Картотека пестушек и потешек

7
0
Материал опубликован 9 January 2023

«Картотека пестушек и потешек»

Пестушки Пестушки – это многовековой метод развития младенца, проверенный многими поколениями. Они дают эмоциональный диалог с мамой, развивают движения у ребёнка, обогащают его двигательную активность и тактильные ощущения. В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который наиболее хорошо воспринимается ребенком, и который стимулирует развитие речи малыша. Проговаривая пестушки, мама как бы «программирует» счастливое будущее малыша, говоря об этом вслух. Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. В русских традициях и обычаях воспитания детей есть богатый и уникальный опыт пестования младенцев.

Потягушки Потягунюшки — Порастунюшки, Поперёк — толстунюшки, А в ножках — ходунюшки, А в ручки — хватунюшки, А в роток — говорок, А в голову — разумок. Потягушеньки, Порастушеньки, В ножки — ходушеньки. В роток — говорок, А в голову — разумок.

Потягушки Вдоль — растушки, Поперёк — толстушки, Ручки — берушки, Ножки — бегушки, Глазки — смотрушки, Роток — говорок. На кисоньку потягушеньки, На Петеньку растушеньки.

Умывание Водичка-водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. На заре в лесу спросонок Умывается ежонок. Мать-ежиха таз берёт, Мордочку ежонку трёт.

Умывание Вода текучая, дитя растучее, С гуся вода, с тебя худоба, Вода — книзу, дитя — кверху. Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки. Чистые ладошки, Вот вам хлеб и ложки.

Носик Носик с носиком встречался, Носик носиком бодался. А потом «привет» сказал, Носик весь зацеловал! Носик, носик, носопырка – Справа дырка, слева дырка А на кончике звоночек, Сам звенит, когда захочет

Щечки Щечки, сладенькие щечки Нежные, как лепесточки. Щечка – раз и щечка – два! Целовать давно пора! Щёчки, щёчки, щёчки, Ямочки, комочки; Целый день до ночки Улыбайтесь щёчки!

Ушки Это что за две ракушки На головке по бокам? Это маленькие ушки: Ловят звуки тут и там! Все прекрасно слышат ушки, Наши ушки-непослушки! Когда глазки крепко спят, Ушки маму сторожат.

Волосики Косики-колосики, Отрастут волосики! Вымоем их мылом И причешем мило. Расти, косынька, до пят - Все волосыньки в ряд. Расти, коса, не путайся, Маму, дочка, слушайся.

Головушка «Да-да-да!»: Вверх и вниз киваем. «Нет-нет-нет!»: В стороны мотаем. Чем же вертим мы с тобой? Ну, конечно, головой! Прилетел к нам ангелочек Сел на правый наш носочек Покачался и взлетел – На головушку присел.

Глазки Прилетела к нам синичка Села Ване на реснички Крыльями закрыла глазки, Чтобы снились Ване сказки. Ротик мой умеет кушать, Нос дышать, а ушки слушать, Глазоньки моргать- моргать, Ручки — все хватать-хватать.

Шея и плечики Стану я немножко выше — Всё на столике увижу! Потянусь, достать сумею… А пока тяну я шею. Есть у человечика Два красивых плечика. Когда чего-то мы не знаем, Мы плечиками пожимаем!

Пальчики Большому дрова рубить (большой пальчик), А тебе воды носить (указательный пальчик), А тебе печку топить (безымянный пальчик), А тебе песни петь (мизинчик). Песни петь для плясать, Родных братьев потешать! Вот пальчик первый — он большой. Указательный — второй. Третий пальчик — средний. Четвёртый — безымянный. А пятый — мизинчик, Он маленький, румяный.

Пальчики — Пальчик-мальчик, Где ты был? — С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем песни пел. С этим братцем кашку ел. Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья!

Ручки Наши ручки столько могут: Брать, бросать, держать и трогать! Под Антошкину гармошку Ручки — хлопают в ладошки. А под «Маленьких утят» — Дружно крякнут и взлетят! Ручки-ручки, все хваталки Крепко маму обнималки, Мы потянем ручки вверх, Скоро дорастем до всех!

Ножки Ходим ножками: топ-топ, Скачем-прыгаем: прыг-скок! Бегаем, танцуем — Ножки тренируем! Ножки-ножки, топотушки! Попрыгушки, побегушки. Ножки сильными растут, Скоро быстро побегут!

Ножки — Эй, кузнец-молодец! Расковался жеребец. Ты подкуй его опять! — Отчего ж не подковать! Вот гвоздь, вот подкова. Раз! Два! И готово! Кую, кую ножку На дальнюю дорожку, Надо коника ковать, Чтоб далёко ночевать.

Ножки Большие ноги Шли по дороге: То-оп, то-оп, то-оп. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ, Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. Попляши, да попляши, Твои ножки хороши.

Ножки и пяточки Ножки, ножки, Куда вы бежите? В лесок, по мошок — Избу мшить, Чтоб не холодно жить. Ножки, ножки, Куда вы бежите? В лесок, во борок, Грибы, ягоды собирать Да Ванюшу угощать. Пятки, розовые пятки, Поиграем с мамой в прятки! Мама спряталась: ку-ку! Я найти ее смогу!

Животик Всё, что кушает наш ротик — Попадает к нам в животик! А животик будет сытым, Если кушать — с аппетитом! Этот мягонький животик Подарил нам бегемотик! Если пузико целовать, Малыш будет хохотать.

Спинка Чтобы стройной спинке быть, Про усталость чтоб забыть — День с разминки начинай, Ну а ночью — отдыхай! Есть у ежика щетинка, Наша гладенькая спинка! Вот бежит сороконожка – Это мамина ладошка.

Потешки Познание мира начинается, прежде всего, с познания человеком самого себя. И поэтому недаром «объектом» игровых действий взрослого с малышом становились части его тела: ручки, ножки, пальчики. Важно отметить, что  в игре ребенка не просто обучали достаточно сложным и тонко координированным движениям, но одновременно закладывали первичный словарный понятийный запас малыша. И совершенно не случайно все действия с малышом сопровождались словами.  Сегодня врачи-логопеды знают, что если раннего возраста говорить с малышом нормальным русским языком, то и он начинает говорить раньше, причем не отдельными словами, а целыми фразами. Более того, в будущем такие дети чаще всего обходятся без логопедов, потому что у человека очень рано проявляется особая память – память на фонеизнесение звуков родной речи. Именно в раннем возрасте закрепляется этническое своеобразие языка. В этом плане младенчество является критическим периодом для развития речи. Среди неистощимого богатства методов и средств физического развития и воспитания детей раннего возраста выделяются так называемые потешки, применяемые в системе народного воспитания, как правило, в конце первого- начале второго года жизни ребенка.

Ах, поет, поет Соловушка! Ах, поет, поет Молоденький; Молоденький, Хорошенький, Пригоженький! Ехала барыня По ровненькой дорожке, По кочкам, по кочкам- Да бух!

Три-та, та, три-та, та! Три-та, та, три-та, та! Вышла кошка за кота. Ходит кот по лавочке, А кошечка по подлавочке, Ловит кота за лапочки: - Ох ты, котик, коток, Крутолобенький! Поиграй ты, кот, со мной, С Машкой, кошкой молодой! Идет коза рогатая, Идет коза богатая: Ножками: топ! топ! Глазками: хлоп! хлоп! Кто кашки не ест, Кто молока не пьет, Того забодает, забодает.

Скок-поскок! Молодой дроздок По водичку пошел, Молодичку нашел. Молодиченька, Невеличенька: Сама с вершок, Голова с горшок. Шу-вы! Полетели,- На головушки и сели. Глазки есть и есть животик, Ножки, ручки, носик есть, Есть на что Илюше сесть. Пальчики – аж десять штук! Барабанят: тук- тук- тук. Всё на месте у Илюшки. Даже маленькие ушки.

- Ладушки, ладушки! - Ладушки, ладушки! Где были? – У бабушки. - Что ели? – Кашку. - Что пили? – Бражку. Кашка сладенька, Бражка пьяненька, Бабушка добренька. Попили, поели,- Шу-у-у – полетели, На головку сели. Что за ножки? Что за ножки? У тебя, у нашей крошки! Ни собачке и ни кошке Не дадим твои мы ножки. Эти ножки, эти ножки Будут бегать по дорожке.

Ивану-большому — дрова рубить, Ивану-большому — дрова рубить, Ваське-указке — воду носить, Мишке-среднему — печку топить, Гришке-сиротке — кашу варить, А крошке-Тимошке — песенки петь. Песни петь и плясать, Родных братьев потешать! Идут четыре брата Навстречу старшему. - Здравствуй, большак! – говорят. -  Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка Да крошка Тимошка.

Точка, (показываем на правый глазик) Точка, (показываем на левый глазик) Два крючочка, (проводим по бровкам) Носик, (показываем на носик) Ротик, (показываем на ротик) Оборотик, (обводим личико) Палки, (проводим по ручкам) Палки, (проводим по ножкам) Огуречик, (показываем туловище) Вот и вышел человечек.(щекочем ребёнка) Это глазки, чтобы видеть. Это носик, чтоб дышать. Это ушки, чтобы слышать. Это ножки, чтоб бежать. Это ручки, чтобы маму Очень крепко обнимать.

Раз, два три четыре пять! Будем пальчики считать — Крепкие, дружные, Все такие нужные. Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки – Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущипнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай!

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.