Модельная карта учебных заданий по литературному чтению под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 4 класса
Модельная карта учебных заданий по литературному чтению
под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности
обучающихся 4 класса
Читательская грамотность | ||
Типовая задача | Планируемый образовательный результат | Учебное задание
|
1. Уметь извлекать информацию из текста, работать с заголовками, выбирать наиболее точный из предложенных. | 1. Прочитает текст, выберет заголовок, наиболее точный из предложенных. | 1. Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили? Выберите один из вариантов ответа. 1) Рыбы-следопыты. 2) Опыты учёных. 3) Рыба лосось. 4) Куда плывут рыбы? А как ты думаешь – могут ли рыбы различать запахи? Есть такая рыба – лосось. Взрослые лососи живут в океане, а когда у них созревает икра, они плывут в реки. Удивительны упорство и сила этих рыб, которые пробиваются вверх по течению. Через пороги и водопады до прохладных и чистых горных ручьёв. Но самое замечательное то, что каждый лосось плывёт для метания икры в тот самый ручей, в котором когда-то вывелся из икринки он сам. Как находит лосось дорогу? Ведь в океаны впадают десятки рек, а в каждую реку – сотни ручьёв. И вот учёные поставили опыт. В верховьях реки выловили несколько сотен лососей, чуть-чуть не доплывших до своих родных ручьёв, а затем в цистерне с водой отвезли обратно, вниз по реке. Там их пометили особыми метками и выпустили. Но прежде у половины рыб ноздри заткнули комочками ваты. Что же получилось? Рыбы с заткнутыми ноздрями так и остались там, где их выпустили. Они кружились на одном месте и никак не могли отыскать дорогу обратно. А все остальные снова поплыли вверх по реке, в тот самый ручей, в котором они родились. Значит, лососи отыскивают дорогу по запаху! И вообще оказалось, что у рыб очень тонкое обоняние. Например, форель по запаху определяет места, где вода хоть чуточку загрязнена, и уходит подальше, в чистую воду. А сомы и другие рыбы по запаху могут узнавать друг друга. Соседа, к которому привыкли, не тронут – а чужака будут прогонять. ¹Поро́г, поро́ги — каменистый или скалистый участок в русле водотока (реки или ручья) с повышенной скоростью течения и относительно большим падением отметок уровня воды. |
2. Формировать умение извлекать информацию, работать со сносками. | 2.Извлечёт информацию из текста (сноски), выберет правильное значение слова. | 2. Какое значение в данном тексте имеет слово «пороги»? Пороги - это _________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ |
3. Формировать умение находить в тексте информацию, представленную в явном виде. | 3.Находит в тексте информацию представленную в явном виде. | 3. Какой метод использовали учёные для получения информации о нересте лосося? 1) измерение 2) опыт 3) наблюдение |
4. Отвечать на вопросы по содержанию текста, выделяя опорные (наиболее важные ) слова. | 4. Отвечает на вопрос кратко, используя опорные слова из текста. | 4. Напиши кратко, какие действия учёные выполнили для проведения эксперимента над рыбами? Ответ:_______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ |
5.Осмыслить и оценить содержание текста и названия книг, обосновать свой выбор. | 5.Осмысливает, оценивает содержание текста и названия книг, обосновывает свой выбор. | 5.Отметь, к какой книге ты обратишься, чтобы получить дополнительные научные сведения о рыбах, про которых ты прочитал в тексте. 1) Сендфорд Дж. Тропические аквариумные рыбки. 2) Джулия Дональдсон: Тюлька. Маленькая рыбка и большая выдумщица.3) Владимир Свечников: Рыбы. Энциклопедия. 4) Владимир Сутеев. Как я ловил рыбу. Почему?_________________________________________________________________ |
Характеристика задания 1.
Ситуация функционирования текста: научно-популярный.
Форма текста: сплошной
Тип текста: рассуждение
Читательское умение: осмыслить сообщение текста.
Форма вопроса: выбор одного ответа из нескольких предложенных
Правильный ответ:1
Количество баллов: 1
Характеристика задания 2.
Ситуация функционирования текста: научно-популярный.
Форма текста: сплошной
Тип текста: рассуждение
Читательское умение: извлечь информацию из текста.
Форма вопроса: свободный ответ
Правильный ответ: Поро́ги — каменистый или скалистый участок в русле реки или ручья с повышенной скоростью течения.
Количество баллов: 1
Характеристика задания 3.
Ситуация функционирования текста: научно-популярный.
Форма текста: сплошной
Тип текста: рассуждение
Читательское умение: найти и извлечь информацию из текста.
Форма вопроса: выбор одного ответа из 3 предложенных
Правильный ответ:2
Количество баллов: 1
Характеристика задания 4.
Ситуация функционирования текста: научно-популярный.
Форма текста: сплошной
Тип текста: рассуждение
Читательское умение: найти и извлечь информацию из текста.
Форма вопроса: свободный ответ
Правильный ответ: В верховьях реки выловили лососей, в цистерне с водой отвезли обратно, вниз по реке. Пометили, у половины рыб ноздри заткнули комочками ваты и выпустили. Рыбы с заткнутыми ноздрями остались на месте, не могли отыскать дорогу обратно. Все остальные поплыли в тот самый ручей, в котором они родились.
Количество баллов: 1
Характеристика задания 5.
Ситуация функционирования текста: научно-популярный.
Форма текста: сплошной
Тип текста: рассуждение
Читательское умение: интегрировать и интерпретировать сообщения текста
Форма вопроса: выбор одного ответа из 4 предложенных, свободный ответ
Правильный ответ: 3
Количество баллов: 2