Рабочая программа по предмету «Биология» (5 класс, УМК В.В. Пасечника)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основе следующих документов:
1) ООП ООО МОУ СОШ №6 (утверждена приказом директора № 01-08/36-02 от 23 апреля 2013 г.)
2) предметной программы основного общего образования по биологии на 2014-2019 гг.;
3) учебного плана МОУ СОШ №6;
4) методического письма о преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2014/2015 гг. ГОАУ ЯО ИРО.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.В. Пасечника, - М.: Дрофа,
Вертикаль, 2013.
Учебно-методический комплекс
Биология Бактерии, грибы, растения 5 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС / Пасечник В. В. – М.: Дрофа, 2014.
Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь (с тестовым зад. ЕГЭ). ВЕРТИКАЛЬ. (ФГОС) / В. В. Пасечник. Дрофа, 2014.
На изучение предмета в 5 классе отводится 1 ч. в неделю, всего 34 ч. в год. Из них контрольных работ 3, практических и лабораторных работ 17. Форма промежуточной аттестации – интегрированный зачет.
Темы проектных заданий
Растения Красной книги Ярославской области.
Выращивание и изучение строения гриба мукора.
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных
г. Ярославля.
Лишайники – индикаторы чистоты окружающей среды.
Выращивание и изучение строения культуры сенной палочки.
Съедобные и ядовитые шляпочные грибы Ярославской области. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении грибами.
Цель предмета - обеспечить учащимся понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.
Формы организации учебной деятельности
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа.
выявить уровень знаний учащихся о природе;
выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа.
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
распределение работы между участниками;
умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
умение представить результат работы, обосновать выбор решения.
Содержание учебного предмета биологии
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни чело века.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции
Практическая часть программы
Тема |
Тема урока |
К-во часов |
Лабораторные работы, практические работы |
Экскурсии |
Тема 1. " Введение " |
1. Биология — наука о живой природе 2. Методы исследования в биологии 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого 4. Среды обитания живых организмов. 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы 6. Обобщающий урок |
6 часов |
Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» |
Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» |
Тема 2. " Клеточное строение организмов " |
7. Устройство увеличительных приборов 8. Строение клетки 9. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука 10. Пластиды 11-12. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества 13. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) 14. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие 15. Деление клетки 16. Понятие «ткань» 17. Обобщающий урок |
11 часов |
Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.» Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.» Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.» Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.» Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.» Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.». |
|
Тема 3. " Царство Бактерии. Царство Грибы " |
18. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. 19. Роль бактерий в природе и жизни человека 20. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. 21. Шляпочные грибы. 22. Плесневые грибы и дрожжи 23. Грибы-паразиты 24. Обобщающий урок |
7 часов |
П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.». |
|
Тема 4. " Царство Растения " |
25. Ботаника — наука о растениях 26. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания 27. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей 28. Лишайники 29. Мхи 30. Папоротники, хвощи, плауны 31. Голосеменные растения 32. Покрытосеменные растения 33. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира 34. Обобщающий урок |
10 часов |
Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей.» Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах).» Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща» Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника» Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» Л.р.№13 «Строение цветкового растения» |
Тематическое планирование
Л- Личностные УУД; П- Познавательные УУД; К- Коммуникативные УУД; Р- Регулятивные УУД.
№ раздела (главы) |
Наименование темы |
Всего часов |
Универсальные учебные действия |
ИКТ - компетентность |
Практич., лаборат. работы |
Кол-во контрольных работ |
1. |
Введение |
6 |
Л.: Установление связи между целью деятельности и ее мотивом. П: Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Выделять отличительные признаки живых организмов. К.: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Р.: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Умение выделять и осознавать того, что уже пройдено |
1 |
1 |
|
2. |
Клеточное строение организмов |
11 |
Л.: Установление связи между целью деятельности и ее мотивом. Проявление терпения и аккуратности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки Различать по таблицам основные части и органоиды клетки. Изучить химический состав живых организмов. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, слушать, понимать речь других и вступать в диалог. Р.: Развитие навыков постановки цели учебной задачи. Выдвигать гипотезы о свойствах живых организмов и обосновывать их. |
6 |
1 |
|
3. |
Царство Бактерии |
2 |
Л.: Установление связи между целью деятельности и ее мотивом. Проявление терпения и аккуратности. Уметь структурировать знания. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, слушать, понимать речь других и вступать в диалог. Р.: Развитие навыков постановки цели учебной задачи. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь работать по плану. Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
Составлять развернутый план презентации, выступать перед аудиторией с презентацией индивидуального или группового проекта; Искать информацию в соответствующих по возрасту цифровых словарях и справочниках. Избирательно относится к информации; Искать небольшую информацию в соответствующих по возрасту электронных библиотеках в контролируемом Интернете; Использовать методы поиска информации в небольших базах данных |
||
4. |
Царство Грибы |
5 |
Л.: Установление связи между целью деятельности и ее мотивом. Проявление терпения и аккуратности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности П: Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, слушать, понимать речь других и вступать в диалог. Участвовать в обсуждении возможных ошибок в ходе и результате выполнения заданий. Р.: . Уметь работать по плану. Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Находить ошибки и объяснять их. Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. |
Составлять развернутый план презентации, выступать перед аудиторией с презентацией индивидуального или группового проекта; Искать информацию в соответствующих по возрасту цифровых словарях и справочниках. Избирательно относится к информации; Искать небольшую информацию в соответствующих по возрасту электронных библиотеках в контролируемом Интернете; Использовать методы поиска информации в небольших базах данных |
3 |
1 |
5. |
Царство Растения |
10 |
Л.: Установление связи между целью деятельности и ее мотивом. Проявление терпения и аккуратности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности П: Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников, растений. Объяснять роль лишайников, растений в природе и жизни человека. Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности растений. Сравнивать способы размножения растений, делать выводы на основе сравнения. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Объяснять роль различных растений в жизни человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных систематических групп). Осваивать приемы: работы с определителями растений; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; выращивания и размножения культурных растений. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. Определять принадлежность растений к определенной систематической группе (классификация). Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительного мира К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, слушать, понимать речь других и вступать в диалог. Участвовать в обсуждении возможных ошибок в ходе и результате выполнения заданий. Р.: . Уметь работать по плану. Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Находить ошибки и объяснять их. Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. |
Составлять развернутый план презентации, выступать перед аудиторией с презентацией индивидуального или группового проекта; Искать информацию в соответствующих по возрасту цифровых словарях и справочниках. Избирательно относится к информации; Искать небольшую информацию в соответствующих по возрасту электронных библиотеках в контролируемом Интернете; Использовать методы поиска информации в небольших базах данных |
7 |
1 |
ИТОГО |
34 |
17 |
4 |
Внутришкольный мониторинг
Месяц: |
Тема: |
Форма проведения: |
сентябрь |
Входная к\р за 4 класс |
Тестовая к\р |
октябрь |
Клеточное строение организмов |
Тестовая к\р |
ноябрь |
Царство Грибы. Царство Бактерии |
Тестовая к\р |
февраль |
Царство Растения |
Тестовая к\р |
Календарно-тематическое планирование. Биология. 5 класс
Тема 1. Введение (6 часов)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- составлять план текста;
- владеть таким видом изложения текста, как повествование;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из различных источников;
определять отношения объекта с другими объектами;
- определять существенные признаки объекта.
3. Предметные результаты: |
|
Ученик научится: |
Ученик получит возможность научиться: |
Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; - признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; - экологические факторы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; - правила работы с микроскопом; - правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь: - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»; - отличать живые организмы от неживых; - пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; - характеризовать среды обитания организмов; - характеризовать экологические факторы; - проводить фенологические наблюдения; - соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. |
Учащиеся могут узнать: - науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания; Учащиеся смогут научиться: - определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный; |
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Содержание |
Планируемые результаты |
Характеристика деятельности учащихся |
|||||
личностные |
метапредметные |
предметные |
||||||||
ученик научится |
ученик получит возможность научиться |
|||||||||
д\з |
дата |
|||||||||
1 |
Биология - наука о живой природе. Инструктаж по проектной деятельности |
Урок формирования знаний |
Биология как наука. Значение биологии. |
Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии |
Познавательные УУД: умение структуриро-вать учебный материал, выделять в нем главное. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах |
Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; Учащиеся должны уметь: - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; |
Учащиеся могут узнать: - науки, изучающие живую природу; Учащиеся смогут научиться: - определять понятия флора, фауна; |
Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества |
Р.т. зад. 1-5, п.1 |
|
2 |
Методы исследования в биологии |
Урок зак-репления и совершен-ствования знаний |
Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результа-тов. Техника безопасности в кабинете био-логии. Демонстрация Приборы и оборудование |
Понимание значи-мости научного исследования природы |
Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, рабо-тать с различными источниками инфор-мации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно ус-тановленным правил-ам работы в каби-нете. Коммуникативные УУД. умение воспри-нимать информацию на слух |
Учащиеся должны знать: - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; Учащиеся должны уметь: - определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение» - пользоваться простыми биоло-гическими при-борами, инстру-ментами и оборудованием; |
Учащиеся могут узнать: - современные методы биологии; |
Определяют понятия «ме-тоды исследо-вания», «наб-людение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы ис-следования в биологии. Изучают пра-вила техники безопасности в кабинете биологии |
Р.т. зад. 6-9,п.2 |
|
3 |
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого |
Комбинированный (смешанный) урок |
Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение |
Понимание научного значения классификации живых организмов |
Познавательные УУД. умение давать определения поня-тиям, классифициро-вать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - царства живой природы: Бак-терии, Грибы, Растения, Жи-вотные; - признаки жи-вого: клеточное строение, пита-ние, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; Учащиеся должны уметь: - определять по-нятия «царства живой природы», «царство Бактерии», «цар-ство Грибы», «царство Расте-ния» и «царство Животные»»; - отличать живые организмы от неживых; |
Учащиеся могут узнать: - науки, изу-чающие живую при-роду; Учащиеся смогут научиться: - определять понятия низшие растения, высшие растения |
Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа |
Р.т. зад. 10-13,п.3 |
|
4 |
Среды обитания живых организмов. |
Урок закрепления и совершенствования знаний |
Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания |
Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают |
Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками инфор-мации и преобразо-вывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – след-ственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в спра-ведливом оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно уста-новленным правилам работы в кабинете. Раз-витие навыков само-оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассни-ков, аргументировать свою точку зрения |
Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, на-земно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; Учащиеся должны уметь: - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания», «место обитания» - характеризовать среды обитания организмов; |
Учащиеся могут узнать: - отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания; Учащиеся смогут научиться: - определять понятия абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный; |
Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу |
Р.т. зад. 14-17,п.4 |
|
5 |
Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Защита проектов |
Урок применения знаний на практике (исследовательские проекты) |
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. |
Осознание влияния факторов среды на живые организмы |
Познавательные УУД: умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презента-ции, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулиро-вать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно уста-новленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп |
Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - экологические факторы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; Учащиеся должны уметь: - определять по-нятия «биология», «экология», «эко-логические факт-оры»; - характеризовать экологические факторы; |
Учащиеся могут узнать: - причины формирова-ния черт приспособленности организмов к среде обитания; Учащиеся смогут научиться: - определять понятия абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный; |
Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника |
Р.т. зад. 18-20,п.5 |
|
6 |
Обобщающий урок. Проект: Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных г. Ярославля. |
Комбинированный (смешанный) урок (урок применения знаний и обобщения и систематизации знаний) |
Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» |
Познавательный интерес к естественным наукам |
Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя |
Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - основные методы исследования в биологии: наблюде-ние, эксперимент, измерение; - экологические факторы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; - правила техники безопасности при проведении наблю-дений и лаборатор-ных опытов в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь: - определять по-нятия «биология», «экология», «био-сфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; - пользоваться простыми биоло-гическими прибо-рами, инструмен-тами и оборудова-нием; - характеризовать экологические факторы; - проводить фено-логические наблю-дения; - соблюдать правила техники безопасности при проведении наб-людений и лабо-раторных опытов. |
Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений |
Повт.главу Введение |
Тема 2. Клеточное строение организмов (11 часов)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- анализировать объекты под микроскопом;
- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
- работать с текстом и иллюстрациями учебника.
3. Предметные результаты: |
|
Ученик научится: |
Ученик получит возможность научиться: |
Учащиеся должны знать: - устройство лупы и микроскопа; - строение клетки; - химический состав клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; - характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»; - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; - распознавать различные виды тканей. |
Учащиеся могут узнать: - историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки; - клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки; - макро- и микроэлементы, - космическую роль зеленых растений Учащиеся смогут научиться: - определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»; - объяснять отличия молодой клетки от старой, - доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма; - находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей; |
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Содержание |
Планируемые результаты |
Характеристика деятельности учащихся |
|||||
личностные |
метапредметные |
предметные |
||||||||
ученик научится |
ученик получит возможность научиться |
|||||||||
д\з |
даты |
|||||||||
7 |
Устройство увеличительных приборов. Инструктаж по проектной деятельности |
Урок применения знаний на практике |
Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» |
- признавать право каждого на собственное мнение; - уметь слушать и слышать другое мнение. |
Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками |
Учащиеся должны знать: - устройство лупы и микроскопа. Учащиеся должны уметь: - работать с лупой и микроскопом; - готовить микро-препараты и рассматривать их под микроскопом; |
Учащиеся могут узнать: - историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки; |
Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом |
Р.т. зад. 21-23,п. 6 |
|
8 |
Строение клетки |
Урок закрепления и совершенствования знаний (познавательный проект) |
Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.» |
Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов |
Познавательные УУД: овладение умением оценивать информа-цию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками |
Учащиеся должны знать: - строение клетки; Учащиеся должны уметь: - определять по-нятия: «клетка», «оболочка», « ци-топлазма», « ядро», - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом |
Учащиеся могут уз-нать: клетка – еди-ница строения и жизнедея-тельности, за-пасные вещес-тва клетки, функции ос-новных час-тей клетки; Учащиеся смогут нау-читься: - определять понятия «мем-брана», «хро-мопласты», «лейкопласты»; объяснять отличия мо-лодой клетки от старой; |
Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки |
Р.т. зад. 21,п.7 |
|
9 |
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука |
Урок применения знаний на практике |
Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» |
Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов |
Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании сво-ей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками |
Учащиеся должны знать: - строение клетки; Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом |
Учащиеся могут уз-нать: клетка – еди-ница строения и жизнедея-тельности, за-пасные вещес-тва клетки, функции ос-новных час-тей клетки; Учащиеся смогут научиться: - определять понятия «мем-брана», «хро-мопласты», «лейкопласты»; объяснять отличия моло-дой клетки от старой; |
Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их |
Р.т. зад. 24-25,п. 7 |
|
10 |
Пластиды |
Урок применения знаний на практике |
Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» |
Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов |
Познавательные УУД: овладение умением оценивать информа-цию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в спра-ведливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками |
Учащиеся должны знать: - строение клетки; Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «клетка», «оболочка», « ци-топлазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « плас-тиды», « хлоро-пласты», «пигменты», «хлорофилл»; - работать с лупой и микроскопом; - готовить микро-препараты и рассматривать их под микроскопом; - распознавать различные части клетки. |
Учащиеся могут узнать: клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки; Учащиеся смогут научиться: - определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»; |
Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки |
Р.т. зад. 26-28,п. 7 |
|
11 12 |
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества |
Урок формирования знаний (исследовательские проекты) |
Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений |
Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе клетки. |
Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структу-рировать учебный материал, грамотно фор-мулировать вопросы, умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презен-тации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклас-сникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение |
Учащиеся должны знать: - химический состав клетки; Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества». |
Учащиеся могут узнать: макро- и микроэлементы, Учащиеся смогут научиться: доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма; |
Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием |
Р.т. зад. 29,п. 8 |
|
13 |
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) |
Урок формирования умений и навыков |
Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроско-пом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» |
Понимание слож-ности строения жи-вых организмов, осмысление важнос-ти для живых орга-низмов процессов дыхания и питания. |
Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информа-ции, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, гра-мотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полу-ченные знания в своей практической деятель-ности. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выпол-нении заданий учителя, делать выводы по ре-зультатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение |
Учащиеся должны знать: - строение клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «яд-рышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; |
Учащиеся могут узнать: клетка – единица строения и жизнедеятельности, кос-мическую роль зеленых растений Учащиеся смогут научиться: - определять понятия «мембрана» -объяснять отличия мо-лодой клетки от старой, до-казывать, что клетка обла-дает всеми признаками живого орга-низма; |
Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом |
Р.т. зад. 30-31,п.9 |
|
14 |
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие |
Урок формирования умений и навыков |
Рост и развитие клеток. Демонстрация Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений |
Понимание сложности строения живых организмов, осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития. |
Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выпол-нении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение |
Учащиеся должны знать: - строение клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли» |
Учащиеся могут узнать: - клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функ-ции основных частей клетки; Учащиеся смогут научиться: - объяснять отличия мо-лодой клетки от старой, доказывать, что клетка обладает все-ми признака-ми живого организма |
Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты |
Р.т. зад. 33,п.9 |
|
15 |
Деление клетки |
Урок формирования знаний |
Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация Схемы и видеоматериалы о делении клетки |
Понимание сложности строения живых организмов, осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития. |
Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структу-рировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения, представ-лять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклас-сникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение |
Учащиеся должны знать: - строение клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «хромосомы»; |
Учащиеся могут узнать: клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки; Учащиеся смогут научиться: доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма |
Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки |
Р.т. зад. 32, 34, 35,п. 9 |
|
16 |
Понятие «ткань» |
Урок формирования знаний (познавательный проект) |
Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». |
Понимание сложности строения живых организмов |
Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно форму-лировать вопросы, уме-ние работать с различ-ными источниками ин-формации, готовить со-общения и презента-ции, представлять ре-зультаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклас-сникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение |
Учащиеся должны знать: - строение клетки; - характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «клетка», «ткань»; - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; - распознавать различные виды тканей. |
Учащиеся могут узнать: - клетка –еди-ница строения и жизнедея-тельности, Учащиеся смогут научиться: - определять понятия «ос-новная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»; - находить от-личительные особенности строения раз-личных типов растительных тканей; |
Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах |
Р.т. зад. 36-39,п. 10 |
|
17 |
Обобщающий урок .Защита проектов |
Комбинированный (смешанный) урок |
Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов |
Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя |
Учащиеся должны знать: - устройство лупы и микроскопа; - строение клетки; - химический сос-тав клетки; - основные процес-сы жизнедеятель-ности клетки; - характерные признаки различ-ных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: - определять поня-тия: «цитология», «клетка», «оболоч-ка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пла-стиды», « хлоро-пласты», «пиг-менты», «хлоро-филл», «химичес-кий состав», «не-органические ве-щества», «органи-ческие вещества», «ядро», «ядрыш-ко», «хромосомы», «ткань»; - работать с лупой и микроскопом; - распознавать различные виды тканей. |
Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом |
Повт.главу 1 |
Тема 3. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
3. Предметные результаты: |
|
Ученик научится: |
Ученик получит возможность научиться: |
Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; - разнообразие и распространение бактерий и грибов; - роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику бактериям и грибам; - отличать бактерии и грибы от других живых организмов; - отличать съедобные грибы от ядовитых; - объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. |
Учащиеся могут узнать: - значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий; - жизнедеятельность грибов-хищников Учащиеся смогут научиться: - выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку; - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными. |
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Содержание |
Планируемые результаты |
Характеристика деятельности обучающихся |
||||||||
личностные |
метапредметные |
предметные |
|||||||||||
ученик научится |
ученик получит возможность научиться |
||||||||||||
д\з |
даты |
||||||||||||
18 |
Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Инструктаж по проектной деятельности. Проект: Выращивание и изучение строения культуры сенной палочки. |
Урок формирование знаний и умений |
Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение |
Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий |
Познавательные УУД. умение работать с раз-личными источниками информации, преобра-зовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учеб-ный материал. Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками |
Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; - разнообразие и распространение бактерий; Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику бактериям; - отличать бактерии от других живых организмов; |
Учащиеся могут узнать: значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий; Учащиеся смогут научиться: - выращивать бактерии: сенную палочку; |
Выделяют существенные признаки бактерий |
П. 11 |
||||
19 |
Роль бактерий в природе и жизни человека |
Урок закрепления и совершенствования знаний и умений |
Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека |
Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий |
Познавательные УУД. умение работать с раз-личными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взамодей-ствие с одноклассни-ками |
Учащиеся должны знать: - разнообразие и распространение бактерий; - роль бактерий в в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. |
Учащиеся могут уз-нать: значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий; |
Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека |
П. 12 |
||||
20 |
Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. |
Урок формирования знаний (познавательный проект) |
Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека |
Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами |
Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно форму-лировать вопросы, ра-ботать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать ур-овень опасности си-туации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп |
Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; - разнообразие и распространение грибов; - роль грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику грибам; - отличать грибы от других живых организмов; - объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. |
Учащиеся могут узнать: -жизнеде-ятельность грибов-хищников Учащиеся смогут научиться: - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными. |
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека |
П. 13 |
||||
21 |
Шляпочные грибы. Проект: Съедобные и ядовитые шляпочные грибы Ярославской области. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении грибами. |
Урок применения знаний на практике |
Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. |
Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами |
Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно форму-лировать вопросы, ра-ботать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, пони-мание важности сохра-нения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп |
Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; - разнообразие и распространение грибов; - роль грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику грибам; - отличать грибы от других живых организмов; - отличать съедобные грибы от ядовитых; - объяснять роль грибов в природе и жизни человека. |
Учащиеся смогут научиться: - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными. |
Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами |
П. 14 |
||||
22 |
Плесневые грибы и дрожжи. Проект: Выращивание и изучение строения гриба мукора. |
Урок применения знаний на практике |
Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Л.р.№8 №Строение дрожжей». |
Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. |
Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно форму-лировать вопросы, ра-ботать с различными источниками инфор-мации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, пони-мание важности сохра-нения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие н-авыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп |
Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; - разнообразие и распространение грибов; - роль грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику грибам; - отличать грибы от других живых организмов; - объяснять роль грибов в природе и жизни человека. |
Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением |
П. 15 |
|||||
23 |
Грибы-паразиты |
Урок закрепления и совершенствования знаний и умений |
Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) |
Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. |
Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структу-рировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информа-ции, готовить сообще-ния и презентации, представлять результа-ты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уро-вень опасности ситуа-ции для здоровья, пони-мание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп |
Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; - разнообразие и распространение грибов; - роль грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику грибам; - отличать грибы от других живых организмов; - объяснять роль грибов в природе и жизни человека. |
Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека |
П. 16 |
|||||
24 |
Обобщающий урок. Защита проектов |
Комбинированный (смешанный) урок |
Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами |
Личностные УУД. умение соблюдать дис-циплину на уроке, ува-жительно относиться к учителю и одноклас-сникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя |
Учащиеся должны знать: - строение и ос-новные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; - разнообразие и распространение бактерий и грибов; - роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую ха-рактеристику бак-териям и грибам; - отличать бакте-рии и грибы от других живых организмов; - отличать съедоб-ные грибы от ядо-витых; - объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. |
Учащиеся могут узнать: - значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий; Учащиеся смогут научиться: - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными. |
Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) |
Повт.гла-ву 2.3 |
Тема 4. Царство Растения (10 часов)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
3. Предметные результаты: |
|
Обучающийся научится: |
Обучающийся получит возможность научиться: |
Учащиеся должны знать: — основные методы изучения растений; — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; — давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. |
Учащиеся могут узнать: - половое и бесполое размножение водорослей, - жизненные циклы мхов и папоротников, - древовидные папоротники, - жизненный цикл сосны, - покрытосеменные – господствующая группа растений, - редкие и охраняемые растения Ярославской области Учащиеся смогут научиться: - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания, - различать лекарственные и ядовитые растения. |
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Содержание |
Планируемые результаты |
Характеристика деятельности обучающихся |
||||||||
личностные |
метапредметные |
предметные |
|||||||||||
ученик научится |
ученик получит возможность научиться |
||||||||||||
д\з |
даты |
||||||||||||
25 |
Ботаника — наука о растениях. Инструктаж по проектной деятельности. Проект: Растения Красной книги Ярославской области |
Урок формирование знаний и умений |
Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы |
Осознание важности растений в природе и жизни человека |
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источ-никами информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. потребность в спра-ведливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками |
Учащиеся должны знать: - основные методы изучения растений; - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые; - роль растений в биосфере и жизни человека; Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику растительного царства; - объяснять роль растений биосфере; |
Учащиеся смогут научиться: - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания, |
Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием |
П.17 |
||||
26 |
Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания |
Урок формирование знаний и умений |
Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей.» |
Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы |
Развивается умение выделять существен-ные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям |
Учащиеся должны знать: - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; Учащиеся должны уметь: - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); |
Учащиеся могут узнать: - половое и бесполое размножение водорослей, Учащиеся смогут научиться: - выявлять приспособления у растений к среде обитания, |
Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом |
П. 18 |
||||
27 |
Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей |
Урок закрепления и совершенствования знаний и умений |
Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей |
Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности |
Развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника |
Учащиеся должны знать: - роль водорослей жизни человека; Учащиеся должны уметь: - объяснять роль водорослей биосфере; - давать характеристику основным группам водорослей; |
Учащиеся смогут научиться: - выявлять приспособления у растений к среде обитания, |
Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей |
П.18 |
||||
28 |
Лишайники. Проект: Лишайники – индикаторы чистоты окружающей среды. |
Урок формирование знаний и умений |
Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека |
Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды |
Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы |
Учащиеся должны знать: - особенности строения и жизнедеятельности лишайников; Учащиеся должны уметь: - давать характеристику лишайникам; |
Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе |
П. 19 |
|||||
29 |
Мхи |
Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике |
Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах)» |
Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении |
Развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям. |
Учащиеся должны знать: - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; Учащиеся должны уметь: - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); |
Учащиеся могут узнать: - жизненные циклы мхов - редкие и охраняемые растения Омской области Учащиеся смогут научиться: - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания, - различать лекарственные и ядовитые растения. |
Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека |
П. 20 |
||||
30 |
Папоротники, хвощи, плауны |
Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике |
Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща.» Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника.» |
Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. |
Развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям |
Учащиеся должны знать: - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; Учащиеся должны уметь: - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); |
Учащиеся могут узнать: - жизненные циклы папо-ротников, - древовид-ные папорот-ники, - редкие и охраняемые растения Ярославской области Учащиеся смогут научиться: - уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освое-нием ими су-ши, - выявлять приспособления у растений к среде обита-ния, - различать ле-карственные и ядовитые растения. |
Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека |
П. 21 |
||||
31 |
Голосеменные растения |
Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике |
Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Л.р.№12,13 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).» |
Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении |
Развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями |
Учащиеся должны знать: - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; Учащиеся должны уметь: - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); |
Учащиеся могут узнать: - жизненный цикл сосны, - редкие и ох-раняемые рас-тения Ярославской области Учащиеся смогут научиться: - уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освое-нием ими су-ши, - выявлять приспособления у растений к среде обита-ния, - различать лекарственные и ядовитые растения. |
Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека |
П. 22 |
||||
32 |
Покрытосеменные растения |
Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике |
Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Л.р.№13 «Строение цветкового растения» |
Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении. |
Развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам |
Учащиеся должны знать: - основные группы растений (водорос-ли, мхи, хвощи, плауны, папорот-ники, голосемен-ные, цветковые), их строение и многообразие; Учащиеся должны уметь: - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); |
Учащиеся могут узнать: - покрытосе-менные – гос-подствующая группа расте-ний, - редкие и ох-раняемые рас-тения Ярославской области Учащиеся смогут научиться: - уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освое-нием ими су-ши, - выявлять приспособления у растений к среде обита-ния, - различать ле-карственные и ядовитые растения. |
Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека |
П. 23 |
||||
33 |
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира |
Урок формирование знаний и умений |
Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира |
Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции. |
Развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического разви- тия (эволюции) |
Учащиеся должны знать: - основные методы изучения растений; - происхождение растений и основ-ные этапы разви-тия растительного мира. Учащиеся должны уметь: - объяснять проис-хождение растений и основные этапы развития расти-тельного мира. |
Учащиеся могут узнать: - древовид-ные папорот-ники, - покрыто-семенные – господствующая группа растений, Учащиеся смогут научиться: - уметь выяв-лять усложне-ния растений в связи с освое-нием ими суши. |
Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира |
П. 24 |
||||
34 |
Обобщающий урок. Интегри- рованный зачет. Защита проектов |
Комбинированный (смешанный) урок |
Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания |
Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя |
Учащиеся должны знать: - основные методы изучения растений; - основные группы растений (водорос-ли, мхи, хвощи, плауны, папорот-ники, голосемен-ные, цветковые), их строение и многообразие; - особенности строения и жизне-деятельности лишайников; - роль растений в биосфере и жизни человека; - происхождение растений и основ-ные этапы разви-тия растительного мира. Учащиеся долж-ны уметь: - давать общую ха-рактеристику рас-тительного царст-ва; - объяснять роль растений в биос-фере; - давать характе-ристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голо-семенные, цветко-вые); - объяснять проис-хождение растений и основные этапы развития расти-тельного мира. |
Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую |
Повт.гла-ву 4 |
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения темы «Введение» обучающиеся:
Учащиеся должны знать:
—о многообразии живой природы;
—царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
—основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
—признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
—экологические факторы;
—основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
—правила работы с микроскопом;
—правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
—определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
—отличать живые организмы от неживых;
—пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
—характеризовать среды обитания организмов;
—характеризовать экологические факторы;
—проводить фенологические наблюдения;
—соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—составлять план текста;
—владеть таким видом изложения текста, как повествование;
—под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
—получать биологическую информацию из различных источников;
—определять отношения объекта с другими объектами;
—определять существенные признаки объекта.
В результате изучения темы «Клеточное строение» обучающиеся:
Учащиеся должны знать:
—строение клетки;
—химический состав клетки;
—основные процессы жизнедеятельности клетки;
—характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
—определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
—работать с лупой и микроскопом;
—готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
—распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
—анализировать объекты под микроскопом;
—сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
—оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
—работать с текстом и иллюстрациями учебника.
В результате изучения тем «Царство Бактерии», «Царство Грибы» обучающиеся:
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
—разнообразие и распространение бактерий и грибов;
—роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
—давать общую характеристику бактерий и грибов;
—отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
—отличать съедобные грибы от ядовитых;
—объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
—составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
В результате изучения тем «Царство Растения» обучающиеся:
Учащиеся должны знать:
—основные методы изучения растений;
—основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
—особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
—роль растений в биосфере и жизни человека;
—происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
—давать общую характеристику растительного царства;
—объяснять роль растений в биосфере;
— давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
—объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
—сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
—оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
—находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
—Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
—знание правил поведения в природе;
—понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
—умение реализовывать теоретические познания на практике;
—понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
—воспитание в учащихся любви к природе;
—признание права каждого на собственное мнение;
—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
—умение слушать и слышать другое мнение.