Методическая разработка «Классификация автомобильного транспорта»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Георгиевский колледж»
Профессия: 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Междисциплинарный курс: МДК 01.01 «Устройство автомобилей»
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ № 1
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид занятия: Вводная лекция с применением ИКТ.
Метод урока: Объяснительно иллюстрированный.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Цель: Формирование у учащихся знаний по устройству и основам теории подвижного состава автомобильного транспорта для овладения основным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями (ПК 1.1 -1.3).
Задачи: Изучить типы отечественных автомобилей и прицепов, их классификацию; и технические параметры базовых автомобилей отечественного производства.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Цель: Содействовать развитию речи; формированию критического мышления; умения анализировать; выделять главное; обобщать и делать выводы.
Задачи: Развитие умений, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами; руководством, потребителями; ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Цель: воспитать у учащихся чувство ответственности за порученное дело.
Задачи: Воспитать, умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; брать на себя ответственности за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий; пониманиматъ сущность и социальную значимость своей будущей профессии.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
Место проведения: Учебная аудитория «Устройство автомобилей».
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор/телевизор.
Литература для преподавателя: А.П. Пехальский «Устройство автомобилей»
Средства обучения: Плакаты; Раздаточный материал; Справочный материал. Видеоматериал.
ПЛАН УРОКА:
Время на проведение занятия: 2 урока по 45 минут.
Организационный момент – 8 мин.
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности – 10 мин.
Постановка задачи перед обучающимися – 2 мин.
Объяснение нового материала – 25 мин.
Перерыв – 5 минут.
Объяснение нового материала – 20 мин.
Рефлексия – 15 мин.
Подведение итогов – 5 мин.
Домашнее задание – 5 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Приветствие обучающихся;
Проверка присутствующих;
Проверка готовности обучающихся к занятию.
Сообщение темы и образовательной цели занятия
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Создание у обучающихся мотивации к осмысливанию значимости выполняемой работы для осуществления профессиональной деятельности.
3. Постановка задачи перед обучающимися.
Разъяснение обучающимся образовательной задачи занятия.
4. Объяснение нового материала
Изучить определение понятий «Автомобиль» и «Подвижной состав автомобильного транспорта»
Изучить классификацию отечественного подвижного состава.
Изучить основные характеристики автомобиля.
Изучить маркировку отечественного подвижного состава.
5. Рефлексия.
Сегодня я узнал...
Было интересно...
Было трудно...
Я научился...
Теперь я могу...
Анализ и подведение итогов урока.
Сверяем достигнутые результанты с поставленными целями и задачами занятия.
Домашнее задание.
Подготовка ответов на вопросы по теме:
Автомобиль – это…
Что называют подвижным составом автомобильного транспорта?
На какие типы классифицируют автомобили в зависимости от назначения и проходимости, их краткая характеристика?
КОНСПЕКТ УРОКА
1 КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА.
Классификация автомобилей – это разделение их на группы, классы или категории в зависимости от конструкции, назначения или технических особенностей.
Автомобиль – это самоходное безрельсовое транспортное средство, приводимое в движение собственным двигателем и предназначенное для перевозки грузов, людей или выполнения специальных операций.
Подвижным составом автомобильного транспорта называют автомобили, автомобильные поезда, прицепы и полуприцепы.
Подвижной состав автомобильного транспорта очень разнообразен (рис. 1).
По назначению подвижной состав автомобильного транспорта подразделяются на пассажирский, грузовой и прицепной.
Специальный
Рис. 1 – Классификация подвижного состава по назначению и проходимости
НЕСМОТРЯ НА РЯД ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ РАЗЛИЧИЙ, МЕЖДУ НИМИ ИМЕЕТСЯ МНОГО ОБЩЕГО.
Подвижной состав общего назначения служит для выполнения различных транспортных перевозок, специализированный — только определённых транспортных перевозок, а специальный — для производства разнообразных нетранспортных работ.
Пассажирский подвижной состав (рис. 2) предназначен для перевозки людей. К нему относятся легковые автомобили и автобусы.
Легковые автомобили служат для индивидуальной перевозки пассажиров (до 8 чел.).
Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров.
а |
б |
Рис. 2. Пассажирский подвижной состав: а — легковой автомобиль; б — автобус |
Грузовой подвижной состав служит для перевозки грузов различных видов. Основной частью грузового подвижного состава являются грузовые автомобили (рис. 3), которые можно классифицировать по назначению: автомобили общего назначения, автомобили специального назначения и специализированные.
|
|
|
а | б | в |
Рис. 3 – Грузовой автомобиль: а – общего назначения; б – специализированный; в – специальный. |
Автомобили общего назначения имеют кузова в виде платформы с бортами и применяются для перевозки грузов всех видов, кроме жидкости (без тары).
Специализированные автомобили оборудованы кузовами, приспособленными для перевозки грузов определённого вида, с саморазгружающимися кузовами (самосвалы), и автомобили-цистерны для цемента, нефтепродуктов, молока, автомобили с кузовами для перевозки животных и т. д.
К специальному подвижному составу относятся автомобили, созданные на базе шасси грузовых или легковых автомобилей и автобусов в результате установки на них специального оборудования или в результате изменения конструкций самих автомобилей. Специальные автомобили выполняют различные, строго определённые функции. Так, например, специальные автомобили на шасси грузовых — это автобетономешалки, автокомпрессоры, пожарные автомобили и др.
Автопоезда позволяют увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. Так, в одинаковых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом на 25... 30 % ниже, а производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночного автомобиля.
Автопоезда состоят из автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов (рис. 4).
|
|
|
а | б | в |
Рис. 4 – Автомобильные поезда: а — прицепной; б — роспуск; в — седельный |
Прицепной подвижной состав (рис. 5) включает в себя прицепы и полуприцепы, которые, как и автомобили, могут быть общего назначения, специализированными и специальными. Кроме того, прицепы могут быть легковыми и грузовыми.
|
|
|
а | б | в |
Рис. 5 – Прицепной состав: а — грузовой прицеп; б — легковой прицеп; в — полуприцеп |
По проходимости (рис. 6), т. е. по степени приспособления к работе в тех или иных дорожных условиях, различают автомобили дорожной (обычной), повышенной и высокой проходимости.
Проходимость подвижного состава (способность двигаться по плохим дорогам и вне дорог) различна в зависимости от его типа и назначения.
В основу разделения подвижного состава по проходимости положена колёсная формула, выражающая цифровым индексом общего число колёс автомобиля к числу его ведущих колёс.
Автомобили дорожной (обычной) проходимости (колёсная формула 4х2) используют главным образом на дорогах с усовершенствованным (асфальтобетонным) покрытием.
Автомобили повышенной проходимости (колёсная формула 4х4 и 6х4) могут двигаться по дорогам с усовершенствованным (асфальтобетонным) покрытием и по грунтовым дорогам.
Автомобили высокой проходимости (колёсная формула 6х6 и 8х8) могут двигаться по всем типам дорог и вне дорог.
|
|
|
дорожный | высокой проходимости | повышенной проходимости |
Рисунок 6 – автомобили различных классов проходимости |