12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Михалевич Елена Игоревна712
В 1987 г. закончила ЯГПУ естественно-географический факультет в г. Ярославле. И вот уже 37 лет работаю учителем биологии и ОБЖ в МОУ средней школе №6 им. Подвойского г. Ярославля. Веду уроки в 5-11 классах и являюсь классным руководителем.
Россия, Ярославская обл., Ярославль
7

Рабочая программа по биологии. 6 класс. УМК В.В. Пасечника, Дрофа, Вертикаль

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основе следующих документов:

1) ООП ООО МОУ СОШ №6 (утверждена приказом директора № 01-08 / 80-07 от 25августа 2015 г.)

2) предметной программы основного общего образования по биологии на 2015-2020 гг.;

3) учебного плана МОУ СОШ №6;

4) методического письма о преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2015/2016 гг. ГОАУ ЯО ИРО.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.В. Пасечника, - М.: Дрофа,

Вертикаль, 2015.

 

Учебно-методический комплекс

Биология. Покрытосеменные растения. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС / Пасечник В. В. – М.: Дрофа, 2015.

Биология. Покрытосеменные растения. 6 кл.: рабочая тетрадь (с тестовым зад. ЕГЭ). ВЕРТИКАЛЬ. (ФГОС) / В. В. Пасечник. Дрофа, 2015.

На изучение предмета в 6 классе отводится 1 ч. в неделю, всего 34 ч. в год. Из них контрольных работ - 3, практических и лабораторных работ - 16. Форма промежуточной аттестации – интегрированный зачет.

Темы проектных заданий

1) Определение названий деревьев и кустарников, растущих вокруг школы, по характерным признакам почек (с.31-32).

2) Удивительные цветки (плоды) Покрытосеменных растений мира.

3) Вегетативное размножение комнатных растений (с.145).

4) История введения в культуру растений, выращиваемых в Ярославской области.

Цель предмета - обеспечить учащимся понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царства растений, в системе биологических знаний науч­ной картины мира и в плодотворной практической де­ятельности; сформировать основополагающие понятия о строении растительных организмов; об растительном организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организа­ции жизни, о биологическом (растительном) разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устой­чивого развития.

Формы организации учебной деятельности

Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

1. Индивидуальная работа.

выявить уровень знаний учащихся о природе;

выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

определять сформированность познавательного интереса учащихся.

2. Работа в парах.

Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

3. Групповая работа.

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

распределение работы между участниками;

умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

умение представить результат работы, обосновать выбор решения.

Содержание программы

В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Практическая часть программы

Тема

Тема урока

К-во

часов

Лабораторные

работы, практические работы

Экскурсии

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

1. Строение семян двудольных растений.

2. Строение семян однодольных растений.

3. Виды корней и типы корневых систем.

4. Зоны (участки) корня.

5. Условия произрастания и видоизменения корней.

6. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

7. Внешнее строение листа.

8. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

9. Строение стебля. Многообразие стеблей.

10. Видоизменения побегов.

11. Цветок и его строение.

12. Соцветия.

13. Плоды и их классификация.

14. Распространение плодов и семян.

14 часов

Л.р.№1 « Строение семян двудольных растений».

Л.р.№2 «Строение зерновки пшеницы».

Л.р.№3 «Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы».

Л.р.№4 «Корневой чехлик и корневые волоски».

Л.р.№5 «Строение почек. Расположение почек на стебле».

Л.р.№6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». Л.р.№7 «Клеточное строение листа».

Л.р.№8 «Внутреннее строение ветки дерева». Л.р.№9, 10 «Видоизмененные побеги (клубень, луковица)».

Л.р.№11 «Строение цветка».

Л.р.№12 «Различные виды соцветий».

Л.р.№13 «Классификация плодов».

 

Раздел 2. Жизнь растений

15. Минеральное питание растений.

16. Фотосинтез.

17. Дыхание растений.

18. Испарение воды. Листопад.

19.Передвижение воды и питательных веществ в растении.

20. Прорастание семян.

21. Способы размножения растений.

22. Размножение споровых растений.

23. Размножение голосеменных растений.

24, 25. Половое размножение покрытосеменных растений.

26. Бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

12 часов

Л.р.№14 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Л.р.№15 «Определение всхожести семян растений и их посев»

(дома).

Л.р.№16 «Вегетативное размножение комнатных растений» (дома).

Экскурсия №1 «Зимние явления в жизни растений».

Раздел 3. Классификация растений

27. Основы систематики растений.

28. Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

29. Семейства пасленовые и Бобовые.

30. Семейство Сложноцветные.

31. Класс Однодольные растения. Семейства Злаковые и Лилейные.

32. Важнейшие сельскохозяйственные растения.

6 часов

   

Раздел 4. Природные сообщества

33. Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.

34. Развитие и смена растительных сообществ.

35. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества.

3 часа

 

Экскурсия № 2 «Природное сообщество и человек»

Тематическое планирование по биологии. 6 класс

Л-личностные УУД, П-познавательные УУД, К-коммуникативные УУД, Р-регулятивные УУД

раздела

(темы):

Наименование

раздела (темы):

Всего

часов:

Универсальные учебные действия:

ИКТ-компетентность:

Пр.,

Лаб.

раб.

Кол-во

контр.

работ:

1.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

14

П.: -Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

-Сравнивать клетки разных тканей, ткани, пред­ставителей разных групп растений; способы размножения растений, делать выводы на осно­ве сравнения.

-Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемы­ми ими функциями у растений.

-Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения.

Л.: - формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для уча­щихся объектов;

- формируется научное мировоззре­ние на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования растений и видоизменениями их корней;

формируются элементы коммуни­кативной компетентности в общении и сотрудничестве с учащимися класса в процессе образова­тельной деятельности;

- формируется научное мировоззре­ние на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями;

- формируется научное мировоззре­ние на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования и видоизме­нениями листьев;

- формируется научное мировоззре­ние на основе изучения плодов: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений и возникновении различных приспособлений к рас­пространению плодов и семян, возникших в процес­се эволюции;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

Р.: - Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

К.: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

13

1

2.

Жизнь растений

11

П.:- Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности растений.

-Ставить биологические эксперименты по изуче­нию процессов жизнедеятельности растительного организма и объяснять их результаты.

-Проводить наблюдения за ростом и развитием растений.

Л.: - формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта;

- формируется экологическая куль­тура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохране­ния лесов;

- формируются познавательные по­требности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые уста­новки по отношению к растительному миру;

- формируется научное мировоззре­ние на основе изучения процессов жизнедеятель­ности в клетках растений;

- формируется научное мировоззре­ние на основе изучения процессов жизнедеятель­ности растений;

- формируются познавательные по­требности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов;

- формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения размножения водорослей, мхов и папоротников и установления их родства и единства происхождения;

- формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения размножения споровых и голосеменных растений;

- формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения размножения голосеменных и покрытосеменных растений;

- формируется познавательный мо­тив на основе интереса к вегетативному размноже­нию растений в природе и сельском хозяйстве.

Р.: - Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

К.: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве

3

1

3.

Классификация Покрытосеменных растений

6

П.:- Различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения.

-Объяснять роль различных растений в жизни че­ловека.

-Приводить доказательства (аргументация) необ­ходимости соблюдения мер профилактики забо­леваний, вызываемых растениями.

-Осваивать приемы: работы с определителями растений; оказания первой помощи при отравле­нии ядовитыми растениями.

-Определять принадлежность растений к опреде­ленной систематической группе (классификация).

Л.: - формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта;

- формируется экологическая куль­тура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохране­ния лесов;

- формируются познавательные по­требности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые уста­новки по отношению к растительному миру;

- формируется научное мировоззре­ние на основе изучения процессов жизнедеятель­ности в клетках растений;

- формируется научное мировоззре­ние на основе изучения процессов жизнедеятель­ности растений;

- формируются познавательные по­требности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов;

- формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения размножения водорослей, мхов и папоротников и установления их родства и единства происхождения;

- формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения размножения споровых и голосеменных растений;

- формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения размножения голосеменных и покрытосеменных растений;

- формируется познавательный мо­тив на основе интереса к вегетативному размноже­нию растений в природе и сельском хозяйстве;

Р.: - Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

К.: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве

 

1

4.

Природные сообщества

3

П.:-Оценивать с эстетической точки зрения предста­вителей растительного мира;- цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительно­го мира.

Л.: - формируется научное мировоззре­ние на основе установления сходства в строении и жизнедеятельности растений, указывающего на происхождение от одного предка;

- формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейства Крестоцветных и се­мейства Розоцветных;

- формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Пасленовые, Мо­тыльковые;

- формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейства Сложноцветные;

- формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Лилейные и Злаки.;

- формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению культурных растений;

Р.: - Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

К.: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве

   

Итого

 

34

   

16

3

Внутришкольный мониторинг

Месяц:

Тема:

Форма проведения:

декабрь

Строение и многообразие покрытосеменных растений

Тестовая к\р

февраль

Жизнь растений

Тестовая к\р

апрель

Классификация Покрытосеменных растений

Тестовая к\р

     

Календарно-тематическое планирование. Биология. 6 класс

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

1. Личностные результаты:

- формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для уча­щихся объектов;

- формируется научное мировоззре­ние на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования растений и видоизменениями их корней;

формируются элементы коммуни­кативной компетентности в общении и сотрудничестве с учащимися класса в процессе образова­тельной деятельности;

- формируется научное мировоззре­ние на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями;

- формируется научное мировоззре­ние на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования и видоизме­нениями листьев;

- формируется научное мировоззре­ние на основе изучения плодов: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений и возникновении различных приспособлений к рас­пространению плодов и семян, возникших в процес­се эволюции;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

2. Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

- осуществлять описание изучаемого объекта;

- определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- классифицировать объекты;

- проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

3. Предметные результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Учащиеся будут знать:

- внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

- видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся будут уметь:

- различать и описывать органы цветковых растений;

- объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

- изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Учащиеся могут узнать:

- особенности теплолюбивых и холодостойких растений,

- особенности строения клеток различных зон корня,

Учащиеся смогут научиться:

- обосновывать основные агротехнические приемы;

- объяснять взаимосвязь строения органов растений с выполняемыми функциями.

даты

Тема урока

Тип

урока

Содержание

Планируемые результаты

Характеристика деятельности

обучающихся

личностные

метапредметные

предметные

ученик научится

ученик получит возможность научится

 

1

Строение семян двудольных растений.

Инструктаж по проектной деятельности

Урок формирования знаний

Строение семян.

Л.р.№1 «Строение семян двудольных растений».

формируется познавательный мо-

тив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Учащиеся научатся:

- проводить лабо-раторную работу в соответствии с инструкцией.

- анализировать и сравнивать изучае-мые объекты;

Учащиеся будут знать:

- внешнее и внутреннее строение семе-ни двудольного растения;

Учащиеся будут уметь:

- различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений;

- изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ.

Учащиеся могут узнать:

- разнообра-зие семян по особеннос-тям строе-ния

Учащиеся смогут научиться:

- сравнивать семена

Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» . Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последователь-ности действий при проведении анализа

 

2

Строение семян однодольных растений.

Урок зак-репления и совершен-ствования знаний

Особенности строения семян однодольных растений

Л.р.№2 «Строение зерновки пшеницы».

формируется позна- вательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объ- ектов.

Учащиеся научатся:

- определять сущест-венные признаки объекта;

- анализировать и сравнивать изучае-мые объекты;

- проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией.

Учащиеся будут знать:

- внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений;

Учащиеся будут уметь:

- различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений;

- изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ.

Учащиеся могут узнать:

- разнооб-разие семян по особен-ностям строения

Учащиеся смогут научиться:

- сравнивать семена

Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж памятку последователь-ности действий при проведении анализа строения семян

 

3

Виды корней и типы корневых систем.

Урок формирования знаний

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Л.р.№3 «Виды корней. Стерж-невая и мочко-ватая корневые системы».

формируется позна- вательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Учащиеся научатся:

- анализировать и сравнивать изучае-мые объекты;

- проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией.

Учащиеся будут знать:

- внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений;

Учащиеся будут уметь:

- различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений;

- изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ.

 

Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем

 

4

Зоны (участки) корня.

Урок зак-репления и совершен-ствования знаний

Участки (зо-ны) корня. Внешнее и внутреннее строение кор-ня.

Л.р.№4 «Корневой чех-лик и корневые волоски».

формируется позна- вательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Учащиеся научатся:

- осуществлять опи-сание изучаемого объекта;

- определять сущест-венные признаки объекта;

- проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией.

Учащиеся будут знать:

- внутреннее строение орга-нов цветковых растений;

Учащиеся будут уметь:

- различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений;

- изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ.

Учащиеся смогут научиться:

- обосновы-вать взаимо-связь строе-ния и функ-ций клеток различных зон корня;

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализи-руют строение корня

 

5

Условия произрастания и видоизменения корней.

Урок зак-репления и совершен-ствования знаний

Приспособления корней к условиям существования.

Видоизменения корней

формируется науч-ное мировоззрение на основе установ- ления причинно-следственных свя-зей между условия-ми существования растений и видоиз-менениями их кор-ней.

Учащиеся научатся:

- осуществлять описание изучаемого объекта;

- определять сущест-венные признаки объекта;

- устанавливать при-чинно-следственные связи;

Учащиеся будут знать:

- видоизмене-ния органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся будут уметь:

- объяснять связь особен-ностей строе-ния органов растений со средой обита-ния;

Учащиеся могут узнать:

- особен-ности строе-ния клеток различных зон, корни дыхательные и воздуш-ные, корни-подпорки, корни-при-щепки;

Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают при-чинно-следственные связи между условиями существования и ви-доизменениями корней

 

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Проект: Определение названий деревьев и кустарников, растущих вокруг школы, по характерным признакам почек

Урок формирования знаний

Побег. Листораспо-ложение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.

Л.р.№5 «Строение почек. Расположение почек на стебле».

формируются эле- менты коммуника-тивной компетент- ности в общении и сотрудничестве с учащимися класса в процессе образова-тельной деятель-ности.

Учащиеся научатся:

- анализировать и сравнивать изучае-мые объекты;

- осуществлять опи-сание изучаемого объекта;

- классифицировать объекты;

- проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией.

Учащиеся будут знать:

- внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

Учащиеся будут уметь:

- различать и описывать органы цветковых растений;

- изучать ор-ганы растений в ходе лабора-торных работ.

Учащиеся могут узнать: - почка – за-чаточный побег

Учащиеся смогут научиться: - сравнивать вегетативные и генера-тивные поч-ки, распоз-навать по внешнему виду почки различных растений, доказывать, что почка – зачаточный побег

Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная поч-ка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листо-расположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

 

7

Внешнее строение листа.

Урок формирования знаний

Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.

Л.р.№6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

формируется науч- ное мировоззрение на основе установ- ления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями.

Учащиеся научатся:

- осуществлять опи-сание изучаемого объекта;

- определять сущест-венные признаки объекта;

- устанавливать при-чинно-следственные связи;

- проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией.

Учащиеся будут знать:

- внешнее строение орга-нов цветковых растений;

Учащиеся будут уметь:

- различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений;

- изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ.

Учащиеся могут узнать: части листа: прилистни-ки, влагали-ще, разнооб-разие прос-тых и слож-ных листь-ев, край лис-товой плас-тинки

Учащиеся смогут научиться: сравнивать листья различных растений

Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «череш-ковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сет-чатое жилкование», «параллельное жилко-вание», «дуговое жилкование». Заполня-ют таблицу по результатам изучения раз-личных листьев

 

8

Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Урок зак-репления и совершен-ствования знаний

Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.

Л.р.№7 «Клеточное строение листа».

формируется науч -ное мировоззрение на основе устновле- ния причинно-след- ственных связей между условиями существования и видоизменениями листьев.

Учащиеся научатся:

- определять сущест-венные признаки объекта;

- устанавливать при-чинно-следственные связи;

- проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией.

Учащиеся будут знать:

- внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений;

- видоизмене-ния органов цветковых рас-тений и их роль в жизни рас-тений.

Учащиеся будут уметь:

- различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений;

- объяснять связь особен-ностей строе-ния органов растений со средой обита-ния;

- изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ

Учащиеся могут узнать: кутикула и восковой налет,стро-ение жилки: волокна, со-суды, сито-видные трубки, их функции Учащиеся смогут научиться: связывать особенности строения листа со средой оби-тания, объ-яснять вза-имосвязь строения листа с вы-полняемыми функциями

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты

 

9

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Урок формирования знаний

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Л.р.№8 «Внутреннее строение ветки дерева».

формируется позна- вательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Учащиеся научатся:

- осуществлять опи-сание изучаемого объекта;

- определять сущест-венные признаки объекта;

- устанавливать при-чинно-следственные связи;

- проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией.

Учащиеся будут знать:

- внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений;

Учащиеся будут уметь:

- различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений;

- объяснять связь особен-ностей строе-ния органов растений со средой обита-ния;

- изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ.

Учащиеся могут узнать: - отложение запасных питательных веществ в стебле,

Учащиеся смогут научиться: - объяснять взаимосвязь строения и функций клеток стебля

Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Выполняют лабора-торную работу и обсуждают ее результаты

 

10

Видоизменения побегов.

Урок зак-репления и совершен-ствования знаний

Строение и функции видо-измененных побегов.

Л.р.№9, 10 «Видоизмененные побеги (клубень, луковица)».

формируется позна- вательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Учащиеся научатся:

- осуществлять опи-сание изучаемого объекта;

- определять отноше-ния объекта с други-ми объектами;

- определять сущест-венные признаки объекта;

- устанавливать при-чинно-следственные связи;

- проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией.

Учащиеся будут знать:

- внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений;

- видоизмене-ния органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся будут уметь:

- различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений;

- изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ.

Учащиеся могут узнать: особенности строения видоизмененных побегов

Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лаборатор-ную работу и обсуждают ее результаты

 

11

Цветок и его строение.

Проект: Удивительные цветки (плоды) Покрытосеменных растений мира.

Урок формирования знаний

Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка

Л.р.№11 «Строение цветка».

формируется позна- вательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Учащиеся научатся:

- осуществлять опи-сание изучаемого объекта;

- определять отно-шения объекта с дру-гими объектами;

- определять сущест-венные признаки объекта;

- устанавливать при-чинно-следственные связи;

- классифицировать объекты;

- проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией.

Учащиеся будут знать:

- внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений;

Учащиеся будут уметь:

- различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений;

- изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ.

Учащиеся смогут научиться:

- объяснять взаимосвязь строения органов растений с выполняемыми функциями.

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « ча-шечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двой-ной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «одно-домные растения», «дву-домные растения». Выполняют лаборатор-ную работу и обсуж-дают ее результаты

 

12

Соцветия.

Урок зак-репления и совершен-ствования знаний

Виды соцветий. Значение соцветий.

Л.р.№12 «Различные виды соцветий».

формируется позна- вательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Учащиеся научатся:

- определять сущест-венные признаки объекта;

- устанавливать при-чинно-следственные связи;

- классифицировать объекты;

- проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией.

Учащиеся будут знать:

- внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений;

Учащиеся будут уметь:

- различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений;

- изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ.

 

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

 

13

Плоды и их классификация.

Урок зак-репления и совершен-ствования знаний

Строение плодов. Классификация плодов.

Л.р.№13 «Классификация плодов».

формируется научное мировоззре-

ние на основе изуче ния плодов: учащие ся подводятся к вы воду о родстве цвет ковых растений и

возникновении раз личных приспособ лений к распростра нению плодов и се мян, возникших в процессе эволюции.

Учащиеся научатся:

- осуществлять описание изучаемого объекта;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- классифицировать объекты;

- проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Учащиеся будут знать:

- внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений;

Учащиеся будут уметь:

- различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений;

- изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ.

Учащиеся смогут научиться:

- объяснять взаимосвязь строения органов растений с выполняемыми функциями.

Определяют понятия «околоплодник», «прос-тые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные пло-ды», «ягода», « костян-ка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и срав-нивают различные пло-ды. Обсуждают резуль-таты работы

 

14

Распространение плодов и семян. Защита проектов

Урок зак-репления и совершен-ствования знаний

Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения

формируется научное мировоззре-

ние на основе изуче ния плодов: учащие ся подводятся к вы воду о родстве цвет ковых растений и

возникновении раз личных приспособ лений к распростра нению плодов и се мян, возникших в процессе эволюции.

Учащиеся научатся:

- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Учащиеся будут знать:

- внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений;

Учащиеся будут уметь:

- объяснять связь особен-ностей строе-ния органов растений со средой обита-ния;

Учащиеся смогут научиться:

- объяснять взаимосвязь строения органов растений с выполняемыми функциями.

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

Тема 2. Жизнь растений (11 часов)

1. Личностные результаты:

- формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта;

- формируется экологическая куль­тура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохране­ния лесов;

- формируются познавательные по­требности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые уста­новки по отношению к растительному миру;

- формируется научное мировоззре­ние на основе изучения процессов жизнедеятель­ности в клетках растений;

- формируется научное мировоззре­ние на основе изучения процессов жизнедеятель­ности растений;

- формируются познавательные по­требности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов;

- формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения размножения водорослей, мхов и папоротников и установления их родства и единства происхождения;

- формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения размножения споровых и голосеменных растений;

- формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения размножения голосеменных и покрытосеменных растений;

- формируется познавательный мо­тив на основе интереса к вегетативному размноже­нию растений в природе и сельском хозяйстве;

2. Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

- анализировать результаты наблюдений и де­лать выводы;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результа­тов, выводов.

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

- сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

3. Предметные результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научится:

Учащиеся будут знать:

- основные процессы жизнедеятельности расте­ний;

- особенности минерального и воздушного питания растений;

- виды размножения растений и их значение.

Учащиеся будут уметь:

- характеризовать основные процессы жизнеде­ятельности растений;

- объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

- устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

- показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

- объяснять роль различных видов размножения у растений;

- определять всхожесть семян растений.

Учащиеся могут узнать:

- приспособленность растений к разным способам опыления,

- искусственное опыление,

Учащиеся смогут научиться:

- объяснять роль составных частей почвы в жизни растения, - обосновывать необходимость охраны почв,

- обосновать приспособленность растений к фотосинтезу,

- обосновывать необходимость озеленения населенных пунктов и защиты воздуха от загрязнений,

- определять по внешнему виду растений – способ опыления,

даты

Тема урока

Тип

урока

Содержание

Планируемые результаты

Характеристика деятельности обучающихся

личностные

метапредметные

предметные

ученик научится

ученик получит возможность научиться

 

15

Минеральное питание растений. ИПД

Урок формирования знаний

Почвенное питание растений. Поглощение воды и минераль­ных веществ. Управление по­чвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значи-

тельных доз удобрений. Меры охраны природной среды

формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта

Учащиеся научатся:

- анализировать результаты наблюдений и де­лать выводы;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Учащиеся будут знать:

- основные процессы жизнедеятельности расте­ний;

- особенности минерального питания растений;

Учащиеся будут уметь:

- характеризовать основные процессы жизнеде­ятельности растений;

- объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

Учащиеся смогут научиться:

- объяснять роль составных частей почвы в жизни растения,

- обосновы-вать необходимость охраны почв,

,

Определяют понятия: «минеральное пи­тание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного пита­ния растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений. Оцени­вают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз

удобрений. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе

 

16

Фотосинтез.

Урок формирования знаний

Фотосинтез. Хлоропласты, хло­рофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом рас­тений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Зна­чение фотосинтеза. Роль расте­ний в образовании и накоплении органических веществ и кисло­рода

формируется экологическая куль­тура на основании осознания необходимости борьбы с загряз не ни ем воздуха, охраны растений и сохране­ния лесов

Учащиеся научатся:

- анализировать результаты наблюдений и де­лать выводы;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Учащиеся будут знать:

- основные процессы жизнедеятельности расте­ний;

- особенности воздушного питания растений;

Учащиеся будут уметь:

- характеризо-вать основные процессы жизнеде­ятельности растений;

- объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

- показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

Учащиеся смогут научиться:

- обосновать приспособленность растений к фотосинтезу

- обосновывать необходимость озеленения населенных пунктов и защиты воздуха от загрязнений,

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фото­синтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фото­синтеза и роль растений в природе и жиз­ни человека

 

17

Дыхание растений.

Урок закрепления и совершенствования знаний

Дыхание растений, его сущ­ность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процес­сов дыхания и фотосинтеза

формируются познавательные по­требности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые уста­новки по отношению к растительному миру

Учащиеся научатся:

- анализировать результаты наблюдений и де­лать выводы;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результа­тов, выводов.

Учащиеся будут знать:

- основные процессы жизнедеятельности расте­ний;

Учащиеся будут уметь:

- характеризовать основные процессы жизнеде­ятельности растений;

- объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

- устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

Учащиеся смогут научиться:

- сравнивать фотосинтез и дыхание,

Выделяют существенные признаки дыха­ния. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кисло­рода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

 

18

Испарение воды. Листопад.

Урок формирования знаний

Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значе­ние. Осенняя окраска листьев

формируются познавательные по­требности на основе интереса к изучению жизне­деятельности растений, ценностно-смысловые уста­новки по отношению к растительному миру

Учащиеся научатся:

- анализировать результаты наблюдений и де­лать выводы;

Учащиеся будут знать:

- основные процессы жизнедеятельности расте­ний;

Учащиеся будут уметь:

- характеризовать основные процессы жизнеде­ятельности растений;

- объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

 

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

 

19

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Урок закрепления и совершенствования знаний

Передвижение веществ в рас­тении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минераль­ных и органических веществ в растении. Запасание органиче­ских веществ в органах расте­ний, их использование в процес­сах жизнедеятельности. Защита растений от повреждений.

Л.р.№14 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

формируется научное мировоззре­ние на основе изучения процессов жизнедеятель­ности в клетках растений

Учащиеся научатся:

- анализировать результаты наблюдений и де­лать выводы;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результа­тов, выводов.

Учащиеся будут знать:

- основные процессы жизнедеятельности расте­ний;

Учащиеся будут уметь:

- характеризовать основные процессы жизнеде­ятельности растений;

- объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

 

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенно­сти передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Про­водят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументиру­ют) необходимости защиты растений от повреждений

 

20

Прорастание семян.

Урок закрепления и совершенствования знаний

Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для про­растания семян. Посев семян. Рост и питание проростков.

Л.р.№15 «Определение всхожести семян растений и их посев»

(дома).

формируется научное мировоззре­ние на основе изучения процессов жизнедеятель­ности растений

Учащиеся научатся:

- анализировать результаты наблюдений и де­лать выводы;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результа­тов, выводов.

Учащиеся будут знать:

- основные процессы жизнедеятельности расте­ний;

Учащиеся будут уметь:

- характеризовать основные процессы жизнеде­ятельности растений;

- объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

- определять всхожесть семян растений.

 

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для про­растания семян. Обосновывают необходи­мость соблюдения сроков и правил прове­дения посевных работ

 

21

Способы размножения растений.

Урок формирования знаний

Размножение организмов, его роль в преемственности поколе­ний. Размножение как важней­шее свойство организмов. Спо­собы размножения организмов. Бесполое размножение расте­ний. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение поло­вого размножения для потомства и эволюции органического мира

формируются познавательные по­требности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов

Учащиеся научатся:

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

- сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

Учащиеся будут знать:

- виды размножения растений и их значение.

Учащиеся будут уметь:

- объяснять роль различных видов размножения у растений;

 

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют осо­бенности бесполого размножения. Объ­ясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

 

22

Размножение споровых растений.

Урок закрепления и совершенствования знаний

Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бес­полое размножение у споровых. Чередование поколений

формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения размножения водорослей, мхов и папоротников и установления их родства и единства происхождения

Учащиеся научатся:

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

- сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

Учащиеся будут знать:

- виды размножения растений и их значение.

Учащиеся будут уметь:

- объяснять роль различных видов размножения у растений;

 

Определяют понятия: «заросток», «пред­росток», «зооспора», «спорангий». Объяс­няют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых рас­тений

 

23

Размножение голосеменных растений.

Урок закрепления и совершенствования знаний

Размножение голосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Образование семян

формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения размножения споровых и голосеменных растений

Учащиеся научатся:

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

- сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

Учащиеся будут знать:

- виды размножения растений и их значение.

Учащиеся будут уметь:

- объяснять роль различных видов размножения у растений;

 

Определение понятий: «пыльца», «пыль­цевая трубка»,«пыльцевое зерно»,«за­родышевый мешок», «пыльцевход», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусствен­ное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым.

 

24

Половое размножение покрытосеменных растений.

Урок закрепления и совершенствования знаний

Размножение покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное опло­дотворение. Образование плодов и семян

формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения размножения голосеменных и покрытосеменных растений

Учащиеся научатся:

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

- сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

Учащиеся будут знать:

- виды размножения растений и их значение.

Учащиеся будут уметь:

- объяснять роль различных видов размножения у растений;

Учащиеся могут узнать:

- приспособленность растений к разным способам опыления,

- искусственное опыление,

Учащиеся смогут научиться:

- определять по внешнему виду растений – способ опыления, -

Определение понятий: «пыльца», «пыль­цевая трубка»,«пыльцевое зерно»,«за­родышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное опло­дотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусствен­ное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотво­рения и образования плодов и семян

 

25

Бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Проект: Вегетативное размножение комнатных растений. Защита проектов

Урок закрепления и совершенствования знаний

Способы вегетативного размно­жения.

Л.р.№16 «Вегетативное размножение комнатных растений» (дома).

формируется познавательный мо­тив на основе интереса к вегетативному размноже­нию растений в природе и сельском хозяйстве

Учащиеся научатся:

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

- сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

Учащиеся будут знать:

- виды размножения растений и их значение.

Учащиеся будут уметь:

- объяснять роль различных видов размножения у растений;

 

Определяют понятия: «черенок», «от­прыск», «отводок», «прививка», «культу­ра тканей», «привой»,«подвой». Объясня­ют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его исполь­зование человеком

Тема 3. Классификация растений (6 часов)

1. Личностные результаты:

- формируется научное мировоззре­ние на основе установления сходства в строении и жизнедеятельности растений, указывающего на происхождение от одного предка;

- формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейства Крестоцветных и се­мейства Розоцветных;

- формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Пасленовые, Мо­тыльковые;

- формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейства Сложноцветные;

- формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Лилейные и Злаки.;

- формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению культурных растений;

2. Метапредметные результаты

- развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения получен­ных результатов.

- развиваются умения работать с текс том и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами;

- сотрудничать с одно­классниками в процессе обсуждения полученных результатов.

3. Предметные результаты:

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научится:

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.

Учащиеся могут узнать: покрытосеменные – господствующая группа растений, редкие и охраняемые растения Ярославской области

Учащиеся смогут научиться: различать лекарственные и ядовитые растения

даты

Тема урока

Тип

урока

Содержание

Планируемые результаты

Характеристика деятельности обучающихся

личностные

метапредметные

предметные

ученик научится

ученик получит возможность научиться

 

26

Основы систематики растений. ИПД

 

Урок формиро-вания зна-ний

Основные систематические категории: вид, род, се-мейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений

формируется научное миро-воззре­ние на основе установ-ления сходства в строении и жиз-недеятельности растений, указы-вающего на про-исхождение от одного предка.

развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудни-чать с одноклассни-ками в процессе обсуждения полу-чен­ных результатов.

Учащиеся должны знать:

- основные систе-матические кате-гории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

Учащиеся могут узнать: покрытосеменные – господствующая группа растений

Определяют понятия «вид», «род», «семей-ство», «класс», «от-дел», «царство». Вы-деляют признаки, ха-рактерные для дву-дольных и однодоль-ных растений

 

27

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

Комбинированный урок (формиро-вания зна-ний, зак-репления и совершенствования знаний)

Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные

формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изу-чению отличи-тельных призна-ков растений семейства Крестоцветных и се­мейства Розоцветных.

развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами; сотруд-ничать с однокласс-никами в процессе обсуждения полу-ченных результатов.

Учащиеся должны знать:

- характерные признаки двудоль-ных растений;

- признаки основ-ных семейств дву-дольных расте-ний;

Учащиеся должны уметь:

- делать морфоло-гическую характе-ристику растений;

- выявлять приз-наки семейства по внешнему строе-нию растений;

- работать с опре-делительными карточками.

Учащиеся могут узнать: редкие и охраняемые растения

Ярославской области

Учащиеся смогут научиться: различать лекарственные и ядовитые растения

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками

 

28

Семейства Пасленовые и Бобовые.

Комбинированный урок (формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний)

Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые

формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Пасленовые, Мо­тыльковые.

развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами; сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

Учащиеся должны знать:

- характерные признаки одно-дольных растений;

- признаки основ-ных семейств дву-дольных расте-ний;

Учащиеся должны уметь:

- делать морфоло-гическую харак-теристику расте-ний;

- выявлять приз-наки семейства по внешнему строе-нию растений;

- работать с опре-делительными карточками.

Учащиеся могут узнать: редкие и охраняемые растения

Ярославской

области

Учащиеся смогут научиться: различать лекарственные и ядовитые растения

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам

 

29

Семейство Сложноцветные

Комбинированный урок (формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний)

Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейства Сложноцветные.

развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами; сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

Учащиеся должны знать:

- характерные признаки одно-дольных растений;

- признаки основ-ных семейств дву-дольных расте-ний;

Учащиеся должны уметь:

- делать морфоло-гическую харак-теристику расте-ний;

- выявлять приз-наки семейства по внешнему строе-нию растений;

- работать с опре-делительными карточками.

Учащиеся могут узнать: редкие и охраняемые растения

Ярославской области

Учащиеся смогут научиться: различать лекарственные и ядовитые растения

Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам

 

30

Класс Однодольные растения. Семейства Злаковые и Лилейные.

Комбинированный урок (формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний)

Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные

формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Лилейные и Злаки.

развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами; сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

Учащиеся должны знать:

- характерные признаки одно-дольных растений;

- признаки основ-ных семейств од-нодольных расте-ний;

Учащиеся должны уметь:

- делать морфоло-гическую харак-теристику расте-ний;

- выявлять приз-наки семейства по внешнему строе-нию растений;

- работать с опре-делительными карточками.

Учащиеся могут узнать: редкие и охраняемые растения

Ярославской области

Учащиеся смогут научиться: различать лекарственные и ядовитые растения

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам

 

31

Важнейшие сельскохозяйственные растения. Проект:

История введения в культуру растений, выращиваемых в Ярославской области. Защита проектов

Урок закрепления и совершенствования знаний

Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком

формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению культурных растений.

развиваются умения работать с текс том и иллюстрациями учебника, готовить со­общения и высту-пать с ними перед одноклассника­ми, сотрудничать с од-ноклассниками в процессе обсужде-ния их сообщений.

Учащиеся должны знать:

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

 

Готовят сообщения на основе изучения текс-та учебника, дополни-тельной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехни-ке важнейших куль-турных двудольных и однодольных расте-ний, выращиваемых в местности прожива-ния школьников

Тема 4. Природные сообщества (3 часа)

1. Личностные результаты:

- формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению растительных сообществ;

- учащиеся развивают познава­тельные потребности на основе интереса к изучению взаимосвязей растений в сообществе, у них формиру­ются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру;

- формируется научное мировоззрение, любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры;

2. Метапредметные результаты

- развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения результа­тов самостоятельной работы.

- развиваются умения работать в группах, готовить сообщения и выступать с ними перед одноклассниками, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения их сообщений.

3. Предметные результаты:

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научится:

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Учащиеся могут узнать: основные звенья цепи питания: продуценты, консументы, редуценты

Учащиеся смогут научиться: объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ

даты

Тема урока

Тип

урока

Содержание

Планируемые результаты

Характеристика деятельности обучающихся

личностные

метапредметные

предметные

ученик научится

ученик получит возможность научиться

 

32

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.

Урок формиро-вания зна-ний

Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе

формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению растительных сообществ.

развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения результа­тов самостоятельной работы.

Учащиеся должны знать:

- взаимосвязь рас-тений с другими организмами;

- растительные сообщества и их типы;

Учащиеся должны уметь:

- устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

- определять рас-тительные сооб-щества и их типы;

Учащиеся могут узнать: основные звенья цепи питания: продуценты, консументы, редуценты

Учащиеся смогут научиться: объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ

Определяют понятия «растительное сооб-щество», «раститель-ность», «ярусность». Характеризуют раз-личные типы расти-тельных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в расти-тельном сообществе

 

33

Развитие и смена растительных сообществ.

Комбинированный урок (формиро-вания зна-ний, зак-репления и совершенствования знаний)

Смена расти-тельных сооб-ществ. Типы растительности.

Экскурсия №2

«Природное сообщество и человек»

учащиеся развивают познава­тельные потребности на основе интереса к изучению взаимосвязей растений в сообществе, у них формиру­ются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру.

учащиеся продолжают учить­ся работать с текстом и иллюстрациями учебника, другими источниками инфор-мации, сотрудничать с одноклассниками при обсуждении имеющейся ин­формации.

Учащиеся должны знать:

- взаимосвязь рас-тений с другими организмами;

- закономерности развития и смены растительных сооб-ществ;

Учащиеся должны уметь:

- устанавливать взаимосвязь рас-тений с другими организмами;

- проводить фено-логические наблю-дения за весенними явлениями в при-родных сообщес-твах.

 

Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет)

 

34

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества.

Интегрированный зачет

Комбинированный урок (формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний)

Влияние хозяй-ственной дея-тельности чело-века на расти-тельный мир. История охраны природы в на-шей стране. Роль заповедни-ков и заказни-ков. Рациональ-ное природо-пользование

формируется научное миро-воззрение, лю-бовь и береж-ное отношение к родной при-роде, элементы экологической культуры.

развиваются уме-ния работать в группах, готовить сообщения и выс-тупать с ними пе-ред одноклассника-ми, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсужде-ния их сообщений.

Учащиеся должны знать:

- о результатах влияния деятель-ности человека на растительные сооб-щества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять влия-ние деятельности человека на расти-тельные сообщес-тва и влияние при-родной среды на человека;

 

Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето

Планируемые результаты освоения учебного курса

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Раздел 2. Жизнь растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные процессы жизнедеятельности растений;

— особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

Раздел 3. Классификация растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.

Раздел 4. Природные сообщества

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.