Конспект занятия по психологической подготовке к школе «Мир эмоций. Радость»
Конспект занятия по психологической подготовке к школе: «Мир эмоций. Радость»
Цель: Знакомство детей с миром эмоций.
Задачи:
- ввести детей в сложный мир человеческих эмоций;
- способствовать выработки у ребят навыков дифференциации различных эмоций;
- показать, что на наше настроение могут влиять различные факторы (например, погода, произошедшая ситуация, воспоминания, музыка и т.д);
- помочь прожить эмоциональное состояние радости;
- показать, как различными способами можно показать радость;
- научить детей определять радость у других людей.
Ожидаемые результаты: цель и задачи будут достигнуты. Другими словами: дети познакомятся с миром эмоций, узнает, что влияет на возникновение тех или иных эмоций, научатся определять радость у себя и у других людей.
Необходимые материалы: цветной картон для создания «домиков» , пентаграммы эмоций (радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие), МАК «Роботы», книжка «Первые эмоции», Карточки (по количеству детей) «Настроение и погода» из набора Гиты Сташевской «100 и 1 игра для развития ребенка», песня: «От улыбки», листы бумаги А4 (по количеству детей), цветные карандаши.
Ход занятия
Упражнение 1. «Я очень рад тебя видеть»
Описание упражнения:
Дети и психолог передают друг другу мячик и говорят: «Я очень рад/рада видеть тебя (называют имя)…»
Слова психолога: «Дети, сегодня мы начинаем с Вами знакомиться с миром эмоций. Знаете ли Вы что такое эмоции? А настроение человека? Помните, в начале занятия Вы передавали друг другу мячик и говорили, что Вы рады друг друга видеть? Радость – это эмоция? Какие еще вы знаете эмоции?
Упражнение 2. «Чувства в домиках»
Описание упражнения:
Психолог просит поселить человечков с разным настроением (пиктограммы эмоций) в домики определённого цвета. Радость - в желтый домик, грусть – синий, злость – красный, страх - черный, удивление – фиолетовый, спокойствие – зеленый.
Упражнение 3. «Мои эмоции»
Описание упражнения:
Психолог просит детей показать без слов различные эмоциональные состояния, изображенные в книге «Первые эмоции» (см. приложение 1).
Упражнение 4. «Настроение и погода»
Описание упражнения:
Слова психолога: «Дети, а вы знаете, что на наше настроение влияют разные факторы? Одним из таких факторов является погода. Сейчас посмотри на картинку (см. приложение 2), на которой нарисована различная погода и дети с разным настроением. Посмотри, какая погода больше всего соответствует настроению детей? Соедини парочки, назови, что это за настроение и обоснуй свой выбор».
Упражнение 5. «От улыбки»
Описание упражнения:
Психолог включает детям песню «От улыбки». Затем идет обсуждение услышанного. Вопросы к детям:
- О чем вы думали, когда слушали песню?
- Что чувствовали?
- Что хочется делать под такую музыку?
После этого детям предлагается представить, что им улыбнулись в ответ и потанцевать под эту музыку. Психолог повторно включает музыкальное произведение. По окончании музыки необходимо обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.
Далее беседа с детьми. Здесь нужно сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события. Объяснить, что приятное событие (реально произошедшее или же воображаемое) – еще один из факторов эмоций. Психолог также говорит, что характерное проявление радости – улыбка.
Упражнение 6. «Улыбнись и скажи радостно»
Описание упражнения
Психолог говорит, что иногда, когда люди радуются, они не только улыбаются, но и кричат: «Ура». Затем просит детей улыбнуться и сказать три раза: «Ура!».
Упражнение 7. «Нарисуй свою радость»
Описание упражнения
Психолог, говорит, что воспоминания также влияют на наше настроение и предлагает детям вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они были радостные. Затем просит ребят показать рисунки друг другу и рассказать, что на них изображено.
Упражнение 8. «Найди все радостные лица»
Описание упражнения
Психолог дает детям карточки голов из МАК «Роботы» (см. приложение 3) и просит их найти всех радостных людей/роботов и при этом обосновать свой выбор.
Подведение итогов
Вопросы к детям:
- Что мы сегодня проходили на занятии?
- Что нового узнали?
- Как полученные знания можно применить в общении с другими детьми/людьми?
- Понравилось ли Вам сегодняшнее занятие?
- Что больше всего Вам понравилось/не понравилось?
Упражнение 9. Ритуал прощания «До-сви-да-ни-е»
Описание упражнения
Психолог просит детей встать вкруг, взявшись за руки. Затем по слогам произнести слово «до-сви-да-ни-е» 3 раза.
Приложение 1
Книга «Первые эмоции». Радость
Приложение 2
100 и 1 игра для развития ребенка. Карточка «Настроение и погода»
Приложение 3
МАК «Роботы». Дети на занятии