Урок по литературному чтению «К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 10 January 2019

Урок по литературному чтению по теме:

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цель урока: 

Расширить знания о творчестве К.Г.Паустовского, познакомить с произведением “Корзина с еловыми шишками” и музыки Э.Грига;

Задачи:

- познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения, формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению, составлять портретную характеристику героя, обогащать словарный запас, обучать анализу лирического произведения;

- способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению; развитие речи учащихся; развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.

- воспитывать чувство прекрасного, доброты, любви к природе, терпения посредством связи литературы и музыки.

Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала.

Оборудование

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит музыка Э.Грига «Норвежский танец»

Добрый день, дорогие ребята! Мы начинаем урок по литературному чтению и нам всем нужно настроиться на хорошую работу. Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и мысленно пожелайте успехов друг другу в сегодняшнем уроке. С таким тёплым, доброжелательным настроением начнём свой урок.

II. Подготовка к усвоению нового учебного материала.

На доске эпиграф к уроку:

«Каждый понимает счастье по-своему.

У каждого оно свое…»

К.Г.Паустовский.

- Можем ли мы сразу обозначить тему урока, и какую роль в этом играет музыка? (Ответы детей).

- Загляните в конец рассказа и прочитайте последние четыре слова. («…чем должен жить человек…») (вывести на слайд)

- Какой знак препинания стоит после этих слов? (многоточие)

- Для чего автор поставил многоточие? (есть продолжение или недосказанность, что-то нужно домыслить)

- В литературе это называется: риторический вопрос. Давайте посмотрим в толковом словаре, что это означает. ( Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься)

- Какую цель мы ставим перед собой на сегодняшнем уроке? (задуматься: чем должен жить человек, найти ответ автора на этот вопрос в тексте, выразить свое мнение на поставленный вопрос).

Сообщения детей о писателе К.Г. Паустовском и композиторе Э.Григе.

Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением необычного автора, фамилию, имя и отчество которого вам предстоит расшифровать.

КОНС    ТИН     ТАН   ПА   ГИЕ УСТОВС ВИЧ    ГЕОР    КИЙ.

(Константин Георгиевич Паустовский, портрет на доске)

- Ну, а сейчас … нам расскажет о жизни Константина Георгиевича.

- Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг. Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом. Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве. В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми. На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.

- А сейчас послушайте музыкальное произведение и представьте себе композитора, который написал его (звучит музыка Э. Грига «Утро», включены слайды картины природы Норвегии).

Релаксация под тихую классическую музыку.

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Что вы представляли, когда слушали эту музыка? (плеск волн океана, горное эхо, звуки пастушьего рожка, шествие маленьких волшебных гномов)

( на доске появляется портрет Э. Грига)

- Автор этого музыкального произведения – великий норвежский композитор Эдвард Григ. Давайте послушаем небольшой рассказ о нём, который приготовила для нас...

- Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона. Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано. Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря. День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.


 

III. Изучение новой темы.

А познакомимся мы с произведением, название которого вы должны расшифровать, читая через две буквы.

(появляется название)

«Корзина с еловыми шишками».

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», которая посвящена великому норвежскому композитору Э.Григе. Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.

IV. Словарная работа (слова на доске)

Но прежде чем мы прочитаем рассказ, нужно выяснить смысл незнакомых слов.
Берген – город в Норвегии
Дровосек – лесоруб; тот, кто занимается рубкой леса
Портьеры – шторы, плотные тяжелые занавески для окон или дверей.
Талант – выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.

Кованые - обитые железом.

Портьеры -

Ботфорты - высокие сапоги.

Шпоры - металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.

VI. Речевая разминка

- Нужно прочитать скороговорку с логическим ударением на каждое слово: Дагни дарит Григу груши.

V. Первичная проверка понимания учащимися нового материала

- Давайте прочитаем рассказ и постараемся увидеть композитора таким, каким он был в представлении К.Паустовского.

1 часть – читает учитель

Анализ текста:

- Где происходят события рассказа?

- Что делал в лесу Э. Григ?

- Найдите в рассказе описание леса, прочитайте (стр.47).

- С кем сравнивает Паустовский эхо, и почему? (С птицами).

- Кого встретил Григ в лесу?

- Найдите и прочитайте диалог Дагни и Грига.

- Как описывает Паустовский девочку? (Маленькая девочка, с зелеными, добрыми глазами, говорящую в полголоса).

- Почему Григу захотелось сделать девочке подарок? (Она маленькая, доброжелательная, у нее доброе сердце, она доверчива).

- Как вы думаете почему Григ отсрочил подарок? (Григ задумал душевный подарок, что бы написать музыку требуется время).
 

2- 3 часть – читают дети «по цепочке»

Анализ текста:

- Как Паустовский описывает дом Грига?

- С чем сравнивали дом композитора друзья?

- На каком музыкальном инструменте играл композитор?

- Найдите и прочитайте отрывок из текста, как описывает писатель игру рояля?

- Как называется такой прием описания в литературе? Олицетворение художественный прием, когда не живые существа наделены качествами живых.

- Найдите в тесте олицетворение. (клавиши убегая, тосковали, смеялись, и т.д).

- Что такое эпитет? Определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

- Найдите в тексте эпитеты. (нежный ветер, маленькая струна, сияющими глазами)  

- Сколько времени Григ писал музыку для Дагни?

- Чтобы интереснее звучал рассказ, писатель использовал художественные средства.

- Во сколько лет Дагни окончила школу?

- Прочитайте описание комнаты тети Магды.

4 часть – читает учитель на фоне музыки Грига «Утро»

Анализ текста:

- Куда любила ходить Дагни?

- На чем настояла тетя Магда?

- Как слушала Дагни музыку, посвященную ей?

- Какие мысли и чувства вдруг охватили ее?

- Какой художественный прием К. Паустовский использует при описании мелодии? Найдите в тексте.

- Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками?

- Что она думала о композиторе?

- Что говорил великий композитор о жизни?

VI. Итог урока

- Какую главную истину открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?

- Достигли ли мы поставленной цели, чем должен жить человек?

- С чем сравнил К. Паустовский жизнь? (Да, жизнь тяжелее самой тяжёлой корзины с шишками).

- Произведение К. Г. Паустовского современно и актуально. Э. Григ и К. Г. Паустовский - талантливые люди, которые помогли нам понять картину душевных отношений.

VII. Рефлексия

- За что могли бы себя похвалить после урока?

- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни?

- Какие выводы сделали для себя?

 - Надеюсь, что теперь вы будете чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.

VIII. Домашнее задание: подготовить пересказ той части рассказа, которая вам понравилась больше всего.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.