Урок литературного чтения в 4 классе «К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»»
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе УМК«Гармония», учитель Барашева И.И.
Тема |
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
Цели |
Образовательные: Продолжение изучения творчества К.Г.Паустовского; совершенствование умения работать с текстом; развитие навыка чтения; развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах. Воспитывать: нравственные качества ,творческие способности учащихся, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные УУД: Формировать нравственно-этические ориентиры. - Регулятивные УУД: Планировать деятельность. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. Развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении. - Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Формировать навыки сотрудничества при проведении игр «Радиотеатр», «Театр». - Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью определения идеи, с точки зрения соответствия пословицам. |
Планируемый результат |
Предметные: Уметь: определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; создавать небольшой устный текст на заданную тему. Личностные: Знать и придерживаться нравственно-этических ориентиров. Метапредметные Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия |
Идея, основная мысль |
Межпредметные связи |
литературное чтение, музыка, русский язык, география |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Учебник «Литературное чтение», 4 класс, часть 2. О.В.Кубасова Тетрадь к учебнику «Литературное чтение», 4 класс, О.В.Кубасова Учебная презентация |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах |
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
||||
Предметные |
УУД |
|||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточнение типа урока; уточнение тематических рамок. |
Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. |
Уточняет тематические рамки. |
Звучит музыка Э.Грига.(эмоциональный настрой) и слайдшоу с видами Норвегии. Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие. Кто догадался куда? (анаграмма на слайде РЯНИГОВЕ) Норвегия – родина великого композитора Эдварда Грига. Но почему же на уроке литературного чтения мы заговорили о музыканте и композиторе? Обратите внимание на девиз урока: « Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно свое…» (К.Г.Паустовский.) |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
||||
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. |
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. |
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися |
Постарайтесь объединить услышанные версии. Можем ли мы сразу обозначить тему урока и какую роль в этом играет музыка? Какие произведения К.Паустовского вы знаете? О чем они? |
Прогнозирование работы по названию произведения. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
|||
III. Подготовка к восприятию (5 мин) Цели: выполнение заданий подготовительных упражнений; работа со справочным материалом |
Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют задания речевой разминки. |
Организует подготовительную работу. |
Сообщение 1 группы: биография К.Г. Паустовского. В конце сообщения – подарок корзинка с шишками. Странный подарок, необычный. Что же с ним делать? Речевая разминка: Скороговорка «На ёлке шишки, на столе книжки» (чтение шёпотом, медленное чтение с ускорением, чтение в парах) |
Отвечать на вопросы, построив речевые высказывания. |
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания. (Коммуникативные УУД)
|
|||
IV. Первичное чтение. Обсуждение прочитанного (15 мин) Цель: знакомство с текстом, первичное обсуждение прочитанного. |
Участвуют в комбинированном чтении. Отвечают на вопросы по содержанию. Выполняют работу в парах |
Организует первичное чтение. Задает вопросы по содержанию прочитанного. Контролирует выполнение задание учащимися. |
Первичное чтение комбинированное Какие чувства у вас вызвал рассказ? Какие впечатления, мысли возникли у вас при чтении? Каков этот рассказ по характеру? Физминутка Теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей. - О чем говорится в каждой части? (1 - встреча композитора и девочки; 2 - о том, как Григ писал музыку для Дагни; 3 - Дагни у тетушки; 4 - на концерте) - Предлагаю вам составить словесный и картинный план рассказа. - Обобщая ваши высказывания, можно составить такой план: 1. Встреча. 2. В доме композитора. 3. Дагни в гостях. 4. На концерте. Слайд 4. |
Выявлять основную мысль произведения. Отвечать на вопросы по осмыслению прочитанного. |
Ориентироваться в тексте; анализировать произведение. (Познавательные УУД). Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания. (Коммуникативные УУД) |
|||
V. Выразительное чтение и анализ прочитанного ( 13 мин) Цель: обучение выразительному выборочному чтению, анализ прочитанного. |
Выполняют выборочное чтение в соответствии с заданием учителя. Выполняют задания учебника. |
Создает проблемные ситуации для проведения выборочного чтения. |
Чтение по частям Часть первая Как познакомились герои произведения? Перечитайте их диалог. - Какой подарок решил сделать композитор девочке и почему именно ей? - Что надеялась получить Дагни в подарок? -Почему Григ отсрочил подарок? Какими художественными средствами языка пользуется писатель? Работа в группах Задание каждой группе: 1 группа - описание дома композитора. 2 группа - описание лета, белых ночей (с. 54, 3 абзац) 3 группа - описание музыки (с. 56, 4 абзац) 4 группа - описание зимы (с. 51, 4,5 абзац) 5 группа - описание осени (с. 47, 5 абзац) Заполните таблицу в тетради
- Как мы назвали вторую часть? - С чем сравнивали друзья дом композитора? - Что было единственным украшением этого дома? - Дом был бедным и пустым. А счастлив ли там был Григ? (с. 139)- выборочное чтение - В чём заключалось счастье для великого композитора? - Долго ли Григ писал музыку в подарок для Дагни? - Что изменилось за это время в природе? - Зачем опять К. Паустовский включает описание природы? - Прошло время, Дагни покидает родной дом. - По какой причине она делает это? - Куда любила ходить Дагни в городе? Почему она плакала после спектаклей? (Она осталась такой же чуткой и впечатлительной, какой была в детстве) -Какое чудо случилось с ней однажды на концерте? - Какие чувства испытала она, Магда, Нильс, когда объявили посвящение? (зачитать) - Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыке? (с. 143) -Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига (Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.) -Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе: |
Выполнять выборочное чтение в соответствии с поставленной задачей. |
Ориентироваться в тексте; анализировать произведение. (Познавательные УУД). Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания. (Коммуникативные УУД) |
|||
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин) Цели: Оценивание качества своей работы на уроке; выполнение рефлексии своей деятельности. |
Оценивают свою работу на уроке |
Организует рефлексию, выставляет отметки за урок. Дает инструкцию по домашнему заданию. |
Писатель К. Г. Паустовский и композитор Э.Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой побуждают в нас добрые чувства Подумайте дома над вопросом «Чем должен жить человек?» Работа с рефлексивным плакатом ДОМА: с.69-82, подготовить отрывки для радиоспектакля, сообщение о Григе, вопросы с.83-84 |
Подводить итоги своей деятельности на уроке. Отвечать на вопросы по выявлению идеи произведения. |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |