12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Захарченко Лариса87

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Вахрушевский учебно - воспитательный комплекс №2 «Берегиня»




Час общения


«Дети войны»


Посвящается 75 годовщине Победы

в Великой Отечественной войне



t1592821999aa.jpg




Заведуюшая библиотекой

ГОУ ЛНР «ВУВК №2 «Берегиня»

Захарченко Л.Н.




Вахрушево – 2020



Час общения

в 4 классе

«Дети войны»


Посвящается 75 годовщине Победы

в Великой Отечественной войне


Цели и задачи:

-способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

-ознакомить учащихся с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ;

-воспитание чувства сострадания к людям, неприятия жестокости и насилия.

-расширить знания школьников о Великой Отечественной войне;

-дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле;

-рассказать о героях детях войны;

-способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны.

Оборудование: презентации «Дети войны», музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

На экране заставка презентации «Дети войны».


Библиотекарь: - Наступила весна. И все чаще на улицах можно встретить человека с военными наградами на груди. Это ветераны. В преддверье праздника Победы ветераны иногда приходят в школы, встречаются с детьми, чтобы рассказать о той далекой жизни, о той тяжелой поре, о той страшной войне, которую они пережили.

- И мы сегодня будем говорить о войне. О людях на войне. О детях войны.

- Но вначале давайте вспомним, а как называется эта последняя война с фашистами?

Дети: ( Великая Отечественная война)

Библиотекарь: - Почему «Великая»?

Дети: (большая война, многие государства были втянуты в нее)

Библиотекарь: - Почему «Отечественная»?

Дети: (все Отечество, вся страна поднялась на защиту Родины. И дети, и стрики, и женщины помогали нашим войскам как могли…)

Библиотекарь: - А сейчас попробуйте отгадать зашифрованное слово.

На доске написаны слова. От первого слова возьмите приставку, от второго – корень, от третьего – суффикс, от последнего – окончание.

Солдат, помирились, танковый, красная

- Что получилось?

Дети: (мировая)

Библиотекарь: - Имеет отношение это слово к данной войне?

Дети: ( Да, ее еще называют II Мировая )

Библиотекарь: - Почему?

Дети: (в эту войну был вовлечен почти весь мир, многие государства мира воевали с фашистами )

Библиотекарь: - Ребята, вспомните, а когда началась Великая Отечественная война? Дети: (22 июня 1941 года)

Библиотекарь: - Приближается 75-я годовщина победы нашего народа в Великой Отечественной войне. К сожалению, с каждым годом все меньше и меньше ветеранов могут отмечать этот праздник. Но нам, их потомкам, нельзя забывать имена тех, кто отдал жизни, или свой труд, свое здоровье, свою молодость за то, чтобы мы сейчас могли свободно жить под мирным небом в своей стране. «Человек жив до тех пор, пока хоть кто-то о нем помнит». Нельзя забывать те годы. Страшные, голодные, с ужасными бомбежками и тяжелыми вестями. Мало осталось людей, которые воевали в рядах Советской Армии. Но еще живы очевидцы тех лет, которые сами в то, время были детьми. Которые перенесли тяготы эвакуации, трудовой фронт, мизерные продуктовые пайки по карточкам…

На экране слайд «Разные судьбы»

Библиотекарь: - Какие разные судьбы, какие разные характеры. Тысячи детей потеряли во время войны родителей, тысячи погибли в концлагерях. Некоторым удалось пережить блокады, оккупации, угон в Германию. Есть дети, которые сами воевали в партизанских отрядах или воинских частях. Многие из них награждены орденами и медалями. А сколько детей и подростков стояли по три смены у станков, работали в полях, шили обмундирование для армии…

На экране слайд «Памятник детям войны»

Библиотекарь: - Но детство – это такая пора, когда человек тянется к миру и радости. Поэтому, несмотря ни на что, дети ходили в школу, играли на улице, дружили и сорились. Но только военные дети очень быстро взрослели. Взрослели их глаза, их души, их восприятие мира.

Нельзя забывать те годы. Почему? А чтобы такого больше не повторялось, чтобы не допускать новой страшной беды. Чтобы знать, что все равно добро побеждает зло, но иногда слишком большими потерями.


1-й ученик читает стихотворение:

* * *

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые…


Звучит песня «Священная война»

(муз. А. Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача)


( рассказы из писем о войне)


2-й ученик читает это стихотворение:

Ушли на фронт родители

Отчизну защищать,

А нам - детишкам маленьким-

Картошку убирать.

Девчоночья бригада

Десять-двенадцать лет,

Но выполняли честно мы

Родительский завет…

Вязали варежки, носки,

На фронт их отсылали,

И тем победу над врагом

Коварным приближали.


(Ученица читает военные воспоминания своей прабабушки.)

Во время рассказа на экране меняются слайды:

- эвакуация,

- переезд в другой город,

- и снова переезд.


Библиотекарь: Некоторые люди уезжали в эвакуацию сами на поездах, на машинах. А некоторых угоняли насильно. Угоняли в другие города и страны, чтобы они там работали на новых хозяев. Гнали часто пешком, охраняя строй солдатами с собаками или просто автоматчиками. Многие не доходили до места назначения.


На экране слайды со стихотворениями


3-й ученик читает стихотворение вслух.

На Минском шоссе.

Идти устали маленькие ноги,

Но он послушно продолжает путь.

Еще вчера хотелось у дороги

Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы.

В пути минуты длились, словно дни.

Все время сыну было непонятно:

Зачем свой дом оставили они?

Что значат слезы, плач, дорога эта?

И чем он хуже остальных ребят,

Которые в тенечке у кювета, раскинув руки,

Вместе с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы..

Могла ли малышу ответить мать,

Что этим детям, спящим у кювета,

И этим мамам никогда не встать!

Но сын вопросы задавал упрямо

И кто-то объяснил ему в пути,

Что это спали неживые мамы,

От пули не успевшие уйти.


И он задумался под лязг машин железных,

Как будто горе взрослых понял вдруг.

В его глазах, доныне безмятежных,

Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось.

Он прежним больше не был.

Малыш, седой от пыли, лет шести. (А. Кулешов)


4-й ученик читает стихотворение про эвакуацию:

Тогда нам было 10 лет.

Мы помним ночь войны.

Ни огонька в окошках нет –

Они затемнены.

Кто прожил только 10 лет,

Запомнит навсегда,

Как, потушив дрожащий свет,

Ходили поезда.

Во тьме на фронт везли войска,

Детей в далёкий тыл,

И поезд ночью без гудка

От станций отходил.



Тот не забудет никогда,

Хоть был он очень мал,

Как дорога была вода,

И не всегда была еда,

И как отец его тогда

За счастье воевал!

С. Маршак


Библиотекарь: - Дети и женщины в тылу, как могли, помогали фронту. А мужчины защищали своих детей и женщин с оружием в руках. Защищали свои семьи, свой мир, свою Родину. Защищали и на земле, и на воде, и в воздухе…

А дети писали отцам письма на фронт. Непрочная связь разлученной семьи.


5-й ученик читает стихотворение:

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал, -

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.


6-й ученик:

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

( К. Симонов )


Звучит песня «С чего начинается Родина»

(муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского)


Библиотекарь: - Было очень трудно, но всё же наш народ победил. И есть кому радоваться, кому кричать «Ура!». И теперь уже дети, видевшие войну своими глазами, не вздрагивают от грохота пушек, потому что это грохот салюта, грохот нашей победы.


Слайд со стихотворением о победе


7-й ученик читает это стихотворение:


***

В цветы все улицы одеты,

Смеется и ликует май!

В тот самый первый День Победы

Цветы дарили нашим дедам –

Бойцам, что мир несли в наш край!

Они Отчизну защищали,

Бесстрашно шли на смертный бой,

Чтоб дети в счастье вырастали

В стране свободной и родной.

(М. Познанская)



Слайд «Парад победы»


Библиотекарь: - Память о погибших хранят памятники. Один из наиболее известных памятников Великой Отечественной войны – это Могила Неизвестного солдата и Вечный огонь на ней ; Мемориальный комплекс

« Музей – фронт»


Слайд «Александровский сад»


8-й ученик читает стихотворение:

Александровский сад, ты для нас дорогой!

Словно сердце Земли, бьётся Вечный огонь

Над положенным здесь Неизвестным Солдатом.

С огненных рубежей сорок первого года,

Что знамёнами славы поныне шумят,

Верный Родине, сын трудового народа,

Ты вернулся в Москву, Неизвестный Солдат.


Библиотекрь: - Каждый год ветераны приходят в школы, встречаясь с детьми. Радуются, что новые поколения помнят о них. Ведь мы – наследники победы. Не забывайте ветеранов!


Слайды о встречах с ветеранами в школе


9-й ученик

Пусть чисто будет небо над землей,

Пусть жизни мирной радуются люди!

А Вас, кто рядом был с войной,

Мы помним, бережем и любим!


Звучит песня «День Победы»

(муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.