12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Артеменков298 Россия, Смоленская обл., Смоленск |
Промежуточная аттестация по истории России КИМ. 7 класс
Промежуточная аттестация по истории России
КИМ. 7 класс.
Спецификация
Цель работы: Оценить качество предметной подготовки учащихся 7 класса по истории России. Установить соответствие качества подготовки планируемым результатам ООП ООО. Определить уровень сформированности метапредметных УУД по итогам учебного года
Содержание работы: Россия в XVI веке. Смутное время. Россия при первых Романовых
Структура работы: Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит 7 заданий базового уровня, вторая часть - 2 задания повышенного уровня. Время выполнения контрольной работы составляет 45 минут.
Первая часть ориентировочно занимает 20 минут, вторая - 25 минут.
Критерии оценивания работы:
Каждое задание первой части оценивается одним баллом. Во второй части - каждое задание – два балла. Два балла ставится, если выполнено верно. Один балл – ставится, если допущена одна ошибка. Все остальные случаи – оцениваются нулем. Баллы, за выполненные задания суммируются. Вся работа, при верном исполнении оценивается шестнадцатью баллами.
Часть 1 | Часть 2 | Общий балл |
Задания №1-10 | Задания № 11-13 |
|
1 | 2 | |
10 баллов | 6 баллов | 16 |
Таблица перевода первичных баллов в школьные отметки.
Первичный балл | Школьная отметка |
0-4 | 2 |
5-9 | 3 |
10-13 | 4 |
14-16 | 5 |
Распределение заданий контрольной работы по основным содержательным блокам, планируемым результатам обучения.
№ | Тема | Планируемые результаты из ООП ООО | Проверяемые | |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | |||
1 | Т№1-2. Россия в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых | сравнивать исторические периоды, эпохи | осуществлять выбор | сравнение |
2 | Т№2.Смутное время. Россия при первых Романовых | применять навыки работы с текстом | объяснять явления, процессы, связи и отношения | анализ |
3 | Т№1-2. Россия в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых | характеризовать изменения в социальной структуре общества, анализировать источники. | классифицировать и обобщать факты и явления | классификация |
4 | Т№1-2. Россия в XVIв. Смутное время. Россия при первых Романовых | Выполнять действия по установлению хронологической последовательности | умение действовать | действие по алгоритму |
5 | Т№1-2. Россия в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых | находить главные события революции, характеризовать позиции | анализировать факты | анализ |
6 | Т№1-2. Россия в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых | выявлять причины возникновения, объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства. | излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи | действие по алгоритму |
7 | Т№2.Смутное время. Россия при первых Романовых | распознавать свойства, выделять общее и различие | объединять предметы | классификация |
8 | Т№1-2. Россия в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых | приводить основные положения вероучения | обобщать факты и явления | обобщение |
9 | Т№1 Россия в XVI в. | находить информацию на карте | определять логические | использование |
10 | Т№1-2. Россия в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых | приводить соответствие между событиями и их результатами | выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство | обобщение |
11 | Т№1-2. Россия в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых | Работать с историческим текстом | ориентироваться в содержании | работа с информацией |
12 | Т№1-2. Россия в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых | Выявлять причинно – следственные связи | умение самостоятельно | планирование |
13 | Т№1-2. Россия в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых | Доказывать взаимосвязь причин и последствий событий. Характеризовать позиции участников событий. | строить доказательство: прямое, косвенное, от противного | доказательство |
Вариант 1
Установите последовательность исторические события
1) Церковный Раскол 2) Венчание на царство Ивана 3) Избрание Романовых на престол 4) Опричнина
Прочтите отрывок из документа и укажите царя, во время правления которого этот документ появился.
«Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Кто хочет богу да государю послужить, да и великому войску и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы за одно изменников вывадить и мирских кровопийцеввывадить».
1) Борис Годунов 2) Василий Шуйский 3) Михаил Федорович 4) Алексей Михайлович
Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.
Понятия | Определения |
1)«урочные лета» | А) плата за проживание на земле господина; |
2)«заповедные лета» | Б) сроки, в течение которых владелец земли мог возвратить покинувших его крепостных крестьян; |
3) вотчина | В) крупная земельная собственность, принадлежащая феодалу на правах полного распоряжения и наследования; |
4) пожилое | Г) сроки, в течение которых временно запрещался крестьянский переход в Юрьев день; |
Расположите имена исторических деятелей в хронологической последовательности (от более раннего к более позднему).
а) Михаил Романов б) Иван III в) Иван Грозный г) Василий Шуйский
Назовите имя русского царя. О каких качествах характера его можно судить по этому фрагменту письма?
«От Великого Князя ______ всея Руси, жене моей Олёне (Елене). Чтобы еси не держала меня без вести о своем здоровье и о детях, о Иване и о Юрие, как тебя Бог милует и как детей Бог милует Ивана и Юрья…. А ты б ко мне о своем здоровье и о детях отписывала, как тебя Бог милует и как детей Бог милует, да и о кушанье о Иванове и вперед ко мне отписывай, что Иван сын коли покушает, чтоб то мне ведомо было».
а) Иван III б) Василий III в) Борис Годунов г) Иван IV
6. Заполните таблицу
| Европейский абсолютизм | Российское самодержавие |
Сходство |
|
|
Различия |
|
|
7.Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью.
Личность | Деятельность |
1.С. Дежнев | А) гетман, провозгласивший воссоединение Украины с Россией. |
2.Д. Пожарский | Б) Один из руководителей Второго ополчения и временного земского правительства. |
3. А. Курбский | В) активный член Избранной рады |
4.Б.Хмельницкий | Г) русский путешественник и землепроходец |
8. Сравните характерные черты Российского государства в конце XVв.(при Иване III) и в XVI в. (при Иване IV). Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия
1) значительную часть войска составляло дворянское ополчение
2) государь всея Руси носит царский титул
3) создаются стрелецкие полки
4) принимаются судебники – своды законов единого государства
Черты сходства | Черты различия | ||
|
|
|
|
9. Рассмотрите карту. Ответьте на вопросы.
Укажите направления, названия походов, имя правителя, при котором они велись, отмеченные на карте цифрой 1,2?
10. Установите соответствие между событиями и их результатом.
1) Соборное уложение | А) Сословно – представительный орган власти |
2) Земский Собор | Б) Сборник решений церковного Собора 1551 года; |
3)Андрусовское перемирие | В) Свод законов Московской Руси, регулирующих самые разнообразные сферы жизни |
4) Стоглав | Г) Соглашение, заключенное между Россией и Речью Посполитой и завершившее активную фазу Русско-польской войны |
11. Назовите период русской истории, о котором идет речь. Назовите царя, который упоминается в тексте.
«…шла борьба не только политическая и национальная, но и общественная. Не только воевали между собой претенденты на престол московский в начале века XVII и сражались русские с поляками и шведами, но и одни слои населения враждовали с другими: казачество боролось с оседлой частью общества, старалось возобладать над ней, построить землю по – своему - и не могло.
Борьба привела к торжеству оседлых слоёв, признаком которого было избрание царя в (1613 году)….Эти слои и выдвинулись вперед, поддерживая спасенный ими государственный порядок. Но главным деятелем в этом военном торжестве было городское дворянство, которое и выиграло больше всех…(Эта борьба) много принесла ему пользы и укрепила его положение….ускорило процесс возвышения московского дворянства…Что касается до боярства, то оно, наоборот, много потерпело от этой борьбы»
12. Составьте план к данному отрывку.
13. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, содержащие утверждение, обоснования которого приведены в первом и во втором абзацах. Укажите не менее двух фактов, представленных в тексте в качестве обоснований указанного утверждения.
Вариант 2
Установите последовательность исторических событий
1) Смута 2) Воссоединение Украины с Россией 3) Реформы Избранной Рады 4) городские восстания
Прочтите извлечение из «Курса русской истории» В.О. Ключевского и скажите, в чём автор отрывка усматривает главную особенность Земского собора 1613г?
« В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей. На соборе первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлагали одного, другие – другого, перебирали всякие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупать избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями».
1) Всесословность 2) Конституционность 3) Неподкупность
Установите соответствие между категориями населения и их определениями..
Категории населения | Определения |
1)черносошные крестьяне | А) особое военное сословие, несшее военную службу в пограничных районах России; |
2) бояре | Б) зависимые крестьяне, принадлежавшие феодалам, платившие оброк и выполнявшие государственные повинности; |
3) казачество | В) собственники крупных земельных владений, передававшихся по наследству; |
4)владельческие крестьяне | Г) лично свободные крестьяне, которые владели общинными землями и выполняли государственные повинности; |
4. Расположите имена исторических деятелей в хронологической последовательности (от более раннего к более позднему).
а) Михаил Романов б) Лжедмитрий I в) Иван Грозный г) Алексей Михайлович
5. Назовите имя русского царя и событие, о котором идет речь в отрывке?
Из «Краткого известия о начале войн в Московии» И. Массы: «16 октября 1602 года герцог Иоанн внезапно заболел… придя к нему, царь горько плакал и сердечно сожалел его, страшась, что все его намерения заполучить герцога своим зятем противны воле божией, и потому боялся несчастья.
Московитам было не по сердцу такое унижение царя, и они в глубине души сильно роптали, некоторые тайком говорили, что царь, посетив больного язычника, чрезвычайно умалил свою честь, и полагали, что он поступил так, лишившись разума, ибо они считают своего царя за высшее божество; некоторые вельможи также были весьма раздосадованы тем, что иноземец и нехристь, каким они почитают всякого иноземца, будет властвовать в их стране и женится на царской дочери, да и они, верно, желали ему смерти, но не смели много говорить».
а) Федор Иванович б) Борис Годунов в) Василий Шуйский г) Иван Грозный
6. Заполните таблицу
| Церковная реформа Никона | Реформация в Европе |
Общее |
|
|
Различия |
|
|
7.Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью.
Историческая личность | Деятельность |
1. К.Минин | А) казачий атаман, возглавил поход против Сибирского ханства |
2. Ермак Тимофеевич | Б) донской казак, предводитель самого крупного восстания в допетровской истории России |
3. Степан Разин | В) организатор народного ополчения |
4. Иван Фёдоров | Г) основатель книгопечатания в России и на Украине; пушечный мастер (изобрёл многоствольную мортиру) |
8. Сравните особенности управления российским государством при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия
1) рост числа приказов 2) частые созывы земских соборов 3) сохранение местничества
4) принятие нового свода законов – Соборного уложения
Черты сходства | Черты различия | ||
|
|
|
|
9.Рассмотрите карту. Ответьте на вопросы.
Укажите направления, названия походов и их результаты, имя правителя, при котором они велись, отмеченные на карте цифрой 3,4?
10. Установите соответствие между событиями и их результатом.
1) Опричнина | А)принятое историками название правительства, просуществовавшее до избрания Михаила Федоровича |
2) Семибоярщина | Б) нормативный правовой акт, созданный в целях систематизации существующих норм права |
3) «Вечный мир» | В) личный удел царя Ивана Грозного с особой территорией, войском и государственным аппаратом, доходы с которого поступали в государственную казну, политика террора, проводимая в отношении предполагаемой оппозиции во всех слоях общества. |
4) судебник | Г) Мирный договор о разделе Гетманщины, заключён между Русским царством и Речью Посполитой в Москве. Текст договора состоял из преамбулы и 33 статей. |
11. Назовите войну, о поводе к началу которой идет речь. Назовите русского царя, ко времени правления которого относятся описанные события.
« Поводом к войне послужил так называемый вопрос о «юрьевской дани». Эта дань с 50-60 годов XV века должна была выплачиваться Псковской республикой Дерптским (Юрьевским) епископством.
К середине XVI века о ней порядком забыли, но глава Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый в 1554 году неожиданно потребовал выплатить все недоимки по дани, составлявшие огромную сумму. Ливонским послам не оставалось ничего иного, как подписать договор с Россией о выплате дани и о свободной торговле русских купцов. В случае неуплыты дани Россия грозила войной, недвусмысленно намекнув на это сбором войск на западной границе.
В 1557 году переговоры ливонских послов с Россией возобновились. Любопытно, что ливонцы были готовы уплатить недоимки по дани и дальше выплачивать ежегодную внушительную сумму. Однако русский царь на каждом этапе переговоров повышал эту сумму, что было сверх меры. Ход переговоров прямо свидетельствует, что России была нужна не дань, а война.
12. Составьте план к данному отрывку.
13. В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, содержащие утверждение, обоснования которого приведены во втором и третьем абзацах. Укажите не менее двух фактов, которые могут служить обоснованием указанного утверждения.