Тест по биологии в 5 классе на тему «Царство Растения» (к УМК под ред. В.В. Пасечника)
Время выполнения теста 40 минут
1вариант
Контрольно-измерительные материалы для тематического оценивания по разделу «Царство Растения» в 5 классе к УМК под ред. В.В. Пасечника
Составитель: учитель биологии МОУ СОШ № 6 Михалевич Е.И.
Часть I
К каждому заданию части I дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.
Существенным признаком низших растений является
лист
корень
стебель
слоевище
В отличие от мхов, у хвощей имеется
плод
цветок
корень
стебель
На рисунке изображено растение
хвощ
сфагнум
кипарис
спирогира
К голосеменным растениям относятся
береза и тополь
тополь и ель
ель и кипарис
кипарис и береза
Органами покрытосеменных растений являются
корень, лист
корень, лист, стебель
корень, лист, стебель, цветок
ризоиды, лист, стебель, цветок
Хвощ относится к
высшим растениям, размножается семенами
низшим растениям, размножается спорами
высшим растениям, размножается спорами
низшим растениям, размножается семенами
Часть лишайника, соответствующая цифре 1
ризоиды
слоевище
грибница
водоросли
Распространены преимущественно в хорошо увлажненных местах
1) мхи
2) плауны
3) лишайники
4) голосеменные
Из предложенных признаков выберите существенные признаки лишайников
летний и весенний побег
симбиотические организмы
растут очень медленно
тело - слоевище
спороносные колоски
многолетнее травянистое растение
1)134 2)234 3) 246 4)256
10. Найдите соответствие между группами организмов и их признаками
ПРИЗНАКИ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ
Размножение спорами А. Мхи
Размножение семенами Б. Голосеменные
В. Цветковые
Г. Водоросли
Д. Плауны
1) 1БВ 2АД 2) 1АД 2БВ 3) 1БД 2АВ 4) 1БГ 2ВД
Часть II
Продолжите аналогию. Вместо ? знака напишите слово – ответ
Хвощи : корень = водоросли : ?
Установите соответствие между растением и отделом, к которому растение относится
РАСТЕНИЕ ОТДЕЛ
А. Василек 1. Голосеменные
Б. Сосна 2. Покрытосеменные
В. Груша
Г. Огурец
Д. Кедр
Е. Лиственница
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Расположите перечисленные группы растений в порядке их происхождения на Земле:
Мхи, Покрытосеменные, Водоросли, Голосеменные, Папоротники.
Допишите определение.
Ботаника – это…
Голосеменные растения используются для лечения многих болезней. Назовите лекарственные голосеменные растения Ярославской области.
2 вариант
Часть I
К каждому заданию части I дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.
Существенным признаком высших растений является
семя
стебель
ризоиды
слоевище
В отличие от мхов, у папоротников имеется
лист
корень
цветок
стебель
3. На рисунке изображено растение
хвощ
плаун
спирогира
папоротник
4. К цветковым растениям относятся
береза и тополь
тополь и ель
ель и кипарис
кипарис и береза
5. Органами голосеменных растений являются
корень, стебель
корень, стебель, лист
корень, стебель, лист, шишка
корень, стебель, лист, шишка, семена
Мох относится к
1) высшим растениям, размножается семенами
2) низшим растениям, размножается спорами
3) высшим растениям, размножается спорами
4) низшим растениям, размножается семенами
Часть лишайника, соответствующая цифре 2
1) ризоиды
2) слоевище
3) грибница
4) водоросли
Растут преимущественно во влажных тенистых местах
хвощи
водоросли
лишайники
голосеменные
Из предложенных признаков выберите существенные признаки голосеменных растений
листья у большинства – хвоя
размножение при помощи спор
симбиотические организмы
образовались залежи каменного угля
большинство наземные вечнозеленые растения
6) листья имеют плотную кожицу с восковым веществом
134 2) 135 3) 246 4) 156
Найдите соответствие между группами организмов и их признаками
ПРИЗНАКИ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ
Низшие растения А. Мхи
Высшие растения Б. Папоротники
В. Лишайники
Г. Многоклеточные водоросли
Д. Одноклеточные водоросли
1АБ 2 ГД 2) 1 АВ 2 БД 3) 1 АВ 2 БД 4) 1 ГД 2 АБ
Часть II
Продолжите аналогию. Вместо ? знака напишите слово – ответ
Покрытосеменные : цветок = голосеменные : ?
Установите соответствие между растениями и отделом, к которому растение относится
РАСТЕНИЕ ОТДЕЛ
А. Спирогира 1. Водоросли
Б. Ягель 2. Лишайники
В. Ламинария
Г. Хлорелла
Д. Бородач
Е. Улотрикс
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Расположите перечисленные группы растений в порядке усложнения их строения:
Мхи, Покрытосеменные, Водоросли, Голосеменные, Папоротники.
Допишите определение.
Палеоботаника – изучает…
Покрытосеменные растения – самая многочисленная группа, но среди них много редких и охраняемых растений. Назовите охраняемые покрытосеменные растения Ярославской области.
Спецификация контрольно-измерительных материалов для тематического оценивания по разделу биологии «Царство Растения»
Педагогические цели тестирования – определение степени усвоения классом и каждым учеником материала раздела, выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях.
Время проведения тестирования – в конце изучения раздела.
Содержание КИМ – Царство Растения, 5-й класс, 34 часа, на изучение раздела 10 часов.
Исходные (нормативные) документы, определяющие содержание КИМ:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Учебники, рекомендуемые для подготовки к тестированию: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141 с..
Применяемый подход к разработке и интерпретации КИМ – критериально ориентированный тест.
• Элементы содержания предмета, включенные в КИМ, – согласно программе.
• Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.
Соотношение заданий в варианте по видам деятельности и уровням усвоения знаний:
- по видам деятельности-
анализ объектов –
синтез –
подведение под понятие –
установление причинно-следственных связей -
- по уровням усвоения –
базовый – 8 заданий
повышенный - 6 заданий
высокий – 1 задание
• Структура КИМ – расположение заданий по возрастанию уровней сложности.
• Доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты.
• Форма предъявления – бланковые тесты.
• Инструкции к заданиям – в КИМ.
• Количество вариантов КИМ – 2.
• Количество заданий в варианте КИМ – 15.
• Количество форм заданий в варианте КИМ – 2:
часть І – закрытые тестовые задания множественного выбора одного ответа из 4 предложенных (10 заданий).
часть ІІ – открытые тестовые задания (5 заданий).
• Форма закрытых заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1).
• Примерное время на выполнение заданий составляет:
- для заданий базового уровня сложности — от 1 до 2 мин;
- для заданий повышенной сложности — от 3 до 5 мин.
Инструкция по проверке КИМ
Часть 1
1 вариант
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Эталон ответа |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
1 |
2 |
2 |
2 вариант
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Эталон ответа |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
4 |
4 |
Часть 2
№ задания |
1 вариант |
2 вариант |
11 |
ризоиды |
шишка |
12 |
А2, Б1, В2, Г2, Д1, Е1 |
А1, Б2, В1, Г1, Д2, Е1 |
13 |
Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные |
Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные |
14 |
Наука о растениях |
Ископаемые останки древних растений |
15 |
Каждое растение – 1 балл |
Каждое растение – 1 балл |
Перечень планируемых результатов, проверяемых в КИМ. Структура КИМ
№ |
Проверяемые результаты |
Уровень задания |
Баллы |
Часть 1 1 |
Определять понятия «низшие растения», «высшие растения»; выделять существенных признаков низших и высших растений |
2 |
1 |
2 |
Выделять существенные признаки высших споровых растений; сравнивать разные группы споровых растений |
2 |
1 |
3 |
Выделять существенные признаки высших споровых растений; находить представителей разных групп высших споровых растений |
1 |
1 |
4 |
Выделять существенные признаки высших семенных растений; находить представителей разных групп высших семенных растений |
2 |
1 |
5 |
Выделять существенные признаки высших семенных растений |
2 |
1 |
6 |
Выделять существенные признаки высших споровых растений; находить отличительные признаки групп растений |
3 |
1 |
7 |
Выделять существенные признаки лишайников |
1 |
1 |
8 |
Выделять существенные признаки среды обитания разных групп растений |
1 |
1 |
9 |
Выделять существенные признаки групп растений; сравнивать разные группы растений |
3 |
1 |
10 |
Выделять существенные признаки групп растений; сравнивать разные группы растений |
3 |
1 |
Часть 2 11 |
Выделять существенные признаки групп растений; сравнивать разные группы растений |
2 |
1 |
12 |
Выделять существенные признаки групп растений; сравнивать разные группы растений; находить представителей разных групп растений |
3 |
6 |
13 |
Сравнивать разные группы растений; выявлять основные этапы происхождения и усложнения разных групп растений |
3 |
2 |
14 |
Определять понятия «ботаника», «палеоботаника» |
3 |
2 |
15 |
Различать лекарственные голосеменные и охраняемые покрытосеменные растения своей местности |
4 |
? |
- Норма оценки:
«5» -
«4» -
«3» -
«2» -