КИМы и спецификация по географии для 7 класса
Спецификация контрольной работы по географии
для 7 классов
Назначение контрольной работы.
Контрольная работа проводится в мае с целью определения уровня усвоения учащимися 7-х классов содержания курса географии по общеобразовательной программе основного общего образования.
Документы, определяющие содержание и характеристики контрольной работы
Содержание и основные характеристики контрольной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ № 1897 от 17.12.2010).
Условия проведения контрольной работы.
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение технологии независимой диагностики.
Учащиеся должны быть обеспечены географическими атласами.
Ответы на задания учащиеся указывают сначала в тексте работы, а затем записывают в бланк тестирования.
Время выполнения работы.
На выполнение работы отводится 45 минут.
Структура работы.
Каждый вариант контрольной работы состоит из 17 заданий: 9 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных, 7 заданий с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом.
В каждом варианте представлены 16 заданий уровня «выпускник научится» и одно задание уровня «выпускник получит возможность научиться».
Содержание работы охватывает учебный материал по географии, освоенный в 5-7 классах. Задания проверяют географические умения, составляющие основу географической грамотности обучающихся основной школы. Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в таблице.
Используемая литература:
1.ОГЭ «География» тематические и типовые экзаменационные варианты. Под редакцией Э.М. Амбарцумовой. Изд. «Национальное образование» М.2016
2.О.А. Пятунина, Б.В. Пятунин «Тесты по географии. 7 класс» Изд. «Экзамен» М.2017
3. Сайт http://www.fipi.ru/
Контролируемые элементы содержания для обучающихся 7 классов
Код |
Контролируемые элементы содержания |
1 |
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ |
1.1 |
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) |
1.2 |
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия |
2 |
ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК |
2.1 |
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные |
2.2. |
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Проблема устойчивого развития природной среды. Необходимость международного сотрудничества в использовании и охране природы Земли |
3 |
МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ |
3.1 |
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Особенности природы океанов |
3.2 |
Население Земли. Численность населения Земли. Естественный прирост населения. Плотность населения. Человеческие расы, этносы |
3.3 |
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы |
Код |
Требования к уровню подготовки выпускников 7 классов |
Обучающийся научится: |
|
1.1 |
определять на карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов |
1.2 |
знать результаты выдающихся географических исследований, имена знаменитых первооткрывателей и путешественников |
1.3. |
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов |
1.4. |
определять и сравнивать качественные и количественные показатели при сравнительной характеристике географических объектов (материков, океанов, стран), делать выводы |
1.5. |
выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений |
1.6. |
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран |
1.7. |
выявлять географические зависимости и закономерности на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации |
1.8. |
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям |
1.9. |
составлять краткую географическую характеристику разных территорий |
1.10. |
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития |
Обучающийся получит возможность научиться: |
|
2.1. |
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке |
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение заданий 1-12,14 ставится 1 балл. За выполнение заданий № 13-2балла, №15,16 – 3 балла, за 17 задание – 2 балла.
В приложении приведен план контрольной работы.
Приложены два варианта контрольной работы по географии для 7 класса и ответы к ней.
Приложение
План контрольной работы по географии
Использованы обозначения типа заданий:
ВО – задание с выбором ответа,
КО – задание с кратким ответом,
РО – задание с развернутым ответом.
№ зада-ния |
Контролируемые элементы содержания |
Контролируемые требования к уровню подготовки обучающихся |
Тип задания |
Максимальный балл |
Код |
1. |
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). |
Определять на карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов
|
КО
|
1 |
1.1 |
2. |
КО |
1 |
1.1 |
||
3. |
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные |
Выявлять географические зависимости и закономерности на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации |
ВО |
1 |
2.1 |
4. |
ВО |
1 |
2.1 |
||
5. |
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия |
Знать результаты выдающихся географических исследований, имена знаменитых первооткрывателей и путешественников |
ВО |
1 |
1.2 |
6. |
Население Земли. Численность населения Земли. Естественный прирост населения. Плотность населения. Человеческие расы, этносы |
Различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран |
ВО |
1 |
3.2 |
7. |
ВО |
1 |
3.2 |
||
8. |
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека |
Определять и сравнивать качественные и количественные показатели при сравнительной характеристике географических объектов (материков, океанов, стран), делать выводы |
ВО |
1 |
3.3 |
9. |
ВО |
1 |
3.3 |
||
10. |
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Проблема устойчивого развития природной среды. Необходимость международного сотрудничества в использовании и охране природы Земли |
Оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития |
ВО |
1 |
2.2 |
11. |
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Особенности природы океанов |
Выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений |
ВО |
1 |
3.1 |
12. |
Население Земли. Численность населения Земли. Естественный прирост населения. Плотность населения. Человеческие расы, этносы |
Различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран |
КО |
1 |
3.2 |
13. |
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека |
Определять и сравнивать качественные и количественные показатели при сравнительной характеристике географических объектов (материков, океанов, стран), делать выводы |
КО |
2 |
3.3 |
14. |
Многообразие стран, их основные типы |
Устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям |
КО |
1 |
3.3 |
15. |
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии |
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий |
КО |
3 |
3.3 |
16. |
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Особенности природы океанов |
Выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений |
КО |
3 |
3.1 |
17. |
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные |
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке |
РО |
2 |
2.1 |
Система оценивания контрольной работы по географии для 7 класса
I вариант
Максимальное количество баллов за выполнение контрольной работы – 23 балла.
№ задания |
Правильный ответ |
1 |
Мадрид |
2 |
В западном |
3 |
3 |
4 |
2 |
5 |
3 |
6 |
1 |
7 |
4 |
8 |
2 |
9 |
1 |
10 |
4 |
11 |
ВБА |
12 |
ВАБ |
13 |
А-3 Б-1 |
14 |
Чили |
15 |
А-3 Б-5 В-1 |
16 |
А-3 Б-1 В-2 |
17 |
1. Вулканическая лава богата минеральными веществами. За счет этого остывшая лава очень быстро покрывается растениями. Образуется плодородная почва, дающая богатый урожай. 2. Этна расположен в области благоприятного субтропического климата |
2 вариант
№ задания |
Правильный ответ |
1 |
Панама |
2 |
Юг |
3 |
3 |
4 |
1 |
5 |
4 |
6 |
2 |
7 |
3 |
8 |
3 |
9 |
2 |
10 |
3 |
11 |
213 |
12 |
БАВ |
13 |
А-1 Б-3 |
14 |
Монголия |
15 |
А-2 Б-5 В-1 |
16 |
А-1 Б-2 В-3 |
17 |
1) Расположена в тропическом поясе/ в области высокого атмосферного давления/ господствуют сухие тропические воздушные массы/ преобладают нисходящие токи воздуха (за любой правильный ответ – 1 балл). 2) Холодное течение в океане, проходящее у берегов Южной Америки – 1 балл. |
Контрольная работа по географии для 7 класса
I вариант
1.Определите, какой город имеет географические координаты 41° с.ш. 4° з.д.
Ответ _________________.
2. Определите по карте, в каком направлении от мельницы находится родник.
Ответ: _____________________
3.Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме?
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Ответ: _______________
Ответ: _____________
|
||||||||||||||
6. Численность населения какой из перечисленных стран наименьшая?
|
1) |
Индия |
|
2) |
Австралия |
|
3) |
Индонезия |
|
4) |
США |
Ответ: _______________
7. Какой из перечисленных городов является столицей государства?
1) |
Александрия |
2) |
Шанхай |
3) |
Одесса |
4) |
Мехико |
Ответ: _______________
8. На каком из перечисленных материков нет действующих вулканов?
1) |
Южная Америка |
||||||||||||||
2) |
Австралия |
||||||||||||||
3) |
Антарктида |
||||||||||||||
4) |
Северная Америка |
||||||||||||||
Ответ: _______________ 9.Представителями животного мира Северной Америки являются |
|||||||||||||||
|
|
Ответ: _______________
10. Что является примером нерационального природопользования?
1) проведение снегозадержания в зимнее время
2) использование природного газа вместо угля на ТЭС
3) создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях
4) осушение болот в верховьях малых рек
Ответ: _____________
11. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) гранит
Б) кварцит
В) известняк
Ответ:
12. Используя данные таблицы, сравните страны по показателю средней плотности населения. Расположите эти страны в порядке возрастания в них средней плотности населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.
Страна |
Площадь (тыс. кв.км.) |
Численность населения (млн. чел.) |
|
А |
Судан |
1 886 065 |
44 035 000 |
Б |
Алжир |
2 381 740 |
38 085 000 |
В |
Нигерия |
923 768 |
160 931 000 |
Ответ:
13. Туристические фирмы разных стран разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои страны. Установите соответствие между слоганом и страной.
СЛОГАН СТРАНА
А) Приезжайте к нам, в страну вечного праздника жизни, 1) Австрия
где правят яркое солнце и тёплое море! Ознакомьтесь с 2) Аргентина
историей города Карфаген! 3) Тунис
Б) Добро пожаловать в страну, где можно насладиться 4) Финляндия
великолепными видами белоснежных Альп!
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
14. Определите страну по её краткому описанию.
Эта азиатская страна по размерам территории относится к крупным странам. На севере, в горах, распространены хвойные и смешанные леса, на юге преобладают полупустынные и пустынные ландшафты. Характерен резко континентальный климат умеренного пояса. По суше граничит лишь с двумя государствами.
Ответ: _____________
15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на место пропусков.
В рельефе этой части материка почти нет резких колебаний высот, редки землетрясения, отсутствуют действующие вулканы. Здесь много миллионов лет назад вертикальные _______________________ (А) земной коры привели к образованию Бразильского и Гвианского плоскогорий. При этом в земной коре образовались_______________________ (Б), в которые внедрялась _______________________ (В).
Рельеф плоскогорий разнообразен: столовые горы чередуются с холмистыми пространствами, их сменяют невысокие массивы, изрезанные ущельями.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список слов:
1) магма
2) движение
3) лава
4) горная порода
5) разлом
6) мантия
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
|
|
|
16. Установите соответствие между типами почв и природной зоной, где они распространены.
ТИП ПОЧВ ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
А) сероземы 1) влажные экваториальные леса
Б) ферраллитные 2) саванны
В) красно-бурые 3) полупустыни и пустыни
3аполните таблицу.
Ответ:
А |
Б |
В |
17. Одна из самых сухих пустынь мира –Атакама– расположена на юго-западном побережье Южной Америки. Назовите 2 причины её образования.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II вариант.
Определите, какой город имеет географические координаты 9° с.ш. 79° з.д.
Ответ __________________.
Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до геодезического знака.
3.Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме?
1) A 2) B 3) C 4) D
Ответ: _____________
4.Какое из перечисленных океанических течений холодное? |
||||||||||||
|
||||||||||||
Ответ: _____________ 5.С.И. Дежнёв – русский землепроходец, мореплаватель. В 1638–1648 гг. он принимал участие в речных и сухопутных походах в бассейнах рек Яна и Колыма. В 1648 г. промысловая экспедиция во главе с С.И. Дежнёвым и Ф.А. Поповым обогнула Чукотский полуостров и достигла Анадырского залива. Так был открыт пролив между двумя континентами, который впоследствии был назван Беринговым. Какой из перечисленных географических объектов назван в честь С.И. Дежнёва? |
||||||||||||
|
Ответ: _____________
6.В какой из перечисленных стран численность населения наибольшая? |
||||||||||||
|
||||||||||||
Ответ: _____________
7.Какой из перечисленных городов является столицей государства? |
||||||||||||
|
Ответ: _____________
8.На территории какого из перечисленных островов имеются действующие вулканы? |
||||||||||||
|
Ответ: _____________
9.Какие из перечисленных представителей животного мира в естественных условиях обитают в Австралии? |
||||||||||||
|
Ответ: _____________
10. Примером нерационального природопользования является
1) рекультивация земель в районах добычи угля
2) использование природного газа вместо угля на ТЭС
3) захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах
4) комплексное использование добываемого сырья
Ответ ________________.
11.Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
|
|
|
Ответ:
12. Используя данные таблицы, сравните страны по показателю средней плотности населения. Расположите эти страны в порядке возрастания в них средней плотности населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.
Страна |
Площадь (тыс.кв.км.) |
Численность населения (млн. чел.) |
|
А |
Марокко |
446 550 |
36 152 000 |
Б |
Германия |
357 021 |
82 513 000 |
В |
Финляндия |
337 030 |
5 359 000 |
Ответ:
13. Туристические фирмы разных стран разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои страны. Установите соответствие между слоганом и страной.
СЛОГАН СТРАНА
А) В «стране тысячи улыбок» вы увидите шоу слонов в 1) Таиланд
тропическом парке и знаменитый буддийский храм! 2) Алжир
Б) Путешествуя по фьордам, откройте для себя всё самое 3) Норвегия
яркое в нашей стране! 4) Египет
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
14. Определите страну по её краткому описанию.
Особенностями географического положения этой страны являются наличие границы с Россией и отсутствие выхода к морю. Большая часть территории расположена на высоте свыше 1000 м над уровнем моря, некоторые горные хребты достигают 4000 м и выше. Климат резко континентальный, с максимальными амплитудами суточных и годовых температур. В некоторых районах распространена многолетняя мерзлота. Основной ландшафт – сухие степи, примерно четверть территории занята пустыней. Средняя плотность населения – около 2 человек на км2. Большинство верующих исповедуют буддизм.
Ответ ________________.
15.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на место пропусков.
Ушканьи острова — поистине территория загадок. Несмотря на малые размеры, они очень интересны. Выяснено, что Ушканьи острова поднялись из глубин Байкала в ________________(А), т. е. последнем периоде геологической истории Земли. Долгое время ученые считали, что эти острова — остатки подводного Ушканьего порога и им суждено погибнуть под действием разрушительной силы байкальских волн. Однако исследования показали, что Ушканьи острова постепенно поднимаются, увеличиваясь в длину, ширину, высоту. Поднятие обусловлено подвижностью ________________(Б) в этом регионе, в частности в районе подводного Ушканьего порога, который испытывает постепенное поднятие. Острова потрясают красотой природы. Именно здесь сосредоточено множество ________________(В) — видов, которые можно встретить только на этом архипелаге.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список слов:
1) эндемичные виды
2) исчезающие виды
3) четвертичный период
4) кембрийский период
5) земная кора
6) мантия
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
|
|
|
16. Установите соответствие между рекой и особенностью ее режима.
РЕКА ОСОБЕННОСТЬ РЕЖИМА
А) Амур 1) преимущественно дождевое питание
и летнее половодье
Б) Амазонка 2) обильное дождевое питание, большой
и равномерный сток в течение всего года
В) Яна 3) снеговое питание, летнее половодье
Ответ:
А |
Б |
В |
17. Этна — самый крупный действующий вулкан в Европе. За активностью Этны внимательно наблюдают геофизики, вулканологи. Этна просыпается едва ли не каждый год, но крупные извержения случаются на Сицилии раз в 150 лет, и каждый раз огненная лава накрывает одну из деревень на склоне. Не смотря на опасность, люди продолжают селиться рядом с Этной.
Какие особенности природных условий заставляют людей, несмотря на опасность, селиться рядом с Этной и заниматься земледелием? Укажите две особенности.
Ответ _________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________