Киноурок «Взрослые дети войны» для учащихся 7-9 классов инклюзивной школы на материале фильма «Ванька» режиссёра Игоря Мельникова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Холмовская средняя школа имени Героя Советского Союза П.М.Михайлова» Холм-Жирковского района Смоленской области (МБОУ «Холмовская СШ»)
Методическая разработка
Киноурок «Взрослые дети войны» для учащихся 7-9 классов инклюзивной школы на материале фильма «Ванька» режиссёра Игоря Мельникова
Автор: Михайлова Ирина Алексеевна,
учитель-дефектолог МБОУ «Холмовская СШ»
Смоленская область, п.г.т. Холм-Жирковский, 2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема (название) образовательного мероприятия. Киноурок «Взрослые дети войны» для учащихся 7-9 классов инклюзивной школы на материале фильма «Ванька» режиссёра Игоря Мельникова посвящен подвигу детей, взявших в годы Великой Отечественной войны в свои детские ручки тяжёлую работу большинства промышленных предприятий страны и потерявших своё детство навсегда.
Актуальность и обоснование выбора темы. На сегодняшний день вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения в России стоит особенно остро. В 2020 году Президент РФ Путин В.В. предложил внести поправки в Федеральный закон «Об образовании»1, согласно которым «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»2. Для формирования чувства патриотизма у детей педагоги прибегают к разным способам, одним из которых является обращение к событиям и Героям Великой Отечественной войны.
В 2025 году нашу страну ждёт величайшая дата 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война является кладезем людей и событий, использование информации о которых имеет огромный воспитательный потенциал. Большое количество мероприятий в рамках урочной и внеурочной деятельности школьников посвящено подвигу солдат, партизан и иных Героев, принявших участие в военных действиях. К сожалению, мероприятий посвященных Героям «трудового фронта» в открытых источниках можно найти значительно меньше несмотря на то, что их вклад в Великую Победу бесценен.
С одной стороны, освещение вопроса о героизме тружеников тыла, с другой стороны, рассмотрение вопроса об огромном вкладе детей, являющихся сверстниками школьников для которых предназначена разработка, в Победу своей страны, а также проведение параллелей в детстве и ценностях детей Великой Отечественной войны и современных подростков, позволяют сочетать в мероприятии познавательный и воспитательный компоненты.
Отдельно хочется отметить возможность включения в данную методическую разработку практического задания (технология проведения киноурока включает в себя общественно-полезную деятельность), позволяющего школьникам оказать помощь современным Героям нашей страны. Весной 2023 года В.В. Путин дал поручение Минобрнауки РФ, Минпросвещения РФ и Росмолодёжи провести в «студенческой и школьной среде информационной работы, касающейся разъяснения причин и задач специальной военной операции»3. С тех пор педагогами систематически проводятся военно-патриотические акции, целью которых является поддержка военнослужащих, участвующих в специальной военной операции. Плавный переход от вклада детей в Победу нашей страны в Великой Отечественной войне к возможностям современных школьников помочь своей стране сегодня, в т.ч. через поддержку участников специальной военной операции, помогает усилить воспитательный потенциал мероприятия и перейти от сугубо информационной кампании к практически-ориентированному мероприятию.
Наличие запроса на патриотическое воспитание, приближающийся юбилей Великой Победы, сочетание познавательного и воспитательного компонентов, а также возможность использования данного сочетания для актуальной общественно-полезной деятельности по поддержке военнослужащих, участвующих в специальной военной операции, помогают сделать методическую разработку актуальной, а выбор её темы обоснованным.
Роль и место образовательного мероприятия в системе работы. Киноурок «Взрослые дети войны» для учащихся 7-9 классов инклюзивной школы на материале фильма «Ванька» режиссёра Игоря Мельникова относится к числу внеурочных мероприятий. Данное мероприятие может быть использовано образовательным учреждением для реализации Рабочей программы воспитания в части модуля «Внеурочная деятельность» как занятие патриотической направленности.
Целевая аудитория (с указанием возраста/класса). Методическая разработка создана для учащихся 7-9 классов (12-15 лет) инклюзивной школы. Нижний возрастной порог определён официальными ограничениями фильма (12+). Киноурок «Взрослые дети войны» может быть использован в классах, где обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития.
Цель. Киноурок «Взрослые дети войны» для учащихся 7-9 классов инклюзивной школы на материале фильма «Ванька» режиссёра Игоря Мельникова разработан с целью формирования чувства патриотизма у обучающихся основного общего образования инклюзивной школы при организации мероприятий, посвященных подвигу детей на трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны.
Задачи. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Уточнить и расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне.
Уточнить и расширить представление учащихся о подвиге детей Великой Отечественной войны в тылу.
Развивать у учащихся интерес к событиям Великой Отечественной войны.
Создать условия для погружения обучающихся в атмосферу жизни детей в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Мотивировать учащихся к общественно-полезной деятельности.
Активизировать критическое мышление учащихся.
Совершенствовать навыки умственной деятельности обучающихся в условиях ограниченного времени.
Планируемые результаты.
Количественные: увеличение количества обучающихся, имеющих представление о трудовом подвиге детей во время Великой Отечественной войны.
Качественные: увеличение интереса обучающихся к событиям Великой Отечественной войны; увеличение интереса обучающихся к трудовому подвигу детей во время Великой Отечественной войны; увеличение количества обучающихся, готовых заняться общественно-полезной деятельностью.
Технологии, методы, приемы, формы работы, используемые для достижения планируемых образовательных результатов. Основной технологией для достижения планируемых результатов методической разработки является технология киноурока. Особенностью данной технологии применительно к рассматриваемой теме является возможность погружения в атмосферу жизни детей в тылу в годы Великой Отечественной войны. Для достижения эффекта «погружения» используется фильм. Создание учебных фильмов и их применение в школах имеет большую историю. Ещё в начале прошлого века Министерство народного просвещения занялось подбором фильмов для школ. Данную тенденцию активно обсуждало педагогическое сообщество. «К 1917 году в журналах «Синематограф и школа», «Народное образование», «Школа и жизнь», «Вестник воспитания», «Вестник кинематографии» и т.д. вышло в свет около 100 публикаций, задача которых раскрыть роль кино как дидактического средства в целом и показать перспективы и возможности фильма в учебном процессе.»4 В современной России киноуроки активно используются педагогическими работниками. «Актуализация современных методов обучения и приведение их в соответствие с актуальными стандартами является важным элементом современной педагогики. Основная тенденция развития общего образования неразрывно связана с таким понятием, как цифровизация. Образовательные технологии трансформируются и приобретают более современные черты, связанные в первую очередь с применением телекоммуникационных технологий»5. Киноурок относится к числу методов отвечающих требованиям нашего времени. Популярность киноурока обоснована его влиянием на подрастающее поколение, возможностью погрузить подрастающее поколение в необходимою атмосферу и заинтересовать важными вопросами.
Материально-технические, информационные, кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия. Для проведения киноурока потребуются следующие ресурсы:
1) материально-технические: помещение, парты, стулья, ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, бумага, ручки и цветные карандаши;
2) информационные: короткометражный фильм «Ванька» режиссёра Игоря Мельникова. Фильм рассказывает о пятикласснике Ваньке, заставшем войну в возрасте 10 лет. Отец ребёнка ушёл на фронт, мать ухаживает за больной младшей сестрой. Единственным кормильцем в семье становится маленький мальчик. Для того, чтобы прокормить сестру, он устраивается на завод. Фильм посвящён детям войны. Кинокомпания: ВОО «Региональный центр культуры, детского и авторского кино». Год выпуска: 2020. Страна: Россия. Длительность: 28 минут (с учётом титров). Возрастные ограничения: 12+. Данный материал находится в общем доступе (ссылка на киноматериал: https://zeroplus.tv/film/vanka).
3) кадровые: педагогический работник владеющий современными методами ведения урока, ознакомившийся с методической разработкой;
4) методические ресурсы: методическая разработка, презентация «Взрослые дети войны» (https://docs.google.com/presentation/d/1Kw8GkfB4AoLOk5_M1l-8i_i_7uNV4ZUY/edit?usp=drivesdk&ouid=108097992305863530096&rtpof=true&sd=true), бланки для акции «Письмо солдату СВО» (https://drive.google.com/file/d/1KOC0WWPN_XUt6q-dFKOjh79J0YzWO4t4/view?usp=drivesdk).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Описание проведения образовательного мероприятия
Ход мероприятия
Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведём занятие. И я предлагаю поговорить о страшном периоде, который пережила наша страна, и «маленьких людях» с огромной силой духа, которые внесли неоценимый вклад в жизнь нашей Родины. Когда я говорила о «маленьких людях», я имела в виду возраст людей, которые столкнулись будучи детьми со страшной войной. Сегодня мы поговорим с вами о Великой Отечественной войне и о её детях.
На уроке мы посмотрим фильм, пообщаемся, выполним разные задания. Чтобы наша работа была полезной для каждого из вас, давайте будем придерживаться правил урока: активность, уважение и доверие. Во-первых, мы активно участвуем в работе, отвечает на вопросы, во-вторых, мы внимательно слушаем каждого, кто выступает, не перебиваем, в-третьих, мы говорим, то, что чувствуем, не боимся выдвигать свои версии.
Вам понятны правила? Вы готовы их придерживаться? Готовы приступить к выполнению заданий? (Если учащиеся всё поняли, то переходим к основной части).
2. Основная часть
I. Игра «Факты: правда или вымысел»
Педагог: Я буду называть определённый факт, а также показывать этот факт на экране, вам предстоит определить – правда это или вымысел. Если вы считаете, что факт – правда, то вам нужно хлопать в ладоши, а если вы считаете, что факт – вымысел, то нужно потопать ногами. Правила понятны? Тогда начнём.
Факт № 1. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года в 4 часа утра по московскому времени. Правда это или вымысел? (Дети хлопают или топают). Это правда. 22 июня 1941 года в 4 часа утра по московскому времени началась Великая Отечественная война. Ранним утром гитлеровская Германия и её союзники атаковали западные советские рубежи. Великая Отечественная война – это самая кровопролитная и разрушительная в истории России война. О скорбном дне начала войны наши соотечественники помнили долгие годы, а в 2007 году дата официально стала Днём памяти и скорби, включённым в календарь памятных дат Российской Федерации.
Факт № 2. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года в 4 часа утра по московскому времени и длилась 100 дней. Правда это или вымысел? (Дети хлопают или топают). Это вымысел. Великая Отечественная война длилась 4 года. 1418 дней и ночей страшная война изматывала нашу страну и наш народ.
Факт № 3. Датой окончания Великой Отечественной войны является 9 мая 1945 года. Правда это или вымысел? (Дети хлопают или топают). Это правда. «9 мая 1945 года закончилась самая катастрофическая война в истории человечества».6 В этот день «Великая Отечественная война, которую вёл советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена».7 Победа в войне стала возможной только благодаря подвигу Советского народа.
Факт № 4. Во время Великой Отечественной войны были закрыты все заводы и фабрики в связи с уходом на фронт почти всего взрослого мужского трудоспособного населения. Правда это или вымысел? (Дети хлопают или топают). Это вымысел. В годы Великой Отечественной войны промышленность страны подстраивалась под запросы фронта. «Уже в 1942 году военное производство Советского Союза добилось крупных успехов. Промышленность страны, ставшая на военные рельсы, сумела превзойти промышленность фашистской Германии»8. После ухода на фронт мужчин, их места на заводах, фабриках, в сельскохозяйственных предприятиях заняли старики, женщины и дети. «В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, женщины заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали мужские специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. <…> Рядом со своими матерями и старшими братьями и сестрами трудились самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим»9.
Факт № 5. Во время Великой Отечественной войны дети в тылу помогали «ковать» Победу. Они становились за станки, работали на полях и фермах, а также взяли на себя иную работу, которая ранее выполнялась их отцами до ухода на фронт. Правда это или вымысел? (Дети хлопают или топают). Это правда. «Дети войны» – это категория граждан 1928-1938 годов рождения, определенная именно в этой возрастной категории государственными документами. Нижняя граница (1928 год) обоснована следующими причинами: 1927 год – последний год призыва в Советскую армию, отсюда - с 1928 года – дети и подростки должны были оставаться в тылу. Верхняя граница, вероятно, определена как некая граница детских воспоминаний, за которой те, кто войну пережил в раннем детстве и не мог запомнить ее отчетливо. Можно отметить, что в большом числе случаев, дети войны и труженики тыла - это одни и те же люди, так как в военное время на детей и подростков в том числе легла ответственность за обеспечение армии продовольствием, вооружением и обмундированием. В этих условиях, например, пионеры и школьники на колхозном поле ощущали себя как на фронтовой полосе».10
II. Просмотр фильма «Ванька» режиссёра Игоря Мельникова
Педагог: Сейчас я вам включу фильм «Ванька». Этот фильм познакомит нас с теми, благодаря кому во время Великой Отечественной войны заводы и фабрики продолжили свою работу. В том числе это касалось и оборонных предприятий, результаты производства которых шли на фронт. Этот фильм также расскажет нам о том, что предприятия не только продолжили работу, но перевыполняли планы производства. И, конечно, фильм познакомит нас с нелёгкой долей ваших сверстников, чьё детство навсегда похоронила война. Прошу вас очень внимательно посмотреть данный фильм. После просмотра фильма вам необходимо будет ответить на вопросы. (Дети смотрят фильм).
III. Обсуждение фильма «Ванька» режиссёра Игоря Мельникова
Педагог: Ребята, мы с вами посмотрели фильм «Ванька». Давайте обсудим его.
Какой теме посвящён данный фильм?
Что почувствовал Иван после короткого, серьёзного и очень важного разговора с отцом?
Сколько лет было Ивану, когда отец ушёл на фронт?
Чем занимались дети в годы Великой Отечественной войны?
Как вы думаете, что ждало бы нашу страну, если бы дети не вступили в ряды «трудовой армии»?
Чему учит нас этот фильм? Какие качества личности воспитывает?
Какие выводы вы сделали для себя, просмотрев данный фильм?
Какое влияние на человека оказывает долгожданное письмо от близких людей?
Нуждается ли сегодня наша страна в помощи детей и подростков? Какой? Чем вы можете помочь? (Педагог подводит учащихся к активности из рекомендаций по использованию разработки, освещает тему СВО).
IV. Активность (Акция «Письмо солдату СВО»)
Педагог: Ребята, при обсуждении фильма мы с вами говорили о влиянии доброго письма со словами поддержки на настрой человека. Также мы с вами обсудили вопрос о том, что сегодня вы можете помогать своей стране. Обсудили, какие возможности у вас для этого есть. Сейчас я вам предлагаю приступить к действиям, а именно написать письмо или подготовить открытку со словами поддержки и благодарности военнослужащим - участникам специальной военной операции, которые выполняют свой военный и гражданский долг в зоне СВО. Письмо может содержать рассказ о себе, своей жизненной позиции, стихи (в том числе авторские), рассказы, истории, новости из жизни своего населенного пункта. Для написания письма вы можете использовать специальные бланки, а также простые белые листы бумаги. Наши с вами соотечественники защищают сегодня нашу Родину и нас с вами. Они рискуют своей жизнью, не видят своих близких и родных, отказываются от домашнего уюта, чтобы мы могли спать спокойно и чтобы наша Родина процветала. Давайте поддержим их, им это нужно.
V. Рефлексия.
Педагог: Наше занятие подошло к концу. Оцените, пожалуйста, наше занятие. Ответьте на вопросы:
Какой теме было посвящено наше занятие?
С какими событиями вы познакомились при просмотре фильма?
Полезным ли для вас было данное занятие?
VI. Домашнее задание:
Педагог: чтобы еще раз вспомнить важные моменты фильма, я предлагаю вам обсудить с родителями и бабушками/дедушками историю вашей семьи. Узнайте, чем занимались ваши предки в годы Великой Отечественной войны. Попросите ваших родителей рассказать были ли у них какие-либо трудовые задачи в вашем возрасте в советское время. А также вместе с родителями обсудите вопрос о ваших возможностях помогать им, своим бабушкам/дедушкам, окружающим людям, стране. Поговорите о том, есть ли в этом необходимость и есть ли возможность это делать.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ КОЛЛЕГ
Методическая разработка может быть использована с детьми 7-9 классов инклюзивной школы. Использование данной разработки для учащихся младше 12 лет не рекомендуется в связи с возрастными ограничениями фильма. Использование данной разработки для учащихся среднего общего образования возможно при адаптации материалов с учётом особенностей старших школьником. Важно учитывать их большую осведомлённость в вопросах связанных с Великой Отечественной войной. В связи с этим рекомендуется увеличить количество фактов и вопросов, адаптировать их в соответствии с программой обучающихся.
Данную методическую разработку можно применять в классах, где проходят обучение дети с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития.
Особое внимание хочется уделить IV и VI этапам урока. Киноурок как технология включает следующие этапы: впечатление, осмысление, применение. Последний этап предполагает участие школьников в общественно полезной деятельности. В данном случае педагогу рекомендуется определить заранее, какую общественно полезную деятельность он готов предложить школьникам. Данную методическую разработку можно ограничить темой Великой Отечественной войны, предложив детям, например, принять участие в уборке памятников Великой Отечественной войны, посетить тематический музей, обсудить с близкими историю своей семьи по вопросам участия предков в войне и другое. Помимо этого можно сподвигнуть подростков на волонтёрскую деятельность. И, конечно, актуальным будет привлечение подростков к участию в поддержке участников специальной военной операции. Здесь также необходимо определить, что именно вы готовы предложить школьникам. Например, в образовательном учреждении могут проходить акции «Письмо солдату СВО», Видео-привет для участников СВО, «Талисман добра», плетение маскировочных сетей и т.д.. Главное, чтобы правильный фильм и качественное его обсуждение были закреплены практической деятельностью. В данном случае тема разработки и фильм способны сподвигнуть учащихся на выполнения активностей, но, вероятно, для каждого отдельного класса может подойти своя активность.
При наличии в классе детей участников специальной военной операции, погибших в зоне с СВО, проконсультируйтесь с педагогом-психологом о возможности использования данной разработки в оригинальном виде в классе. При наличии психоэмоционального неблагополучия у ребёнка IV этап рекомендуется заменить на активность не связанную с темой специальной военной операции.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024).
Перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям (утв. Президентом РФ 16 июля 2023 г. № Пр-1408).
Соловьева С. Н. КИНОУРОК КАК МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ В ИСТОРИЮ //Печатается по решению ученого совета Анапского филиала МПГУ. – 2017. – С. 87.
Понамарёв А. Б. О влиянии «Киноуроков» на ценности школьников //Caucasian Science Bridge. – 2023. – Т. 6. – №. 1 (19). – С. 18-27.
Татьяна Воронцова. Юбилеи Победы Архивная копия от 21 мая 2015 на Wayback Machine // Проект «Уроки истории. XX век», 26 мая 2009 г.
До Х. К., Нгием Х. Ч. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ЕЕ ВАЖНЕЙШИЕ УРОКИ //Великая Отечественная война: уроки истории. – 2020. – С. 28-31.
Герасимов А. С., Савина А. А. Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2010. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/truzheniki-tyla-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny (дата обращения: 15.11.2024).
Никонова С. И. Воспитание патриотизма современной молодежи на примере героев Великой Отечественной войны (по материалам поискового проекта" Факел") //Гуманитарные науки в XXI веке: научный Интернет-журнал. – 2016. – №. 6. – С. 70-77.
2 Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"- Ст. 1.
3 Перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям (утв. Президентом РФ 16 июля 2023 г. № Пр-1408)- Пр-1408, п.4
4 Соловьева С. Н. КИНОУРОК КАК МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ В ИСТОРИЮ //Печатается по решению ученого совета Анапского филиала МПГУ. – 2017. – С. 87.
5 Понамарёв А. Б. О влиянии «Киноуроков» на ценности школьников //Caucasian Science Bridge. – 2023. – Т. 6. – №. 1 (19). – С. 18-27.
6 Татьяна Воронцова. Юбилеи Победы Архивная копия от 21 мая 2015 на Wayback Machine // Проект «Уроки истории. XX век», 26 мая 2009 г.
7 До Х. К., Нгием Х. Ч. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ЕЕ ВАЖНЕЙШИЕ УРОКИ //Великая Отечественная война: уроки истории. – 2020. – С. 28-31.
8 Герасимов А. С., Савина А. А. Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2010. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/truzheniki-tyla-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny (дата обращения: 15.11.2024).
9 Там же
10 Никонова С. И. Воспитание патриотизма современной молодежи на примере героев Великой Отечественной войны (по материалам поискового проекта" Факел") //Гуманитарные науки в XXI веке: научный Интернет-журнал. – 2016. – №. 6. – С. 70-77.