Урок по литературному чтению «К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)
Урок по литературному чтению по теме:
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Цель урока:
Расширить знания о творчестве К.Г.Паустовского, познакомить с произведением “Корзина с еловыми шишками” и музыки Э.Грига;
Задачи:
- познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения, формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению, составлять портретную характеристику героя, обогащать словарный запас, обучать анализу лирического произведения;
- способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению; развитие речи учащихся; развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.
- воспитывать чувство прекрасного, доброты, любви к природе, терпения посредством связи литературы и музыки.
Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала.
Оборудование:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Звучит музыка Э.Грига «Норвежский танец»
– Добрый день, дорогие ребята! Мы начинаем урок по литературному чтению и нам всем нужно настроиться на хорошую работу. Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и мысленно пожелайте успехов друг другу в сегодняшнем уроке. С таким тёплым, доброжелательным настроением начнём свой урок.
II. Подготовка к усвоению нового учебного материала.
На доске эпиграф к уроку:
«Каждый понимает счастье по-своему.
У каждого оно свое…»
К.Г.Паустовский.
- Можем ли мы сразу обозначить тему урока, и какую роль в этом играет музыка? (Ответы детей).
- Загляните в конец рассказа и прочитайте последние четыре слова. («…чем должен жить человек…») (вывести на слайд)
- Какой знак препинания стоит после этих слов? (многоточие)
- Для чего автор поставил многоточие? (есть продолжение или недосказанность, что-то нужно домыслить)
- В литературе это называется: риторический вопрос. Давайте посмотрим в толковом словаре, что это означает. ( Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься)
- Какую цель мы ставим перед собой на сегодняшнем уроке? (задуматься: чем должен жить человек, найти ответ автора на этот вопрос в тексте, выразить свое мнение на поставленный вопрос).
Сообщения детей о писателе К.Г. Паустовском и композиторе Э.Григе.
– Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением необычного автора, фамилию, имя и отчество которого вам предстоит расшифровать.
КОНС ТИН ТАН ПА ГИЕ УСТОВС ВИЧ ГЕОР КИЙ.
(Константин Георгиевич Паустовский, портрет на доске)
- Ну, а сейчас … нам расскажет о жизни Константина Георгиевича.
- Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг. Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом. Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве. В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми. На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.
- А сейчас послушайте музыкальное произведение и представьте себе композитора, который написал его (звучит музыка Э. Грига «Утро», включены слайды картины природы Норвегии).
Релаксация под тихую классическую музыку.
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Что вы представляли, когда слушали эту музыка? (плеск волн океана, горное эхо, звуки пастушьего рожка, шествие маленьких волшебных гномов)
( на доске появляется портрет Э. Грига)
- Автор этого музыкального произведения – великий норвежский композитор Эдвард Григ. Давайте послушаем небольшой рассказ о нём, который приготовила для нас...
- Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона. Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано. Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря. День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.
III. Изучение новой темы.
– А познакомимся мы с произведением, название которого вы должны расшифровать, читая через две буквы.
(появляется название)
«Корзина с еловыми шишками».
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», которая посвящена великому норвежскому композитору Э.Григе. Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.
IV. Словарная работа (слова на доске)
– Но прежде чем мы прочитаем рассказ, нужно выяснить смысл незнакомых слов.
Берген – город в Норвегии
Дровосек – лесоруб; тот, кто занимается рубкой леса
Портьеры – шторы, плотные тяжелые занавески для окон или дверей.
Талант – выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.
Кованые - обитые железом.
Портьеры -
Ботфорты - высокие сапоги.
Шпоры - металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.
VI. Речевая разминка
- Нужно прочитать скороговорку с логическим ударением на каждое слово: Дагни дарит Григу груши.
V. Первичная проверка понимания учащимися нового материала
- Давайте прочитаем рассказ и постараемся увидеть композитора таким, каким он был в представлении К.Паустовского.
1 часть – читает учитель
Анализ текста:
- Где происходят события рассказа?
- Что делал в лесу Э. Григ?
- Найдите в рассказе описание леса, прочитайте (стр.47).
- С кем сравнивает Паустовский эхо, и почему? (С птицами).
- Кого встретил Григ в лесу?
- Найдите и прочитайте диалог Дагни и Грига.
- Как описывает Паустовский девочку? (Маленькая девочка, с зелеными, добрыми глазами, говорящую в полголоса).
- Почему Григу захотелось сделать девочке подарок? (Она маленькая, доброжелательная, у нее доброе сердце, она доверчива).
- Как вы думаете почему Григ отсрочил подарок? (Григ задумал душевный подарок, что бы написать музыку требуется время).
2- 3 часть – читают дети «по цепочке»
Анализ текста:
- Как Паустовский описывает дом Грига?
- С чем сравнивали дом композитора друзья?
- На каком музыкальном инструменте играл композитор?
- Найдите и прочитайте отрывок из текста, как описывает писатель игру рояля?
- Как называется такой прием описания в литературе? Олицетворение художественный прием, когда не живые существа наделены качествами живых.
- Найдите в тесте олицетворение. (клавиши убегая, тосковали, смеялись, и т.д).
- Что такое эпитет? Определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
- Найдите в тексте эпитеты. (нежный ветер, маленькая струна, сияющими глазами)
- Сколько времени Григ писал музыку для Дагни?
- Чтобы интереснее звучал рассказ, писатель использовал художественные средства.
- Во сколько лет Дагни окончила школу?
- Прочитайте описание комнаты тети Магды.
4 часть – читает учитель на фоне музыки Грига «Утро»
Анализ текста:
- Куда любила ходить Дагни?
- На чем настояла тетя Магда?
- Как слушала Дагни музыку, посвященную ей?
- Какие мысли и чувства вдруг охватили ее?
- Какой художественный прием К. Паустовский использует при описании мелодии? Найдите в тексте.
- Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками?
- Что она думала о композиторе?
- Что говорил великий композитор о жизни?
VI. Итог урока
- Какую главную истину открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?
- Достигли ли мы поставленной цели, чем должен жить человек?
- С чем сравнил К. Паустовский жизнь? (Да, жизнь тяжелее самой тяжёлой корзины с шишками).
- Произведение К. Г. Паустовского современно и актуально. Э. Григ и К. Г. Паустовский - талантливые люди, которые помогли нам понять картину душевных отношений.
VII. Рефлексия
- За что могли бы себя похвалить после урока?
- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни?
- Какие выводы сделали для себя?
- Надеюсь, что теперь вы будете чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.
VIII. Домашнее задание: подготовить пересказ той части рассказа, которая вам понравилась больше всего.