Разработка урока на тему К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (Чтение, 4 класс)
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (4 класс)
Тема. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Цель:
Образовательная:
- углубить знания о творчестве К.Г.Паустовского;
- совершенствовать умения работать с текстом;
- развивать навык чтения;
- формировать творческое воображение через умение представлять картины. Развивающая:
- развивать речь учащихся;
- умение работать в группах;
- расширять кругозор детей;
- обогащать словарный запас.
Воспитательная:
- воспитывать нравственные качества;
- воспитывать умение работать в группах.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Портреты К. Паустовского, Э. Грига, сюжетные картинки, иллюстрации, компьютер с колонками.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с жизнью и творчеством Бориса Степановича Житкова и его произведением «Как я ловил человечков».
- Давайте посмотрим, как хорошо вы запомнили этот рассказ.
Вопросы
1) О чем говорится в рассказе?
2) Как звали главных героев?
3) Как мальчик сделал так, что бабушка оставила его дома? Ответ найдите и прочитайте в тексте.
4) Кто сможет пересказать данный рассказ?
5) Чему как вы думаете, учит нас этот рассказ?
6) Ребята, как вы думаете, какая главная мысль в этом рассказе?
- Молодцы, ребята.
III. Актуализация умений и навыков.
Скороговорка:
Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.
Звучит музыка Э.Грига «Утро» (из сюиты Пер Гюнт) Корзина с еловыми шишками.
Вступительная беседа.
– Музыка успокоила нас. Она может и развеселить, и заставить сопереживать, и вызвать другие глубокие чувства. За что мы бываем благодарны музыкантам: композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему ее. Среди слов, записанных на доске, найдите имя композитора. Что вы знаете о Григе?
Рассказ учителя о композиторе.
Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер. Жил в 1843-1907г.г. Ярко претворил в своих произведениях норвежский музыкальный фольклор. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.
IV. Сообщение темы и цели.
– Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского о композиторе Э. Григе и его музыке. Называется рассказ “Корзина с еловыми шишками”.
Рассказ о К.Г. Паустовском, Э. Грике
- Ребята, вы предварительно были поделены на четыре группы, вы получили задания. 1 и 2 группа найти информацию о К. Паустовском, а 3 и 4 группа о Э. Григе.
- Давайте вы поочереди будете выходить и рассказывать, что же вы интересного узнали об этих людях.
1 группа: Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.
Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.
Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.
2 группа: В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.
На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.
- О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?
(о композиторе Эдварде Григе)
- Я предоставляю слово ребятам 3, 4 группы.
(рассказ детей о Григе)
3 группа: Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.
Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.
4 группа: Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.
День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.
- Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
V. Изучение нового материала.
- Ребята, а сейчас мы с вами откроем наши учебники на странице 47 и начнём читать рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
- Сначала читать начну я, а потом продолжите вы, я буду говорить, кто будет продолжать читать.
Первичное восприятие
- Ребята вам понравился рассказ? Чем именно он вас впечатлил
– Что взволновало вас больше всего при слушании рассказа? Почему?
– Когда Дагни поняла ценность подарка, который сделал ей великий композитор?
– В чем ценность этого подарка?
– Что делал Григ в лесу?
– Зачем он так часто приходил в лес?
– Найдите в тексте и прочтите описание осеннего леса.
грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев
– Почему Паустовский так красиво описывает этот край?
- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.(4).
- О чем говорится в каждой части?
(1 - встреча композитора и девочки; 2 - о том, как Григ писал музыку для Дагни; 3 - Дагни у тетушки; 4 - на концерте).
VI. Закрепление изученного
– С кем встретился в лесу Григ?
– Что делала в лесу Дагни?
– Что пообещал Григ девочке?
– Почему он решил сделать ей подарок?
– Почему не захотел сделать его сразу?
– Когда же Дагни должна получить подарок?
– В каком городе Григ писал музыку для Дагни?
– Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?
– Зачем в рассказ включено это красивое описание?
- Итак, ребята, у нас есть 4 команды и как мы с вами выяснили 4 части в произведении. Предлагаю вам пересказать каждой команде данную ей часть, но не просто пересказать, а какой-то фрагмент убрать, чтобы другие команды обнаружили, что вы нам не рассказали. На подготовку у вас есть 5 минут.
(во время работы в группах звучит музыка Грига "Танец Анитры" )
Пересказ фрагментов.
- Молодцы, хорошо ребята.
VII. Домашнее задание.
- Ребята, дома вам предстоит ещё раз прочитать рассказ «Корзина с еловыми шишками» и пересказать, а так же выберите для себя героя, который вам больше всего понравился и охарактеризуйте его.
VIII. Подведение итогов урока.
- Ребята, с каким рассказом мы сегодня на уроке с вами познакомились?
- Кто автор этого рассказа?
- Понравился ли вам этот рассказ? Почему?
- Хорошо, молодцы ребята вы сегодня отлично поработали, до свидания.
котова татьяна михайловна
Белкина Надежда Владимировна