12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сараплекова Инна Викторовна18
Много лет работаю в школе. Очень люблю детей.
Украина, Донецкая Народная Республика, город Макеевка
2

Разработка урока на тему К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (4 класс)

 Тема. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Цель:

Образовательная

- углубить знания о творчестве К.Г.Паустовского;

- совершенствовать умения работать с текстом;

- развивать навык чтения; 

- формировать творческое воображение через умение представлять картины. Развивающая:

- развивать речь учащихся;

- умение работать в группах;

- расширять кругозор детей;

- обогащать словарный запас.

Воспитательная: 

- воспитывать нравственные качества;

- воспитывать умение работать в группах.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Портреты К. Паустовского, Э. Грига, сюжетные картинки, иллюстрации, компьютер с колонками.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с жизнью и творчеством Бориса Степановича Житкова и его произведением «Как я ловил человечков».

- Давайте посмотрим, как хорошо вы запомнили этот рассказ.

Вопросы

1) О чем говорится в рассказе?

2) Как звали главных героев?

3) Как мальчик сделал так, что бабушка оставила его дома? Ответ найдите и прочитайте в тексте.

4) Кто сможет пересказать данный рассказ?

5) Чему как вы думаете, учит нас этот рассказ?

6) Ребята, как вы думаете, какая главная мысль в этом рассказе?

- Молодцы, ребята.

III. Актуализация умений и навыков.

Скороговорка:

Подорожник по дороге 
Собирал прохожий строгий. 
Выбирал себе прохожий 
Подорожник подороже.

Звучит музыка Э.Грига «Утро» (из сюиты Пер Гюнт) Корзина с еловыми шишками.

 Вступительная беседа.

Музыка успокоила нас. Она может и развеселить, и заставить сопереживать, и вызвать другие глубокие чувства. За что мы бываем благодарны музыкантам: композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему ее. Среди слов, записанных на доске, найдите имя композитора. Что вы знаете о Григе?

Рассказ учителя о композиторе.

Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер. Жил в 1843-1907г.г. Ярко претворил в своих произведениях норвежский музыкальный фольклор. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.

IV. Сообщение темы и цели.

Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского о композиторе Э. Григе и его музыке. Называется рассказ “Корзина с еловыми шишками”.

Рассказ о К.Г. Паустовском, Э. Грике

- Ребята, вы предварительно были поделены на четыре группы, вы получили задания. 1 и 2 группа найти информацию о К. Паустовском, а 3 и 4 группа о Э. Григе.

- Давайте вы поочереди будете выходить и рассказывать, что же вы интересного узнали об этих людях.

1 группа: Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.

Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.

Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.

2 группа: В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.

На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.

- О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?

(о композиторе Эдварде Григе)

- Я предоставляю слово ребятам 3, 4 группы.

(рассказ детей о Григе)

3 группа: Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

4 группа: Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

- Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться, 
Два - нагнуться, разогнуться, 
Три - в ладоши, три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре - руки шире, 
Пять - руками помахать, 
Шесть - на место тихо сесть.

V. Изучение нового материала.

- Ребята, а сейчас мы с вами откроем наши учебники на странице 47 и начнём читать рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

- Сначала читать начну я, а потом продолжите вы, я буду говорить, кто будет продолжать читать.

Первичное восприятие

- Ребята вам понравился рассказ? Чем именно он вас впечатлил

Что взволновало вас больше всего при слушании рассказа? Почему?

Когда Дагни поняла ценность подарка, который сделал ей великий композитор?

В чем ценность этого подарка?

Что делал Григ в лесу?

Зачем он так часто приходил в лес?

Найдите в тексте и прочтите описание осеннего леса.

грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев

Почему Паустовский так красиво описывает этот край?

- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.(4).

- О чем говорится в каждой части?

(1 - встреча композитора и девочки; 2 - о том, как Григ писал музыку для Дагни; 3 - Дагни у тетушки; 4 - на концерте).

VI. Закрепление изученного

С кем встретился в лесу Григ?

Что делала в лесу Дагни?

Что пообещал Григ девочке?

Почему он решил сделать ей подарок?

Почему не захотел сделать его сразу?

Когда же Дагни должна получить подарок?

В каком городе Григ писал музыку для Дагни?

Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?

Зачем в рассказ включено это красивое описание?

- Итак, ребята, у нас есть 4 команды и как мы с вами выяснили 4 части в произведении. Предлагаю вам пересказать каждой команде данную ей часть, но не просто пересказать, а какой-то фрагмент убрать, чтобы другие команды обнаружили, что вы нам не рассказали. На подготовку у вас есть 5 минут.

(во время работы в группах звучит музыка Грига "Танец Анитры" )

Пересказ фрагментов.

- Молодцы, хорошо ребята.

VII. Домашнее задание.

- Ребята, дома вам предстоит ещё раз прочитать рассказ «Корзина с еловыми шишками» и пересказать, а так же выберите для себя героя, который вам больше всего понравился и охарактеризуйте его.

VIII. Подведение итогов урока.

- Ребята, с каким рассказом мы сегодня на уроке с вами познакомились?

- Кто автор этого рассказа?

- Понравился ли вам этот рассказ? Почему?

- Хорошо, молодцы ребята вы сегодня отлично поработали, до свидания.

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.