Доклад на тему «Основные цели к использованию метода проектов»

0
0
Материал опубликован 4 May 2023
Основные цели к использованию метода проектов

 

Работа над проектом опирается на четыре ключевых понятия: «выбор», «инициатива», «сотрудничество» (или совместная деятельность), «успех». Причём «выбор» является способом порождения «инициативы». Для реализации «инициативы» необходимым условием является организация «совместной деятельности» (сотрудничества) студентов и преподавателей. А результатом является успех каждого участника проекта.

Прежде чем приступить к осуществлению проекта, участникам проекта необходимо ответить на вопрос: какова цель проекта и оправдано ли педагогически применение его как метода?[1]

Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами:

«зачем?»;

«для чего (кого)?»;

«как?».

Первое требование - это наличие либо субъективно, либо социально значимой для студента проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается студентам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности учащиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы - это и есть ответ на вопрос "зачем?".

Второе требование: необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов, т.е. студент должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.

Третья важная характеристика метода проектов - его самостоятельность, которая определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.

t1683184628aa.png

Рис.1. Планируемые результаты использования метода проектов

Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений. [2]

В полной форме работа над проектом проходит пять этапов:

Этап 1. Подготовительный (определение темы, целей проекта и конечного продукта);

Этап 2. Планирование (уточнение количества участников, формирование групп, распределение обязанностей, определение источников информации, ознакомление с критериями оценки результатов, составление оптимального плана работы);

Этап 3. Реализация проекта (сбор и обработка информации, решение возникающих вопросов и проблем, корректировка планирования, оформление документации проекта);

Этап 4. Презентация проекта (представление результатов проекта аудитории, ответы на вопросы, интерпретация полученных результатов);

Этап 5. Осмысление и оценка проекта (подведение итогов, оценка итоговых и промежуточных результатов, самоанализ работы в группах).

t1683184628ab.gif
 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Модель процесса управления проектом

Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Таблица 2. Цели использования проектной деятельности

Какие вопросы задавать?

 

Закрытые вопросы

 

Ориентированы на проверку фактического знания;

Содержат ограниченный спектр возможных правильных ответов:

Пример: Как устроена кровеносная система человека?

Направляют мысль обучающегося;

Обеспечивают обучающихся базовыми знаниями для ответов на другие вопросы.

Открытые вопросы

 

Строятся на основе фактического знания;

Требуют поиска, исследования, размышления перед полным ответом;

Имеют много разных ответов, стимулируют обсуждение, дискуссию, поиск;

Требуют более глубокого обдумывания темы;

Побуждают обучающихся конструировать свое знание в процессе ответа на вопрос;

Обычно начинаются с ключевых слов, таких как почему и каким образом;

Вопросыпочемучасто требуют рассмотрения отношений между переменными и анализа информации;

Вопросыкаким образомведут к решению проблемы и синтезу информации;

Вопросыкоторый ведут к продуманному принятию решения, а вопросы что - к рефлексии;

Возможно использование других ключевых слов, но реже.

Как выбрать тему?

 

Не должна

Заменять учебные предметы.

Должна

 

Встраиваться в предмет;

Дополнять и углублять содержание предмета.

Форм-ка темы (названия) проекта

 

в названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна;

название должно выражать главную идею;

название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание;

название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.

 

Проектный продукт

Мульти-медийный продукт:

 

мультимедийная презентация;

видеоклип;

видеофильм;

гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно-музыкальным материалом);

компьютерная графика;

веб-сайт.

 

Научные или учебные материалы

 

научный доклад;

научная статья;

сравнительно-сопоставительный анализ какого-либо явления, процесса и т.п.;

отчет об исследовательской экспедиции;

анализ данных социологического опроса;

словарь;

тесты;

атлас, карта;

учебное пособие.

 

Публицис-тические материалы

стенгазета;

школьная тиражная газета;

журнал;

заметка, интервью, обзор и т.п.

 

Норма-тивные док-ты

инструкция;

законопроект;

система школьного самоуправления.

 

Творчес-кий продукт:

 

сборник стихотворений;

литературный альманах;

альбом с иллюстрациями;

картина;

театральная постановка.

 

Мероп-риятия:

 

экскурсия;

праздник;

соревнование;

деловая игра;

викторина (КВН, «Что? Где? Когда?» и т.п.);

выставка;

пресс-конференция;

литературное кафе.

 

 

Любой вид деятельности имеет положительные и отрицательные стороны.

Плюсы проектной деятельности:

навыки самообразования и самоконтроля;

моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

навыки групповой деятельности;

индивидуальный подход;

интерес к познавательной деятельности.

Минусы проектной деятельности:

возрастает нагрузка на преподавателя;

студент часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

психологические коммуникативные проблемы;

проблема субъективной оценки;

принципы системности и научности знаний не реализуются.

ЛИТЕРАТУРА

Овчинников А.Е., Мисливченко Д.В. Инструментальное пособие «Основы проектирования для жаждущих изменений» + Схема разработки проектных описаний «До проекта за 70 вопросов»/ А.Е. Овчинников, Д.В. Мисливченко// Агентство образовательных решений «Новые стратегии»//. – Красноярск, 2012. – 64 с.

Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003 г.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.