Урок математики в 6 классе «Основные методы решения линейных уравнений»
Основные методы решения линейных уравнений (6 класс).
Учитель математики |
Сабирова Раиса Аглямовна |
Цели деятельности учителя |
Главная дидактическая цель: закрепить правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, правила решения уравнения умножая (деля) на одно и тоже число, отличное от нуля; повторить алгоритмы решения линейных уравнений; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; понимание причин успешности учебной деятельности. Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации; организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); уметь выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знают правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, правила решения уравнения умножая (деля) на одно и тоже число, отличное от нуля;знают алгоритм решения линейного уравнения, умеют решать линейные уравнения. Личностные: умеют осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные – умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение; коммуникативные – умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; аргументировать свое мнение и позицию; познавательные – умеют ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя). |
Основные понятия |
Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых, линейное уравнение, корни уравнения. |
Образовательные Ресурсы |
1).ФГОС. Урок математики в средней школе. http://fgos-matematic.ucoz.ru/ 2) Математика: уроки, тесты, конспекты, презентации: http://kopilkaurokov.ru/matematika; 3) Хостинг методических материалов для учителей: http://uchetelyam.su/; 4) Учебник (Виленкин Н.Я.,Математика, 6 класс, М.: Просвещение, 2015) |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа. |
Тип урока: закрепление новых знаний и способов действий (Урок-отработка навыков решения уравнений).
Технология проведения |
Деятельность |
Задания для учащихся, выполнение |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные |
||||
1.Мотивация к учебной деятельности. Актуализирует требования к ученику с позиций учебной деятельности. Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. |
– Проверим домашнее задание? – С каким настроением сегодня вы пришли на урок? Прошу определиться и показать соответствующий смайлик. - Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? – Сегодня мы продолжим изучать тему «Линейное уравнение. Основные методы решения уравнений». -На прошлом уроке мы с вами решили задачу и ответили на вопрос: сколько лет Диофанту? Я попросила вас узнать о нем и ознакомить всех. Кто подготовил информацию? -Как появились уравнения? Кто их придумал? -Многие математики занимались решением уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы должны узнать сами, решив несколько уравнений. -------------------- Итак, вы узнали это имя-Виет. -Какие сложности возникли при выполнении домашнего задания? -Что нужно знать, чтобы научиться хорошо решать уравнения? ----------------------- -Ребята при решении уравнений часто возникают вопросы на действия чисел с разными знаками. Поиграем? |
(2 слайд) С каким настроением я пришел на урок? Я – разный – и натруженный и праздный,
-------------------------------------------------- (3 слайд) УГАДАЙКА. «нелийное внеурание» (открывается на экране.) -------------------------------------------------- (4 слайд) Уравнения для меня важнее, потому что политика - для настоящего, а уравнения – для вечности. А.Эйнштейн -------------------------------------------------- Историческая справка. (о Диофанте) ------------------------------------------------ (5 слайд) Историческая справка. Как появились уравнения? Кто их придумал? 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения. Греки унаследовали знания Египтян, и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий ученый Диофант. Большой вклад внес среднеазиатский ученый Мухаммед аль Хорезми (|X век). Уравнения аль Хорезми решает с помощью двух приемов: а) ал-джабр («восстановление»), т. е. перенесение вычитаемых (отрицательных) членов из одной части уравнения в другую; б) ал-мукабала («противоставление») –отбрасывание из обеих частей уравнения одинаковых членов, вроде нашего приведения подобных членов. ----------------------------------------------- (6 слайд) 3х-6=х-8 8х-1=5х+8 8х+9=3х+15 -6х=-4х+16
Т В Е А И -8 -1 1,2 0,5 3 Виет. ------------------------------------------------- (7 слайд) Это имя-Виет. Франсуа Виет – великий французский математик. Он положил начало алгебре как науке о преобразовании выражений и решении уравнений в общем виде. Виет был первым, кто ввел буквенное обозначение как неизвестных, так и данных величин. Он создал понятие математической формулы как таковой. Благодаря этому открытию, Виет внес огромный вклад в создание буквенной алгебры. Более подробно вы познакомитесь с трудами Виета в старших классах. (8 слайд) Вопросы к устному зачету. 1.Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+»? 2. Как можно найти значение выражения, противоположное сумме нескольких чисел? 3.Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-»? 4.Что называют числовым коэффициентом выражения? 5. Чему равен коэффициент выражения ах? А выражения –ах? 6. Какие слагаемые называют подобными? 7. На основании какого свойства умножения выполняют приведение (сложение) подобных слагаемых? 8. Какое уравнение называют линейным уравнением с одним неизвестным? 9. Изменятся ли корни уравнения, если обе части уравнения умножить (разделить) на число, не равное 0? 10. Правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую. -------------------------------------------------- (9 слайд) Разминка: «Да» и «Нет» не говорите. Любое положительное число больше 0 Любое отрицательное число больше 0 Любое положительное число меньше любого отрицательного числа Любое положительное число больше любого отрицательного числа Из двух отрицательных чисел большим будет то, у которого модуль меньше Два противоположных числа всегда равны Если у отрицательное число, то – у >0 Молодцы, ребята. А сейчас поиграем. -------------------------------------------------- (10слайд) Домино |
Отвечают на вопросы учителя, консультанты дают оценку по результатам проверки домашней работы. Выбирают каждый свой смайлик, соответствующий их настроению. Отвечают: -«Линейное уравнение» (по желанию) Ребята рассказывают то, что узнали о Диофанте. Ребята знакомятся с исторической справкой. Решают уравнения. Отвечают: - Виет. -Правила. Работа в парах. Ребята отвечают друг другу на вопросы устного зачета. Верно - руки вверх. Неверно- правая рука вверх (молча). Играем в домино, решая примеры на все действия чисел с разными знаками. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей. Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Личностные: уметь выделять нравственный аспект поведения.
|
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения. Создает условия для выполнения учащимися пробного учебного действия. Выявляет место и причину затруднения. |
----------------------- -Молодцы. А сейчас ДОМИНО, которое вы сами подготовили. |
(11слайд) Найди соответствие: -2х=18 2 7у=-0,07 -10 5х+7=-8 0 -10а=10а-40 -9 -а=5а+12 9 -2(х-3)=-12 1 7(в+2)=-56 -2 -7а+9=2 -0,01 17-3х=17 -3 -------------------------------------------------- Работа в группе |
Фронтальная работа. Выполняют устно задание, комментируют действия, отвечают на вопросы. Ответы с места. Играют в домино в группе по 4 человека: решают уравнения. (дают оценку товарищам) |
Используют различные приемы проверки правильности выполнения заданий |
Регулятивные: уметь определять цель учебной деятельности самостоятельно, осуществлять поиск средств ее достижения. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию |
III. Закрепление с проговариванием во внешней речи. Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи |
- Ребята, какие трудности вызвало у вас решение уравнений. ----------------------- -Ребята, вы повторили алгоритм решения линейного уравнения, а сейчас примените его при решении. ------------------------А сейчас проверьте свое решение по эталону. ----------------------- -Ребята, мы основательно подготовились: повторили правила, алгоритм решения уравнений. -А сейчас самостоятельная работа с последующей самопроверкой. -Вспомним частные случаи, которые встречаются при решении уравнений. |
(12слайд) Алгоритм решения уравнения 1. Раскрыть скобки в уравнении, если они есть. 2. Перенести слагаемые с переменной в одну часть уравнения, а слагаемые без переменной - в другую часть уравнения, изменив при этом их знаки. 3. Привести подобные слагаемые. 4. Найти корень уравнения. 5. Выполнить проверку. 6. Записать ответ. -------------------------------------------------- (13слайд) Решение уравнения 1 вариант. 3 (х +2)+9=7(х-3) 2 вариант. 4(х-3) –6= 5(х+4) -------------------------------------------------- (13слайд) ЭТАЛОН 1вариант. 3х+6+9=7х-21 3х-7х=-21-6-9 -4х=-36 х=9 2 вариант. 4х-12-6=5х+20 4х-5х=20+12+6 -х=38 х=-38
-------------------------------------------------- (14слайд) Самостоятельная работа 1вариант. а) 5x-3=4x+7 б)-8a+9=-9a-3 в)(х-8)/7=3/14 2вариант. а)-3х-2=5х+6 б)7а+1=8а+9 в)(х-3)/3=4/15 -------------------------------------------------- (15 слайд) Самопроверка. 1в. 2в. а) 10 а)-1 б)-12 б)-8 в) 9,5 в) 3,8
(16 слайд) Частный случай (если останется время) аХ=0, (a≠0) Х=0 0X=0 Х-любое 3. 0X=а, (a≠0) нет корней |
-Трудно: при переносе слагаемых, при раскрытии скобок допускаются ошибки. Проговаривают алгоритм (потом проверяют на экране).
Решают уравнение в тетради. Самопроверка по эталону. Проверяют по эталону. (Один ученик комментирует решение). Выполняют задания самостоятельно в тетрадях. Проверяют ответы. Ребята вспоминают уравнения, которые вызвали затруднения. |
Умеют переносить слагаемые из одной части уравнения в другую; умеют решать уравнения, раскрывая скобки. |
Регулятивные: уметь оценивать и корректировать свои действия в соответствии с учебной задачей. Познавательные: уметь выполнять действия по алгоритму, ориентироваться на разнообразие способов решения задачи |
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Организует фиксирование нового знания, рефлексию, самооценку учебной деятельности |
Даю оценку классу: МОЛОДЦЫ. |
- Давайте подведем итоги. Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? - Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? -Оцените свою работу в контрольных листах. - Какое сейчас у вас настроение? - Довольны ли вы собой. - Кого бы вы хотели сегодня похвалить из своих друзей и за что? -------------------------------------------------- (17 слайд) Найти коэффициент произведения: 6а(-2) Привести подобные слагаемые: 2а+3а-6а Найти коэффициент произведения: -7m(-3n) Решить уравнение: -3х=9-3х Решить уравнение: 7х=-7х Решить уравнение: 0х=-55 Упростить: -3ав*2с М О Л О Д Ц Ы. -12 -а 21 люб. 0 н. к. -6авс ------------------------------------------------- Рефлексия «Дерево знаний». Домашнее задание: № 1369(а,б),1376 Дополнительно:№1382. |
Осуществляют самооценку. Дают оценку товарищу. Решают, отвечают на вопросы, получают слово: МОЛОДЦЫ. Прикрепляют свои смайлики(в виде яблок) на доске, где изображена яблоня. Записывают домашнее задание. |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |