Рабочая программа по биологии (6 класс. УМК В.В. Пасечника)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основе следующих документов:
1) ООП ООО МОУ СОШ №6 (утверждена приказом директора № 01-08 / 80-07 от 25августа 2015 г.)
2) предметной программы основного общего образования по биологии на 2015-2020 гг.;
3) учебного плана МОУ СОШ №6;
4) методического письма о преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2015/2016 гг. ГОАУ ЯО ИРО.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.В. Пасечника, - М.: Дрофа,
Вертикаль, 2015.
Учебно-методический комплекс
Биология. Покрытосеменные растения. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС / Пасечник В. В. – М.: Дрофа, 2015.
Биология. Покрытосеменные растения. 6 кл.: рабочая тетрадь (с тестовым зад. ЕГЭ). ВЕРТИКАЛЬ. (ФГОС) / В. В. Пасечник. Дрофа, 2015.
На изучение предмета в 6 классе отводится 1 ч. в неделю, всего 34 ч. в год. Из них контрольных работ - 3, практических и лабораторных работ - 16. Форма промежуточной аттестации – интегрированный зачет.
Темы проектных заданий
1) Определение названий деревьев и кустарников, растущих вокруг школы, по характерным признакам почек (с.31-32).
2) Удивительные цветки (плоды) Покрытосеменных растений мира.
3) Вегетативное размножение комнатных растений (с.145).
4) История введения в культуру растений, выращиваемых в Ярославской области.
Цель предмета - обеспечить учащимся понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царства растений, в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о строении растительных организмов; об растительном организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом (растительном) разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.
Формы организации учебной деятельности
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа.
выявить уровень знаний учащихся о природе;
выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа.
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
распределение работы между участниками;
умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
умение представить результат работы, обосновать выбор решения.
Содержание программы
В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Практическая часть программы
Тема |
Тема урока |
К-во часов |
Лабораторные работы, практические работы |
Экскурсии |
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений |
1. Строение семян двудольных растений. 2. Строение семян однодольных растений. 3. Виды корней и типы корневых систем. 4. Зоны (участки) корня. 5. Условия произрастания и видоизменения корней. 6. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. 7. Внешнее строение листа. 8. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. 9. Строение стебля. Многообразие стеблей. 10. Видоизменения побегов. 11. Цветок и его строение. 12. Соцветия. 13. Плоды и их классификация. 14. Распространение плодов и семян. |
14 часов |
Л.р.№1 « Строение семян двудольных растений». Л.р.№2 «Строение зерновки пшеницы». Л.р.№3 «Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы». Л.р.№4 «Корневой чехлик и корневые волоски». Л.р.№5 «Строение почек. Расположение почек на стебле». Л.р.№6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». Л.р.№7 «Клеточное строение листа». Л.р.№8 «Внутреннее строение ветки дерева». Л.р.№9, 10 «Видоизмененные побеги (клубень, луковица)». Л.р.№11 «Строение цветка». Л.р.№12 «Различные виды соцветий». Л.р.№13 «Классификация плодов». |
|
Раздел 2. Жизнь растений |
15. Минеральное питание растений. 16. Фотосинтез. 17. Дыхание растений. 18. Испарение воды. Листопад. 19.Передвижение воды и питательных веществ в растении. 20. Прорастание семян. 21. Способы размножения растений. 22. Размножение споровых растений. 23. Размножение голосеменных растений. 24, 25. Половое размножение покрытосеменных растений. 26. Бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. |
12 часов |
Л.р.№14 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». Л.р.№15 «Определение всхожести семян растений и их посев» (дома). Л.р.№16 «Вегетативное размножение комнатных растений» (дома). |
Экскурсия №1 «Зимние явления в жизни растений». |
Раздел 3. Классификация растений |
27. Основы систематики растений. 28. Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. 29. Семейства пасленовые и Бобовые. 30. Семейство Сложноцветные. 31. Класс Однодольные растения. Семейства Злаковые и Лилейные. 32. Важнейшие сельскохозяйственные растения. |
6 часов |
||
Раздел 4. Природные сообщества |
33. Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. 34. Развитие и смена растительных сообществ. 35. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества. |
3 часа |
Экскурсия № 2 «Природное сообщество и человек» |
Тематическое планирование по биологии. 6 класс
Л-личностные УУД, П-познавательные УУД, К-коммуникативные УУД, Р-регулятивные УУД
№ раздела (темы): |
Наименование раздела (темы): |
Всего часов: |
Универсальные учебные действия: |
ИКТ-компетентность: |
Пр., Лаб. раб. |
Кол-во контр. работ: |
1. |
Строение и многообразие покрытосеменных растений |
14 |
П.: -Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. -Сравнивать клетки разных тканей, ткани, представителей разных групп растений; способы размножения растений, делать выводы на основе сравнения. -Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений. -Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Л.: - формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов; - формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования растений и видоизменениями их корней; - формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учащимися класса в процессе образовательной деятельности; - формируется научное мировоззрение на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями; - формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования и видоизменениями листьев; - формируется научное мировоззрение на основе изучения плодов: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений и возникновении различных приспособлений к распространению плодов и семян, возникших в процессе эволюции; - признавать право каждого на собственное мнение; - проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; - уметь отстаивать свою точку зрения; - критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; - уметь слушать и слышать другое мнение. Р.: - Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. - Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. - Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). - Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно. - В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. К.: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). |
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста; проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; |
13 |
1 |
2. |
Жизнь растений |
11 |
П.:- Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности растений. -Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности растительного организма и объяснять их результаты. -Проводить наблюдения за ростом и развитием растений. Л.: - формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта; - формируется экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов; - формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру; - формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений; - формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности растений; - формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов; - формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения водорослей, мхов и папоротников и установления их родства и единства происхождения; - формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения споровых и голосеменных растений; - формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения голосеменных и покрытосеменных растений; - формируется познавательный мотив на основе интереса к вегетативному размножению растений в природе и сельском хозяйстве. Р.: - Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. - Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. - Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). - Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно. - В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. К.: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). |
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста; проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве |
3 |
1 |
3. |
Классификация Покрытосеменных растений |
6 |
П.:- Различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. -Объяснять роль различных растений в жизни человека. -Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями. -Осваивать приемы: работы с определителями растений; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями. -Определять принадлежность растений к определенной систематической группе (классификация). Л.: - формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта; - формируется экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов; - формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру; - формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений; - формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности растений; - формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов; - формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения водорослей, мхов и папоротников и установления их родства и единства происхождения; - формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения споровых и голосеменных растений; - формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения голосеменных и покрытосеменных растений; - формируется познавательный мотив на основе интереса к вегетативному размножению растений в природе и сельском хозяйстве; Р.: - Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. - Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. - Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). - Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно. - В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. К.: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). |
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста; проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве |
1 |
|
4. |
Природные сообщества |
3 |
П.:-Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;- цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительного мира. Л.: - формируется научное мировоззрение на основе установления сходства в строении и жизнедеятельности растений, указывающего на происхождение от одного предка; - формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейства Крестоцветных и семейства Розоцветных; - формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Пасленовые, Мотыльковые; - формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейства Сложноцветные; - формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Лилейные и Злаки.; - формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению культурных растений; Р.: - Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. - Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. - Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). - Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно. - В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. К.: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). |
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста; проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве |
||
Итого |
34 |
16 |
3 |
Внутришкольный мониторинг
Месяц: |
Тема: |
Форма проведения: |
декабрь |
Строение и многообразие покрытосеменных растений |
Тестовая к\р |
февраль |
Жизнь растений |
Тестовая к\р |
апрель |
Классификация Покрытосеменных растений |
Тестовая к\р |
Календарно-тематическое планирование. Биология. 6 класс
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
1. Личностные результаты:
- формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов;
- формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования растений и видоизменениями их корней;
- формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учащимися класса в процессе образовательной деятельности;
- формируется научное мировоззрение на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями;
- формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования и видоизменениями листьев;
- формируется научное мировоззрение на основе изучения плодов: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений и возникновении различных приспособлений к распространению плодов и семян, возникших в процессе эволюции;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся научатся:
- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
- осуществлять описание изучаемого объекта;
- определять отношения объекта с другими объектами;
- определять существенные признаки объекта;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- классифицировать объекты;
- проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
3. Предметные результаты: |
|
Ученик научится: |
Ученик получит возможность научиться: |
Учащиеся будут знать: - внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; - видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений. Учащиеся будут уметь: - различать и описывать органы цветковых растений; - объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; - изучать органы растений в ходе лабораторных работ. |
Учащиеся могут узнать: - особенности теплолюбивых и холодостойких растений, - особенности строения клеток различных зон корня, Учащиеся смогут научиться: - обосновывать основные агротехнические приемы; - объяснять взаимосвязь строения органов растений с выполняемыми функциями. |
даты |
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Содержание |
Планируемые результаты |
Характеристика деятельности обучающихся |
|||
личностные |
метапредметные |
предметные |
|||||||
ученик научится |
ученик получит возможность научится |
||||||||
1 |
Строение семян двудольных растений. Инструктаж по проектной деятельности |
Урок формирования знаний |
Строение семян. Л.р.№1 «Строение семян двудольных растений». |
формируется познавательный мо- тив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. |
Учащиеся научатся: - проводить лабо-раторную работу в соответствии с инструкцией. - анализировать и сравнивать изучае-мые объекты; |
Учащиеся будут знать: - внешнее и внутреннее строение семе-ни двудольного растения; Учащиеся будут уметь: - различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений; - изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ. |
Учащиеся могут узнать: - разнообра-зие семян по особеннос-тям строе-ния Учащиеся смогут научиться: - сравнивать семена |
Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» . Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последователь-ности действий при проведении анализа |
|
2 |
Строение семян однодольных растений. |
Урок зак-репления и совершен-ствования знаний |
Особенности строения семян однодольных растений Л.р.№2 «Строение зерновки пшеницы». |
формируется позна- вательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объ- ектов. |
Учащиеся научатся: - определять сущест-венные признаки объекта; - анализировать и сравнивать изучае-мые объекты; - проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией. |
Учащиеся будут знать: - внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений; Учащиеся будут уметь: - различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений; - изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ. |
Учащиеся могут узнать: - разнооб-разие семян по особен-ностям строения Учащиеся смогут научиться: - сравнивать семена |
Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж памятку последователь-ности действий при проведении анализа строения семян |
|
3 |
Виды корней и типы корневых систем. |
Урок формирования знаний |
Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. Л.р.№3 «Виды корней. Стерж-невая и мочко-ватая корневые системы». |
формируется позна- вательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. |
Учащиеся научатся: - анализировать и сравнивать изучае-мые объекты; - проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией. |
Учащиеся будут знать: - внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений; Учащиеся будут уметь: - различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений; - изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ. |
Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем |
||
4 |
Зоны (участки) корня. |
Урок зак-репления и совершен-ствования знаний |
Участки (зо-ны) корня. Внешнее и внутреннее строение кор-ня. Л.р.№4 «Корневой чех-лик и корневые волоски». |
формируется позна- вательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. |
Учащиеся научатся: - осуществлять опи-сание изучаемого объекта; - определять сущест-венные признаки объекта; - проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией. |
Учащиеся будут знать: - внутреннее строение орга-нов цветковых растений; Учащиеся будут уметь: - различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений; - изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ. |
Учащиеся смогут научиться: - обосновы-вать взаимо-связь строе-ния и функ-ций клеток различных зон корня; |
Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализи-руют строение корня |
|
5 |
Условия произрастания и видоизменения корней. |
Урок зак-репления и совершен-ствования знаний |
Приспособления корней к условиям существования. Видоизменения корней |
формируется науч-ное мировоззрение на основе установ- ления причинно-следственных свя-зей между условия-ми существования растений и видоиз-менениями их кор-ней. |
Учащиеся научатся: - осуществлять описание изучаемого объекта; - определять сущест-венные признаки объекта; - устанавливать при-чинно-следственные связи; |
Учащиеся будут знать: - видоизмене-ния органов цветковых растений и их роль в жизни растений. Учащиеся будут уметь: - объяснять связь особен-ностей строе-ния органов растений со средой обита-ния; |
Учащиеся могут узнать: - особен-ности строе-ния клеток различных зон, корни дыхательные и воздуш-ные, корни-подпорки, корни-при-щепки; |
Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают при-чинно-следственные связи между условиями существования и ви-доизменениями корней |
|
6 |
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Проект: Определение названий деревьев и кустарников, растущих вокруг школы, по характерным признакам почек |
Урок формирования знаний |
Побег. Листораспо-ложение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега. Л.р.№5 «Строение почек. Расположение почек на стебле». |
формируются эле- менты коммуника-тивной компетент- ности в общении и сотрудничестве с учащимися класса в процессе образова-тельной деятель-ности. |
Учащиеся научатся: - анализировать и сравнивать изучае-мые объекты; - осуществлять опи-сание изучаемого объекта; - классифицировать объекты; - проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией. |
Учащиеся будут знать: - внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; Учащиеся будут уметь: - различать и описывать органы цветковых растений; - изучать ор-ганы растений в ходе лабора-торных работ. |
Учащиеся могут узнать: - почка – за-чаточный побег Учащиеся смогут научиться: - сравнивать вегетативные и генера-тивные поч-ки, распоз-навать по внешнему виду почки различных растений, доказывать, что почка – зачаточный побег |
Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная поч-ка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листо-расположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега |
|
7 |
Внешнее строение листа. |
Урок формирования знаний |
Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. Л.р.№6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». |
формируется науч- ное мировоззрение на основе установ- ления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями. |
Учащиеся научатся: - осуществлять опи-сание изучаемого объекта; - определять сущест-венные признаки объекта; - устанавливать при-чинно-следственные связи; - проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией. |
Учащиеся будут знать: - внешнее строение орга-нов цветковых растений; Учащиеся будут уметь: - различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений; - изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ. |
Учащиеся могут узнать: части листа: прилистни-ки, влагали-ще, разнооб-разие прос-тых и слож-ных листь-ев, край лис-товой плас-тинки Учащиеся смогут научиться: сравнивать листья различных растений |
Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «череш-ковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сет-чатое жилкование», «параллельное жилко-вание», «дуговое жилкование». Заполня-ют таблицу по результатам изучения раз-личных листьев |
|
8 |
Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. |
Урок зак-репления и совершен-ствования знаний |
Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. Л.р.№7 «Клеточное строение листа». |
формируется науч -ное мировоззрение на основе устновле- ния причинно-след- ственных связей между условиями существования и видоизменениями листьев. |
Учащиеся научатся: - определять сущест-венные признаки объекта; - устанавливать при-чинно-следственные связи; - проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией. |
Учащиеся будут знать: - внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений; - видоизмене-ния органов цветковых рас-тений и их роль в жизни рас-тений. Учащиеся будут уметь: - различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений; - объяснять связь особен-ностей строе-ния органов растений со средой обита-ния; - изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ |
Учащиеся могут узнать: кутикула и восковой налет,стро-ение жилки: волокна, со-суды, сито-видные трубки, их функции Учащиеся смогут научиться: связывать особенности строения листа со средой оби-тания, объ-яснять вза-имосвязь строения листа с вы-полняемыми функциями |
Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты |
|
9 |
Строение стебля. Многообразие стеблей. |
Урок формирования знаний |
Строение стебля. Многообразие стеблей. Л.р.№8 «Внутреннее строение ветки дерева». |
формируется позна- вательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. |
Учащиеся научатся: - осуществлять опи-сание изучаемого объекта; - определять сущест-венные признаки объекта; - устанавливать при-чинно-следственные связи; - проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией. |
Учащиеся будут знать: - внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений; Учащиеся будут уметь: - различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений; - объяснять связь особен-ностей строе-ния органов растений со средой обита-ния; - изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ. |
Учащиеся могут узнать: - отложение запасных питательных веществ в стебле, Учащиеся смогут научиться: - объяснять взаимосвязь строения и функций клеток стебля |
Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Выполняют лабора-торную работу и обсуждают ее результаты |
|
10 |
Видоизменения побегов. |
Урок зак-репления и совершен-ствования знаний |
Строение и функции видо-измененных побегов. Л.р.№9, 10 «Видоизмененные побеги (клубень, луковица)». |
формируется позна- вательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. |
Учащиеся научатся: - осуществлять опи-сание изучаемого объекта; - определять отноше-ния объекта с други-ми объектами; - определять сущест-венные признаки объекта; - устанавливать при-чинно-следственные связи; - проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией. |
Учащиеся будут знать: - внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений; - видоизмене-ния органов цветковых растений и их роль в жизни растений. Учащиеся будут уметь: - различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений; - изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ. |
Учащиеся могут узнать: особенности строения видоизмененных побегов |
Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лаборатор-ную работу и обсуждают ее результаты |
|
11 |
Цветок и его строение. Проект: Удивительные цветки (плоды) Покрытосеменных растений мира. |
Урок формирования знаний |
Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка Л.р.№11 «Строение цветка». |
формируется позна- вательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. |
Учащиеся научатся: - осуществлять опи-сание изучаемого объекта; - определять отно-шения объекта с дру-гими объектами; - определять сущест-венные признаки объекта; - устанавливать при-чинно-следственные связи; - классифицировать объекты; - проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией. |
Учащиеся будут знать: - внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений; Учащиеся будут уметь: - различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений; - изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ. |
Учащиеся смогут научиться: - объяснять взаимосвязь строения органов растений с выполняемыми функциями. |
Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « ча-шечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двой-ной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «одно-домные растения», «дву-домные растения». Выполняют лаборатор-ную работу и обсуж-дают ее результаты |
|
12 |
Соцветия. |
Урок зак-репления и совершен-ствования знаний |
Виды соцветий. Значение соцветий. Л.р.№12 «Различные виды соцветий». |
формируется позна- вательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. |
Учащиеся научатся: - определять сущест-венные признаки объекта; - устанавливать при-чинно-следственные связи; - классифицировать объекты; - проводить лабора-торную работу в соответствии с инструкцией. |
Учащиеся будут знать: - внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений; Учащиеся будут уметь: - различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений; - изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ. |
Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой |
||
13 |
Плоды и их классификация. |
Урок зак-репления и совершен-ствования знаний |
Строение плодов. Классификация плодов. Л.р.№13 «Классификация плодов». |
формируется научное мировоззре- ние на основе изуче ния плодов: учащие ся подводятся к вы воду о родстве цвет ковых растений и возникновении раз личных приспособ лений к распростра нению плодов и се мян, возникших в процессе эволюции. |
Учащиеся научатся: - осуществлять описание изучаемого объекта; - устанавливать причинно-следственные связи; - классифицировать объекты; - проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией. |
Учащиеся будут знать: - внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений; Учащиеся будут уметь: - различать и описывать ор-ганы цветко-вых растений; - изучать орга-ны растений в ходе лабора-торных работ. |
Учащиеся смогут научиться: - объяснять взаимосвязь строения органов растений с выполняемыми функциями. |
Определяют понятия «околоплодник», «прос-тые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные пло-ды», «ягода», « костян-ка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и срав-нивают различные пло-ды. Обсуждают резуль-таты работы |
|
14 |
Распространение плодов и семян. Защита проектов |
Урок зак-репления и совершен-ствования знаний |
Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения |
формируется научное мировоззре- ние на основе изуче ния плодов: учащие ся подводятся к вы воду о родстве цвет ковых растений и возникновении раз личных приспособ лений к распростра нению плодов и се мян, возникших в процессе эволюции. |
Учащиеся научатся: - анализировать и сравнивать изучаемые объекты; - устанавливать причинно-следственные связи; |
Учащиеся будут знать: - внешнее и внутреннее строение орга-нов цветковых растений; Учащиеся будут уметь: - объяснять связь особен-ностей строе-ния органов растений со средой обита-ния; |
Учащиеся смогут научиться: - объяснять взаимосвязь строения органов растений с выполняемыми функциями. |
Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» |
Тема 2. Жизнь растений (11 часов)
1. Личностные результаты:
- формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта;
- формируется экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов;
- формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру;
- формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений;
- формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности растений;
- формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов;
- формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения водорослей, мхов и папоротников и установления их родства и единства происхождения;
- формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения споровых и голосеменных растений;
- формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения голосеменных и покрытосеменных растений;
- формируется познавательный мотив на основе интереса к вегетативному размножению растений в природе и сельском хозяйстве;
2. Метапредметные результаты
Учащиеся научатся:
- анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
- работать с текстом и иллюстрациями учебника.
- сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.
3. Предметные результаты: |
|
Ученик научится: |
Ученик получит возможность научится: |
Учащиеся будут знать: - основные процессы жизнедеятельности растений; - особенности минерального и воздушного питания растений; - виды размножения растений и их значение. Учащиеся будут уметь: - характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; - объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; - устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; - показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе; - объяснять роль различных видов размножения у растений; - определять всхожесть семян растений. |
Учащиеся могут узнать: - приспособленность растений к разным способам опыления, - искусственное опыление, Учащиеся смогут научиться: - объяснять роль составных частей почвы в жизни растения, - обосновывать необходимость охраны почв, - обосновать приспособленность растений к фотосинтезу, - обосновывать необходимость озеленения населенных пунктов и защиты воздуха от загрязнений, - определять по внешнему виду растений – способ опыления, |
даты |
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Содержание |
Планируемые результаты |
Характеристика деятельности обучающихся |
|||
личностные |
метапредметные |
предметные |
|||||||
ученик научится |
ученик получит возможность научиться |
||||||||
15 |
Минеральное питание растений. ИПД |
Урок формирования знаний |
Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значи- тельных доз удобрений. Меры охраны природной среды |
формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта |
Учащиеся научатся: - анализировать результаты наблюдений и делать выводы; - работать с текстом и иллюстрациями учебника. |
Учащиеся будут знать: - основные процессы жизнедеятельности растений; - особенности минерального питания растений; Учащиеся будут уметь: - характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; - объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; |
Учащиеся смогут научиться: - объяснять роль составных частей почвы в жизни растения, - обосновы-вать необходимость охраны почв, , |
Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе |
|
16 |
Фотосинтез. |
Урок формирования знаний |
Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода |
формируется экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы с загряз не ни ем воздуха, охраны растений и сохранения лесов |
Учащиеся научатся: - анализировать результаты наблюдений и делать выводы; - работать с текстом и иллюстрациями учебника. |
Учащиеся будут знать: - основные процессы жизнедеятельности растений; - особенности воздушного питания растений; Учащиеся будут уметь: - характеризо-вать основные процессы жизнедеятельности растений; - объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; - показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе; |
Учащиеся смогут научиться: - обосновать приспособленность растений к фотосинтезу - обосновывать необходимость озеленения населенных пунктов и защиты воздуха от загрязнений, |
Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека |
|
17 |
Дыхание растений. |
Урок закрепления и совершенствования знаний |
Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза |
формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру |
Учащиеся научатся: - анализировать результаты наблюдений и делать выводы; - под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов. |
Учащиеся будут знать: - основные процессы жизнедеятельности растений; Учащиеся будут уметь: - характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; - объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; - устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; |
Учащиеся смогут научиться: - сравнивать фотосинтез и дыхание, |
Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза |
|
18 |
Испарение воды. Листопад. |
Урок формирования знаний |
Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев |
формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру |
Учащиеся научатся: - анализировать результаты наблюдений и делать выводы; |
Учащиеся будут знать: - основные процессы жизнедеятельности растений; Учащиеся будут уметь: - характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; - объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; |
Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений |
||
19 |
Передвижение воды и питательных веществ в растении. |
Урок закрепления и совершенствования знаний |
Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование в процессах жизнедеятельности. Защита растений от повреждений. Л.р.№14 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». |
формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений |
Учащиеся научатся: - анализировать результаты наблюдений и делать выводы; - под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов. |
Учащиеся будут знать: - основные процессы жизнедеятельности растений; Учащиеся будут уметь: - характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; - объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; |
Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений |
||
20 |
Прорастание семян. |
Урок закрепления и совершенствования знаний |
Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков. Л.р.№15 «Определение всхожести семян растений и их посев» (дома). |
формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности растений |
Учащиеся научатся: - анализировать результаты наблюдений и делать выводы; - под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов. |
Учащиеся будут знать: - основные процессы жизнедеятельности растений; Учащиеся будут уметь: - характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; - объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; - определять всхожесть семян растений. |
Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ |
||
21 |
Способы размножения растений. |
Урок формирования знаний |
Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира |
формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов |
Учащиеся научатся: - работать с текстом и иллюстрациями учебника. - сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. |
Учащиеся будут знать: - виды размножения растений и их значение. Учащиеся будут уметь: - объяснять роль различных видов размножения у растений; |
Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира |
||
22 |
Размножение споровых растений. |
Урок закрепления и совершенствования знаний |
Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений |
формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения водорослей, мхов и папоротников и установления их родства и единства происхождения |
Учащиеся научатся: - работать с текстом и иллюстрациями учебника. - сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. |
Учащиеся будут знать: - виды размножения растений и их значение. Учащиеся будут уметь: - объяснять роль различных видов размножения у растений; |
Определяют понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений |
||
23 |
Размножение голосеменных растений. |
Урок закрепления и совершенствования знаний |
Размножение голосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Образование семян |
формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения споровых и голосеменных растений |
Учащиеся научатся: - работать с текстом и иллюстрациями учебника. - сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. |
Учащиеся будут знать: - виды размножения растений и их значение. Учащиеся будут уметь: - объяснять роль различных видов размножения у растений; |
Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка»,«пыльцевое зерно»,«зародышевый мешок», «пыльцевход», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. |
||
24 |
Половое размножение покрытосеменных растений. |
Урок закрепления и совершенствования знаний |
Размножение покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян |
формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения голосеменных и покрытосеменных растений |
Учащиеся научатся: - работать с текстом и иллюстрациями учебника. - сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. |
Учащиеся будут знать: - виды размножения растений и их значение. Учащиеся будут уметь: - объяснять роль различных видов размножения у растений; |
Учащиеся могут узнать: - приспособленность растений к разным способам опыления, - искусственное опыление, Учащиеся смогут научиться: - определять по внешнему виду растений – способ опыления, - |
Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка»,«пыльцевое зерно»,«зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян |
|
25 |
Бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Проект: Вегетативное размножение комнатных растений. Защита проектов |
Урок закрепления и совершенствования знаний |
Способы вегетативного размножения. Л.р.№16 «Вегетативное размножение комнатных растений» (дома). |
формируется познавательный мотив на основе интереса к вегетативному размножению растений в природе и сельском хозяйстве |
Учащиеся научатся: - работать с текстом и иллюстрациями учебника. - сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. |
Учащиеся будут знать: - виды размножения растений и их значение. Учащиеся будут уметь: - объяснять роль различных видов размножения у растений; |
Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой»,«подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком |
Тема 3. Классификация растений (6 часов)
1. Личностные результаты:
- формируется научное мировоззрение на основе установления сходства в строении и жизнедеятельности растений, указывающего на происхождение от одного предка;
- формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейства Крестоцветных и семейства Розоцветных;
- формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Пасленовые, Мотыльковые;
- формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейства Сложноцветные;
- формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Лилейные и Злаки.;
- формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению культурных растений;
2. Метапредметные результаты
- развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.
- развиваются умения работать с текс том и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами;
- сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.
3. Предметные результаты:
Обучающийся научится: |
Обучающийся получит возможность научится: |
Учащиеся должны знать: — основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; — характерные признаки однодольных и двудольных растений; — признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; — важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Учащиеся должны уметь: — делать морфологическую характеристику растений; — выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; — работать с определительными карточками. |
Учащиеся могут узнать: покрытосеменные – господствующая группа растений, редкие и охраняемые растения Ярославской области Учащиеся смогут научиться: различать лекарственные и ядовитые растения |
даты |
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Содержание |
Планируемые результаты |
Характеристика деятельности обучающихся |
|||
личностные |
метапредметные |
предметные |
|||||||
ученик научится |
ученик получит возможность научиться |
||||||||
26 |
Основы систематики растений. ИПД
|
Урок формиро-вания зна-ний |
Основные систематические категории: вид, род, се-мейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений |
формируется научное миро-воззрение на основе установ-ления сходства в строении и жиз-недеятельности растений, указы-вающего на про-исхождение от одного предка. |
развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудни-чать с одноклассни-ками в процессе обсуждения полу-ченных результатов. |
Учащиеся должны знать: - основные систе-матические кате-гории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; |
Учащиеся могут узнать: покрытосеменные – господствующая группа растений |
Определяют понятия «вид», «род», «семей-ство», «класс», «от-дел», «царство». Вы-деляют признаки, ха-рактерные для дву-дольных и однодоль-ных растений |
|
27 |
Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. |
Комбинированный урок (формиро-вания зна-ний, зак-репления и совершенствования знаний) |
Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные |
формируется познавательный мотив на основе интереса к изу-чению отличи-тельных призна-ков растений семейства Крестоцветных и семейства Розоцветных. |
развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами; сотруд-ничать с однокласс-никами в процессе обсуждения полу-ченных результатов. |
Учащиеся должны знать: - характерные признаки двудоль-ных растений; - признаки основ-ных семейств дву-дольных расте-ний; Учащиеся должны уметь: - делать морфоло-гическую характе-ристику растений; - выявлять приз-наки семейства по внешнему строе-нию растений; - работать с опре-делительными карточками. |
Учащиеся могут узнать: редкие и охраняемые растения Ярославской области Учащиеся смогут научиться: различать лекарственные и ядовитые растения |
Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками |
|
28 |
Семейства Пасленовые и Бобовые. |
Комбинированный урок (формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний) |
Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые |
формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Пасленовые, Мотыльковые. |
развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами; сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. |
Учащиеся должны знать: - характерные признаки одно-дольных растений; - признаки основ-ных семейств дву-дольных расте-ний; Учащиеся должны уметь: - делать морфоло-гическую харак-теристику расте-ний; - выявлять приз-наки семейства по внешнему строе-нию растений; - работать с опре-делительными карточками. |
Учащиеся могут узнать: редкие и охраняемые растения Ярославской области Учащиеся смогут научиться: различать лекарственные и ядовитые растения |
Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам |
|
29 |
Семейство Сложноцветные |
Комбинированный урок (формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний) |
Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные |
формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейства Сложноцветные. |
развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами; сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. |
Учащиеся должны знать: - характерные признаки одно-дольных растений; - признаки основ-ных семейств дву-дольных расте-ний; Учащиеся должны уметь: - делать морфоло-гическую харак-теристику расте-ний; - выявлять приз-наки семейства по внешнему строе-нию растений; - работать с опре-делительными карточками. |
Учащиеся могут узнать: редкие и охраняемые растения Ярославской области Учащиеся смогут научиться: различать лекарственные и ядовитые растения |
Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам |
|
30 |
Класс Однодольные растения. Семейства Злаковые и Лилейные. |
Комбинированный урок (формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний) |
Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные |
формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Лилейные и Злаки. |
развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами; сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. |
Учащиеся должны знать: - характерные признаки одно-дольных растений; - признаки основ-ных семейств од-нодольных расте-ний; Учащиеся должны уметь: - делать морфоло-гическую харак-теристику расте-ний; - выявлять приз-наки семейства по внешнему строе-нию растений; - работать с опре-делительными карточками. |
Учащиеся могут узнать: редкие и охраняемые растения Ярославской области Учащиеся смогут научиться: различать лекарственные и ядовитые растения |
Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам |
|
31 |
Важнейшие сельскохозяйственные растения. Проект: История введения в культуру растений, выращиваемых в Ярославской области. Защита проектов |
Урок закрепления и совершенствования знаний |
Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком |
формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению культурных растений. |
развиваются умения работать с текс том и иллюстрациями учебника, готовить сообщения и высту-пать с ними перед одноклассниками, сотрудничать с од-ноклассниками в процессе обсужде-ния их сообщений. |
Учащиеся должны знать: — важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. |
Готовят сообщения на основе изучения текс-та учебника, дополни-тельной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехни-ке важнейших куль-турных двудольных и однодольных расте-ний, выращиваемых в местности прожива-ния школьников |
Тема 4. Природные сообщества (3 часа)
1. Личностные результаты:
- формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению растительных сообществ;
- учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению взаимосвязей растений в сообществе, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру;
- формируется научное мировоззрение, любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры;
2. Метапредметные результаты
- развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения результатов самостоятельной работы.
- развиваются умения работать в группах, готовить сообщения и выступать с ними перед одноклассниками, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения их сообщений.
3. Предметные результаты:
Обучающийся научится: |
Обучающийся получит возможность научится: |
Учащиеся должны знать: — взаимосвязь растений с другими организмами; — растительные сообщества и их типы; — закономерности развития и смены растительных сообществ; — о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека. Учащиеся должны уметь: — устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; — определять растительные сообщества и их типы; — объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; — проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. |
Учащиеся могут узнать: основные звенья цепи питания: продуценты, консументы, редуценты Учащиеся смогут научиться: объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ |
даты |
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Содержание |
Планируемые результаты |
Характеристика деятельности обучающихся |
|||
личностные |
метапредметные |
предметные |
|||||||
ученик научится |
ученик получит возможность научиться |
||||||||
32 |
Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. |
Урок формиро-вания зна-ний |
Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе |
формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению растительных сообществ. |
развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения результатов самостоятельной работы. |
Учащиеся должны знать: - взаимосвязь рас-тений с другими организмами; - растительные сообщества и их типы; Учащиеся должны уметь: - устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; - определять рас-тительные сооб-щества и их типы; |
Учащиеся могут узнать: основные звенья цепи питания: продуценты, консументы, редуценты Учащиеся смогут научиться: объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ |
Определяют понятия «растительное сооб-щество», «раститель-ность», «ярусность». Характеризуют раз-личные типы расти-тельных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в расти-тельном сообществе |
|
33 |
Развитие и смена растительных сообществ. |
Комбинированный урок (формиро-вания зна-ний, зак-репления и совершенствования знаний) |
Смена расти-тельных сооб-ществ. Типы растительности. Экскурсия №2 «Природное сообщество и человек» |
учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению взаимосвязей растений в сообществе, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру. |
учащиеся продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, другими источниками инфор-мации, сотрудничать с одноклассниками при обсуждении имеющейся информации. |
Учащиеся должны знать: - взаимосвязь рас-тений с другими организмами; - закономерности развития и смены растительных сооб-ществ; Учащиеся должны уметь: - устанавливать взаимосвязь рас-тений с другими организмами; - проводить фено-логические наблю-дения за весенними явлениями в при-родных сообщес-твах. |
Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет) |
||
34 |
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества. Интегрированный зачет |
Комбинированный урок (формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний) |
Влияние хозяй-ственной дея-тельности чело-века на расти-тельный мир. История охраны природы в на-шей стране. Роль заповедни-ков и заказни-ков. Рациональ-ное природо-пользование |
формируется научное миро-воззрение, лю-бовь и береж-ное отношение к родной при-роде, элементы экологической культуры. |
развиваются уме-ния работать в группах, готовить сообщения и выс-тупать с ними пе-ред одноклассника-ми, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсужде-ния их сообщений. |
Учащиеся должны знать: - о результатах влияния деятель-ности человека на растительные сооб-щества и влияния природной среды на человека. Учащиеся должны уметь: - объяснять влия-ние деятельности человека на расти-тельные сообщес-тва и влияние при-родной среды на человека; |
Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето |
Планируемые результаты освоения учебного курса
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.