Модельная карта учебных заданий по литературному чтению под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 4 класса

9
0
Материал опубликован 19 December 2020 в группе

Модельная карта  учебных заданий по литературному чтению

под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности

обучающихся  4 класса

Читательская грамотность

Типовая задача

Планируемый образовательный результат

Учебное задание


1. Уметь извлекать информацию из текста, работать с заголовками, выбирать наиболее точный из предложенных.

1. Прочитает текст, выберет заголовок, наиболее точный из предложенных.

1. Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили? Выберите один из вариантов ответа.

1) Рыбы-следопыты.

2) Опыты учёных.

3) Рыба лосось.

4) Куда плывут рыбы?



А как ты думаешь – могут ли рыбы различать запахи?

Есть такая рыба – лосось. Взрослые лососи живут в океане, а когда у них созревает икра, они плывут в реки. Удивительны упорство и сила этих рыб, которые пробиваются вверх по течению. Через пороги и водопады до прохладных и чистых горных ручьёв. Но самое замечательное то, что каждый лосось плывёт для метания икры в тот самый ручей, в котором когда-то вывелся из икринки он сам. Как находит лосось дорогу? Ведь в океаны впадают десятки рек, а в каждую реку – сотни ручьёв.

И вот учёные поставили опыт. В верховьях реки выловили несколько сотен лососей, чуть-чуть не доплывших до своих родных ручьёв, а затем в цистерне с водой отвезли обратно, вниз по реке. Там их пометили особыми метками и выпустили. Но прежде у половины рыб ноздри заткнули комочками ваты. Что же получилось? Рыбы с заткнутыми ноздрями так и остались там, где их выпустили. Они кружились на одном месте и никак не могли отыскать дорогу обратно. А все остальные снова поплыли вверх по реке, в тот самый ручей, в котором они родились. Значит, лососи отыскивают дорогу по запаху!

И вообще оказалось, что у рыб очень тонкое обоняние. Например, форель по запаху определяет места, где вода хоть чуточку загрязнена, и уходит подальше, в чистую воду. А сомы и другие рыбы по запаху могут узнавать друг друга. Соседа, к которому привыкли, не тронут – а чужака будут прогонять.

¹Поро́гпоро́ги — каменистый или скалистый участок в русле водотока (реки или ручья) с повышенной скоростью течения и относительно большим падением отметок уровня воды.


2. Формировать умение извлекать информацию, работать со сносками.

2.Извлечёт информацию из текста (сноски), выберет правильное значение слова.

2. Какое значение в данном тексте имеет слово «пороги»?

Пороги - это _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Формировать умение находить в тексте информацию, представленную в явном виде.

3.Находит в тексте информацию представленную в явном виде.

3. Какой метод использовали учёные для получения информации о нересте лосося?

1) измерение

2) опыт

3) наблюдение

4. Отвечать на вопросы по содержанию текста, выделяя опорные (наиболее важные ) слова.

4. Отвечает на вопрос кратко, используя опорные слова из текста.

4. Напиши кратко, какие действия учёные выполнили для проведения эксперимента над рыбами?

Ответ:_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


5.Осмыслить и оценить содержание текста и названия книг, обосновать свой выбор.

5.Осмысливает, оценивает содержание текста и названия книг, обосновывает свой выбор.

5.Отметь, к какой книге ты обратишься, чтобы получить дополнительные научные сведения о рыбах, про которых ты прочитал в тексте.

1) Сендфорд Дж. Тропические аквариумные рыбки.

2) Джулия Дональдсон: Тюлька. Маленькая рыбка и большая выдумщица.
3) Владимир Свечников: Рыбы. Энциклопедия. 4) Владимир Сутеев. Как я ловил рыбу.

Почему?_________________________________________________________________


Характеристика задания 1.

Ситуация функционирования текста: научно-популярный.

Форма текста: сплошной

Тип текста: рассуждение

Читательское умение: осмыслить сообщение текста.

Форма вопроса: выбор одного ответа из нескольких предложенных

Правильный ответ:1

Количество баллов: 1

Характеристика задания 2.

Ситуация функционирования текста: научно-популярный.

Форма текста: сплошной

Тип текста: рассуждение

Читательское умение: извлечь информацию из текста.

Форма вопроса: свободный ответ

Правильный ответ: Поро́ги — каменистый или скалистый участок в русле реки или ручья с повышенной скоростью течения.

Количество баллов: 1

Характеристика задания 3.

Ситуация функционирования текста: научно-популярный.

Форма текста: сплошной

Тип текста: рассуждение

Читательское умение: найти и извлечь информацию из текста.

Форма вопроса: выбор одного ответа из 3 предложенных

Правильный ответ:2

Количество баллов: 1



Характеристика задания 4.

Ситуация функционирования текста: научно-популярный.

Форма текста: сплошной

Тип текста: рассуждение

Читательское умение: найти и извлечь информацию из текста.

Форма вопроса: свободный ответ

Правильный ответ: В верховьях реки выловили лососей, в цистерне с водой отвезли обратно, вниз по реке. Пометили, у половины рыб ноздри заткнули комочками ваты и выпустили. Рыбы с заткнутыми ноздрями остались на месте, не могли отыскать дорогу обратно. Все остальные поплыли в тот самый ручей, в котором они родились.

Количество баллов: 1

Характеристика задания 5.

Ситуация функционирования текста: научно-популярный.

Форма текста: сплошной

Тип текста: рассуждение

Читательское умение: интегрировать и интерпретировать сообщения текста

Форма вопроса: выбор одного ответа из 4 предложенных, свободный ответ

Правильный ответ: 3

Количество баллов: 2















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.