Кейс учебных заданий для развития предметных и интегративных компонентов функциональной грамотности у обучающихся 4класс
Кейс учебных заданий для развития предметных и интегративных компонентов функциональной грамотности у обучающихся 4класс Пазыч ВС., учитель ГБОУ «СШ№8 Г.О.МАКЕЕВКА» МАКЕЕВКА – 2024 г.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений А.А. Леонтьев
ЯЗЫКОВАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ СООБРАЗНО СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ ВЫБОР ПРОГРАММЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СПОСОБНОСТЬ РЕШАТЬ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОБЩЕНИЯ (В БЫТОВОЙ, ОБЩЕСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ ВЛАДЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ Языковая функциональная грамотность – это владение нормативным, эстетическим и этическим аспектами культуры речи.
Рассмотрите рисунки. К каким фразеологизмам они сделаны? Составьте рассказ, употребив в нем один из фразеологизмов Прочитайте стихотворение Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книги смог, В ней бывает картотека, Специальный каталог. Узнайте в толковом словаре значение выделенных слов читательская грамотность информационная грамотность коммуникативная грамотность
ЛИТЕРАТУРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Сформированность мотивации к самостоятельному чтению. Осознание себя как читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни Овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего, художественного текста Ориентирование в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы Готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста
коммуникативная грамотность Творческие вопросы Прочитайте рассказ. Обсудите с другом Что произошло бы, если …. Как бы сложилась судьба героя, если бы … Читаем и спрашиваем 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары. 3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов в классе. читательская грамотность коммуникативная грамотность
Владение математическими Фактами (принадлежность, истинность, контрпример), математическим языком для решения учебных задач, построения математических суждений Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач, оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений Функциональная математическая грамотность – это способность человека мыслить и рассуждать математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
У Пети 10 рублей, у Васи 15 рублей. Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 рублей. Что удобнее измерять в километрах: высоту дерева, расстояние между городами, длину классной доски, расстояние от Земли до Луны, ширину улицы, длину проспекта, длину реки, расстояние от твоего дома до дачи. языковая грамотность коммуникативная грамотность социальная грамотность читательская грамотность
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (определение используемое в PISA). Готовность осваивать и использовать знания о природе. Осознание ценности и значения научных знаний о природе. Овладение методами познания природных явлений. Способность к рефлексивным действиям.
Пользуясь схемой, расскажите об экологических проблемах Дети заблудились во время прогулки в лесу. Компаса у них не было, а вокруг все одно на другое похоже. Костя рассказал ребятам, как можно справиться без компаса, чтобы определить север и юг. Какие утверждения Кости являются верными 1)Лишайники и мхи предпочитают «селиться» на камнях и деревьях с северной стороны. 2)Кора у березы чище и белее с северной стороны. 3)Муравейник с северной стороны относительно дерева. 4)Грибы предпочитают расти с северной стороны пня или дерева. коммуникативная грамотность социальная грамотность