);другие дети,у которых картинки с изображе-
нием перелётных птиц,бегут к другому условному знаку(весенний
пейзаж).Играть можно несколько раз.Дети должны брать разные
картинки.
9. «Угадай,кто я»
Цель:
Развивать творческие, подражательные способности
у детей. Закреплять представления детей об окружаю-
щем мире.
Материал:
Планшет с изображением того или иного животного,
которого загадывает воспитатель(ребёнок).
Ход игры:
Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему
ухо название какого-либо животного и предлагает изо-
бразить его так,чтобы другие дети догадались,кто это,
но при этом водящий не должен издавать ни звука.Если
дети отгадывают неправильно,на планшете слышен
«странный звук».Если отгадывают верно-появляется картинка с изображением загаданного животного.
Можно использовать вариант,когда группа детей изо-
бражает представителя животного мира,а ребёнок-
водящий должен отгадать-кого.
10. «Угадай, что где растёт»
Цель:
Уточнить знания детей о названии и месте произраста-
ния растения.
Материал:
Мяч.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Воспитатель(ребёнок) бросает кому-
нибудь из детей мяч,называя при этом место, где растёт
данное растение:сад,огород,луг,поле,лес. Отвечает тот,
кому брошен мяч. За быстрый и правильный ответ ребёнок
получает фишки.Выигрывает тот,кто больше всех наберёт
фишек.