№ урока |
Дата |
Тема урока |
Требования к уровню подготовки |
Цель урока |
Ход урока |
Домашняя работа |
||||||||
план |
факт |
Предметные результаты |
Метапредметные |
Личностные результаты |
||||||||||
ВВЕДЕНИЕ |
||||||||||||||
1 |
Биология – наука о живой природе. |
Иметь представление о биологии как науке о жизни, биосфере как области распространения жизни, экологии как разделе биологии. |
Давать определение ключевым понятиям. |
Проявлять познавательный интерес, направленный на изучение живой природы. |
Изучение понятия биология как науки. |
Объяснение нового материала |
Прочитать п.1. Зарисовать в тетради рис 1 на стр 6 |
|||||||
2 |
Методы исследования в биологии |
Знать правила техники безопасности в биологическом кабинете. |
Понимать, что факт становится научным тогда, когда он проверен наблюдениями и экспериментами |
Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения |
Изучение методов исследования в биологии |
Объяснение нового материала |
Пользуясь текстом п.2 ответить на вопросы 1-3 стр 13 |
|||||||
3 |
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. |
Называть основные царства живых организмов как доказательство разнообразия живой природы. Уметь сравнивать и выявлять признаки сходства и отличия живой и неживой материи. Называть признаки живых организмов, давать им элементарную характеристику |
Составлять план параграфа по предложенному алгоритму. |
Проявлять желание и готовность к самостоятельной деятельности. |
Изучить правила техники безопасности, знать методы исследования в биологии |
Объяснение нового материала |
Составить план п.3 пользуясь памяткой на стр 18 |
|||||||
4 |
Среды обитания живых организмов |
Понимать среду обитания как комплекс факторов живой и неживой природы. Давать характеристику среды обитания по самостоятельно составленному плану ответа. Называть свойства, характерные для каждой среды обитания. |
Уметь выстраивать порядок действий согласно предложенному алгоритму. |
Иметь первоначальные навыки экологического мышления, накапливать опыт природоохранной деятельности. |
Изучение среды обитания живых организмов. |
Объяснение нового материала |
Прочитать п.4 |
|||||||
5 |
Экологические факторы и их влияние на организм |
Давать определение экологических факторов и составлять их характеристику, подтверждая примерами. |
Уметь работать с текстом учебника по готовому алгоритму. |
Иметь первоначальные навыки экологического мышления, накапливать опыт природоохранной деятельности. |
Анализирование связей организма с окружающей средой |
Объяснение нового материала |
Прочитать п.5. Подготовиться к контрольной работе |
|||||||
6 |
Обобщающий урок |
Работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. |
Выполнять задания по закрытым тестам. |
Проявлять желание и готовность к самостоятельной деятельности. |
Анализ и сравнение экологических факторов, их влияния на организм. |
Контрольная работа |
Индивидуальные задания |
|||||||
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ |
||||||||||||||
7 |
Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа№1: Рассматривание тканей растения под лупой. |
Знать устройство лупы и микроскопа, правила работы с ними. |
Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности. |
Проявлять познавательный интерес, на- правленый на изучение живой природы. |
Закрепление полученных навыков по работе с текстом учебника, таблицами, схемами. |
Лабораторная работа |
Прочитать п. 6. Выполнить задания на стр 33 |
|||||||
8 |
Строение клетки |
Понимать клеточное строение всех организмов как доказательство единства живой материи. Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микропрепарата. |
Уметь работать в парах, согласуя совместные действия. |
Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения |
Ознакомиться с правилами работы с микроскопом. |
Объяснение нового материала |
Прочитать п.7. Зарисовать рис.20 на стр 35 |
|||||||
9 |
Лабораторная работа№2: Строение клеток кожицы чешуи лука. |
Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микро- препарата. Иметь понятие о пластидах как основном признаке растительной клетки. |
Уметь работать в парах, согласуя совместные действия. |
Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения. |
Знакомство с понятиями «клетка», «органоиды», кл. мембрана, ядро, вакуоль и т.д. |
Лабораторная работа |
Индивидуальные задания |
|||||||
10 |
Пластиды. Лабораторная работа№3: Приготовление препаратов пластид и рассматривание под микроскопом |
Понимать причину сходства элементарного химического состава тел живой и не- живой природы как доказательство единства природы в целом. Называть наличие органических веществ в живых организмах как один из главных признаков их отличия от неживой природы. |
Согласовывать коллективные действия при составлении простейшего структурированного конспекта изучаемого материала. |
Проявлять познавательный интерес, на- правленый на изучение живой природы. |
Научить готовить микропрепараты, проводить наблюдения, описывать и зарисовывать объекты. Проводить сравнение натур. объекта с изображением. |
Лабораторная работа |
Индивидуальные задания |
|||||||
11 |
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества |
Понимать причину сходства элементарного химического состава тел живой и не- живой природы как доказательство единства природы в целом. Называть наличие органических веществ в живых организмах как один из главных признаков их отличия от неживой природы. |
Согласовывать коллективные действия при составлении простейшего структурированного конспекта изучаемого материала. |
Иметь первоначальные основы миро- воззрения, соответствующего современному уровню науки. |
Уметь различать органоиды клетки на таблицах и под микроскопом. |
Объяснение нового материала |
Составить план п.8. пользуясь памяткой на стр 18. |
|||||||
12 |
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, питание, дыхание. Лабораторная работ №4: Наблюдение за движением цитоплазмы. |
Знать сущность процессов жизнедеятельности клетки: дыхания, питания, роста, развития. Иметь первоначальное понятие обмена веществ. |
Организовывать собственные действия по предложенной инструкции при выполнении и оформлении результатов лабораторной работы. |
Проявлять желание и готовность к самостоятельной деятельности. |
Раскрыть роль хим. в-в клетки для ее жизнедеятельности. Ознакомить с экспериментом, его ролью в получении знаний, научить работать с лаб. Оборудованием. |
Лабораторная работа |
Прочитать п. 9. Ответить на вопросы стр 45. |
|||||||
13 |
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие |
Знать последовательность этапов деления клетки, понимать роль хромосом при передаче наследственных признаков. |
Уметь составлять последовательный ответ по рисунку учебника. |
Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения. |
Изучить основные процессы жизнедеятельности клетки, научить ставить эксперименты по изучению процессов ж/д растения, отработать навыки работы с микроскопом. |
Объяснение нового материала |
Индивидуальные задания |
|||||||
14 |
Деление клетки |
Знать виды растительных тканей, особенности их строения, объяснять их роль в жизнедеятельности организма. |
Иметь навыки заполнения таблицы. |
Проявлять познавательный интерес, на- правленый на изучение живой природы. |
Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности, объяснять результаты экспериментов. |
Объяснение нового материала |
Зарисовать рис на стр 44 |
|||||||
15 |
Ткани. Лабораторная работа №5: Рассматривание готовых микропрепаратов растительных тканей. |
Правильно использовать биологическую терминологию и символику |
Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
Иметь первоначальные основы миро- воззрения, соответствующего современному уровню науки. |
Выделение признаков, характерных для различных тканей. Отработка умения работать с микроскопом. |
Лабораторная работа |
Пользуясь текстом п.10 заполнить таблицу "Ткани" стр 49 |
|||||||
16 |
Обобщающий урок |
Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. |
Различать на рисунках и таблицах отдельные части объекта |
Проявлять желание и готовность к самостоятельной деятельности. |
Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов |
Контрольная работа |
Приготовить сообщения о бактериях |
|||||||
17 |
Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность |
П. Понимать значимость знаний роли бактерий в жизни биосферы и конкретных отдельных организмов. |
Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. Уметь в процессе ответа грамотно пользоваться биологической терминологией. |
Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения. |
Выделить существенные признаки бактерий, особенности их строения и жизнедеятельности. |
Объяснение нового материала |
Составить план п.11 |
|||||||
18 |
Роль бактерий в природе и жизни человека |
Иметь представление о заболеваниях, вызываемых болезнетворными бактерия- ми. Называть меры профилактики бактериальных заболеваний. |
Уметь составлять краткие сообщения по теме с использованием дополнительных источников информации. |
Иметь первоначальные навыки экологического мышления, накапливать опыт природоохранной деятельности. |
Объяснить роль бактерий в природе и жизни человека. |
Объяснение нового материала |
Прочитать п 12 |
|||||||
ЦАРСТВО ГРИБЫ |
||||||||||||||
19 |
Общая характеристика грибов |
Давать описание строения шляпочного гриба, понимать сущность симбиоза на примере грибов и в целом во взаимоотношениях других живых организмов. |
Выполнять и оформлять в тетради лабораторную работу по совместно составленному плану работы. |
Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения. |
Выявить существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объяснить роль грибов в природе и жизни человека. |
Объяснение нового материала |
Составить конспект п.13 |
|||||||
20 |
Шляпочные грибы |
Знать признаки отличия съедобных и ядовитых грибов, уметь называть грибы по рисункам. Объяснять практическую значимость искусственного выращивания грибов. Знать правила сбора грибов. |
Понимать ценность здорового и безопасного образа жизни. |
Выявлять на таблицах и натуральных объектах различия съедобных и ядовитых грибов, освоение приемов первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. |
Объяснение нового материала |
Ответить на вопросы 1-6 стр 77 . |
||||||||
21 |
Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №6: Особенности строения мукора и дрожжей. |
Знать особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов, находить части гриба на микропрепарате, уметь выращивать плесень самостоятельно. Понимать значение плесневых грибов в процессе круговорота веществ в биосфере. |
Выполнять лабораторную работу, пользуясь предложенным планом работы. |
Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками. |
Изучить особенности строения плесневых грибов, рассмотреть под микроскопом мукор и дрожжи. Отработать правила обращения с микроскопом. |
Лабораторная работа |
Прочитать п.15 |
|||||||
22 |
Грибы-паразиты |
Знать биологическую сущность понятия - паразитизм. Объяснять практическое значение влияния грибов-паразитов на жизнь других живых организмов. Пони- мать отличие симбиоза и паразитизма |
Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных». |
Применять полученные знания в практике жизни. |
Определить понятие «грибы-паразиты», объяснить роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. |
Объяснение нового материала |
Прочитать п.16. выполнить задание на стр 85 |
|||||||
23 |
Обобщающий урок |
Работать с терминами и понятиями «Бактерии», «Грибы»., грамотно объясняя их сущность. |
Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. Выполнять задания по закрытым тестам. |
Иметь первоначальные основы миро- воззрения, соответствующего современному уровню науки. |
Систематизировать и обобщить понятия раздела. Контроль знаний и умений работать |
Контрольная работа |
Индивидуальные задания |
|||||||
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ |
||||||||||||||
24 |
Разнообразие, распространение и значение растений |
Понимать и объяснять причину разнообразия растений. Характеризовать значение растений в природе и жизни человека. |
Уметь составлять план ответа на основе работы с текстом учебника. Уметь ясно и точно давать определение понятиям. |
Правильно делать расшифровку биологических терминов. |
Определение понятий «ботаника, низшие, высшие растения, слоевище, таллом», выявление признаков низших и высших растений, их взаимосвязь со средой обитания. |
Объяснение нового материала |
Выполнить задания на стр 92 |
|||||||
25 |
Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа №7: Строение зеленых водорослей |
Знать основных представителей и особенности одноклеточных водорослей |
Уметь работать в парах при выполнении лабораторной работы. |
Иметь первоначальные навыки экологического мышления, накапливать опыт природоохранной деятельности. |
Выделение существенных признаков водорослей, умение работать с таблицами и гербариями. Умение готовить микропрепараты водорослей. |
Лабораторная работа |
Прочитать п.18. Знать ответы на вопросы стр 93 |
|||||||
26 |
Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. |
Объяснять, почему водоросли относят к низшим растениям. Называть и характеризовать представителей многоклеточных водорослей по рисункам. Грамотно использовать в устной и письмен ной речи биологическую терминологию |
Пользуясь приобретенными знаниями, правильно расшифровывать схемы учебника. |
Проявлять желание и готовность к самостоятельной деятельности. |
Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывать необходимость охраны водорослей. |
Объяснение нового материала |
Ответить письменно на вопросы 1-3 стр 101 |
|||||||
27 |
Лишайники |
Называть представителей лишайников по рисункам учебника, знать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Объяснять, почему лишайники называют симбиотическими организмами. |
Находить информацию по теме в различных дополнительных источниках. |
Проявлять познавательный интерес, на- правленый на изучение живой природы. |
Изучение многообразия, распространения, строения и жизнедеятельности лишайников. |
Объяснение нового материала |
Составить план п.19 |
|||||||
28 |
Мхи, Лабораторная работа №8: Строение мха. |
Давать характеристику мхов как высших споровых растений. Уметь работать по гербарным материалам при выполнении лабораторной работы. Знать практическое использование мхов. |
Составлять ответ на поставленный вопрос, работая в парах. |
Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения. |
Выделить основные признаки споровых растений, сравнивать разные группы растений и находить их на таблицах, рисунках, в гербариях. |
Лабораторная работа |
Прочитать п.20,21. Составить сообщение"Многообразие высших споровых растений" |
|||||||
29 |
Папоротники, хвощи, плауны. |
Давать характеристику папоротниковидных как высших споровых растений. Различать на рисунках и гербариях хвощи, плауны и папоротники. |
Выполнять лабораторную работу в парах, пользуясь готовой инструкцией. |
Стремиться к целенаправленной познавательной деятельности, ставить цель и планировать пути ее достижения. |
Выделить основные признаки споровых растений, сравнивать. |
Изучение нового материала |
||||||||
30 |
Голосеменные растения. Лабораторная работа №9: Строение хвои и шишек хвойных. |
Иметь представление о голосеменных как высших семенных растениях. Знать основных представителей голосеменных, называть их основные особенности, различать на рисунках. Выполнять лабораторную работу по природному раздаточному материалу, отражая результаты в сравнительной таблице |
Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных». |
Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками. |
Выделить существенные признаки голосеменных растений, описывать представителей г\с |
Лабораторная работа |
Используя текст параграфа 22 заполните таблицу на стр 124 |
|||||||
31 |
Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №10: Строение цветкового растения |
Давать характеристику покрытосеменных растений. |
Выполнять лабораторную работу в парах, пользуясь готовой инструкцией. |
Иметь первоначальные навыки экологического мышления, накапливать опыт природоохранной деятельности. |
Выделить существенные признаки п/с, описывать с использованием таблиц и гербарных материалов, объяснять роль п/с в природе и жизни человека. |
Лабораторная работа |
Выполнить задания 1,2 стр 131 |
|||||||
32 |
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира |
Знать и называть в правильной последовательности этапы развития высших растений, давать краткую характеристику каждому этапу |
Уметь использовать схемы учебника в устном ответе. |
Проявлять познавательный интерес, на- правленый на изучение живой природы. |
Повторение пройденного материала |
Объяснение нового материала |
Индивидуальные задания |
|||||||
33 |
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса |
Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности при обобщении знаний по изученной главе. Совершенствовать навыки тестирования. |
Проявлять сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной учебной деятельности. |
Контроль знаний |
Контрольная работа |
Индивидуальные задания |
||||||||
34 |
Заключительное занятие |
Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности при обобщении знаний по изученной главе. |
Проявлять сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной учебной деятельности. |
Повторение пройденного материала |
Повторение пройденного материала |
Задания на лето |
Структура курса
№ п/п |
Модуль (глава) |
Кол-во часов |
1. |
Введение |
6 ч. |
2. |
Клеточное строение организмов |
12 ч. |
4. |
Царство Грибы |
5 ч. |
5. |
Царство Растения |
12ч. |
ИТОГО |
35 ч. |
Перечень проверочных работ
№ п/п |
Модуль (глава) |
Срок |
1. |
Введение. Биология наука о жизни |
|
2. |
Клеточное строение организмов |
|
4. |
Царство Грибы |
|
5. |
Царство Растения |
Перечень лабораторных работ
№ п/п |
Тема лабораторных работ |
Срок |
1. |
Лабораторная работа№1: Рассматривание тканей растения под лупой. |
|
2. |
Лабораторная работа№2: Строение клеток кожицы чешуи лука. |
|
3. |
Лабораторная работа№3: Приготовление препаратов пластид и рассматривание под микроскопом |
|
4. |
Лабораторная работ №4: Наблюдение за движением цитоплазмы. |
|
5. |
Лабораторная работа №5: Рассматривание готовых микропрепаратов растительных тканей. |
|
6. |
Лабораторная работа №6: Особенности строения мукора и дрожжей. |
|
7. |
Лабораторная работа №7: Строение зеленых водорослей |
|
8. |
Лабораторная работа №8: Строение мха. |
|
9. |
Лабораторная работа №9: Строение хвои и шишек хвойных. |
|
10. |
Лабораторная работа №10: Строение цветкового растения |