Статья «Подвижные игры как основной элемент обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями»
Подвижные игры как основной элемент обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
Руководитель физического воспитания
Лисицина Ольга Федоровна
Дети и подростки с ограниченными возможностями зачастую закрыты от внешнего мира. С особенными детьми очень важно найти взаимопонимание. Самый простой и доступный метод найти с ребенком доверительный контакт - это игра. Игра является неотъемлемым элементом жизни детей и подростков с ограниченными возможностям. Особенностями игры являются эмоциональность, многообразие веселых моментов, что способствует положительному настрою детей.
Развитие двигательных функций ребенка - сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой – многообразными влияниями окружающей среды. Стимулировать двигательную активность ребенка с ограниченными возможностями здоровья надо с первых дней его жизни, но делать это необходимо правильно; придерживаясь законам развития движений, опорно-двигательного аппарата, костно-мышечной системы. Ребенок, совершенствуясь в выполнении одних движений, одновременно начинает осваивать другие движения. Подвижные игры включают в себя все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания. Разнообразные игровые действия развивают выносливость, ловкость, силу, быстроту, воспитываются морально-волевые качества. Дети и подростки с ограниченными возможностями во время игры раскрываются не только как личности, они раскрепощаются, открыто общаются со сверстниками, раскрывают свой потенциал, учатся доверять.
При проведении подвижных игр с детьми с ограниченными возможностями дошкольного возраста возрастает роль педагога. Он должен знать не только содержание игры, но и направлять детей на достижение двигательных задач, формирование морально-волевых качеств (смелости, сообразительности, взаимовыручки и т.д.). В среднем и старшем школьном возрасте для детей и подростком подбираются игры и эстафеты с использованием элементов спортивных игр: футбол, баскетбол, волейбол. Интенсивность движений, их продолжительность, темп влияют на физическую нагрузку в игре.
Игровую нагрузку можно регулировать следующим образом:
1) изменение времени игры;
2) измерение размера площадки;
3) применение различного инвентаря и оборудования;
4) изменение количества действий;
5) уменьшение или увеличение времени перерыва;
6) изменение правил игры.
В работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья важно использовать различные подвижных игры:
1) игры на знакомство;
2) игры, развивающие быстроту;
3) игры, развивающие выносливость;
4) игры, развивающие ловкость;
5) игры с элементами спортивных игр.
Перед выбором подвижной игры педагог должен знать с какими детьми и подростками с ограниченными возможностями он проводит игровое занятие. Учитывать тонус мускулатуры (ДЦП), особенности костной системы (остеомиелит, остеоартроз, ревматоидный артрит), органов дыхания (астма), сердечно-сосудистой и центральной нервной систем ребенка.
Список использованных источников
1) Практическое руководство по детской лечебной физкультуре / Н.Г. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 г.
2) Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников / А.И. Мальцев. - Ростов н/Д: Феникс, 2005 г.
3) Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет: Методическое пособие для педагогов ДОУ. –Детство-Пресс. 2008 г.
5) https://avangardsport.at.ua