12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бисерова Наталья Николаевна2448
Россия, Новосибирская обл., д. Малая-Томка

Киберугрозы: основные методы защиты
PPTX / 3.45 Мб

/data/files/w1650498677.pptx (Киберугрозы: основные методы защиты)план-конспект внеклассного занятия


1. Тема занятия. Киберугрозы: основные методы защиты

2. Цель, задачи и результаты обучения.

Цель: обратить внимание учащихся на возможные угрозы в сети Интернет, повысить грамотность учащихся в вопросах безопасности в сети, формировать общепринятые нормы поведения в сети.

Задачи:

Ознакомить учащихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет.

Выработать правила безопасного поведения в сети.

Выработать необходимость использования в сети общепринятых нравственных норм поведения.

Ожидаемые результаты:

повышение уровня осведомленности учащихся о проблемах безопасности при использовании сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.

формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета.



3. Указание класса, где планируется или проведено занятие. 7 класс


3.   Оборудование.: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

4.   Форма проведения.

Беседа.

5. Ход занятия с кратким описанием этапов и деятельности учащихся и учителя на каждом из них.



Этап выполнения задания, разработки 

деятельности учащихся и учителя

деятельности учащихся

Организационный этап


Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Натраиваются на работу.

Мотивационный этап

Отгадайте загадку.

- Есть такая сеть на свете

Ею рыбу не поймать.

В неё входят даже дети,

Чтоб общаться, иль играть. Информацию черпают,

И чего здесь только нет!

Как же сеть ту называют? Ну, конечно ж, (Интернет)

Занятие начинается показом социального видеоролика «Безопасный интернет - детям!».

https://www.youtube.com/watch?v=TSQN-dMehFA

После просмотра ролика учитель объявляет тему занятия и предлагает ученикам самим сформулировать цель занятия.

Вступительное слово учителя.

Мы живем в век информационных технологий, достаточно много времени проводим в сети в поисках информации, готовясь к занятиям, или просто отдыхая. Мы общаемся с друзьями, участвуем в дискуссиях, обсуждаем новости, оставляем комментарии, выкладываем фотографии. Очень важно научиться правильно вести себя в сети Интернет, знать правила безопасности и этичного поведения. Сегодня мы с вами об этом и поговорим.


Отгадывают загадк.







Смотрят ролик формулируют тему

Слушают учителя

Деятельностный этап

1. Приветствие.

«Расшифруйте свое имя». Подберите на каждую букву своего имени слово, которое вас характеризует. На размышления дается лишь 2 минуты, достаточно расшифровать 2-3 буквы. Назовите имя и характеристики, которые вам удалось придумать.

2. Создание никнейма.

Поскольку, сегодня наш классный час о виртуальном мире, давайте придумаем себе никнейм

Ник пользователя - это виртуальное имя, которое он выбирает при регистрации на ресурсе. Ник может быть совершенно любым - от вашего имени-фамилии до названия любимого цветка.

Ник, он же никнейм, произошел от английского слова nickname и переводится как "кличка" или "прозвище".

Сегодня никнейм в Интернете, является вашим лицом в сети, которое при желании может отражать вашу истинную сущность, стремления и характер. Никнейм в сети это не просто способ самоидентификации среди таких же, как и вы, сетевых жителей, это также начало названия вашего почтового ящика типа "nickname@адрес_сервиса.ru", имя для входа на форум, в чат, в онлайн игру, да и в любой другой сервис в котором будет необходимо представиться

- Для чего пользователи придумывают ники?

- Виртуальная реальность, как и любое пространство, несомненно, обладает и достоинствами и недостатками. Существование кибер-опасностей так же неоспоримо, как польза и удовольствие от использования Интернет-ресурсов. За безопасностью пользователей следят государственные структуры, а также и сотрудники Интернет сервисов, администраторы сайтов, модераторы. Однако ежедневно появляются новые жертвы, пострадавшие чаще всего из-за отсутствия грамотности в вопросах безопасности.


А сейчас мы поговорим об угрозах сети, о них вам расскажут...(ф.и подготовленных детей)


-А сейчас вы посмотрите информацию и узнаете о вирусах еще кое-что.


https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/kompiuter-kak-universalnoe-ustroistvo-dlia-raboty-s-informatciei-13602/vredonosnoe-programmnoe-obespechenie-6749705/re-0597d9eb-7a45-41df-8563-b68f5549eef6




- Кто расскажет, как защитить себя от спама и фишинга?

- Советы от команды экспертов «Лаборатории Касперского»Заведите себе несколько адресов электронной почты .

Лучше всего иметь по крайней мере два адреса электронной почты.

Личный адрес электронной почты.

Этот адрес должен использоваться только для личной корреспонденции.

«Публичный» электронный адрес.

Используйте этот электронный адрес для регистрации на общедоступных форумах и в чатах, а также для подписки на почтовую рассылку и другие интернет-услуги.

Никогда не отвечайте на спам.

Подумайте, прежде чем пройти по ссылке «Отказаться от подписки». Своевременно обновляйте браузер .


- А Как не испортить себе настроение при общении в сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора» об этом вам расскажет... (Ф.И.ребенка)


















- А как защитить себя о грубости в интернете?


- Если вы замечаете, что вам грубят, провоцируют на ссору или намеренно злят, самым верным решением будет немедленно закончить разговор или игнорировать сообщения данного пользователя на форуме/сайте. Не доставить грубияну удовольствия видеть ваш гнев или обиду будет лучшим наказанием для него, ибо его цель не достигнута.

- Ребята представьте ситуацию. Вы в сети, на форуме обсуждаете определенную интересующую вас тему, вдруг на ваши добропорядочные комментарии обрушивается с грубостью оппонент. Ваши действия?...


-Следующая опасность в интернете это кибер-буллинг об этом вам расскажет... (Ф.И.ребенка)


































































- Несколько советов, для преодоления этой проблемы:

1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство.

2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности.

3. Храни подтверждения фактов нападений.

4. Игнорируй единичный негатив

5. Блокируй агрессоров.

6. Не стоит реагировать на агрессивные сообщения



А сейчас я вам напомню пять советов, которые помогут обеспечить безопасность в Интернете (от Центра безопасности компании Microsoft)

1.Защитите свой компьютер

2. Постоянно обновляйте все программное обеспечение (включая веб-браузер)

3. Установите законное антивирусное программное обеспечение

4. Брандмауэр должен быть всегда включен.

5. Установите на беспроводном маршрутизаторе защиту с помощью пароля.


-И не забывайте. Всегда проверяйте флеш-накопители (или USB-накопители)

-Не переходите по ссылкам и не нажимайте кнопки во всплывающих сообщениях, которые кажутся подозрительными.

-Обеспечьте защиту секретной личной информации

-Никогда не отвечайте на просьбы прислать деньги от «членов семьи», на сообщения о розыгрышах лотереи, в которых вы не участвовали, или другие мошеннические сообщения.

-Используйте надежные пароли и храните их в секрете. Придумайте пароли, представляющие собой длинные фразы или предложения и содержащие сочетание строчных, прописных букв, цифр и символов. -

-Используйте на разных сайтах разные пароли.

-Позаботьтесь о своей безопасности и репутации в Интернете

- Более безопасное использование социальных сетей

Никогда не публикуйте информацию, которую вы не хотели бы видеть на доске объявлений.

- Периодически анализируйте, кто имеет доступ к вашим страницам, а также просматривайте информацию, которую эти пользователи публикуют о вас. Настройте список пользователей, которые могут просматривать ваш профиль или фотографии. Подходите избирательно к предложениям дружбы


Давайте посмотрим видео-ролик о о правилах поведения в интернете

hhttps://www.youtube.com/watch?v=W_XwekfKdnY




- А сейчас проверит , что вы усвоили. Пройдите тест

https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/kompiuter-kak-universalnoe-ustroistvo-dlia-raboty-s-informatciei-13602/vredonosnoe-programmnoe-obespechenie-6749705/re-3817fb2e-81d6-418c-99fe-5ee654130718/pe?resultId=3742872188&c=1


https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/kompiuter-kak-universalnoe-ustroistvo-dlia-raboty-s-informatciei-13602/vredonosnoe-programmnoe-obespechenie-6749705/re-b4c3ca75-9d79-4550-a11a-8d217993fbc6/pe?resultId=3742872245&c=1

Учащиеся придумывают слова, характеризующие их (Ответы учащихся: Светлана – спортивная, великолепная, ..активная, трудолюбивая…).



( Дети записывают никнейм на своем бейджике













(Ответы детей)).


(Сообщения подготовлены учащимися в качестве домашнего задания)

Вирусы скрытно проникают в компьютерные систе-

мы, и без эффективной защиты бороться с ними невозможно. Чтобы вирусы проникли в компьютер, достаточно всего лишь открыть вложение в электронном письме (при этом совершенно не обязательно, чтобы письмо было отправлено неизвестным адресатом, хорошо известный компаньон также может прислать вирус, если

ранее его компьютер был заражен). Некоторым вирусам достаточно уже того, что компьютер просто подключен к локальной сети, к которой подключен и зараженный компьютер. Для распространения значительного числа вирусов используют съемные накопители информации (флешки, мобильные жесткие диски и оптические носители). Вирусы могут нарушить работоспособность компьютеров и программ, уничтожить файлы, используя для своих целей трафик, каналы связи, рассылая спам.

Смотрят,



Спам и фишинг ( 2 ученика)

Спам — это электронный эквивалент бумажной рекламы, которую бросают в ваш почтовый ящик. Однако спам не просто надоедает и раздражает. Он опасен, особенно если является частью фишинга. Во время чтения электронной почты или просмотра страниц в Интернете следует помнить про мошенников, которые стремятся похитить ваши личные данные или деньги, а, как правило, и то, и другое. Такие мошеннические действия или схемы называются «фишингом» (от английского слова «fish», что означает «рыба» или «рыбачить»), так как их цель – «выудить» у вас ваши персональные данные.

Спам в огромных количествах рассылается по электронной почте спамерами и киберпреступниками



(Сообщение учащегося)

Грубость в интернете.

(1 ученик)

Существует в Интернете особая категория пользователей, с которой лучше никогда не встречаться. Это так называемые сетевые хамы и форумные тролли, развлекающиеся провокациями своих собеседников в Интернете. Зачем они это делают? Чтобы получить удовольствие от негативной реакции других людей. Такие пользователи преднамеренно идут на конфликт и доводят собеседника до нервного срыва, который может выплеснуться в онлайн. Чаще всего этим занимаются люди с комплексами неполноценности, которых обижают в реальной жизни – и потому они пытаются отыграться в Интернете. Анонимность в Сети позволяет им представлять себя совершенно другими и – главное – быть уверенными в своей безнаказанности, поэтому они пишут и делают такие вещи, которые в реальной жизни никогда бы не рискнули сотворить в присутствии оппонента. По причине как неизвестности, так и недосягаемости, «травить», оскорблять и провоцировать людей, кажется им забавным занятием. Встретить сетевых хамов можно в любом уголке Интернета: в чатах, в аське, в социальных сетях, на сайтах знакомств, на форумах и по электронной почте. Необходимо уметь отличать их от нормальных собеседников, дабы не тратить время и нервы впустую.

(ответы детей)










Разбирают ситуацию.



(Сообщение 2 учащихся)

Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения — быковать. кибер-буллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе. Кибер-буллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого — шутки, которые не воспринимаются всерьез, на радикальном же — психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Есть также понятие буллицида — гибели жертвы вследствие буллинга.


Исследователи выделили восемь основных типов буллинга:(2-ой учащийся)

1. Перепалки, или флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети. Иногда превращается в затяжной конфликт (holywar — священная война). На первый взгляд, флейминг — борьба между равными, но при определенных условиях она может превратиться в неравноправный психологический террор. Неожиданный выпад может вызвать у жертвы сильные эмоциональные переживания.

2. Нападки, постоянные изнурительные атаки (harassment) — повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву

3. Клевета (denigration) — распространение оскорбительной и неправдивой информации.

4. Самозванство, перевоплощение в определенное лицо— преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, ведет переписку.

5. Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение— получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.

6. Отчуждение (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть.

7. Киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.

8. Хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия.


Слушают советы



































Смотрят видеоролик

Анализируют правила.







Проходят тест

Итогово-рефлексивный этап

Ребята, представьте себя на месте ваших родителей.

Ситуация 1. Ваш ребенок предпочитает компьютер прочим занятиям: домашним поручениям, учебе, общению со сверстниками; проводит большую часть времени в сети. Что с ним происходит? Ваши действия?...

Ситуация 2. Ваш ребенок проводит много времени в интернете, стал замкнутым, раздражительным, агрессивным. Ваши действия?...

-Ребята, большое спасибо вам за интересную и важную информацию. Я уверена, что вы стали более грамотными в вопросах безопасности, и ваше путешествие по сети будет приносить вам пользу и радость познания в процессе обучения и вашем дальнейшем интеллектуальном развитии. Удачи Вам!


Разбор ситуаций в группе









- Дети выписывают на стикеры самые главные советы по безопасности в сети и прикрепляют на баннер – памятку по безопасному и этичному поведению в сети Интернет.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Светлана)), 06.06.22 в 22:28 0Ответить Пожаловаться
Уважаемая Наталья Николаевна! Спасибо большое за предоставленную разработку! Очень помогла в подготовке к занятию и сдаче практической работы на курсах!)) Творческих Вам успехов и плодотворной работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.