Доклад на тему «Основные цели к использованию метода проектов»
Работа над проектом опирается на четыре ключевых понятия: «выбор», «инициатива», «сотрудничество» (или совместная деятельность), «успех». Причём «выбор» является способом порождения «инициативы». Для реализации «инициативы» необходимым условием является организация «совместной деятельности» (сотрудничества) студентов и преподавателей. А результатом является успех каждого участника проекта.
Прежде чем приступить к осуществлению проекта, участникам проекта необходимо ответить на вопрос: какова цель проекта и оправдано ли педагогически применение его как метода?[1]
Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами:
«зачем?»;
«для чего (кого)?»;
«как?».
Первое требование - это наличие либо субъективно, либо социально значимой для студента проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается студентам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности учащиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы - это и есть ответ на вопрос "зачем?".
Второе требование: необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов, т.е. студент должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.
Третья важная характеристика метода проектов - его самостоятельность, которая определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.
Рис.1. Планируемые результаты использования метода проектов
Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений. [2]
В полной форме работа над проектом проходит пять этапов:
Этап 1. Подготовительный (определение темы, целей проекта и конечного продукта);
Этап 2. Планирование (уточнение количества участников, формирование групп, распределение обязанностей, определение источников информации, ознакомление с критериями оценки результатов, составление оптимального плана работы);
Этап 3. Реализация проекта (сбор и обработка информации, решение возникающих вопросов и проблем, корректировка планирования, оформление документации проекта);
Этап 4. Презентация проекта (представление результатов проекта аудитории, ответы на вопросы, интерпретация полученных результатов);
Этап 5. Осмысление и оценка проекта (подведение итогов, оценка итоговых и промежуточных результатов, самоанализ работы в группах).
Рис. 2. Модель процесса управления проектом
Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Таблица 2. Цели использования проектной деятельности
Какие вопросы задавать?
|
Закрытые вопросы
|
Ориентированы на проверку фактического знания; Содержат ограниченный спектр возможных правильных ответов: Пример: Как устроена кровеносная система человека? Направляют мысль обучающегося; Обеспечивают обучающихся базовыми знаниями для ответов на другие вопросы. |
Открытые вопросы
|
Строятся на основе фактического знания; Требуют поиска, исследования, размышления перед полным ответом; Имеют много разных ответов, стимулируют обсуждение, дискуссию, поиск; Требуют более глубокого обдумывания темы; Побуждают обучающихся конструировать свое знание в процессе ответа на вопрос; Обычно начинаются с ключевых слов, таких как почему и каким образом; Вопросыпочемучасто требуют рассмотрения отношений между переменными и анализа информации; Вопросыкаким образомведут к решению проблемы и синтезу информации; Вопросыкоторый ведут к продуманному принятию решения, а вопросы что - к рефлексии; Возможно использование других ключевых слов, но реже. |
|
Как выбрать тему?
|
Не должна |
Заменять учебные предметы. |
Должна
|
Встраиваться в предмет; Дополнять и углублять содержание предмета. |
|
Форм-ка темы (названия) проекта
|
в названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна; название должно выражать главную идею; название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание; название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.
|
|
Проектный продукт |
Мульти-медийный продукт:
|
мультимедийная презентация; видеоклип; видеофильм; гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно-музыкальным материалом); компьютерная графика; веб-сайт.
|
Научные или учебные материалы
|
научный доклад; научная статья; сравнительно-сопоставительный анализ какого-либо явления, процесса и т.п.; отчет об исследовательской экспедиции; анализ данных социологического опроса; словарь; тесты; атлас, карта; учебное пособие.
|
|
Публицис-тические материалы |
стенгазета; школьная тиражная газета; журнал; заметка, интервью, обзор и т.п.
|
|
Норма-тивные док-ты |
инструкция; законопроект; система школьного самоуправления.
|
|
Творчес-кий продукт:
|
сборник стихотворений; литературный альманах; альбом с иллюстрациями; картина; театральная постановка.
|
|
Мероп-риятия:
|
экскурсия; праздник; соревнование; деловая игра; викторина (КВН, «Что? Где? Когда?» и т.п.); выставка; пресс-конференция; литературное кафе.
|
Любой вид деятельности имеет положительные и отрицательные стороны.
Плюсы проектной деятельности:
навыки самообразования и самоконтроля;
моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;
навыки групповой деятельности;
индивидуальный подход;
интерес к познавательной деятельности.
Минусы проектной деятельности:
возрастает нагрузка на преподавателя;
студент часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
психологические коммуникативные проблемы;
проблема субъективной оценки;
принципы системности и научности знаний не реализуются.
ЛИТЕРАТУРАОвчинников А.Е., Мисливченко Д.В. Инструментальное пособие «Основы проектирования для жаждущих изменений» + Схема разработки проектных описаний «До проекта за 70 вопросов»/ А.Е. Овчинников, Д.В. Мисливченко// Агентство образовательных решений «Новые стратегии»//. – Красноярск, 2012. – 64 с.
Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003 г.