12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Салмиярова Л.М.37
Россия, Башкирская респ., Салават
2

Классные часы психологической коррекции «Эмоции и стресс»

 

 

Классный час

Эмоции и стресс

Цель: определить понятие и причины стресса, понять страхи, устойчивость организма к стрессу, пути выхода стрессовых состояний.

Оснащение: тетради, ручки.

У ч и т е л ь. Эмоции — радость, печаль, страх, гнев и др. — это субъективная оценка жизненных ситуаций. Эмоции ж столько отражают действительность, сколько отношение к ней человека. Эмоции оказывают существенное влияние на физиологические и психические процессы в организме Положительные эмоции благотворно влияют на состояние организма. Зачем же природа наделила человека отрицательными эмоциями? Они помогают мобилизовать силы организма для преодоления опасных ситуаций, например, спастись от нападения, убежать от опасности. При любой сильной эмоции (страхе, гневе) в организме выделяет адреналин, который повышает артериальное давление, усиливает сердцебиение, в результате чего кровь прилива­ет к мышцам и человек мобилизует свои силы для совер­шения действия. Описанная реакция называется стрессо­вым ответом.

Термин «стресс» в науку ввел канадский ученый Ганс Селье. Стресс — это защитная реакция организма на воздействие стрессового фактора (ситуация опасности, силь­ная эмоция, как положительная, так и отрицательная, эмоциональный конфликт). Стресс, длительно воздейству­ющий на организм, ведет к дистрессу: например, в тече­ние жизни «неотреагированные реакции» накапливаются; приводя к болезням. Самыми распространенными из них являются гипертоническая болезнь, язва желудка, стено­кардия, инфаркт. Вот и кажется нам, что стресс— это плохо. В состоянии дистресса организм не в состоянии адекватно ответить на сильный раздражитель. Состояние стресса и дистресса для каждого человека индивидуально. Все зависит от уровня психического здоровья, состояния нервной и сердечно-сосудистой системы.

О чем мы говорили на прошлом уроке? Что вы записали в тетрадях? Теперь давайте представим, что испытывают люди, которым нагрубили, которых обругали, на которых накричали, а они не могут ответить? Что испытываете вы в такой ситуации? (Обсуждение в группах и ответы.)

Когда на нас кричат, а мы не можем ответить, каждый из нас сильно переживает, сильно волнуется, внутри зреет взрыв. Такое состояние называется стрессом. Стресс переводится с английского как «давление, напряжение, усиление». Мы сейчас с вами говорили о стрессе со знакомом минус». А бывает ли стресс со знаком «плюс»? (Обсуждение в группах 3 минуты.)

Стресс со знаком «плюс» — это двигатель жизни», - говорил Ганс Селье, канадский, ученый» который впервые описал это состояние у человека и животных. Рассчитайтесь в группах на первый-второй и встаньте в пары. Первые номера начинают шуметь и пугать, вторые номера, которые пускаются наутек, — начинают бежать на месте. (1—3 минуты.)

Стоп! А теперь поменяйтесь ролями. (1—3 минуты.)

Стоп! Вы продолжаете кричать, а номер один стоит на месте. (1 - 3 минуты.)

Стоп! Вопрос к номеру один: что легче, бежать или стоять на месте? .

Учитель (подводит итог): .Стресс —это выделение в организме гормона адреналина— особого вещества, которое заставляет наши мышцы двигаться быстрее, и если мы двигаемся, нам легче, а если мы стоим на месте, нам хочется бежать. То есть активное действие — это хороший, естественный выход из стресса, способ справиться с ним. Какие есть другие пути выхода из стресса? (Если прозвучит ответ «наркотики, алкоголь, сигареты», то учитель говорит, что выход из стресса бывает естественный v искусственный.)

А что такое, по-вашему, страх? Попробуйте нарисовать страх.(5 минут.)

Когда человеком овладевает страх, он сильный или слабый? Вы знаете, что люди в разных странах, в том числе и в России, подвергаются угрозе терроризма? А что такое терроризм? Что вы о нём знаете? (Можно напомнить о террористических актах в Москве, Нью-Йорке, Тель-Авиве.)

Послушайте, что написал лейтенант армии обороны Израиля Григорий Асмолов. «Мы все хотим быть в безопасности, к этому стремится все живое, на Земле. Терроризм стучится в каждую дверь, в сердце каждого, заражая его страхом. Главные жертвы террора — это не те, чьи тела лежат под покрывалом на асфальте, а оставшиеся в живых. Самое бесчеловечное в терроризме то, что убивают тебя потому, что ты — тело, ты — средство, материал, и тех, кто тебя убивает, совершенно не интересует твоя личность, которая достойна любви или ненависти».

Сожмитесь на своих стульях, согнитесь, плотно сожмите веки, закройте голову руками. (15 секунд.)

Откройте глаза, выпрямляйтесь. Как легче сидеть? А когда люди сидят согнувшись? Когда труднее сидеть? Вы секунды были в том состоянии, когда страшно, а наркотик проникает в организм человека и действует на него устрашаю­ще. Человек подчиняется ему, начинает слушать только этот наркотик. Наркотик все разрушает внутри человека, как тер­роризм. Ему не важно, какой ты человек, какие у тебя проблемы, какие люди окружают тебя. Человек слушает только наркотик, повинуется ему, становится его рабом. Но нам он не страшен, потому что мы сильнее его. Мы можем преодолеть и стресс, и страх.

Психологический практикум

«Чувства, мысли, поступки: умеем ли мы их раз­личать?»

Нередко бывает так, что человек долго не может пережить обиду. Настроение испорчено на многие дни. А можно попробовать исправить ситуацию?

Давайте потренируемся в умении различать мысли, чувства, действия. Предварительно загляните в словарь в конце книги и убедитесь, что правильно понимаете понятия «чувство», «мысль», «поведение». Теперь приступаем к работе.

Обозначьте каждую ситуацию буквой:

А— мысль, Б — действие, В — чувство.

1) Вы ищете новый способ решения задачи по матема­тике __

2) Вы подходите к холодильнику и достаете банку с компотом__

3) Вы краснеете от смущения __.

4) Вы мечтаете о летних каникулах ___.

5) Вы едите мороженое __

6) Вы предвкушаете завтрашний день рождения _____.

7) Вы радуетесь неожиданной посылке ____.

8) Вы быстро мчитесь вниз с горы на велосипеде ___.

9) Вы огорчаетесь оттого, что отец пообещал, но за­был вас взять к себе в гости ____.

10) Вы приходите в ярость оттого, что вместо ожидаемой четверки получили двойку ___

11) Вы аккуратно развешиваете одежду в шкафу__

12) Вы огорчаетесь от известия, что лучший друг пере­езжает в другой город ___

13) Вы пытаетесь решить, пойти в кино или поиграть с друзьями __

14) Вы злитесь от того, что в школе потеряли новый калькулятор ____,

15) Вы размышляете над тем, продолжить учебу в школе или пойти в училище __

16) Вы плачете от того, что поссорились с подругой ______.

17) Вы выполняете домашнее задание ___.

18) Вы сердитесь из-за того, что сестра включила теле­визор очень громко __

19) Вы выбираете книгу в библиотеке __

20) Вы интересуетесь, как живется знакомой в Кана­де ___ .

Соберитесь все вместе и обсудите свои ответы в группе. После объяснения каждого пункта приведите собственные примеры. Используйте рисунок «Мысли, чувства, поведение», проставив количество своих ответов по вопроснику.

Попробуйте ответить на вопрос: какова доля чувств и мыслей в поведении мужском? женском?

Какая это эмоция?

Умеем ли мы распознавать эмоции? Свои? Чужие? Рас­смотрите рисунки и определите настроение, изображен­ное на них. Радом со словом поставьте номер рисунка, который соответствует перечисленным эмоциям.

 

1, Огорчение.

2, Веселье.

3, Удивление

4, Гнев.

5, Грусть.

6, Недовольство.

7, Удовольствие.

8, Доброжелательность.

9, Страх.

 

 

 

 

 

Сравните свои ответы с ответами других. Уточните друг у друга, какое настроение вы имели в виду под тем или иным номером. Если есть расхождения, выясните: поче­му? Придите к общему мнению. Подумайте над многооб­разием эмоционального мира: насколько по-разному мы воспринимаем одного и того же человека, насколько по-разному мы воспринимаемся разными людьми, находясь в одном настроении. Что, по-вашему, облегчает взаимо­понимание? Какова роль правильного распознавания эмо­ций другого человека для общения с ним?

Аутогенная тренировка как средство самовоспитания

X. Ибрагимов, Воспитание школьников № 4, 1995г.

Аутогенная тренировка первоначально использовалась в медицинских кабине­тах, со временем стала применяться не только в лечебных целях. Все более активно она проникает ныне в сферу педагогики.

Слово «аутогенный» состоит из двух греческих слов: «ауто» - сам, «генный» - порождающий, производящий, т.е. "самопорождающая» тренировка, или тре­нировка, производимая самим челове­ком. Источником аутогенной тренировки считают европейскую систему самовну­шения, древнейшую индийскую систему йогов и учение о гипнозе.

Начало целенаправленного использо­вания этого метода относится к 1932 г., когда вышла книга немецкого пси­хотерапевта И. Г. Шульца «Аутогенная тренировка», вскоре переведенная на многие языки и выдержавшая большое число изданий. И. Шульц рекомендовал аутогенную тренировку как средство ле­чения и профилактики неврозов.

Аутогенная тренировка, по Шульцу, складывается из двух ступеней: низшей и высшей. Первая ступень состоит из шести упражнений, получивших назва­ние стандартных. На этой ступени ос­ваиваются формулы, с помощью кото­рых, натренировав себя, можно нау­читься управлять сосудами, солнечным сплетением, печенью, сердцем и т.д. Вторая ступень - овладение аутогенной медитацией (самосозерцанием), в ре­зультате чего человек может научиться управлять своими чувствами, представ­лениями и мыслями, вызывая у себя те или иные образы и ощущения.

За последние годы теоретические и практические знания об аутотренинге значительно обогатились. Создан и в течение ряда лет работает «Интерна­циональный координационный комитет для клинического применения и обуче­ния аутогенной терапии», созываются международные конгрессы по этой про­блеме.

В нашей стране аутогенная трениров­ка стала систематически изучаться и применяться с конца 50-х годов - сна­чала для лечения и профилактики рас­стройств нервной системы. Пионерами в лечебном применении аутогенной тре­нировки в нашей стране стали А.М. Свядощ и Г. С. Беляев.

Отсутствие ритма в деятельности, не­обходимость сдерживать внешнее про­явление эмоций создают у человека предпосылки к утрате навыка произ­вольного расслабления, к появлению стойкого гипертонуса мышц. Исследо­вания показывают, что у школьников, студентов, преподавателей вузов навык произвольного расслабления находится на низком уровне, вследствие чего рез­ко проявляются беспокойство, тревога, гнев и другие отрицательные эмоции. Это препятствует созданию чувства по­коя, удовлетворенности.

Аутогенная тренировка предполагает мышечное расслабление и самовнуше­ние. При помощи специальных упраж­нений достигается состояние расслаб­ления - релаксация. В этом состоянии оказывается возможной саморегуляция тех функций организма, которые в обычных условиях не поддаются управ­лению. В состоянии физического и пси­хического расслабления путем внушения и самовнушения можно создать уста­новки, которые улучшат поведение школьника. Ценность аутогенной трени­ровки состоит также в том, что она способствует уменьшению эмоциональ­ного напряжения, что особенно важно при выходе из стрессовых ситуаций.

Особенность релаксации, достигаемой при помощи аутогенной тренировки, со­стоит в том, что это своеобразное гипноидное состояние, для которого характерно произвольное расслабление мускулатуры и вегетативного аппарата, а также известное сужение сознания. Некоторые педагоги считают недопусти­мым такое воздействие на ребенка. Но современная медицина характери­зует аутогенную тренировку как оказы­вающую положительное влияние на пси­хическое состояние и здоровье чело­века.

Состояние релаксации - это, разуме­ется, не гипноз. В гипнозе человек пассивен, он полностью подчинен гип­нотизеру. Релаксация достигается ак­тивным воздействием человека на соб­ственный организм. В этом одно из его достоинств в сравнении с гипнозом.

Сеанс релаксации проводит препода­ватель. Но это отнюдь не означает, что школьник остается пассивным. В ходе сеанса ученик сам при помощи специальных словесных формул и пред­ставляемых образов вводит себя в со­ответствующее состояние. Одновремен­но действуют самовнушение и внушение извне.

В условиях релаксации (при физиче­ском и психическом расслаблении) зна­чительно повышается сила внушения и самовнушения. Кроме того, возникает эффект, названный Г. Лозановым гипермнезией (сверхзапоминанием). Применение аутотренинга с исполь­зованием специальных внушений оказывает нормализующее воздействие на некоторые психические отклонения.

Опыты, проведенные с разными воз­растными группами учащихся, показали, что коллективной релаксацией под ру­ководством педагога могут заниматься школьники, начиная с 12 лет. Однако легче организовать планомерные заня­тия аутогенной тренировкой со школь­никами 14 - 15 лет. Это связано со стойким стремлением старшеклассников заниматься самовоспитанием. В более раннем возрасте интересы детей быстро меняются, и провести систематический курс сложнее. Но и для старших под­ростков занятия аутотренингом не всег­да представляют интерес. Ведь в группу приходится часто собирать «трудных» детей, которые обычно проявляют не­гативизм ко всякого рода занятиям, если не видят в них реального смысла. Далеко не всегда мы встречаемся с желанием школьников заниматься ауто­генной тренировкой. Поэтому одна из первоочередных задач педагога состоит в том, чтобы заинтересовать ребят тех­никой психической саморегуляции, по­казать им возможности, которые от­крывает перед человеком этот вид ра­боты над собой.

С чего начать? Первую встречу с ребятами целесообразно начинать с де­монстрации опытов, чтобы пробудить у школьников интерес к аутотренингу.

Как уже на первом занятии раскрыть подросткам сущность психорегулирующей тренировки, какие дать сведения о психической саморегуляции? На этот вопрос обстоятельно отвечает И.Е. Шварц. В своих работах он приводит примерное содержание первой беседы со старшеклассниками.

«Все вы умеете сознательно управлять своим поведением. Это первооснова всей нашей деятельности. Вы на уроке слушаете учителя и стремитесь понять и запомнить то, что он рассказывает; вы управляете своим поведением, об­щаясь с товарищами; вы принимаете решение, когда перед вами выбор - пойти в кино или сесть делать уроки. Однако внутреннее состояние человека не подвластно сознательному управле­нию. Мы не можем себе приказать не краснеть, если смущены или взволно­ваны. Мы не можем, приказать себе вмиг изменить грустное настроение на веселое, мы не в состоянии созна­тельно повысить или понизить темпе­ратуру тела - все это происходит не­произвольно. Более того, мы нередко краснеем, смущаемся, волнуемся по­мимо нашего желания, во вред той деятельности, которой занимаемся.

Учитель вызвал ученика к доске для ответа. Материал школьник знает не очень глубоко и думает про себя: «Толь­ко бы не покраснеть». И тут же кровь приливает к лицу. Учитель говорит

Успокойтесь, Петров, не краснейте. — А я и не краснею. Сказал и еще более смутился, стал пунцово-красным.

Такие или подобные картины вы часто наблюдаете в жизни. Излишнее волне­ние мешает спортсмену в ответственных соревнованиях, чувство скованности де­лает нас замкнутыми, неуклюжими именно там, где хочется быть общи­тельным, ловким.

Нельзя ли найти способ, при помощи которого человек сам мог бы надежно управлять своим внутренним состояни­ем?

Такой способ есть. Для того чтобы вы поняли, на чем он основан, проведем опыт. Посмотрите мне в глаза! Очень хорошо. Представьте себе лимон. Отрезаем ломтик лимона. Посыпали его сахаром. Отчетливо, ярко представляйте себе, как мы это делаем. Влажный от сока ломтик лимона кладем на язык. Во рту кисло. Чувствуем кислоту. Представили отчетливо: лимон во рту, чув­ствуем кислоту, кисло...

Вот теперь у нас началось сильное слюноотделение. Под влиянием словес­ного внушения рот увлажнился. Прямого пути для этого нет. Если мы скажем сами себе: «Рот увлажнился» - резуль­тата не будет, а вот путем внушения, через яркие представления мы достигли цели.

На этом принципе основана методика аутогенной тренировки - своеобразной психической гимнастики, помогающей управлять своим внутренним состоянием. Суть аутогенной тренировки заключа­ется в том, что мы путем расслабления мышц, а также специально подобранных словесных формулировок и образных представлений, связанных с ними, до­биваемся желаемых физиологических или психических состояний.

Например, мысленно представляя се­бе тепло в кисти правой руки, можно добиться расширения сосудов и усиле­ния притока крови в правой руке. Рука становится теплее на несколько десятых градуса.

Техника психической саморегуляции требует серьезной, систематической ра­боты. Вы должны научиться погружаться в физический и психический покой, ощущать тяжесть и тепло руки. Состо­яние это очень полезное, его можно использовать как отдых после трудной работы.

Если у вас нет вопросов, мы можем приступить к первому сеансу».

В целом занятие аутотренингом со­стоит из нескольких частей:

1. Успокоительная часть. На основе мышечного расслабления и внушения достигаются раскованность всего орга­низма и психический покой.

2. Направленное управление вегета­тивной системой организма. Путем вну­шения и самовнушения достигаются ощущения тяжести, повышенного тепла правой руки и другие состояния.

3. Мобилизационная часть. Вводятся формулы, направленные на решение воспитательных задач, или предлагается для прочного усвоения учебная инфор­мация.

Вот несколько упражнений, предло­женных И.Е. Шварцем.

Первое упражнение: психический покой.

Займите на стуле удобную для себя позу. Опустите голову слегка вниз. Руки положите на колени. Закройте глаза. Начинайте выполнять первое упражнение «физический покой». Расслабьте мышцы тела. Шепотом произносите:

«Мои мышцы расслаблены».

Расслабиться - значит, освободиться от всех мышечных зажимов. Произне­сите еще раз: «Мышцы расслаблены», постарайтесь почувствовать расслабле­ние.

Сконцентрируйте внимание на руках. Произнесите: «Руки расслаблены». Сде­лайте паузу. Постарайтесь почувство­вать расслабление рук. Произнесите: «Руки расслабленные, вялые. Хорошо чувствую это».

Ваше внимание устремилось к ногам. Произнесите: «Расслаблены ноги, рас­слаблены мышцы ног, расслаблены пальцы ног, расслаблены мышцы бе­дер, все мышцы ног расслабленные, вялые».

Шепотом сказали эти фразы и по­чувствовали расслабление рук и ног. Продолжайте расслабление всего тела.

Произнесите: «Расслабились мышцы спины, расслабились шейные мышцы. Все тело расслабленное и вялое».

Представьте себе, что вы лежите на пляже, закрыли глаза, и все тело, согретое солнцем, расслабилось. Про­изнесите шепотом несколько раз с па­узами: «Каждый мой мускул расслаблен и вял. Невесомость. Я как парящая птица в воздухе».

Через 5-6 минут вы добьетесь от­четливого состояния отдыха всего тела.

Повторите в следующие дни это уп­ражнение. Если у вас не получится, значит, вы допустили ошибки.

Ошибки могут быть нескольких видов:

вы плохо концентрируете внимание. Постарайтесь сосредоточиться на выра­батываемом состоянии;

не удается добиться глубокого рас­слабления определенных групп мышц. Определите, какие мышцы плохо рас­слабляются. Увеличьте время на их рас­слабление;

не удается представить картину рас­слабления на пляже. Ищите другой со­ответствующий вашему предшествующе­му опыту образ (картину), используйте его во время упражнения.

В течение недели вы должны нау­читься вырабатывать у себя состояние физического покоя.

Следующее задание дается через не­делю после овладения первым упраж­нением.

Вы уже овладели первым упражнени­ем. Научились расслаблять мышцы и вырабатывать физический покой. Те­перь следует научиться вырабатывать психический покой.

Займите позу пассажира в самолет­ном кресле. Закройте глаза. Проведите первое упражнение.

Итак, вы расслабились. Шепотом ска­жите: «Полный физический покой». По­чувствуйте состояние покоя. Переходите к следующему упражнению. Только на фоне физического покоя можно достичь состояния психического покоя. Шепотом скажите: «Все мысли ушли. Я сосре­доточен на покое. Все тревоги, заботы ушли. Покой, как одеялом, окутал ме­ня». Вызовите знакомые вам по пред­шествующему опыту представления (ле­жу на берегу, смотрю на воду, лежу на поляне, смотрю в небо). Шепотом:

«Сливаюсь с природой. Растворился (лась) в природе. Покой, отдых. Я отдыхаю».

На выработку состояния психического покоя надо затрачивать 5 - в минут, не считая времени, которое потрачено на первое упражнение. Следовательно, продолжительность самостоятельного занятия, в течение которого выраба­тывается психический покой, - 10 - 12 минут. Если все делалось правильно, с желанием и верой в успех, вы до­стигли состояния релаксации - физиче­ского и психического расслабления.

Теперь необходимо постепенно выйти из этого состояния. Шепотом скажите:

«Расслабленность мышц ушла. Сила, энергия, мощь. Готов к работе». От­кройте глаза. Сделайте небольшую фи­зическую разминку.

В течение недели, в удобное для вас время, ежедневно проводите упражне­ния «физический и психический покой». Продолжительность каждого занятия — 12 - 15 минут.

Третье упражнение «Тяжесть» прово­дится через неделю после разучивания упражнений «физический и психической покой».

Проведите в течение 8-10 минут знакомые вам упражнения «физический и психический покой». Теперь начинай­те разучивание нового упражнения. Ше­потом произнесите: «Мои руки тяжелые, в руках ведра с водой, тяжелые руки. Кисти рук тяжело давят на бедра. Чув­ствую тяжесть в правой руке». Мышцы напрягать не надо. Пальцы в кулак не сжимайте. Правая рука тяжелая. В пра­вой руке тяжелый портфель, набитый книгами. Портфель своей тяжестью тя­нет правую руку вниз. Правая рука давит на колено правой ноги. Рука приятно отяжелела. Рука лежит спо­койно, неподвижная, тяжелая. Сами вырабатываем тяжесть правой руки. Тя­желая. Полный физический и психиче­ский покой. Правая рука тяжелая. Вы чувствуете тяжесть правой руки. Со­средоточьте все свое внимание на вы­работке состояния тяжести рук. Затем шепотом скажите: «Тяжелые ноги. Ноги наливаются свинцом. Тяжесть». Про­должайте упражнение до тех пор, пока не почувствуете тяжесть рук и ног. Шепотом произнесите: «Все тело тя­желое. Тяжелые руки, тяжелые ноги, все тело тяжелое».

Продолжительность выработки состо­яния тяжести на каждом занятии - 6 - 7 минут. Ежедневно на протяжении недели проводите занятия аутотренин­гом, включая в него все три упражнения (физический покой, психический покой, тяжесть). Примерная продолжительность каждого занятия - 15 - 20 минут.

Не забывайте правильно выходить из состояния погружения. Сначала уберите тяжесть. Произнесите шепотом: «Тя­жесть ушла. Руки стали легкие. Ноги легкие». Почувствовав легкость, сразу приходите к выходу из состояния ре­лаксации. Снимите состояние психиче­ского и физического покоя. Шепотом произнесите: «Энергия, мощь. Готов активно действовать. Глаза открыть».

Упражнение четвертое «Тепло» прово­дится через неделю после овладения упражнением «Тяжесть».

На фоне состояния физического и психического покоя, тяжести тела на­чинайте самовоздействие, направленное на выработку состояния тепла. Шепотом произнесите: «Полный физический и психический покой, тело тяжелое. Руки теплеют. Руки в теплой воде. Теплая вода согревает руки. Вода приятно ще­кочет кончики пальцев. Кисти рук теп­лые. Ладони на горячей батарее. Чув­ствую приятное тепло в правой руке. Моя правая рука погружена в нагретый солнцем песок. Песок нагревает правую руку. Кровеносные сосуды в руке рас­ширились. Приятное тепло струится из плеча в предплечье, из предплечья а кисть правой руки. Правая рука теп­лая».

Постарайтесь после каждой произне­сенной фразы почувствовать тепло. Ше­потом скажите: «Теплые ноги, теплые стопы ног. Теплые голени ног. Теплые бедра. Теплая волна прошла по ногам. Все тело тяжелое и теплое. Горячая кровь согревает правую руку. Приятное тепло проходит по рукам. Тепло доходит до пальцев. Чувствую тепло в кончиках пальцев. Я научился расширять сосуды в руке. Я могу расширять сосуды в руке. Я сам выработал состояние фи­зического и психического покоя, тяже­сти и тепла правой руки». Ваше внимание, как теплый луч све­та, которым вы медленно проводите по всем мышцам тела. Через 5-6 минут вы должны отчетливо почувство­вать состояние тепла. Тренировку че­тырехэлементного сеанса проводите ежедневно на протяжении всей недели. Постепенно сокращайте на 1 - 2 минуты время, отводимое на каждое упражне­ние. Доведите время (не снижая ка­чество вырабатываемых состояний) до 10 - 15 минут.

Напоминаем, что каждый сеанс дол­жен завершаться выводом из состояния погружения. Опорные формулы для вы­вода из состояния погружения: «Хорошо отдохнул (ла). Чувствую легкость во всем теле. Чувствую бодрость и све­жесть. Полон сил и бодрости. Готов к очередным занятиям. Я буду считать до 10. Когда скажу 10, глаза будут открыты. Раз-два... Тяжесть правой ру­ки уходит. Три-четыре... Тепло правой руки уходит. Пять-шесть... С каждым вдохом уходит теплота и тяжесть правой руки. Семь-восемь... Настроение хоро­шее, хочется встать и действовать. Девять-десять... Глаза открыты, глубо­кий вдох. Потянулись и улыбнулись. Я — как сжатая пружина, готовая распря­миться. Настроение хорошее, хочется встать и действовать. Глаза открыть, глубокий вдох». Сделайте физическую разминку.

При подготовке к занятиям не следует заучивать весь текст формул с ком­ментариями и пояснениями. Но основ­ные формулы необходимо запомнить. Во время сеанса неизбежна импрови­зация. Каждая фраза должна быть ко­роткой, категоричной, понятной уча­щимся.

По мере овладения школьниками тех­никой аутотренинга время проведения релаксопедического занятия сокращает­ся с 30 — 35 минут до 20 - 15 минут. Сокращается и количество вводимых формул. Необходимо только соблюдать строгую последовательность: сначала даются формулы физического и психи­ческого покоя, затем - ощущения тя­жести и теплоты руки.

Весь сеанс преподаватель проводит тихим, спокойным, уверенным голосом. Отдельные, наиболее существенные формулы произносятся несколько гром­че. После каждой основной формулы - пауза 5-10 секунд. Комментарии и пояснения даются шепотом, быстро. Начиная сеанс, следует обратить вни­мание на позу учащихся, посмотреть, в каком положении находятся руки, посоветовать расслабить мышцы. На первых сеансах необходимо предупреж­дать школьников, что самим, без ко­манды, глаза открывать нельзя.

Иногда, в начале сеанса, отдельные ученики не могут или не желают со­средоточиться на внушающем воздей­ствии. Все уже закрыли глаза, а один подросток еще не решается это сделать или закрыв глаза улыбается. В этих случаях педагогу следует подойти к уче­нику и категорично приказать: «Никакой критики! Спокойно!». Можно при этом легко положить руку на голову ученику.

Стимулирование активности достига­ется следующими формулами: «Повто­рите шепотом», «Повторяйте за мной как эхо», «А теперь прочувствуйте ска­занное!», «Вспомните это ощущение!».

Для того чтобы учащиеся чувствовали уверенность в правильности своей ра­боты, можно во время сеанса их под­бадривать: «Работаете правильно!», «Хорошо, все вошли в состояние по­коя!», «Продолжайте так же хорошо работать!», «Я вижу, как вы все ра­ботаете. У всех получается хорошо!».

Практическое значение аутогенной тренировки определяется прежде всего содержанием ее мобилизационной части. Оно обусловлено задачей, которую ста­вит перед собой педагог. После ауто­генного погружения следует учебная ин­формация. Вследствие эффекта сверх­запоминания учащиеся усваивают зна­чительный объем учебного материала.

В мобилизующую часть занятия вво­дятся также формулы воспитательного значения, легко реализуемые школьни­ком в его поведении или отношениях к окружающим. Например: «Сегодня в 6 часов примусь за уроки». После до­стижения успеха в реализации простых и конкретных внушений можно перейти к формулам, требующим изменений в установках и в мотивационной сфере школьников. Например: «Я полностью контролирую свое поведение», «Я спо­коен и сосредоточен», «Я могу и хочу во всем быть сдержанным», «Я всегда отвечаю за свои поступки». Можно ис­пользовать также настрои Г.Н. Сытина (см. «Воспитание школьников», 1993 г., № 1).

Применение аутотренинга как средства воспитания эффективно лишь в тех слу­чаях, когда внушение не только реали­зуется, но и приносит удовлетворение школьнику. Следовательно, необходимо стимулировать реализацию применяемых внушений, поощрять школьников при их осуществлении. Занятие должно быть связано со всей системой воспитания, а не представлять собой изолированное педагогическое средство.

Занятия, преследующие психогигиени­ческую цель, проводятся с группой уча­щихся, объединенных в соответствии с характером имеющихся у них психиче­ских отклонений. Например, в моби­лизационной части занятия вводятся формулы типа: «Я уверен в себе», «Я спокоен». Внушенные установки оказы­вают нормализующее влияние на пси­хическое состояние, помогают школь­нику воспитать волю и характер.

Классный час

«Роскошь и нищета общения»

Цель классного часа: Помощь в самоопределении подростков, выборе жизненных позиций, осознании своих отношений с окружающим миром. Способствовать выработке у них адекватной самооценки, позитивного отношения к окружающему миру, механизма противостояния отрицательным явлениям жизни.

Форма проведения: этический диалог на заданную тему.

Литература: А. Шемшурина «Этическая грамматика» - Воспитание школьников: №2, 1996г.

 

- Этот раздел – о культуре общения. Что мы с вами знаем об этом? Что необходимо человеку, чтобы овладеть искусством общения? Постараемся выделить основные составляющие процесса общения. Как выдумаете, каковы они?

- Любое общение – это контакт как минимум двух людей. И он непременно сказывается на нашей психике, на здоровье и самочувствии. Почему?

- Потому что общение имеет несколько функций: обмен информацией, побуждение (к действию, поступку, мысли и т.д.), ответную реакцию. При каком условии все функции будут в ладу друг с другом? Если есть налаженный контакт, доброжелательный тон. Иными словами, психологический эффект общения зависит иногда больше, чем от содержания. Попробуйте вспомнить ситуации, которые были у вас дома, в транспорте, лицее, группе.

(Обучающиеся приводят примеры диалогов, которые анализируются, отрицательные диалоги переигрываются на более доброжелательной волне).

- Чувствуете разницу? Группа медиков, изучая связь между поведением и здоровьем человека, пришла к выводу, что люди несдержанные, вспыльчивые, предъявляющие слишком много претензий к окружающим, не умеющие налаживать контакт, в подавляющем большинстве своем поражены сердечно-сосудистыми заболеваниями, либо предрасположены к ним. Более того, общение с ними является фактором риска и провоцирует такие же заболевание у окружающих. Специалисты подчеркивают, что сердечно-сосудистые заболевания – это болезни образа жизни!

Как видите, культура общения чрезвычайно важна. В чем она? Попробуем это установить, занеся в «свиток» «секреты общения», которые у каждого есть.

(Заполняется «свиток». При чтении его наиболее важные «секреты», помогающие общению, выписываются на доске. Получается своеобразная «памятка общения», выработанная самими детьми.)

- Следовательно, культура общения – это усвоенная привычка гуманного подхода к другому человеку, лежащая в основе нравственной установки при контакте с людьми. В чем суть такой нравственной установки? Попробуем разобраться.

Учитель веером раскладывает на столе или укрепляет на доске листы, на которых записаны составляющие элементы нравственной установки. Обучающиеся о желанию вытягивают листочки и, читая написанное, стараются привести пример.

Содержание страниц веера:

- Заряд на доброжелательность с утра (дома, на улице, в лицее, в общественном месте);

- спорь, да не вздорь;

- не ищи виноватого;

- помни, что категоричность раздражает партнера;

чувство юмора укрепляет общение.

Помни о нашем «веере», и тогда, общение станет соприкосновением душ, и вы почувствуете всю роскошь и радость общения, не погрязнете в его нищете. Но душу другого надо стремится понять. Душа по-гречески – «психе». Внимание к душе другого научит пониманию состояния другого человека по еле уловимым признакам, знакам его проявления.

Поверим, насколько мы владеем таким вниманием в небольшой игре. Требуется определить психологическое состояние, т.е. состояние души соседа по парте по его сегодняшним проявлениям.

Содержание игры: желающий описывает состояние соседа по парте. Сосед подтверждает или опровергает его выводы. Важно сравнить, что получается у ребят чаще: промашка или соответствие.

- Так надо ли учитывать состояние другого в общении с ним?

Концовкой может служить чтение отрывков из сказки Джанни Родари, рассказывающей о путешествии в страну соломенных людей, готовых вспыхнуть от одного слова, страну ледяных, не знающих слова «любовь», восковых, стеклянных, сахарных.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.