Картотека подвижных игр для детей начальной школы и для детей с ограниченными возможностями
Подвижные игры для детей
Подвижные игры «Атракцион»
1. Название игры: «Самый быстрый»
2. Место, инвентарь: спортивный зал, гимнастическая стенка, ленточки разноцветные – 20 штук.
3. Подготовка к игре: к рейкам гимнастической стенки, к стойкам или гимнастическим палкам, укрепленным горизонтально, привязывают по 10 узких лент одинаковой длины.
4. Содержание игры: соревнуются два игрока. По сигналу они должны завязать банты на всех 10 лентах. Выигрывает тот, кто раньше это сделает.
5. Правила игры: игра начинается по сигналу учителя.
6. Возможные варианты игр: можно также устроить соревнование, кто быстрее завязывает различного типа узлы.
1. Название игры: «Пройди по извилистой тропинке»
2. Место, инвентарь: спортивный зал, 5 кеглей, повязка на глаза.
3. Подготовка к игре: кегли расставляют по прямой линии на 80 см друг от друга. В двух шагах от крайней кегли (за линией) становится игрок, которому завязывают глаза.
4. Содержание игры: игрок должен пройти в другой конец площадки, поочередно огибая каждое препятствие.
5. Правила игры: Тот, кто повалит или пропустит хотя бы один предмет, считается не выполнившим задание
6. Возможные варианты игр: кегли можно расставить в разнобой.
Подвижные игры для детей с нарушением слуха
1. Название игры: «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»
2. Место, инвентарь: Спортивный зал, инвентарь не требуется
3. Подготовка к игре: Играющие размещаются по кругу
4. Содержание игры: ведущий называет слово:
«Земля» — играющие принимают положение: руки в стороны;
«Воздух» — играющие выполняют круговые движения руками назад;
«Вода» — выполняются движения, имитирующие волны.
5. Правила игры: Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.
6. Возможные варианты игр: площадка делится на три зоны — «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».
Слово «пароход» — играющие бегут в зону «Вода».
Слово «дерево» — играющие бегут в зону «Земля».
Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).
1. Название игры: «Зеркало»
2. Место, инвентарь: Спортивный зал, инвентарь не требуется
3. Подготовка к игре: Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют задания
4. Содержание игры: Повторение одиночных движений вслед за ведущим; играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности; ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.
Подвижные игры для детей слабовидящих
1. Название игры: «Паровозик»
2. Место, инвентарь: Спортивный зал, две гимнастические палки или гладкие рейки
3. Подготовка к игре: Все дети выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встает учитель
4. Содержание игры: По команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперед-назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух».
5. Правила игры: игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке. Если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперед или назад. Смена движений происходит по команде учителя.
6. Возможные варианты игр:
1. Название игры: «Попади в мишень»
2. Место, инвентарь: Спортивный зал, мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами.
3. Подготовка к игре: Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера.
4. Содержание игры: перед броском каждого игрока учитель издает кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием рядом с ней). Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздается звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребенка к самой мишени и дать потрогать ее. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберет 5 баллов.
5. Правила игры: Мишень можно изготовить, выпилив круг из куска фанеры и прикрепив бубен с тыльной стороны при помощи гвоздя или других подручных материалов (липкой ленты, пластыря). Высота, на которой помещается мишень, должна соответствовать уровню глаз ребенка.
6. Возможные варианты игр:
Подвижные игры для колясочников
1. Название игры: «Ветер и флюгеры»
2. Место, инвентарь: спортивный зал, инвентарь не требуется
3. Подготовка к игре: перед началом игры ведущий выясняет у игроков, знают ли они, где север, юг, запад, восток.
4. Содержание игры: далее он становится ветром, а все игроки – флюгерами. Когда учитель говорит: «Ветер дует с севера!» – флюгеры должны повернуться по направлению ветра (т.е. спиной к северу и лицом к югу); если он говорит: «Ветер дует с востока» – необходимо повернуться уже в соответствии с этой командой; и т.д. Если учитель говорит: «Буря», – флюгеры должны закружиться на одном месте; если он говорит: «Переменно», – флюгеры начинают покачиваться на месте; «Штиль» – все замирают.
5. Правила игры: игра ведется во все ускоряющемся темпе. Можно два и три раза подряд называть одно и то же направление ветра. Тогда никто из игроков не должен поворачиваться.
6. Возможные варианты игр:
1. Название игры: «Эстафета на колясках»
2. Место, инвентарь: Спортивный зал, свисток, конусы
3. Подготовка к игре: Участники делятся на две команды. Перед каждой на ровной площадке расставляются 5–6 конусов
4. Содержание игры: по сигналу первые номера должны поочередно объехать препятствия и вернуться по прямой к своей команде, передать эстафету.
5. Правила игры: игра начинается по команде учителя. Участники должны объехать конусы, не задевая их
6. Возможные варианты игр: можно усложнить игру-двигаться не по одному, а парами
Игры для обучения плаванию
1. Название игры: «Догоните меня»
2. Место, инвентарь: Бассейн, шапочка, очки для плавания
3. Подготовка к игре: Дети стоят вместе с педагогом у бортика.
4. Содержание игры: Преподаватель отходит и предлагает догнать его. У противоположной стороны бассейна он останавливается и встречает детей, подбадривает тех, кто испытывает затруднения.
5. Правила игры: Игра начинается по команде учителя. Нельзя подталкивать друг друга.
6. Возможные варианты игр: при многократном повторении игры преподаватель может предложить детям убегать, а сам будет ловить их. При этом не следует торопиться, надо дать детям возможность спокойно добраться до своего места.
1. Название игры: «Кто быстрее спрячется под воду?»
2. Место, инвентарь: Бассейн, шапочка, очки для плавания
3. Подготовка к игре: Дети стоят в бассейне у бортика
4. Содержание игры: Играющие стоят лицом к учителю и по его сигналу быстро приседают так, чтобы голова скрылась под водой.
5. Правила игры: перед погружением под воду необходимо сделать глубокий вдох и задержать дыхание на вдохе.
6. Возможные варианты игр: «Сядь на дно». По команде учителя ребята пытаются сесть на дно и погружаются с головой в воду.
Подвижные игры для развития быстроты
1. Название игры: «Мышеловка»
2. Место, инвентарь: спортивный зал или спортивная площадка, инвентарь не требуется
3. Подготовка к игре: играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.
4. Содержание игры: дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:
Ах, как мыши надоели, Берегитесь же, плутовки,
Развелось их просто страсть. Доберемся мы до вас.
Все погрызли, все поели, Вот поставим мышеловки,
Всюду лезут — вот напасть. Переловим всех за раз!
По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову учителя «хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают - мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.
5. Правила игры: учитель следит за тем, чтобы дети произносили стихи выразительно, негромко, делая логические ударения, не скандируя каждый слог. В конце следует отметить наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке
6. Возможные варианты игр:
1. Название игры: «Третий лишний»
2. Место, инвентарь: спортивный зал, или спортивная площадка, инвентарь не требуется
3. Подготовка к игре: Игроки команд располагаются парами внутри площадки, расстояние между парами 2-3 м. Водящий и один из игроков (убегающий) располагаются за линией.
4. Содержание игры: Водящий стремится запятнать убегающего, а убегающий может встать перед одной из пар, тогда последний игрок пары становится «третьим лишним» и убегает от водящего. Если же водящему удается запятнать свободного игрока, то они меняются ролями.
5. Правила игры: Убегающий может занять свое место в паре, только если он пробежал полный круг. Пересекать линию круга не разрешается. Пятнать можно только во время бега. Побеждает команда, игроки которой меньшее количество раз были водящими.
6. Возможные варианты игр: Содержание игры можно изменить введением различных исходных положений, из которых будут стартовать игроки.
Подвижные игры для детей дошкольного возраста
Название игры «Удочка» «Рыбалка»
Место, инвентарь: спортивный зал, скакалка
Подготовка к игре: ребята встают в круг, водящий стоит в центре круга со скакалкой
Содержание игры: Все дети становятся в круг, водящий со скакалкой в руках, стоит в его центре. Он вращает скакалку, так чтобы, скакалка скользила по полу, под ногами детей. Те внимательно следят за движением скакалки и подпрыгивают в тот момент, когда она появляется около их ног. Задевший скакалку выбывает. Выигрывает тот, кто останется последним.
Правила игры: Игра начинается по сигналу учителя. Игрок, которого задели садиться на скамейку либо выполняет штрафное задание (отжимания, приседания)
Возможные варианты игры: игра "Удочка" на развитие прыгучести, ловкости и прыжковой выносливости может проводится как командная. Для этого, занимающиеся перед началом игры делятся на две, или более команды, а затем, все вместе, становятся в круг. Побеждает та команда, чей игрок остался не осаленным.
Название игры: «у медведя во бору»
Место, инвентарь: Спортивная площадка или зал, инвентарь не требуется
Подготовка к игре: на одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце обозначается линией дом детей. Учитель назначает одного из играющих медведем (можно выбрать считалкой). Остальные играющие - дети, они находятся дома.
Содержание игры: Учитель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т. е. имитируют соответствующие движения и говорят: «У медведя во бору, грибы, ягоды беру, а медведь сидит и на нас рычит». Медведь с рычанием встает, дети убегают. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного он отводит к себе. Игра возобновляется. После того как медведь поймает 2-3 играющих, назначается или выбирается новый медведь. Игра повторяется
Правила игры: Медведь начинает ловить детей только после окончания текста. Дети должны бегать по всей территории площадки. Ловить детей за линией дома нельзя.
Возможные варианты игры: возможно попробовать, чтобы дети прыгали от медведя на двух ногах, либо на одной
Подвижные игры для занятий на свежем воздухе
Название игры: «Лиса в курятнике»
Место, инвентарь: Спортивная площадка, скамейки, мел
Подготовка к игре: на одной стороне площадки очерчивается «курятник». В нем на скамейках сидят «куры».
Содержание игры: на одной стороне площадки рисуется «курятник», в нём на скамейках сидят «куры» на противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается «лисой», остальные – «куры». По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».
Правила игры: Игра начинается по сигналу учителя.
Возможные варианты игры
Название игры: «Построиться по признаку»
Место, инвентарь: Спортивная площадка, свисток
Подготовка к игре: учитель предлагает построиться всему классу в шеренгу, при этом называются самые разнообразные основания для построения.
Содержание игры: Ребятам нужно построиться в одну шеренгу, по признакам: по росту (от высокого до низкого); по цвету волос (от светлым к темным); по длине прически (от коротких к длинным); по цвету глаз (от светлых к темным); по размеру обуви, и так далее..
Правила игры: Игра начинается по сигналу учителя, время на построение 1 минута(засекается секундомером)
Возможные варианты игры: можно построиться, не говоря слов, только жесты.
Подвижные игры для развития ловкости
1. Название игры: «Отрази волан»
2. Место, инвентарь: Спортивный зал, волан, ракетка, свисток
3. Подготовка к игре: Дети располагаются в 1-2 круга лицом друг к другу на расстоянии вытянутых в стороны рук. У каждого ракетка. Выбирается водящий.
4. Содержание игры: водящий встает с внешней стороны круга и поочередно бросает волан кому-нибудь из играющих. Тот отбивает его. Если ребенок промахнулся и волан упал внутрь круга, он становится водящим.
5. Правила игры: учитель все время проверяет, чтобы соблюдалась достаточная дистанция между играющими, следит, чтобы водящий подбрасывал волан высоко и удобно для отражения.
6. Возможные варианты игр: то же, но водящий находится внутри круга; бросать волан через одного; бросать неожиданно, называя, кому бросаешь; держать ракетку при отражении волана левой рукой.
1. Название игры: «Навстречу противнику»
2. Место, инвентарь: спортивный зал, свисток
3. Подготовка к игре: на площадке параллельно лицевым линиям на расстоянии 2-3 метров от них чертятся линии «домов». Расстояние между линиями домов 20-40 м. Играющие делятся на 2 равные команды, и каждая выстраивается в шеренгу за линией дома. Таким образом, обе команды стоят лицом друг к другу на расстоянии 20- 40 м. Каждая команда получает какое – либо название, например, одна команда – «Вымпел», другая - «Стрела». Учитель встает в середине у боковой черты.
4. Содержание игры: Учитель объявляет: «команды «Вымпел» и «Стрела», в поле шагом марш». Обе команды идут развернутым строем на встречу друг другу. Идут вперед до тех пор, пока не будет дан сигнал свистком. По одному свистку команда «Вымпел» поворачивается и убегает к себе в дом (за линию). По двум свисткам убегает команда «Стрела». При этом другая команда ловит противника до черты их дома. Пойманные подсчитываются, а затем отпускаются и продолжают играть за свою команду. Так играют 5-8 раз, после чего подсчитывается общее количество пойманных в той и другой команде. Побеждает команда, поймавшая большее количество игроков за одинаковое количество игр.
5. Правила игры:
1. Наступать можно только после команды «Шагом марш!»
2. Поворачиваться и убегать можно только по свистку. Каждый кто нарушил это правило, считается пойманным
3. Ловить можно только после сигнала свистком. Чтобы не было столкновений, не надо подводить противников ближе, чем на 3 метра.
6. Возможные варианты игр:
Подвижные игры для детей начальной школы
Название игры: «Охотники и утки»
Место, инвентарь: спортивный зал, мяч
Подготовка к игре: на игровой площадке чертится круг диаметром 5-8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа).
Содержание игры: все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники» за кругом. «Охотники» получают мяч. По сигналу или по команде учителя «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.
Правила игры: Игра начинается по сигналу учителя. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга.
Возможные варианты игр: По сигналу или команде учителя все играющие останавливаются на своих местах, а «охотники» целятся и бросают в них мячи. Играющие могут уклоняться от летящего мяча, но им нельзя сходить со своего места. Выбитые «утки» выходят из игры. Выигрывает «охотник» выбивший наибольшее число «уток».
1. Название игры: «Белые медведи»
2. Место, инвентарь: спортивный зал, свисток, мел
3. Подготовка к игре: В середине игровой площадки чертится круг или овал, который изображает льдину. Из числа играющих выбирают двух «белых медведей», которые встают на «льдину». Остальные играющие свободно ходят и бегают вне пределов «льдины» на игровой площадке.
4. Содержание игры: По сигналу учителя «белые медведи» отправляются «на охоту». Они идут, взявшись одними разноименными руками (левая—правая) и пытаются обхватить кого-нибудь из играющих свободными руками. Пойманного игрока они отводят на льдину. Когда на льдине оказывается двое пойманных игроков, они становятся второй парой «белых медведей».
Игра оканчивается по договору: когда большая часть играющих стала «белыми медведями».
5. Правила игры: Игра начинается по сигналу учителя, «белые медведи» всю игру держатся за руки, не отцепляясь.
6. Возможные варианты игр
Марина